- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока Однородные члены предложения
Конспект урока Однородные члены предложения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Горячева Е.В. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Задачи:
-
сформировать понимание, что однородными членами предложения могут быть как главные члены, так и второстепенные;
-
познакомить со способом распознавания предложений с однородными членами, находить в предложении однородные члены;
-
учить правильно ставить знаки препинания при однородных членах;
-
формировать орфографическую зоркость;
-
развивать универсальные учебные действия:
-
Регулятивные: через целеполагание, участие в направлении развития самостоятельной работы;
-
Познавательные: через работу с информацией (тексты, картины), развитие логического мышления;
-
Коммуникативные: при организации групповой работы, развитие речи, составление предложений;
-
расширять словарный запас, кругозор;
-
развивать познавательный интерес.
Оборудование:
-
Картины известных художников;
-
Карточки;
-
Техн. средства: DVD, проектор.
Ход урока
1. Оргмомент.
- Уважаемые гости!
- Дорогие ребята!
- Я хочу вас поздравить с замечательными древнерусскими праздниками - весенним новым годом и Масленицей.
В стародавние времена наши предки - славяне встречали их в первые дни марта, начало календарной весны, когда великий живописец - Природа раскрашивает небо в яркие голубые краски и дарит нам надежду на теплые ясные деньки.
- Как вы думаете, по какой теме мы сегодня будем работать?
(однородные члены предложения)
- На уроке
планирую следующее:
1.Словарная работа
2.Работа над новым материалом
3.Закрепление
4.Итог
-
Словарная работа
ш
е
д
е
в
р
п
а
л
и
т
р
а
г
у
а
ш
ь
к
а
р
т
и
н
а
ж
и
в
о
п
и
с
ь
н
а
т
ю
р
м
о
р
т
Давайте разгадаем кроссворд, который состоит из слов, относящихся к живописи.
- Все отгаданные слова записываем в тетрадь, подчеркиваем орфограммы.
Кроссворд
-
Все люди в мире изучают с детства культуры гениальное наследство. Одним лишь словом это назови. И слово это в памяти найди. Им называют музыку, балет, стихи и прозу, натюрморт, портрет.
(по толковому словарю:
Исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание мастера.)
Шедевр [ ш и д э' в р ]
- Назови мягкие согласные
звуки.
1)В природе множество есть красок, она закат и лес раскрасит. Художнику куда сложней, он краски смешивает в ней.
Палитра [п а л' и' т р а ]
-
Чтоб ярким был рисунок наш, используем всегда … гуашь.
Гуашь [ г у а' ш ]
-
На выставку повел он сына смотреть прекрасные …картины.
Картина [ к а р т' и' н а ]
-
Искусство то, где автор кистью
Передает нам чувства мысли.
Живопись [ ж ы' в а п' и с']
Сложное слово состоит из 2-х корней
-
Арбузы, дыни, персики, груши
Так аппетитны, так вкусны…
Увы. Не можешь ты их скушать,
Ведь нарисованы они.
Натюрморт [ н а т' у р м о' р т ]
- что обозначает?
(картина с изображением крупным
планом предметов, цветов, овощей,
утвари)
- Какое слово получили?
( Шишкин )
- Кто такой Шишкин?
(художник)
- Каких художников вы знаете?
-
Работа над новым материалом.
- Давайте составим предложение, в котором будут перечислены названные фамилии художников? (устно)
- Я составила предложение с фамилиями художников.
На доске
Шишкин Айвазовский Кустодиев написали много замечательных картин.
(без запятых)
- Спишите предложение. Фамилии художников расположите по алфавиту.
- Что вы можете сказать об этом предложении ?
(предложение повествовательное ….высказ. по
интонации - невосклицательное,
распространенное - главные + второстенные члены,
с однородными членами)
- Найдите и выделите основу предложения.
- Назовите однородные члены предложения.
(Айвазовский, Шишкин и др.)
- Какими членами предложения они являются?
(подлежащими)
- Какой частью речи являются?
- Что знаете об имени существительном?
- Чего не хватает в этом предложении?
(запятых)
- Поставьте запятые.
- Когда ставятся запятые?
(при перечислении однородных членов)
- Как вы думаете, однородными членами предложения могут быть только подлежащие?
- Хотя по календарю уже весна, а в природе еще зимние деньки.
2) Стихотворение М. Лермонтова сподвигло художника Шишкина написать картину «На севере диком»
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь. и снегом скрипучим
Одета, как ризой, она.
- Какой пример использовал Лермонтов при описании сосны?
(олицетворение)
- Какое чувство вызывает у вас эта картина?
- Передал ли Шишкин состояние одинокой сосны на картине?
Докажите.
-Составьте предложение с однородными сказуемыми, используя союз и
(как называется природная зона, где вся территория покрыта песком)
(Одинокая сосна грустит и плачет в снежной пустыне)
- Запишите предложение с комментированием. Подчеркните орфограммы, объясните их написание.
- Выделите основу предложения.
- Найдите однородные члены предложения. Что такое однородные члены предложения?
- Какими членами предложения они являются? (сказуемыми)
- Почему не поставили запятые? (перед одиночным союзом и запятая не ставится.
3) - Попробуйте составить предложение с однородными сказуемыми по картине Айвазовского «Девятый вал», но союз и используем несколько раз по схеме.
- Когда и что происходит с морем на этой картине?
(В сильный шторм море и клокочет, и ревет, и поднимает волны.)
-Подберите синоним к слову шторм…
- Напишите предложение. Выделите основу предложения, найдите однородные члены предложения.
- Какими членами предложения они являются?
- Какой частью речи являются сказуемые?
- Каких знаков препинания не хватает? Почему?
- Почему картина называется «Девятый вал»
(самая высокая волна при шторме)
- Как вы думаете, какой праздник отмечает русский народ на картине Кустодиева.
4) - Что знаете о Масленице?
(Масленица - старинный славянский праздник проводов зимы, во время которого пекутся блины и устраиваются увеселения. Широко всегда гуляли Масленицу на Руси: ярмарки, катания на санках с гор, сжигание соломенного чучела Масленицы.)
- Придумайте предложение с однородными членами.
Как русский народ встречает этот праздник?
(Весело и шумно встречает русский народ Масленицу)
- Напишите предложение самостоятельно, выделите основу.
- Назовите однородные члены предложения.
- К какому слову они относятся?
- Какой частью речи являются однородные члены?
(наречие - самостоятельная часть речи)
На празднике гостей поили чаем со всякими вкусностями.
- Составьте предложение по картине Стожарова «Чай с калачами».
- Какой это жанр в живописи? (натюрморт)
- С чем гости пили чай?
5) (В старину гости пили чай с калачами, баранками и медом)
- Напишите предложение.
- Назовите основу предложения.
- Есть ли в предложении однородные члены.
- Назовите их. К какому члену предложения они относятся.
- Какими членами они являются? Напишите части речи.
- Что такое калач?
(пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой)
- Назовите слово, которое отличается по значению, но пишется одинаково (изменение ударения)
- Какой фразеологизм знаете?
(калачом не заманишь, тертый калач)
- Что обозначают?
6) - На празднике все любят получать подарки.
- Сегодня для вас подарками будут чудесные розы картины русского художника Герасимова «Розы».
- Составьте предложение, в котором опишите эти красивые цветы. Используйте имена прилагательные, обозначающие цвет.
(В вазе стояли красные, белые и желтые розы)
- Напишите предложение самостоятельно.
- Есть ли в предложении однородные члены?
- Какими членами предложения они являются. Надпишите части речи. Что знаете об имени прилагательном?
Прочитайте предложение. Это текст? Почему?
7) Физминутка.
- Засиделись мы в гостях,
Пора размяться.
учитель
В руки радугу беру, Все цвета вам раздаю
Красный - солнце, руки выше,
Цвет оранжевый - пониже,
Блещет золотом луна,
Зеленью блестит листва.
Голубой - над нами небо,
Синий море,
А фиолетовый?
Нам в тетрадях пригодится,
Сядем и начнем учиться.
Перечислены названья однородные,
А художник в мире нашем кто?
(Природа)
4. Закрепление пройденного.
8) Работа с учебником.
- Прочитайте вслух правило на стр. 84.
- Совпали ли наши выводы с правилом из учебника?
Хорошо поработали.
Закрепление пройденного.
1) тетрадь на печатной основе.
Самостоятельная работа.
Стр. 56 № 61.
- Найдите в тексте предложения с однородными членами по схемам.
1 ряд - 1 схема
2 ряд - 2 схема
3 ряд - 3 схема
Проверка - от каждого ряда по 1 человеку.
- Какое слово вам непонятно?
(лоток - открытый прилавок для торговли на улице, а также большой плоский ящик для торговли вразнос)
(лавка - магазин небольшой)
2) творческое задание
(групповая работа)
(4 конверта - красный
Желтый
Зеленый
Голубой
- Природа имеет в своей палитре множество красок. Я вам предлагаю палитру из 4 красок.
1) Составьте 1 предложение с однородными членами по теме « Весенний день». Запишите его.
2) Составьте 1 предложение с однородны членами по картине Шишкина
«Утро в сосновом лесу».
3) Распространите 2 предложение. Вставьте пропущенные буквы Запишите в тетрадь. Назовите однородные члены.
Улыбалось солнышко (чем?)… Солнышко, св..ти и …нас св..им т..плом.
4) Распространите 2 предложение однородными членами. Вставьте пропущенные буквы. Назовите однородные члены. Выделите их.
Скоро проснутся (от чего?) … ольха и … . По (чему?) … побегут и … (какие ?) ручейки.
Проверка ( 1 ученик от группы)
(вопросы ученикам)
5. Вывод.
- С какой темой мы знакомились на уроке?
- Что мы узнали об однородных членах?
(однородными членами могут быть подлежащие, сказуемые, второстепенные члены)
- Когда ставятся запятые?
- Что запомнили на уроке?
- С творчеством каких художников познакомились?
6. Итог.
- А теперь мы заканчиваем урок веселым стихотворением, в текст которого выставляете рифмующиеся слова и там, где нужно, однородные члены.
Подошел к концу______.
Скоро прозвенит ______.
Мы учились, отвечали,
И ________, и __________,
Много нового __________.
И учительнице нашей,
Дорогим нашим гостям
Дружно мы __________ скажем
Приезжайте в гости к нам.
С широкой Масленицей
Вас поздравляем,
Всех гостей блинами угощаем!
ОТЗЫВ
№
Критерии
Баллы
1
Цели занятия, его план были открыты обучающимся, конкретны и побудительны для них
4
2
Замысел занятия реализован
4
3
Содержание урока оптимально (научно, доступно)
4
4
Проблемный характер изложения учебного материала
4
5
Обучающиеся имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов
4
6
Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения
3
7
Занятие способствовало формированию ключевых компетенций:
3
в предметной области
4
в области информационных технологий
4
в проектно-аналитической деятельности
4
в исследовательской деятельности
4
в плане продолжения образования и эффективного самообразования
4
8
Занятие способствовало развитию качеств личности:
4
коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов
4
критическое мышление
3
креативность, установка на творчество
3
самостоятельность и ответственность
3
рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу
3
толерантность, уважение к межкультурным и прочим различиям
3
9
Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора
3
10
Занятие помогло обучающимся в ценностно-смысловом самоопределении
3
11
Обучающиеся получили помощь в решении значимых для них проблем
3
12
Педагог сумел заинтересовать обучающихся, владел аудиторией
4
13
Комфортность образовательной среды: материально-техническое обеспечение, удобство расстановки рабочих мест
4
14
Качество методического обеспечения (пособия, раздаточные материалы, материалы на электронных носителях и пр.) методы обучения и контроля адекватны возможностям обучающихся
4
15
Психологическая комфортность: благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся)
4
16
Партнерский стиль отношений педагога и обучающихся
4
Всего баллов:
98
Предлагается оценить каждую из позиций по следующей шкале:
-
Достигнуто в высокой степени 4 балла
-
Достигнуто почти в полной мере 3 балла
-
Достигнуто частично 2 балл
-
Достигнуто в малой степени 1 балл
-
Не достигнуто (или не входило в цели) 0 балл
Вывод:
-
от 60 до 80 баллов - отзыв положительный
-
свыше 80 баллов - отзыв положительный, рекомендую тиражирование опыта