Урок Весенняя мозаика (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Название работы: Конспект коррекционно-развивающего занятия. Тема: «Весенняя мозаика»

2 класс VII вида


Конспект коррекционно-развивающего занятия

(2 класс VII вида) Тема: «Весенняя мозаика» Цели: 1. Содействовать развитию и коррекции интеллектуальных способностей: пространственного представления, логического мышления; развитие памяти, внимания, восприятия, воображения; продолжать работать над усвоением учащимся алгоритма формулирования проблемы и самостоятельного создания способов действия; 2.Обогащать чувственный познавательный опыт, развивать кинестетическую чувствительность рук, чувство координации и равновесия, общей чувствительности, умения расслабляться. 3. Воспитывать мотивацию к учению, повышение самооценки. Оборудование: персональный компьютер с клавиатурой, мышью, монитором со слайдовым сопровождением занятия; восковые мелки; 4 ручки, 4 верёвочки, цветные карандаши; разноцветные мыльные пузыри, 4 зеркала, ватман, 4 коврика, солнечные очки, клеёнка. Дидактический (раздаточный) материал: карточки-задания для коррекции внимания, мышления; индивидуальные карточки «Наведи порядок»; «Гимнастика для глаз», бланки «Зеркальное письмо Коррекционно-развивающие методики и технологии: О.Н.Яворская для коррекции слухового внимания; Л.Ф. Тихомирова развитие зрительного внимания и слуховой памяти; О.А. Ишимова, Е.Д. Худенко для развития речемыслительных способностей; Н.П.Локалова для коррекции мышления; Ж.М.Глозман для коррекции логического мышления; Саламатина А. А. по развитию восприятия, внимания, памяти и мышления; С.В. Курдюкова по развитию мышления, общеучебных и логических действий;О. Холодова развитие логических универсальных действий, анализ объектов с целью выделения признака; Н.К. Винокурова по развитию постановки и решению проблемы: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов действия; кинезеологическая методика А.Л.Сиротюк по коррекции высших психических функций, оптимизация тонуса мышц; М.И.Чистякова для коррекции эмоционально-волевой сферы; М.В. Киселёва арт-терапевтические технологии, элементы музыкотерапии.




Ход занятия.

I. Организационный момент. Психологический настрой. Пальчиковая гимнастика "Матушка весна" выполняя пальчиковую гимнастику (пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками, затем выполняют «колечко» и «цепочку») приговаривая: Пришла матушка весна, Отворили ворота: Первым март прошёл, Всех детей провёл. А за ним апрель Отворил окно и дверь. А уж как май пришёл, Сколько хошь потом гуляй

II. Вступительная беседа, активизация мозговой деятельности. - скажите, пожалуйста, какое время года у нас на дворе? - какое оно по счёту? Назови месяцы весны. Сегодня у нас необычный день, мы с тобой постараемся попасть в мир весны, и создать волшебную мозаику, но увидеть этот мир не так-то просто, необходимо потрудиться, выполнить задания, которые принесла нам в шкатулке чудес красавица весна. Растяжка «Травинка на ветру»(оптимизация тонуса мышц, активизация мозговой деятельности А.Л. Сиротюк) - Давай подготовимся, к выполнению заданий. - Представьте, что ты травинка, руки вытяни вверх, сделайте вдох. Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая наклонить туловище вперёд, пока грудь не коснётся бёдер, руки при этом вытягиваются вперёд, ладони на полу, не меняя положение туловища, потянуть руки по полу ещё дальше вперёд). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх). III. Основная часть. -Теперь я вижу, что у тебя хорошее настроение и ты готова к выполнению заданий. Что же находится в шкатулке чудес у весны, сейчас посмотрим? Вот и первое задание. 1. Упражнение по коррекции мыслительных процессов «Наведи порядок» (анализ объектов, установление причинно-следственных связей, построение логических цепочек, развитие мелкой моторики рук) - Зима долго хозяйничала в этом году, поэтому всё перепутала, помоги правильно расставить месяцы, и ты получишь поговорку о весне. (Раздаются индивидуальные карточки-задания с дырочками, верёвочка, дети нанизывают на верёвочку месяцы по порядку и получают поговорку)

Март

водой

Февраль

с

Апрель

а

Январь

апрель

Июль

травой

Июнь

с

Май

май






- Прочитай, что получилось? (Апрель с водой, а май с травой). - Молодец, ты получаешь часть весенней мозаики. (1) луг 2. Упражнения по коррекции и развитию внимания. (Раздаются индивидуальные карточки) Упражнение «Буква заблудилась»(развитие внимания, зрительного восприятия О.Н. Яворская) - Что же ещё находится в шкатулке? Да это же буквы. Неизвестно, как случилось, только буквы заблудились. Заскочили в чей-то дом и хозяйничают в нём. Но едва туда вошли буквы-озорницы- Очень странные дела начали твориться. - Перед тобой карточки с двустишьями, посмотри и скажи, что не так, какие буквы заблудились в выделенных словах, исправь ручкой ошибки? Учитель вызывает ученицу: - Реши-ка на НОСКЕ примеры!
На ЛУЖАХ мчится с гор Спортсмен Петров Егор
Знает каждый: у быка На макушке есть НОГА.
ЖУЧКА по небу плывёт, Дождь, наверное, пойдёт.
- Так какие буквы заблудилась? На какие группы можно поделить? (гл.,согл.) - Молодцы, получаете ещё часть весенней мозаики.(2) деревья
3.Упражнение по коррекции и развитию слуховой памяти и внимания«Запомни и назови». (Л.Ф. Тихомирова) (во время чтения на мониторе появляются картинки) -Что же ещё приготовила нам весна? Это же стихотворение! - Внимательно послушай стихотворение и запомни названия насекомых, животных, птиц, которые ты встретишь в тексте.

Стихотворение «Чудеса» (В.Степнов)

По опушке шла Весна,

Вёдра с дождиком несла.

Зацепила за иголки -

Опрокинулись ведёрки.

Зазвенели капли -

3агалдели цапли.

Испугались муравьи -

Двери заперли свои.

Машет лапами медведь,

Словно хочет улететь.

На охоту неохота

Собираться кабану:

- Как залезу я в болото

Да в болоте утону?!

На лужайке зайки

Промочили майки.

Черноглазые жуки

Застегнули сюртуки.

Вёдра с дождиком Весна

До села не донесла.

А цветное коромысло

Убежало в небеса

И над озером повисло -

ЧУ-ДЕ-СА! - Давайте вспомним, кого же потревожила весна? А что за цветное коромысло убежало в небеса? (радуга). Вы заработали ещё одну часть мозаики. (3)(радуга) 4.Упражнение «Составь слова»(постановка и решение проблемы: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов действия, творческое воображение, речь Н.К. Винокурова) (достаю пустой лист из шкатулки, на мониторе появляется задание). - Перед нами пустой лист, значит, весна просит нас догадаться, какое задание нужно выполнить? (подобрать слова, которые начинаются на буквы входящие в состав слова «радуга») Р- работа, рот А - арбуз,… Д - дорога,… У - уши,… Г - груша,… А - аист,.. - Молодец, постарайся продолжить ряд слов, на заданную букву и записать по 1 слову на чистом листе. За правильно выполненное задание ты получаешь ещё часть мозаики. (4) тучка -Наши ручки потрудились, а теперь отдохнём немножко, превратимся в птичек. 5. Пальчиковая гимнастика «Птички» (расслабление мышц рук) Две синички прилетели, (машем кистями рук, изображая крылья.) На ладошки дружно сели, (показываем ладошки.) Стали семечки клевать И тихонько напевать. (Стучим указательными пальчиками по ладошкам.) Мы погладим нежно птичек (гладим ручки с обеих сторон). И отпустим невеличек. (Встряхиваем кистями рук и машем ими как крылышками.) - Молодец, хорошо отдохнула, а теперь за дело в шкатулке ещё остались задания. 6.Упражнения по коррекции и развитию мышления. Упражнение «Спрятанная фраза» (развитие мышления, общеучебных и логических действий по С.В. Курдюковой) Учитель раздаёт таблицы с заданием. -Найдите в таблице и закрасьте синим карандашом все цифры. - Найдите в таблице и закрасьте оранжевым карандашом все буквы ц. - Найдите и закрасьте красным карандашом слово май. - Найдите и закрасьте жёлтым карандашом название месяца осени. - Найдите и закрасьте зелёным карандашом название месяца лета. - Прочитайте, оставшиеся слова в каждой строке, что у вас получилось?



5

Г

7

Р

8

А

4

Ч

М

А

Й

2

Ц

7

Ц

1

Н

А

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Ц

1

Г

О

Ц

Ц

Р

Е

В

Е

Ц

С

2

Н

А

3

Н

А

А

В

Г

У

С

Т

Д

В

О

7

Р

Е

4

1


Грач на горе-весна на дворе. - Что означает эта поговорка? Молодец, ты получаешь следующую часть весенней мозаики. (5) солнце 7. Игра «Сказочные имена» (развитие логических универсальных действий, анализ объектов с целью выделения признака О. Холодова) -Посмотрите, что это за сказочное животное перед нами (на мониторе), да ещё и называется странно? Да это же следующее задание из шкатулки чудес. Догадайтесь, какие животные скрываются под этими сказочными именами. Назовите их настоящие имена. Хобот, будильник, двугорбики, медоноска, колючка, повторюшка, мяука, длинношей, панцырька. 8. Методика «Зеркальное письмо» (Е.В. Заика, развитие внутреннего плана действий, формирование пространственных представлений и навыков самоконтроля) (раздаю зеркала и карточки-задания с зеркально написанным предложением) - А теперь, необходимо расшифровать письмо весны, проверим, правильно ли ты выполнила задание при помощи зеркала. По порядку прочитай, что получилось? (Ты попала в мир весны.) -Вот тебе и досталась последняя часть мозаики. (6) птички 9. Игра «Составь мозаику» (коррекция и развитие зрительного и пространственного восприятия, мышления) -Вот наконец-то ты и попала в волшебный мир весны, у тебя есть все части мозаики, давай сложим общую картину. 10.Упражнения по коррекции и развитию воображения. -Чтобы мы почувствовали дыхание весны превратимся в весенний цветок. Релаксация «Цветок»(развитие воображения, снятие усталости Чистякова М.И.) - Сядьудобнее, закрой глаза, постарайся представить, то о чём я буду говорить. Теплый луч солнышка упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток, из которого вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем. Потом появился ещё один цветок, ещё один … и перед тобой открылся прекрасный пёстрый луг. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинай приближаться к нему. Теперь ты чувствуешь аромат своего цветка. Вдохни ещё раз аромат… и откройте глаза. - Что ты почувствовала, когда отдыхала? VI. Итог. Рефлексия. -Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового ты узнала, что больше всего запомнилось? (ответы) - Молодец! До новых встреч, до свидания.












Cамоанализ коррекционно-развивающего занятия (2 класс VII вида) Вы присутствовали на индивидуальном коррекционно-развивающем занятии. Для данных детей характерна быстрая утомляемость, снижение уровня учебной мотивации, мыслительных процессов, внимания, памяти, воображения, восприятия. Форма занятия: игра, так как для наиболее эффективного развития и коррекции познавательной сферы необходимо организовывать игровую деятельность, особенно в начальной школе, где каждый сюжетный этап формирует определенный познавательный процесс. В этом возрасте у детей ещё продолжается развиваться когнитивная сфера, и моя задача - помочь им в этом. Всё это и определило тему моего занятия: «Весенняя мозаика». Занятие находится во взаимосвязи с последующим и предыдущим занятием, и целенаправленно ориентированы на коррекцию психических процессов. На занятии решались следующие задачи:

  1. Содействовать развитию и коррекции интеллектуальных способностей:пространственного представления, логического мышления;продолжать работать над усвоением алгоритма формулирования проблемы и самостоятельного создания способов действия, развитие памяти, внимания, восприятия, воображения;
  2. Обогащать чувственный познавательный опыт, развивать кинестетическую чувствительность рук, чувство координации и равновесия, общей чувствительности, умения расслабляться.
  3. Воспитывать мотивацию к учению.
Учебный материал соответствует задачам занятия. В соответствии с типом занятия была предусмотрена следующая структура:
  1. Организационный момент. Психологический настрой.
Было организовано приветствие. Кинезиологическое упражнение «Матушка весна» способствовало общему эмоциональному настрою на работу и развитию межполушарного взаимодействия.
  1. Вступительная беседа нацелила на динамичную игру и желание познакомиться с удивительным миром весны, кроме того была проведена растяжка «Травинка на ветру», которая началась с общей стимуляции умственной деятельности ребёнка, и оптимизации тонуса мышц, что способствует здоровьесбережению.
  2. Основная часть началасьс упражнения по коррекции мыслительных процессов «Наведи порядок», которое было направлено на анализ объектов, установление причинно-следственных связей, построение логических цепочек, развитие мелкой моторики рук, интересно оно было тем, что получили готовый продукт - пословицу на верёвочке.
На занятии были использованы игры и упражнения по коррекции и развитию внимания, зрительного восприятия, памяти «Буквы заблудились», «Запомни и назови», игра «Сказочные животные», все игры сопровождались рядом презентации к уроку. Развитие внутреннего плана действий и навыков самоконтроля у учащихся показало успешно выполненное задание «Зеркальное письмо». Для коррегирования мыслительных процессов использовались постепенные приёмы усложнения заданий, в сочетании с психогимнастикой, релаксацией для интригующего момента.Как известно, смена деятельности необходима для поддержания интереса и активного участия ребенка в коррекционном процессе. Успешно выполненные задания «Составь слова», «Спрятанная фраза», «Сказочные имена» показали, что ребёнок подвинулся ещё на 1 ступеньку в развитии вербального мышления, общеучебных логических действий, в умении формулировать проблему, самостоятельно создавать способ действия. Закончилась основная часть занятия релаксацией «Цветок» под красивую спокойную музыку, для развития воображения, снятие усталости, так как данные дети склонны к переутомлению, и испытывают дефицит в мышечном расслаблении. VI. Итог. Рефлексия. В конце занятия ребёнок высказал своё отношение к занятию и то что нового и полезного узнал. Этапы занятия логически последовательны и взаимосвязаны между собой. Время занятия распределено целесообразно. В ходе занятия были активизированы все психические процессы. Как необходимый элемент дефектологического занятия, мною использовались задания на развитие мелкой моторики (нанизывание карточек на верёвочки, пальчиковая гимнастика и, конечно же, кинезиологические упражнения, игра «Собери мозаику). Цель образовательного процесса была также достигнута при использовании всех групп методов: наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. На занятии я старалась создать ситуацию успеха. Использование компьютерных технологий на занятии дало возможность для целостного восприятия материала, для построения визуального ряда воспринимаемого. Особый аспект на занятии имел здоровьесберегающий эффект: применены: растяжка, пальчиковая гимнастика, релаксация. На мой взгляд, хорошо справилась со всеми заданиями. Была активна, внимательна, работоспособна. Уровень самостоятельного мышления, познавательная активность, я оцениваю как хороший. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик» С воспитательной точки зрения занятие способствовало формированию у детей положительного интереса к учебной деятельности. В ходе занятия я почувствовала, что ребёнок ориентирован на общение с педагогом: она слышит педагога, удерживает словесную инструкцию, работает в заданном темпе. Необычность организации занятия повысило её внимание и активность. В заключение, я хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом занятии поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство.






© 2010-2022