Конспект урока Однородные члены предложения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока Однородные члены предложения

Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Задачи:

  • сформировать понимание, что однородными членами предложения могут быть как главные члены, так и второстепенные;

  • познакомить со способом распознавания предложений с однородными членами, находить в предложении однородные члены;

  • учить правильно ставить знаки препинания при однородных членах;

  • формировать орфографическую зоркость;

  • развивать универсальные учебные действия:

  • Регулятивные: через целеполагание, участие в направлении развития самостоятельной работы;

  • Познавательные: через работу с информацией (тексты, картины), развитие логического мышления;

  • Коммуникативные: при организации групповой работы, развитие речи, составление предложений;

  • расширять словарный запас, кругозор;

  • развивать познавательный интерес.

Оборудование:

  • Картины известных художников;

  • Карточки;

  • Техн. средства: DVD, проектор.

Ход урока

1. Оргмомент.

- Уважаемые гости!

- Дорогие ребята!

- Я хочу вас поздравить с замечательными древнерусскими праздниками - весенним новым годом и Масленицей.

В стародавние времена наши предки - славяне встречали их в первые дни марта, начало календарной весны, когда великий живописец - Природа раскрашивает небо в яркие голубые краски и дарит нам надежду на теплые ясные деньки.

- Как вы думаете, по какой теме мы сегодня будем работать?

(однородные члены предложения)

- На уроке

планирую следующее:

1.Словарная работа

2.Работа над новым материалом

3.Закрепление

4.Итог

  1. Словарная работа

ш

е

д

е

в

р

п

а

л

и

т

р

а

г

у

а

ш

ь


к

а

р

т

и

н

а

ж

и

в

о

п

и

с

ь

н

а

т

ю

р

м

о

р

т

Давайте разгадаем кроссворд, который состоит из слов, относящихся к живописи.

- Все отгаданные слова записываем в тетрадь, подчеркиваем орфограммы.

Кроссворд

  1. Все люди в мире изучают с детства культуры гениальное наследство. Одним лишь словом это назови. И слово это в памяти найди. Им называют музыку, балет, стихи и прозу, натюрморт, портрет.

(по толковому словарю:

Исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание мастера.)

Шедевр [ ш и д э' в р ]

- Назови мягкие согласные

звуки.

1)В природе множество есть красок, она закат и лес раскрасит. Художнику куда сложней, он краски смешивает в ней.

Палитра [п а л' и' т р а ]

  1. Чтоб ярким был рисунок наш, используем всегда … гуашь.

Гуашь [ г у а' ш ]

  1. На выставку повел он сына смотреть прекрасные …картины.

Картина [ к а р т' и' н а ]

  1. Искусство то, где автор кистью

Передает нам чувства мысли.

Живопись [ ж ы' в а п' и с']

Сложное слово состоит из 2-х корней

  1. Арбузы, дыни, персики, груши

Так аппетитны, так вкусны…

Увы. Не можешь ты их скушать,

Ведь нарисованы они.

Натюрморт [ н а т' у р м о' р т ]

- что обозначает?

(картина с изображением крупным

планом предметов, цветов, овощей,

утвари)

- Какое слово получили?

( Шишкин )

- Кто такой Шишкин?

(художник)

- Каких художников вы знаете?

  1. Работа над новым материалом.

- Давайте составим предложение, в котором будут перечислены названные фамилии художников? (устно)

- Я составила предложение с фамилиями художников.

На доске

Шишкин Айвазовский Кустодиев написали много замечательных картин.

(без запятых)

- Спишите предложение. Фамилии художников расположите по алфавиту.

- Что вы можете сказать об этом предложении ?

(предложение повествовательное ….высказ. по

интонации - невосклицательное,

распространенное - главные + второстенные члены,

с однородными членами)

- Найдите и выделите основу предложения.

- Назовите однородные члены предложения.

(Айвазовский, Шишкин и др.)

- Какими членами предложения они являются?

(подлежащими)

- Какой частью речи являются?

- Что знаете об имени существительном?

- Чего не хватает в этом предложении?

(запятых)

- Поставьте запятые.

- Когда ставятся запятые?

(при перечислении однородных членов)

- Как вы думаете, однородными членами предложения могут быть только подлежащие?

- Хотя по календарю уже весна, а в природе еще зимние деньки.

2) Стихотворение М. Лермонтова сподвигло художника Шишкина написать картину «На севере диком»

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь. и снегом скрипучим

Одета, как ризой, она.

- Какой пример использовал Лермонтов при описании сосны?

(олицетворение)

- Какое чувство вызывает у вас эта картина?

- Передал ли Шишкин состояние одинокой сосны на картине?

Докажите.

-Составьте предложение с однородными сказуемыми, используя союз и

(как называется природная зона, где вся территория покрыта песком)

(Одинокая сосна грустит и плачет в снежной пустыне)

- Запишите предложение с комментированием. Подчеркните орфограммы, объясните их написание.

- Выделите основу предложения.

- Найдите однородные члены предложения. Что такое однородные члены предложения?

- Какими членами предложения они являются? (сказуемыми)

- Почему не поставили запятые? (перед одиночным союзом и запятая не ставится.

3) - Попробуйте составить предложение с однородными сказуемыми по картине Айвазовского «Девятый вал», но союз и используем несколько раз по схеме.

- Когда и что происходит с морем на этой картине?

(В сильный шторм море и клокочет, и ревет, и поднимает волны.)

-Подберите синоним к слову шторм…

- Напишите предложение. Выделите основу предложения, найдите однородные члены предложения.

- Какими членами предложения они являются?

- Какой частью речи являются сказуемые?

- Каких знаков препинания не хватает? Почему?

- Почему картина называется «Девятый вал»

(самая высокая волна при шторме)

- Как вы думаете, какой праздник отмечает русский народ на картине Кустодиева.

4) - Что знаете о Масленице?

(Масленица - старинный славянский праздник проводов зимы, во время которого пекутся блины и устраиваются увеселения. Широко всегда гуляли Масленицу на Руси: ярмарки, катания на санках с гор, сжигание соломенного чучела Масленицы.)

- Придумайте предложение с однородными членами.

Как русский народ встречает этот праздник?

(Весело и шумно встречает русский народ Масленицу)

- Напишите предложение самостоятельно, выделите основу.

- Назовите однородные члены предложения.

- К какому слову они относятся?

- Какой частью речи являются однородные члены?

(наречие - самостоятельная часть речи)

На празднике гостей поили чаем со всякими вкусностями.

- Составьте предложение по картине Стожарова «Чай с калачами».

- Какой это жанр в живописи? (натюрморт)

- С чем гости пили чай?

5) (В старину гости пили чай с калачами, баранками и медом)

- Напишите предложение.

- Назовите основу предложения.

- Есть ли в предложении однородные члены.

- Назовите их. К какому члену предложения они относятся.

- Какими членами они являются? Напишите части речи.

- Что такое калач?

(пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой)

- Назовите слово, которое отличается по значению, но пишется одинаково (изменение ударения)

- Какой фразеологизм знаете?

(калачом не заманишь, тертый калач)

- Что обозначают?

6) - На празднике все любят получать подарки.

- Сегодня для вас подарками будут чудесные розы картины русского художника Герасимова «Розы».

- Составьте предложение, в котором опишите эти красивые цветы. Используйте имена прилагательные, обозначающие цвет.

(В вазе стояли красные, белые и желтые розы)

- Напишите предложение самостоятельно.

- Есть ли в предложении однородные члены?

- Какими членами предложения они являются. Надпишите части речи. Что знаете об имени прилагательном?

Прочитайте предложение. Это текст? Почему?

7) Физминутка.

- Засиделись мы в гостях,

Пора размяться.

учитель

В руки радугу беру, Все цвета вам раздаю

Красный - солнце, руки выше,

Цвет оранжевый - пониже,

Блещет золотом луна,

Зеленью блестит листва.

Голубой - над нами небо,

Синий море,

А фиолетовый?

Нам в тетрадях пригодится,

Сядем и начнем учиться.

Перечислены названья однородные,

А художник в мире нашем кто?

(Природа)

4. Закрепление пройденного.

8) Работа с учебником.

- Прочитайте вслух правило на стр. 84.

- Совпали ли наши выводы с правилом из учебника?

Хорошо поработали.

Закрепление пройденного.

1) тетрадь на печатной основе.

Самостоятельная работа.

Стр. 56 № 61.

- Найдите в тексте предложения с однородными членами по схемам.

1 ряд - 1 схема

2 ряд - 2 схема

3 ряд - 3 схема

Проверка - от каждого ряда по 1 человеку.

- Какое слово вам непонятно?

(лоток - открытый прилавок для торговли на улице, а также большой плоский ящик для торговли вразнос)

(лавка - магазин небольшой)

2) творческое задание

(групповая работа)

(4 конверта - красный

Желтый

Зеленый

Голубой

- Природа имеет в своей палитре множество красок. Я вам предлагаю палитру из 4 красок.

1) Составьте 1 предложение с однородными членами по теме « Весенний день». Запишите его.

2) Составьте 1 предложение с однородны членами по картине Шишкина

«Утро в сосновом лесу».

3) Распространите 2 предложение. Вставьте пропущенные буквы Запишите в тетрадь. Назовите однородные члены.

Улыбалось солнышко (чем?)… Солнышко, св..ти и …нас св..им т..плом.

4) Распространите 2 предложение однородными членами. Вставьте пропущенные буквы. Назовите однородные члены. Выделите их.

Скоро проснутся (от чего?) … ольха и … . По (чему?) … побегут и … (какие ?) ручейки.

Проверка ( 1 ученик от группы)

(вопросы ученикам)

5. Вывод.

- С какой темой мы знакомились на уроке?

- Что мы узнали об однородных членах?

(однородными членами могут быть подлежащие, сказуемые, второстепенные члены)

- Когда ставятся запятые?

- Что запомнили на уроке?

- С творчеством каких художников познакомились?

6. Итог.

- А теперь мы заканчиваем урок веселым стихотворением, в текст которого выставляете рифмующиеся слова и там, где нужно, однородные члены.

Подошел к концу______.

Скоро прозвенит ______.

Мы учились, отвечали,

И ________, и __________,

Много нового __________.

И учительнице нашей,

Дорогим нашим гостям

Дружно мы __________ скажем

Приезжайте в гости к нам.

С широкой Масленицей

Вас поздравляем,

Всех гостей блинами угощаем!

ОТЗЫВ

Критерии

Баллы

1

Цели занятия, его план были открыты обучающимся, конкретны и побудительны для них

4

2

Замысел занятия реализован

4

3

Содержание урока оптимально (научно, доступно)

4

4

Проблемный характер изложения учебного материала

4

5

Обучающиеся имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов

4

6

Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения

3

7

Занятие способствовало формированию ключевых компетенций:

3

в предметной области

4

в области информационных технологий

4

в проектно-аналитической деятельности

4

в исследовательской деятельности

4

в плане продолжения образования и эффективного самообразования

4

8

Занятие способствовало развитию качеств личности:

4

коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов

4

критическое мышление

3

креативность, установка на творчество

3

самостоятельность и ответственность

3

рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу

3

толерантность, уважение к межкультурным и прочим различиям

3

9

Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора

3

10

Занятие помогло обучающимся в ценностно-смысловом самоопределении

3

11

Обучающиеся получили помощь в решении значимых для них проблем

3

12

Педагог сумел заинтересовать обучающихся, владел аудиторией

4

13

Комфортность образовательной среды: материально-техническое обеспечение, удобство расстановки рабочих мест

4

14

Качество методического обеспечения (пособия, раздаточные материалы, материалы на электронных носителях и пр.) методы обучения и контроля адекватны возможностям обучающихся

4

15

Психологическая комфортность: благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся)

4

16

Партнерский стиль отношений педагога и обучающихся

4

Всего баллов:

98

Предлагается оценить каждую из позиций по следующей шкале:

  1. Достигнуто в высокой степени 4 балла

  2. Достигнуто почти в полной мере 3 балла

  3. Достигнуто частично 2 балл

  4. Достигнуто в малой степени 1 балл

  5. Не достигнуто (или не входило в цели) 0 балл

Вывод:

  • от 60 до 80 баллов - отзыв положительный

  • свыше 80 баллов - отзыв положительный, рекомендую тиражирование опыта



© 2010-2022