«История в архитектурных памятниках. Путь от примитивного жилища до современного города»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Тема: «История в архитектурных памятниках. Путь от примитивного жилища до современного города».
Цель: - вспомнить историю развития жилища, связь архитектуры с климатом, изменение типов жилья, особенности жизни и занятия людей; закреплять знания исторических терминов; - прививать интерес к истории; развивать умение пользоваться дополнительной литературой; - воспитывать всесторонне-развитую личность;
Оборудование: учебники; рабочие тетради; цветные карандаши; рефераты учащихся; карточки с заданием; рисунки домов:

Ход урока.


I Организационный момент.
(Звучит музыка группы «Зодиак») Посмотрели друг другу в глаза. Улыбнулись. Взялись за руки с соседом. Почувствовали тепло друг друга. Сегодня мы отправимся в путешествие на машине времени, а в дальней дороге очень важно, чтобы рядом был надёжный друг.
II Сообщение темы урока.
Учитель: Вот и заканчивается наше путешествие. Сегодня мы перевернём последнюю страницу огромной «каменной книги», в которой запечатлены различные эпохи развития человечества. Эта книга «архитектура». История раскрывается перед нами не только в старинных рукописях, орудиях труда, предметах материальной культуры. Большую роль играют памятники архитектуры, которые стоят под открытым небом на глазах у всех. Архитектурные сооружения, их типы, отражают особенности культуры, быта определённого времени, рассказывают о жизни народов разных стран, разных эпох. - Вы разделились на группы. Каждая группа получила своё задание, которое выполняет за определённое время, готовит сообщение. Но начнём мы с коллективной работы.

III Интеллектуальная разминка (на доске рисунки жилищ)

«История в архитектурных памятниках. Путь от примитивного жилища до современного города».«История в архитектурных памятниках. Путь от примитивного жилища до современного города».«История в архитектурных памятниках. Путь от примитивного жилища до современного города».«История в архитектурных памятниках. Путь от примитивного жилища до современного города».«История в архитектурных памятниках. Путь от примитивного жилища до современного города».

Болотник Иглу Пещера Сакля Шатёр

«История в архитектурных памятниках. Путь от примитивного жилища до современного города».«История в архитектурных памятниках. Путь от примитивного жилища до современного города».«История в архитектурных памятниках. Путь от примитивного жилища до современного города».

Хижина Юрта Яранга

а) Учитель: - Посмотрите на рисунки жилищ. Что их объединяет?

(Это примитивное жилище)

- Давайте вспомним о нём. Разгадайте кроссворд.


  1. Жилище из жерди и войлока. (юрта).

  2. Жилище из веток, травы, костей крупных животных (хижина).

  3. Жилище изо льда (иглу).

  4. Жилище, крыша из стеблей тростника, стены из камыша.(болотник)

  5. Жилище на колёсах (кибитка)

  6. Первое жилище человека (пещера)

  7. Жилище из жерди, покрытой плотной материей из козьей шерсти (шатёр)

  8. Жилище из шестов, покрытых оленьими шкурами. (яранга).

1.ю

р

т

а

2.х

и

ж

и

н

а

3.и

г

л

у

4.б

о

л

о

т

н

и

к

5.к

и

б

и

т

к

а

6.п

е

щ

е

р

а

7.ш

а

т

ё

р

8.я

р

а

н

г

а

Если вы, верно, разгадали кроссворд, то в выделенных клетках прочтёте ключевое слово.

- А скажите, ребята, вот мы назвали много жилищ, все они разновидность примитивного жилья, хижины, но все строятся по-разному. От чего это зависит?

(от климатических условий и занятий человека, подручного материала).

б) Блиц-опрос:

- Из чего строили жилища в жарком климате? (глина, песок)

- в холодном климате? (тростник, ветки, лёд)

- на воде? (листья пальм, бамбук)

- при кочевой жизни? (шкуры животных)

- Яранга - это жилище…………..(чукчей, которые живут на далёкой Чукотке, которую называют Чаучу, это значит «богатая оленями»

- Иглу - это жилище………….(канадских эскимосов, которые живут на самом севере Канады, за Полярным кругом)

- Кибитка - это жилище…………..(цыган-кочевников)

- Юрта - это жилище………….(пастухов - кочевников)

- Как называется жилище, которое строят в горах Кавказа. Они стоят уступами, лепятся по склону горы одна над другой? (сакли)

в) Работа в тетрадях (стр.31 вверху) - самостоятельно.

Обменялись тетрадями, взаимопроверка.

IV Работа в группах.

1 группа.

1) - Учитель: Шло время. Люди стали заниматься земледелием и поэтому дольше оставаться на одном месте. Им потребовались более крепкие, долговечные дома, нужны были постройки для домашнего скота, запасов пищи и разных инструментов. Постепенно поселения росли и превращались в города.


Задание: рассказать о появлении первых городов

2) - Сообщения учеников

3) - Вопросы после сообщения:

- Вспомните, в каком веке появились первые города? (9-10)

- Где они возникали? (на пересечении торговых путей, мостов, переправ через реку)

- Чем был огорожен город? (крепостной стеной)

- Где располагалась рыночная площадь? (в центре города)

- Из чего строили дома? (из камня)

2 группа


1) - Учитель: - Ребята, а как вы думаете, что является лицом города? (архитектурные памятники)

- Каждый город имеет своё лицо, свои архитектурные сооружения. Эталоном красоты служили и служат архитектурные сооружения Древней Греции и Древнего Рима. Не случайно их называют классическими - за красоту, стройность, соразмерность.

- Какие же элементы использовались в римской и греческой архитектуре?

Задание: рассказать об архитектуре Древнего Рима и Древней Греции.

2) - Сообщения учеников.

«История в архитектурных памятниках. Путь от примитивного жилища до современного города».

- Учитель: «Капитель, фронтон» - правда. Красивые названия? Они такие же красивые, как и сами здания. Много новых терминов вы узнали, изучая эту тему. Давайте их вспомним.

3) - Работа на карточках, по вариантам.

3 группа

1) - Учитель: - Красивыми и величественными были лишь общественные постройки. А что же из себя представляли постройки простых греков?

Задание: рассказать о постройках простых людей.

2) - Сообщения учеников.

3) - Вопросы после сообщения:

-Что было в центре дома? (двор)

- Что делали во дворе? (вели хозяйственные дела, принимали гостей)

- Что находилось под двором и комнатами нижнего этажа? (подвалы, погреба, цистерны для сбора воды).

- Сколько этажей было в доме? (два).


4 и 5 группы

«История в архитектурных памятниках. Путь от примитивного жилища до современного города».«История в архитектурных памятниках. Путь от примитивного жилища до современного города».

1) - Учитель: - Что вы видите на рисунках? (замок и русскую избу)

- А откуда этот замок? ( Средневековье), а изба? ( Древнерусский город)

Задание: рассказать об эпохе Средневековья - 4 группа

Рассказать о Древнерусском городе - 5 группа

2)- Сообщения учеников.

3)- Работа в тетрадях по вариантам:

1 вариант - (с. 26, 64);

2 вариант - (с. 31,32):

V - Учитель: Вот и добрались мы с вами до современного города.

-А чем отличается Современный город от Древнерусского.

«История в архитектурных памятниках. Путь от примитивного жилища до современного города».

- Да, современный город всё больше и больше наступает на исторические памятники. Строятся заводы, фабрики, жилые дома, прокладываются дороги. Чаще это делается на месте старых, разрушенных построек. Мы должны бережно относиться к наследию прошлого, сохранять памятники архитектуры, любить свой город, свою Родину

VI Итог урока

1) - Продолжите предложение: Я узнал….

повторил…….

научился……

VII Релаксация.

- Перед вами новый дом. В нём три этажа. Его ещё не заселили. Жители этого дома перед вами:

- Грустный - если вам на уроке было скучно, не интересно,

- Безразличный ко всему - если вам всё равно, что было на уроке,

- Весёлый - если же вам урок понравился, вы много повторили, узнали что - то новое «История в архитектурных памятниках. Путь от примитивного жилища до современного города».«История в архитектурных памятниках. Путь от примитивного жилища до современного города».«История в архитектурных памятниках. Путь от примитивного жилища до современного города».


Поселите их в дом. - Тот, кто на уроке был очень активным, правильно отвечал и считает, что он заслужил пятёрку, может поселиться на третьем этаже; - Тот, кто был не очень активным, иногда допускал ошибки, считает, что он заслужил четвёрку, может поселить себя на втором этаже: - Тот, кто на уроке мало работал или вообще не работал, пусть поселит себя на первом этаже:

5

© 2010-2022