Планирование факультативного курса Основы естественно-научных и сельскохозяйственных знаний, 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Добринский лицей Урюпинского района Волгоградской области



Рабочая программа

по основам естественнонаучных сельскохозяйственных знаний

для 3 класса





Составитель: Дьякова Г.С.

2014 год

Пояснительная записка.

I. Нормативная основа реализации программы:

1.Программа.

2. Закон об образовании.

3. «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования». II. Цели изучения курса: формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности. .

III Учебник : .Постникова Е.А Основы естественнонаучных сельскохозяйственных знаний. Москва. Владос 2008г.

IV. Структура курса, содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Всего

часов

1

Природа

26

2

Человек.Общество.

8

Итого:

34


Программа предусматривает разно уровневое обучение и отражает индивидуальный подход к обучающимся.

Материал, использованный автором при составлении программы, подобран грамотно и профессионально с точки зрения необходимости данной тематики. Курс рассчитан на 34 часа.

В результате изучаемого материала учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности. Программа способствует развитию умственной деятельности практическими навыками, умению оперировать знаниями, добиваться высокого интеллектуального уровня.

V. Требования к уровню подготовки обучающихся в 3 классе. Планируемые результаты

Предметные

Ученик научится:

- различать понятия:

природное явление, погода, осадки, ветер, температура, молния, молниеотвод, равноденствие,; организм человека, опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительнарастительный организм, корневая система, стебель, лист, цветок, плод;

- наблюдать предметы и явления в неживой и живой природе- обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;

- характеризовать погодные явления в разные времена года, сезонные изменения в жизни растений и животных;

- называть части термометра, объяснять их назначение;

-исследоватьпроцесс развития растения из семени;

- характеризовать состав и свойства воздуха, воды, почвы;

- рассказывать, как происходит круговорот воды в природе; об органах растений, их значении, о способах размножения растений;

о стадиях развития разных групп животных;

- характеризовать условия, необходимые для жизни и развития растений и животных;

- характеризовать отличительные признаки некоторых групп растений, особенности их размножения и развития;

- характеризовать отличительные признаки млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, способы их передвижения, питания, размножения и развития;

- приводить примеры признаков приспособляемости растений и животных к условиям жизни при смене сезонов;

- различать части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена) и характеризовать их функции;

- осознавать необходимость бережного отношения к природе, экологически грамотного и безопасного поведения в ней, важность участия в природоохранных мероприятиях.

.

Личностные и метапредметные

У ученика могут быть сформированы следующие личностные качества:

- способность различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

- положительное отношение и интерес к изучению природы, человека и общества;

- познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;

- интерес к исследовательской деятельности;

- творческие способности, воображение, фантазия;

- способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;

- экологическая культура, готовность следовать этическим, экологически грамотным и безопасным правилам поведения в школе,

в классе, на улице, дома, в общественных местах, на природе;

- чувство прекрасного, восхищение красотой объектов природы и культуры; понимание того, что природа нужна человеку не только для жизни, но и для проявления эстетических чувств, создания произведений искусства;

- желание вести здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД

Ученик может научиться:

- осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;

- по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать и принимать учебную задачу (перед чтением текста, перед выполнением задания, перед проверкой знаний и умений в рабочей тетради и тетради для тестовых заданий);

- планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно -познавательных, учебно-практических задач;

- проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;

- осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;

- оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).

Познавательные УУД

Ученик может научиться:

- воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации (заголовки с установками на цель чтения и вопросы после текста для осмысления прочитанного);

- понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-

знаковой;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;

- использовать словари и другую справочную литературу;

- характеризовать, описывать объекты и явления окружающего мира, выделяя их существенные и несущественные признаки;

- выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения классификации, обобщения, подведения под понятие, установления

причинно-следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;

- выполнять начальные формы проектной исследовательской деятельности, осуществлять поиск необходимой информации для решения учебных задач, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

VI. Литература 1. Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. 3 класс. Учебник, Части 1 и 2, 2012г. Тематическое планирование

Наименование раздела

Тема урока

Кол. часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Оборудование

Творческие задания

1

Природа

Природа живая и неживая

1

Высказывают свои предположения о свойствах

живого существа и аргументируют их;

распределяют предметы на группы (живое, неживое, изделие человека)

2

Температура и термометр

1

умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему

-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

формирование образа Я

тесно связано миром природы, культуры окружающих людей Л

Называть части термометра, измерять с его помощью температуру воздуха, воды, объяснять правила пользования термометром.

Объяснять, для чего людям необходим прогноз погоды, какую работу ведут метеорологи, где они располагают метеорологические приборы, что ими измеряют

Модель термометра

3

Начало осени. Экскурсия.

1

Наблюдают и описывают осенние изменения в

природе, растения пришкольного участка;

собирают опавшие веточки, листья, шишки,

плоды разных растений (по возможности) для

последующего их изучения Анализируют собственные наблюдения за

растениями, их строением;

учатся добывать информацию по рисунку-

схеме.

- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Р

- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему П

-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми К

формирование образа Я

тесно связано миром природы, культуры окружающих людей Л

Отчет об экскурсии

4

Органы растения.

1

Анализируют собственные наблюдения за

растениями, их строением;

учатся добывать информацию по рисунку-

схеме;

составляют модель растения (травянистого,

цветкового);

сравнивают листья, корни, плоды разных

растений (по рисункам, разрезным карточкам,

листкам гербария, у комнатных растений)

Гербарии

5-6

Плодовые культуры.

2

Анализируют предположения; сравнивают растения,

находят сходства и различия между ними;

Гербарии

Реферат

7-8

Овощные культуры.

2

Собирают информацию, рассматривая рисунки,

Дают характеристику.

Гербарии

9

Сорняки.

1

Собирают информацию, рассматривая рисунки,

Дают характеристику

Гербарии

10

Пришкольно -опытный участок. Экскурсия.

1

Рассказывают о своих наблюдениях растений

на экскурсии, высказывают предположения о

том, на какие группы их можно распределить и

проверяют свои ответы;

распределяют растения , выделяют существенный признак

11

Выращивание овощей на пришкольном участке.

1

Собирают информацию, рассматривая рисунки,

учатся составлять их описание; выполняют

задания, сравнивают условия.

12-13

Полевые культуры..

2

Собирают информацию, рассматривая рисунки,

учатся составлять их описание; выполняют

задания, сравнивают условияАктуализируют свои наблюдения за

декоративными растениями; наблюдают

комнатные растения, сравнивают их,

характеризуют;

выполняют практическую работу по уходу за

комнатными растениями Обсуждают значение культурных растений в

жизни человека;

выявляют существенные признаки культурных

растений

Гербарии

реферат

14

Условия жизни растений летом и осенью.

1

Наблюдают и описывают осенние изменения в

природе, растения пришкольного участка;

собирают опавшие веточки, листья, шишки,

плоды разных растений (по возможности) для

последующего их изучения- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Р

- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему П

-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми К

формирование образа Я

тесно связано миром природы, культуры окружающих людей Л

Отчет об экскурсии

15

Лекарственные растения

1

. Собирают информацию, рассматривая рисунки,

учатся составлять их описание; выполняют

задания, сравнивают условия

Гербарии

16

Зима в природе..

1

Рассказывают о своих наблюдениях растений

на экскурсии, высказывают предположения о

том, на какие группы их можно распределить и

проверяют свои ответы;

распределяют растения , выделяют существенный признак

реферат

17

Насекомые, их многообразие, приспособленность к условиям зимы.

1

Рассказывают о своих наблюдениях жизни

пчѐл и муравьев; анализируют рисунки, учатся

выделять основную мысль текста; осваивают

дидактическую игру, узнают насекомое по

признакам, составляют подобное задание для

одноклассников; работают с разрезными

карточками; рассуждают о правилах

безопасного поведения с пчѐлами и муравьями,

о бережном к ним отношении

Таблица. Презентация

18-19

Многообразие животного мира.

2

Собирают информацию, рассматривая рисунки,

учатся составлять их описание; выполняют

задания, дают характеристику

Таблица. Презентация

20

Многообразие животного мира, приспособленность к условиям зимы

1

Собирают информацию, рассматривая рисунки,

учатся составлять их описание; выполняют

задания, дают характеристику

Таблица.

Презентация

21-22

Многообразие растений. Водоросли и мхи.

2

Собирают информацию, рассматривая рисунки,

учатся составлять их описание; выполняют

задания, дают характеристику

Презентация

23

Вода. Три состояния воды.

1

Слушают, наблюдают, знакомятся с понятиями, наблюдают три состояния

24

Воздух. Состав воздуха.

1

Наблюдать и проводить простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, почвы с использованием измерительных приборов, обобщать и делать выводы по результатам наблюдений, опытов и фиксировать их в разной форме (в словесной, в таблице, схеме, диаграмме, рисунке).

25

Зимняя экскурсия.

1

Наблюдают и описывают изменения в

Природе.

Отчет об экскурсии

26

Изменения температуры воздуха. Ветер

1

Характеризовать изменения погоды по результатам наблюдений за неделю, за месяц.

Рассказывать, как предсказывали погоду в старину, какие приметы плохой и хорошей погоды оставили нам наши предки (на местном материале).

Ставить познавательную задачу, планировать её выполнение, оценивать результаты своего учебного труда.

27

Человек.Общество.

Правила поведения дома.

1

Обсуждать важность соблюдения правил гигиены систем органов, выполнения мер по укреплению своего здоровья, внимательного и чуткого отношения к людям с нарушением здоровья, своевременного оказания помощи людям, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях.

Оценивать потенциально опасные ситуации для жизни и здоровья человека с целью определения правил поведения в природе и обществе.

.

Презентация

реферат

28

Правила поведения в гостях

1

Анализируют стихотворение, рассматривают

иллюстрацию к нему, приводят примеры

работают в паре - размышляют, чем

различаются растения,

проверяют свои выводы, предлагают

дополнения к ним

Презентация

Отчет об экскурсии

29

Природа.

Весенняя экскурсия

1

Наблюдают и описывают осенние изменения в

природе Учатся ставить учебную задачу (вместе с

учителем) и планировать еѐ выполнение;

рассматривают иллюстрации, высказывают

свои суждения и аргументируют

Отчет об экскурсии

30-31

Почва

2

Учатся ставить учебную задачу (вместе с

учителем) и планировать еѐ выполнение;

рассматривают иллюстрации, высказывают

свои суждения и аргументируютХарактеризовать роль живых организмов в образовании почвы, круговорот веществ в почве как пример единства живого и неживого.

Сравнивать старинные и современные способы возделывания почвы и сохранения её плодородия.

Находить нужную информацию из разных источников: из учебной статьи, художественного текста, фольклора, из иллюстраций, схем, рисунков, диаграмм, таблиц и др.

Собирать краеведческий материал о примерах использования воздуха, воды, способах возделывания почвы в старину,

Таблица Виды почв.

32

Подготовка к весенним работам

Учатся ставить учебную задачу (вместе с

учителем) и планировать еѐ выполнение;

рассматривают иллюстрации, высказывают

свои суждения и аргументируют

33

Сельскохозяйственный труд весной.

1

. Учатся ставить учебную задачу (вместе с

учителем) и планировать еѐ выполнение;

высказывают

свои суждения и аргументируют

34

Поздняя весна в природе. Экскурсия.

1

Рассказывают о своих наблюдениях растений

на экскурсии, высказывают предположения о

том, на какие группы их можно распределить и

проверяют свои ответы;

распределяют растения , выделяют существенный признак

Список использованной литературы


1. Поглазова О.Т. учебник « Окружающий мир»3 класс ассоциация 221 век Смоленск.2013г.

2. Постникова Е.А Основы естественнонаучных сельскохозяйственных знаний. Москва. Владос 2008г

12

© 2010-2022