Урок по познанию мира на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Птицы.

Цели: познакомить детей с птицами, учить определять принадлежность животного к своей группе, отличать диких и домашних птиц.
Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.
Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки; бережное отношение к птицам. Осуществлять экологическое воспитание.

Оборудование: картинки птиц, карточки с заданием, фонограмма с голосами птиц; у учащихся - разные по размеру, форме и цвету перья птиц, лупа, ножницы, стакан с водой, цветные карандаши, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, слайдовая презентация, учебник «Познание мира» авторы Аймагамбетова К.А. Идилова Т.С. , рабочая тетрадь к учебнику «Познание мира» авторы Аймагамбетова К.А. Идилова Т.С..

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.
«Посмотрите вверх, вниз, на гостей; улыбнитесь, посмотрите друг на друга, помашите рукой друг другу».
- Ребята, сегодня мы с вами побываем в необычном для нас мире.
- Закройте глаза (звучат голоса птиц)
Медитация.
«Мы слышим чьи-то голоса - это голоса птиц. Слышится широкий взмах крыльев - это птица в полете. Где-то щебечут птицы - они разговаривают о своих делах.
Стоп! Прислушайтесь! Они приглашают нас в свой мир, в свою страну. Открываем глаза»

II. Проверка домашнего задания.

А) Индивидуальная работа на карточках. Игра "Кто лишний?»

Ворона, комар, утка, соловей.

Муха, филин, павлин, кукушка.

Аист, иволга, снегирь, моль.

Грач, шмель, лебедь, удод.

Галка, зяблик, дятел, оса.

Петух, муха, воробей, синица.

Стрекоза, орел, гусь, ласточка

Пчела, синица, страус, пеликан.

Проверка: Кто лишний? (насекомые) По какому признаку мы определяем насекомых? (У насекомых 6 ног) Назовите, одним словом животных, которые остались? (Птицы)

  1. Определение темы и задач урока.

Учитель. Тема нашего урока спрятана в загадке:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это … птица

Учитель. Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? (Ответы детей)

Тема сегодняшнего урока: "Птицы".

Мы должны познакомиться с видами птиц, их строением, оперением и средой обитания.


  1. Актуализация знаний

Учитель. Ребята, что вы знаете о птицах?

Дети высказывают свои знания о птицах.

Учитель. Подберите ассоциации к слову - птицы.

Летающие, зимующие, красивые, певчие, пернатые, весёлые, перелётные, морские, оседлые, полезные, животные

Учитель. Птицы - это песни и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь.

Птицы - дети воздуха. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

Птицы-дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

Птицы - верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных насекомых.

Птицы - это тайна и красота. Птицы - наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!

На сегодняшний день на Земле обитает более 9792 различных видов птиц.

Наука, изучающая птиц, называется орнитология.


А) Работа по учебнику. Рассмотрите рисунок на стр.64. Какие птицы здесь изображены? (фламинго, ласточка, сова, курица, петух, лебедь, гусь, утка, воробей) Что общего у всех этих птиц? (строение, умение летать, оперение). На какие группы можно разделить этих птиц? (дикие и домашние птицы)

  1. Изучение нового материала.
А) Знакомство со строением тела птицы.
Учитель. Познакомимся со строением птиц. Рассмотрите тело птицы. Из каких частей состоит тело птицы? (Учащиеся называют, учитель показывает) Ученики. У птиц есть туловище, голова, клюв, ноги, хвост и крылья. Учитель. Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать.
Сообщение ученика. Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно - толстые и тупые. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Сообщение ученика. У птицы 2 ноги. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц, таких как утка между пальцами - кожные перепонки. Они помогают птичкам грести лапками, будто вёслами.
Сообщение ученика. Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.
Б) Выявление существенного признака птиц.

Учитель. Как мы отличаем птиц от других животных?
(Птицы летают).
Ребята, бабочка тоже летает, значит, она птица?
Ученики. Нет, бабочка - не птица, она насекомое.
Учитель. А по какому признаку мы относим птиц в отдельную группу?
Ученики. Тела птиц покрыты перьями. По оперенью мы обычно и узнаём птиц.

Учитель. Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов.

Перья - это одежда, защита и спасение птиц.

А). Практическая работа.

1) На столах у детей лежат перья - разные по размеру, форме, цвету.

- Чем различаются эти перья? (Цветом, формой, размером.)

- Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.

- А еще у пера есть бородки. Покажите их. Рассмотрите перо под лупой. Обратите внимание, как прикрепляются бородки.

- Что случится, если подует ветерок? (Перья полетят. Они легкие.)

- Разрежьте перо. Что вы видите внутри? (Ничего, внутри пусто.) Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень легкие.

- Обмакните перо в стакан с водой. Изменилось ли перо, намокло ли? (Нет, вода скатилась капельками.) Поэтому перья защищают птицу от воды и сырости.

- Подумайте, для чего нужны птицам маленькие перышки? (Для тепла.)

- Для чего нужны большие перья? (Чтобы летать.)

2) Теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать? (Перья самые разные по цвету, они украшают птиц)

Обобщение: Так каких животных называют птицами?

Для чего нужны птицам перья? (Птицы - это животные, тело которых покрыто перьями. Перья нужны птицам для полёта, защиты, тепла).

  1. Физминутка.

Игра « Птицы»

Учитель. Я буду называть не только птиц, и если вы услышите, что появилось что-то другое: хлопайте. Итак!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны…(дети хлопают).

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…(дети хлопают)

И ещё раз

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки…(дети хлопают)

Даже совы - сплюшки,

Лебеди и утки-

И спасибо шутке!

  1. Расширение представления о многообразии мира птиц.

Учитель. Как называют птиц, которые живут в природе? (Дикие птицы). Сейчас мы познакомимся с некоторыми из них.

А) Ученики загадывают загадки, сообщения о птицах.

Ученик. Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный

Лепит домик под окном

Из травы и глины (ласточка)

Сообщение ученика. Ласточки питаются различными насекомыми, которых ловят прямо на лету, в воздухе. Перед дождем и грозой атмосферное давление понижается, и мошкара опускается ниже к земле. Народная примета - если ласточки начали летать низко, значит - скоро будет дождь.

Ученик. Уличный мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет
Крохи собирает (воробей)

Сообщение ученика. Воробей приносит большую пользу, истребляя множество вредных насекомых. Купаясь в песке, воробей чистит перья. По народной примете подобная песчаная процедура предвещает дождь.

Ученик. Чёрный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор (дятел)

Сообщение ученика. Дятел - большой пестрый дятел без особых усилий выдалбливает дупла, вскрывая ходы короедов. Большой черный дятел с удовольствием поедает черных муравьев-древоточцев, которые поселяются в гниющем дереве. Дятла называют «санитаром леса».

Ученик. Мать, отца не знаю,
Но часто называю,
Детей знать не буду,
Чужим сбуду (кукушка)

Сообщение ученика. Кукушка - отличительной особенностью большинства этих птиц, является их привычка откладывать свои яйца в чужие гнезда и не заниматься самостоятельно выведением собственного потомства.


Ученик. Днём спит, ночью летает и прохожих пугает (сова)

Сообщение ученика. Сова - бесшумный полет, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенная реакция - вот те качества, за которые в народе сов прозвали «пернатыми кошками».

Ученик. Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)

Сообщение ученика. Синица - оседлая птица, беспрестанно находится в движении: перемещаясь с ветки на ветку. Синица истребляет вредных насекомых и зимой, во много раз уменьшая их численность к весне. 12 ноября отмечается «Синичкин день». Народная пословица - «Синица - счастья синяя птица»

Ученик. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять (снегирь)

Сообщение ученика. Снегирь - птица спокойная и солидная, он не станет суетиться, кричать и метаться на кормежке. Он все делает основательно и солидно. Молодого снегиря можно обучить петь подобно лучшему певцу полей - жаворонку. Также они могут подражать канарейкам, свисту, звукам дудочки.

Ученик. Носит серенький жилет, Но у крыльев - черный цвет. Видишь, кружат двадцать пар И кричат: «Карр! Карр! Карр!» (ворона.)

Сообщение ученика. Серая ворона - её простая, тихая и мелодичная песенка совсем не похожа на карканье, а напоминает скорее мурлыканье котенка.

Ученик. Сизый - в луже сидит,

Глуп да сердит,

Житель городской,

Пернатый да босой,

А белый его брат -

Миру в мире рад.

Символ чистоты,

Любви и красоты (голубь)

Сообщение ученика. Голуби в прошлом, когда не было радио, телефонов, самолётов, голуби-почтальоны доставляли письма. В военные годы они передавали срочные донесения. За эти заслуги голубям даже поставлены памятники во Франции и Англии. Белый голубь считается символом любви, добра, мира.

Ученик. Волна в озере встаёт -

Двойка белая плывёт (лебедь)

Сообщение ученика. Лебедь - величавая и грациозная птица. Люди издавна почитали этих птиц как символ чистоты и благородства. Лебеди летают со скоростью 60-80 км/час. Лебедь объявлен национальной птицей Финляндии.

Обобщение: Где живут дикие птицы?

Какую пользу они приносят природе и человеку?


Учитель. Как называют птиц, о которых заботится человек? (домашние птицы). Сейчас мы познакомимся с некоторыми из них.

Ученики загадывают загадки.

Ученики отгадывают загадку и слушают голос птицы.

Ученик. Пёстрая крякуша
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку (утка)

Сообщение ученика. Утки водоплавающие птицы. На лапках у них перепонки, что позволяет им прекрасно плавать. Разведение уток даёт мясо, перо, яйца.

Ученик. Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает (курица)

Сообщение ученика. Курица - за длительную историю одомашнивания человеком выведено большое количество разнообразных пород кур. Куры наиболее полезные домашние птицы. Разведение куриц дает возможность получить не только яйца и мясо, но и перо и пух.

Ученик. Кто так заливисто поёт
О том, что солнышко встаёт? (петух).


Сообщение ученика. Петух - издревле был живыми часами и благодаря своему голосу стал домашним животным. Внешне от курицы обычно отличается крупным гребнем и серьгами, также пышным и часто разноцветным хвостовым оперением. Национальным символом эта птица стала во Франции.

Ученик. Он с утра среди двора:

Бал - бал - бал, балды - балда! (индюк)

Сообщение ученика. Индейки. Самые крупные домашние птицы с крепкими длинными ногами и широким хвостом. На голове и шее кожные образования - "кораллы", с верхней части клюва самцов свешивается мясистый придаток. Ученик. Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки! (гусь) Сообщение ученика. Это первые птицы, которые были одомашнены человеком. Голос у домашнего гуся гоготанье: «га-га-га». Разведение гусей дает возможность получить не только мясо, но и перо и пух. Обобщение: Где живут домашние птицы? Какую пользу они приносят человеку? VII . Обобщение, систематизация и применение знаний.

А) Работа по учебнику.

Откройте учебник с. 63. Прочтём текст.

Б) Работа в тетради.

В) Групповая работа. Определи где, какие птицы?

Задание каждой группе.

Найти картинки с изображением птиц.

1 группа - домашние птицы. 2 группа - дикие птицы.

3 группа - домашние птицы. 4 группа - дикие птицы. Г) Презентации выполненных работ.

Учитель. Ребята, мы знаем, что у птиц есть голоса. А вы хотите услышать, их рассказы.

Д) Творческая деятельность учащихся.

Девочка - синичка.

- Я маленькая желтобрюхая синичка, я живу в парке. Я изящная и красивая, я не могу сидеть без движения, иногда даже могу, порхая с ветки на ветку, подвешиваться вниз головой. Ни одна птичка не сможет проделать такой трюк. Чтобы добыть пищу, мне приходиться обшаривать своим тонким клювом все щели на коре деревьев и вытаскивать оттуда насекомых, которые запрятались на зиму. Иногда я лакомлюсь семенами деревьев - клёна, ясеня, рябины. Но мне бы очень хотелось, чтобы вы, ребята, развесили кормушки для меня и других синичек в нашем парке, и подкармливали, хотя бы понемножку. Ведь зимой так холодно и голодно.

Мальчик - дятел.

-Я пёстрый дятел, посмотрите какой я красивый! Нет, я не хвастаюсь, хоть мне очень хочется, чтобы все заметили мою красоту. Я как будто во фраке - белый с чёрным, в красном колпачке, хвост у меня тоже с краснинкой. А мой клюв - настоящий инструмент, такой крепкий, как долото. Я клювом могу целое дупло выдолбить - квартиру для белок, скворцов и других желающих зверей и птиц. Пожалуйста! Мне не жалко! Но мой клюв в первую очередь кормит меня: жуков - короедов достаёт. Шишки раздалбливает, семена расклёвывает.

Мальчик - петушок.

-Я петушок, золотой гребешок масляна головушка, шёлкова бородушка. Какой я красивый! У меня разноцветный хвост. Посмотрите, какие на мне сапоги да со шпорами, какая стать просто глаз не оторвать, Я король в курятнике, без меня ни одна курочка не снесёт яичко. Кто раньше всех встаёт? Громким голосом поёт? Ку-ка - ре-ку! Ну конечно это я!! Просыпайтесь лежебоки, петушок поёт, всех вставать зовёт! А если надо с соперником сразиться нет страха у меня, это знает вся петушиная родня!

Девочка - утка.

-Я утка - белая грудка, хожу вразвалочку. Пёрышки у меня гладкие, красивые, блестящие. На ногах у меня есть перепонки, я могу не только по земле ходить, но и по воде плавать. Много деток у меня, все они меня слушают , я вывожу их на прогулку, созываю их громким голосом «Кря-кря-кря!» А какая польза от меня из моих пёрышек люди делают подушки, сладко спят и вспоминают обо мне.

Е) Экологическая минутка

-А задумались ли вы о том, как мы должны относиться к птицам?

-Что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать?

Стихотворение А. Яшина "Покормите птиц"

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна.

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц зимой

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

VIII. Итог урока.

Каких животных называют птицами?

Для чего нужны птицам перья?

Чем отличаются дикие птицы от домашних?

Что интересного запомнили на уроке?

IX. Домашнее задание

с.63-64 читать ответить на вопросы

X. Рефлексия.

Синквейн по теме «Птицы»

Птицы

Дикие, домашние

Летают, гнездятся, поют

Приносят огромную пользу природе

Друзья!!







Оперение синицы яркое и красивое - кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленую курточку. Она легко прыгает с ветки на ветку с помощью острых и цепких коготков. Синица всем интересуется, всюду сует свой клювик.

А вы знаете, ребята, что синица - это неперелетная птица, т.е. с наступлением холодов она не улетает в теплые края, а остается зимовать на родине, рядом с человеком. вы знаете ребята, как зимой бывает холодно. А как мы можем помочь таким птичкам?

- На первый взгляд - жизнь птиц беззаботна. Так ли это на самом деле?

5. Работа по учебнику.

- Как называются их домики? (Скворечники)

Экологическая минутка

-А задумались ли вы о том, как мы должны относиться к птицам?

-Что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать?

- У вас на столах, в память о нашем уроке лежит картинка с изображением птички.

- Я буду читать предложения, если это нужно делать для птиц, вы поднимаете птичку.

1. Вывешивать скворечники весной.

2. Стрелять из рогатки по птицам.

3. Помогать больной или раненой птице.

4. Разорять птичьи гнезда.

5. Подкармливать птиц ранней весной.

6. Уносить домой здоровых птенцов.

7. Изучать птиц.

Синквейн по теме «Перелетные птицы» (слайд )

1. Птицы

2. Перелетные, зимующие

3. Вернулись, гнездятся, поют

4. Приносят огромную пользу природе

5. Весна!

Итог урока. Рефлексия.

Как нужно относиться ко всей живой природе?

- Летать как птица, но знать, любить и беречь природу ты должен как человек!

- Берегите природу, птиц и тогда мы с вами будем жить в мире, в красоте и в гармонии с самим собой.

- Я воробей, я маленький, коричневый, с чёрными пятнами, брюшко у меня светлое, на крыльях полоски. Ножки у меня короткие, а клюв тонкий. Живу я под крышей в уютном гнёздышке. Зимой, когда очень холодно, я распушу пёрышки, нахохлюсь и сижу тихонечко где-нибудь в тихом месте, пережидая непогоду.


- Я маленькая желтобрюхая синичка, я живу в парке. Я изящная и красивая, я не могу сидеть без движения, иногда даже могу, порхая с ветки на ветку, подвешиваться вниз головой. Ни одна птичка не сможет проделать такой трюк. Чтобы добыть пищу, мне приходиться обшаривать своим тонким клювом все щели на коре деревьев и вытаскивать оттуда насекомых, которые запрятались на зиму. Иногда я лакомлюсь семенами деревьев- клёна, ясеня, рябины. Но мне бы очень хотелось, чтобы вы, ребята, развесили кормушки для меня и других синичек в нашем парке, и подкармливали, хотя бы понемножку. Ведь зимой так холодно и голодно.


- Я пёстрый дятел, посмотрите какой я красивый! Нет, я не хвастаюсь, хоть мне очень хочется, чтобы все заметили мою красоту. Я как будто во фраке - белый с чёрным, в красном колпачке, хвост у меня тоже с краснинкой .А мой клюв- настоящий инструмент, такой крепкий, как долото. Я клювом могу целое дупло выдолбить- квартиру для белок, скворцов и других желающих зверей и птиц. Пожалуйста! Мне не жалко! Но мой клюв в первую очередь кормит меня: жуков- короедов достаёт. Шишки раздалбливает, семена расклёвывает.

Я петушок, золотой гребешок масляна головушка, шёлкова бородушка. Какой я красивый! У меня разноцветный хвост. Посмотрите какие на мне сапоги да со шпорами, какая стать просто глаз не оторвать, Я король в курятнике, без меня ни одна курочка не снесёт яичко. Кто раньше всех встаёт? Громким голосом поёт? Ку -ка-ре-ку ! Ну конечно это я!! Просыпайтесь лежебоки петушок поёт всех вставать зовёт! А если надо с соперником сразиться нет страха у меня это знает вся петушиная родня!

Я утка - белая грудка, хожу в развалочку. Пёрышки у меня гладкие, красивые ,блестящие. На ногах у меня есть перепонки , я могу не только по земле ходить, но и по воде плавать. Много деток у меня, все они меня слушают , я вывожу их на прогулку, созываю их громким голосом «Кря-кря-кря!» А какая польза от меня из моих пёрышек люди делают подушки, сладко спят и вспоминают обо мне.



© 2010-2022