Технология проблемно-диалогического обучения. Общеобразовательная система «Школа 2100»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Проблемно-диалогическое обучение.

ТЕМА: Технология проблемно-диалогического обучения.

Общеобразовательная система «Школа 2100».

Многие из нас, учителей, на собственном опыте не раз убеждались: те знания, которые ученик «добывает» сам, те правила, которые он «открывает» вместе с учителем, он усваивает глубже и прочнее и лучше чем те, которые учитель преподносит ему в готовом виде.

Несомненно, что некоторые педагоги пугаются перспективы «открывать» знания вместе с детьми , а многие откровенно не приемлют эту перспективу: им кажется, что гораздо быстрее и проще заставить учеников выучить правило или способ решения задачи, чем заниматься с ними «научными открытиями».

Технология проблемно-диалогического обучения - действенное средство от многих «школьных болезней» и таких ошибок. Обратимся к первоисточнику.

В любом словаре можно прочитать о том, что творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей; что существуют разные виды творчества - техническое, художественное, научное…

Проблемно-диалогическое обучение обеспечивает творческое обучение.

Его место в процессе обучения - это урок изучения нового материала на любом предметном содержании.

Его цели:

1. формировать знания;

2. развивать интеллект и творческие возможности;

3. воспитывать активную личность.

4. вести диалог.

Самостоятельный поиск решения проблемной ситуации, созданной учителем, развивает чувство ответственности, повышает само мотивацию и волю учащихся в решении проблемы.

Важной функцией проблемного обучения является повышение мотивации учащихся. Как говорил еще Г. Галилей, «вы не в состоянии научить человека чему-либо. Вы можете лишь помочь ему обнаружить это внутри себя».

Таким образом можно сказать, что суть проблемного урока в творческом усвоении знаний.

Работа над этой проблемой является приоритетной и ставит передо мной определенные цели и задачи. Я работаю по программе «Образовательная система «Школа 2100», которая открывает в этой сфере огромные возможности.

Целью моей работы является подготовить детей к решению любых учебных и жизненных задач не по шаблонам, а самостоятельно, с интересом и творчеством.

Задачи, которые я перед собой ставлю - это научить учащихся находить противоречия и формулировать проблему, которая приводит к новому знанию.

Прогнозируемый результат - главный результат поиска решения учебной проблемы, развитие творческих способностей и речи, формирование логического мышления учащихся.

Предлагаю поговорить непосредственно о самой технологии проблемно-диалогического обучения.

Технология является долгосрочной, рассчитана на время обучения учащихся в начальной школе.

В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока .

Поиск решения - этап формулирования нового знания.

Второе слово означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе диалога.

Различаются два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик. На этапе постановки проблемы ученики осознают противоречие и формулируют проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т. е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы ученики формулируют тему. На этапе поиска решения выстраивают логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

При этом достигается подлинное понимание учениками материала, т.к. нельзя не понимать то, до чего додумался сам. Чего нельзя сказать о традиционном уроке.

На традиционном уроке постановка проблемы сводится к тому, что учитель сообщает тему урока, поиск решения изложен, что не гарантирует его понимания большинством класса.

Это мы видим из таблицы - классификации методов обучения.

Классификация методов обучения

Методы

Проблемно -

диалогические

Традиционные

Постановка проблемы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы

Поиск решения

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

Подводящий к знанию диалог

Сообщение знания

В качестве основного звена проблемной ситуации выделяются противоречия. Чем ярче в проблемной ситуации выражено противоречие, тем большую проблемность оно приобретает.

Проблемная ситуация и побуждающий диалог.

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждения к осознанию противоречия

Побуждение к проблеме

  1. Одновременно объявить противоречивые факты, теории, мнения

Что вас удивляет? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?

Выбрать подходящее:

  1. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Вопрос был один? А мнений сколько? (Задание было одно? А как его выполнили? Почему так получилось? Что мы не знаем?)


  1. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием.

  2. Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением или наглядностью

Вы сначала как думали? А как на самом деле?

Какой возникает вопрос? (Проведем исследование)

  1. Дать практическое задание не выполнимое вообще.

Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Какова тема урока?

  1. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

Вы смогли выполнить задание? Какие знания применили? Задание выполнено? Почему?


  1. Шаг 1. Дать задание сходное с предыдущим

  2. Шаг 2. Доказать, что задание ученики не выполнили.

Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Почему?

Например, для уроков окружающего мира является проблемная ситуация с одновременным предъявлением двух противоречивых фактов, после которого учитель произносит следующие реплики побуждающего диалога: «Что вас удивило? Какое противоречие налицо? Какой возникает вопрос?»

Для уроков русского языка и математики проблемная ситуация с предъявлением практического задания и побуждающий диалог звучит так: «Задание было одно? А как его выполнили? Почему получились разные варианты? Чего мы еще не знаем?»

На уроках математики ученики обычно не могут выполнить задание, включающий новый материал. Возникает проблема, и поэтому диалог будет другим: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?»

Существуют правила создания проблемных ситуаций.

Правило первое. Для создания проблемного диалога перед учащимися ставиться практическое или теоретическое задание.

Правило второе. Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.

Правило третье. Необходимо учитывать психологические особенности усвоения материала, уровень подготовки учащихся, их мотивационные критерии. В связи с этим, можно сформулировать следующие правила :

  1. Проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение. Т.к. задание не содержащее затруднение - способствует репродуктивному мышлению, а проблема, имеющая чрезмерную трудность - снижает самостоятельность и приводит к демотивации.

  2. Проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции , как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения.

Таким образом, необходимый элемент проблемно- диалогического обучения - проблема, которая находится в зоне актуального его развития, что способствует большей свободе учащихся и повышает их творческую активность.

В заключении можно сказать, что проблемное обучение в начальной школе очень важно, ведь специфика младших классов основана на формировании умений и навыков, а мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемный диалог обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность, т. к. для диалога с учителем ученику нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников. Технологией проблемно- диалогического обучения может овладеть каждый педагог. Важно, чтобы учителя среднего звена продолжили начатую работу учителей начальной школы. А результатом будет полная боевая готовность учеников к решению любых учебных и жизненных задач не по шаблонам, а самостоятельно, уверенно и с интересом.

Жизнь прожить - не поле перейти.



© 2010-2022