Рабочая программа по технологии Школа России (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология. 1. Пояснительная записка. Трудовое обучение в начальных классах - органическая составная часть единой системы обучения. Воспитания и развития обучающихся.

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
- расширять общекультурного кругозора обучающихся;
- развивать качества творческой личности, умеющей:
а) ставить цель;
б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в собственной жизни проблем;
в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;
г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;
д) объяснять свои действия соответственно эстетическому контексту;
е) знакомить с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в образах;
ж) формировать эстетический опыт и технологические знания и умения как основы для практической реализации замысла. Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Н.И.Роговцевой, С.В. Анащенковой, изд-во: М.: Просвещение, 2012. Для реализации программы используется УМК «Школа России: УМК «Школа России» разработан в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера, обеспечивающими новое качество как учебно-методического комплекса в целом, так и значение каждого учебного предмета в отдельности. При этом в УМК «Школа России» сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для начального общего образования и в соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 59 «Перспектива» на изучение технологии в 3 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Часы на обучение выделены из федерального компонента учебного плана.

Изменений в рабочей программе по отношению к авторской программе нет. Формы организации урока:

  • коллективная;
  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная работа;
  • работа в парах.
Применяются технологии индивидуального, индивидуально - группового, группового и коллективного способа обучения. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
  • методами организации и осуществления учебно - познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно - поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
  • методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.




















2. Общая характеристика учебного предмета.


Теоретической основой данной программы являются: - Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.). - Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей.

3. Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Технология» изучается с 1 по 4 класс. Согласно действующему в МАОУ СОШ №59 «Перспектива» учебному плану рабочая программа предусматривает организацию учебного процесса в объёме 35 часов (1 часа в неделю). Для реализации программы в полном объёме возможна корректировка учебного программы в течение года на усмотрение учителя. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Количество часов в I четверти - 9 ч. Количество часов во II четверти - 7 ч. Количество часов в III четверти -10 ч. Количество часов в IV четверти - 8 ч.









4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность - одна из задач образования.
Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание трудового воспитания способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного предмета. Результаты обучения 1.Общие учебные умения 1.1. Личностные результаты - описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; - принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; - опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. 1.2. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; - уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; - под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); - выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; - осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки; - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: - добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; - делать выводы на основе обобщения полученных знаний; - преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах). Коммуникативные УУД: - донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); - уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
2.Специальные предметные умения Иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание, игрушка, дисгармония. По художественно-творческой изобразительной деятельности: иметь представление об архитектуре как виде искусства, о воздушной перспективе и пропорциях предметов, о прообразах в художественных произведениях; знать холодные и тёплые цвета; уметь выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов. По трудовой (технико-технологической) деятельности: знать виды изучаемых материалов их свойства; способ получения объёмных форм - на основе развёртки; уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю; под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу. уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.

6. Содержание учебного предмета.


Рабочая программа по Технологии составлена в соответствии ФГОС НОО 2009г, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. на основе рабочих программ УМК «Школа России» и Положению о структуре , порядке разработки и утверждения рабочих программ образовательного учреждения МАОУ СОШ №59 «Перспектива». Рабочая программа является нормативным документом образовательного учреждения, который определяет объем, содержание изучения учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся 3 класс на конец учебного 20014/15 года. Составленная рабочая программа является составной частью образовательной программы образовательного учреждения. Виды и формы организации учебного процесса Виды: урок Формы: фронтальная форма познавательной деятельности (одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса для достижения общей познавательной задачи); микрогрупповая форма (работа в парах), групповая форма (единая познавательная задача ставится перед определённой группой школьников); индивидуальная форма. Проверка и оценка освоения программы Для проверки освоения программы используются: тестовые, практические работы, подготовка проектов по темам разделов. Запланировано: проектов- 3 тестов-1 , контрольных практических работ - 3 № п/п Наименование раздела Кол-во часов Содержание учебного материалы (дидактические единицы) Количество проверочных и контрольных работ 1 Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. 1 час Особенности содержания учебника для 3 класса. Планирование изготовления изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Критерии опенки качества изготовления изделий. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде. Понятия: городская инфраструктура, маршрутная карта, хаотичный, экскурсия, экскурсовод
2 Человек и земля 18 часов Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Правила безопасной работы ножом. Объёмная модель дома. Самостоятельное оформление изделия по эскизу. Профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб. Понятия: архитектура, каркас, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развёртка, линии чертежа Назначение городских построек, их архитектурныеособенности. Проволока: свойства и способы работы (скручивание, сгибание, откусывание). Правила безопасной работы плоскогубцами, острогубцами. Объёмная модель телебашни из проволоки. Понятия: проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня. Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка. Сочетание различных материалов в работе над одной композицией. Профессии: ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник. Понятия: лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка, секатор. Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Заполнение технологической карты. Работа в мини-группах. Изготовление объёмной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация результата проекта, защита проекта. Критерии оценивания изделия (аккуратность, выполнение всех технологических операций, оригинальность композиции). Понятия: технологическая карта, защита проекта. Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Предприятия по пошиву одежды (ателье). Выкройка платья. Виды и свойства тканей и пряжи. Природные и химические волокна. Способы украшения одежды - вышивка, монограмма. Правила безопасной работы иглой. Различные виды швов с использованием пяльцев. Строчка стебельчатых, петельных и крестообразных стежков. Аппликация. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации. Профессии: модельер, закройщик, портной, швея. Понятия: ателье, фабрика, ткань, пряжа, выкройка, кроить, рабочая одежда, форменная одежда, аппликация, виды аппликации, монограмма, шов. Выкройка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тканей. . Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы продуктов при помощи мерок. Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи (без термической обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи. Сервировка стола к завтраку. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства продуктов. Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток. Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер). Информация об изделии (продукте) на ярлыке. Знакомство с новым видом природного материала - соломкой. Свойства соломки. Её использование в декоративно-прикладном искусстве. Технология подготовки соломки - холодный и горячий способы. Изготовление аппликации из соломки. Правила упаковки и художественного оформления подарков. Основы гармоничного сочетания цветов при составлении композиции. Оформление подарка в зависимости от того, кому он предназначен (взрослому или ребёнку, мальчику или девочке). Работа с картоном. Построение развёртки при помощи вспомогательной сетки. Технология конструирования объёмных фигур. Анализконструкции готового изделия. Детали конструктора. Инструменты для работы с конструктором. Выбор необходимых деталей. Способы их соединения (подвижное и неподвижное). Контрольная работа 3 Человек и вода 4 часа Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки для коктейля, зубочистки ипр.). Новый вид соединения деталей - натягивание нитей. Понятия: мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция. Водный транспорт. Виды водного транспорта. Работа с бумагой. Работа с пластмассовым конструктором. Конструирование. Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские, полуобъёмные и объёмные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой. Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объёмной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу.
Контрольная работа 4 Человек и воздух 3 часа История возникновения искусства оригами. Использование оригами. Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание. Знакомство с особенностями конструкции вертолёта. Особенности профессий лётчика, штурмана, авиаконструктора. Техника папье-маше. Применение техники папье-маше для создания предметов быта. Основные этапы книгопечатания. Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплёт, слизура, крышки, корешок). Профессиональная деятельность печатника, переплётчика. Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых отправлений. Понятие «бланк». Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение бланка почтового отправления. Кукольный театр. Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора, кукловода. Пальчиковые куклы. Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре.

5 Человек и информация 8 часов Программа Microsoft Office Word. Правила набора текста. Программа Microsoft Word Document.doc. Сохранение документа, форматирование и печать. Создание афиши и программки на компьютере. Понятия: афиша, панель инструментов, текстовый редактор. Тест Итого 34 часа.





  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

№ п/п Раздел. Тема Кол-во часов Основные виды учебной деятельности обучающихся 1
Знакомство с учебником. Знакомство с учебником

1час Знакомятся с учебником и рабочей тетрадью. Анализируют изделия (материал, способ изготовления). Выполняют задание 2. Человек и земля Архитектура. Изделие «Дом» Парк. Изделие «Городской парк» Проект «Детская площадка». Изделия «Качалка», «Песочница», «Игровой комплекс», «Качели» Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Изделия «Строчка стебельчатых стежков», «Строчка петельных стежков», «Украшение платочка монограммой» Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Изделие «Украшение фартука». Практическая работа «Коллекция тканей» Изготовление тканей. Изделие «Гобелен» Вязание. Изделие «Воздушные петли» Одежда для карнавала. Изделия «Кавалер», «Дама» Бисероплетение. Изделия «Браслетик», «Цветочки», «Подковка. Кафе. Изделие «Весы». Практическая работа «Кухонные принадлежности» Фруктовый завтрак. Изделия «Фруктовый завтрак», «Солнышко в тарелке». Практическая работа «Стоимость завтрака»Сервировка стола. Изделие «Колпачок-цыпленок» Бутерброды. Изделие «Бутерброды», «Радуга на шпажке» Сервировка стола. Изделия «Салфетница». Практическая работа «Способы складывания салфеток» Магазин подарков. Изделия «Соленое тесто», «Брелок для ключей» Автомастерская. Изделие «Фургон Мороженое» Грузовик. Изделия «Грузовик», «Автомобиль». 18 часов

Активно пользуются навигационной системой учебника.

Выполняют чертёж развёртки изделия в масштабе 2:1.

Создают:

- макет «Дом» на основе развёртки;

- макет «Телебашня» из проволоки;

- макет «Парк отдыха» из природного материала.

• Оформляют проект «Двор моей мечты».

Выполняют измерение при помощи портновского метра и оформлять данные в таблице.

• Выполняют эскиз школьной формы.

• Проводят исследование тканей и оформлять данные в таблице.
3. Человек и вода Мосты. Изделие «Мост» Водный транспорт. Проект «Водный транспорт». Изделия «Яхта», «Баржа» Океанариум. Проект «Океанариум». Изделие «Осьминоги и рыбки». Практическая работа «Мягкая игрушка» Фонтаны. Изделие «Фонтан». Практическая работа «Человек и вода» 4 часа

Выполняют аппликации.

• Сопоставляют эскиз маски и её образ при выборе материалов для выполнения.

• Выполняют браслет «Подковки» из бисера, используя схему.

• Выполняют эскиз карнавального костюма. 4 часа
4. Человек и воздух (3 ч) Зоопарк. Изделие «Птицы». Практическая работа «Условные обозначения техники оригами» Взлетная площадка. Изделие «Вертолет Муха» Воздушный шар. Изделие «Воздушный шар». Практическая работа «Человек и воздух» 3 часа
Изучают стили архитектуры; профессии людей, связанных со строительством. Выполняют задание «Фигура в масштабе» в рабочей тетради (с. 6). Составляют план работы вместе с учителем: разметка, раскрой, сборка, отделка. 5. Человек и информация Переплетная мастерская. Изделие «Переплетные работы» Почта Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль». Изделие «Кукольный театр» Афиша. Изделие «Афиша». Итоговый тест . 8 часов
Читают текст и рассказывают, что за наука бионика. Знакомство с условными обозначениями техники оригами на с. 118. Знакомство осуществляется с сопутствующей демонстрацией учителем каждого условного обозначения. Работа в группах: составляют композицию из птиц и декорируют её по своему вкусу. Итого 34 часа.









8. Материально- техническое обеспечение рабочей программы.

Литература

Основная

Для учителя 1.Роговцева Н.И., Богданова Н.Б., Фрейтаг И.П. Рабочая тетрадь «Технология. Человек, природа, техника». 2011г 2.Роговцева Н.И., Богданова Н.Б., Фрейтаг И.П. Учебник «Технология 3 класс». М., «Просвещение», 2011г

Для учащихся 1.Роговцева Н.И., Богданова Н.Б., Фрейтаг И.П. Рабочая тетрадь «Технология. Человек, природа, техника». 2011г

2.Роговцева Н.И., Богданова Н.Б., Фрейтаг И.П. Учебник «Технология 3 класс». М., «Просвещение», 2011г

Дополнительная

Для учителя

Для учащихся

Интернет-ресурсы 1.Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» Технология: задания, тесты, наглядные и занимательные материалы). - Режим доступа: vneuroka.ru
2.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru
3.Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka.info/about/193
4.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: festival.1september.ru
5.Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. - Режим доступа:uroki.ru

Оборудование и приборы

технические средства (мультимедийный проектор, компьютер)

учебные (столы, доска)



© 2010-2022