- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Я гражданин России для начальной школы
Программа внеурочной деятельности Я гражданин России для начальной школы
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Коптякова О.П. |
Дата | 23.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа
внеурочной деятельности
« Я - гражданин России»
(на базе школьного музея)
для 1, 2, 3 и 4 класса
на 2014 - 2015 учебный год
Составила:
Руководитель школьного музея
О. П. Коптякова
Архангельск 2014 г.
Пояснительная записка.
Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как, никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей своей программой внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого России. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.
Актуальность программы. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики и государства. Идеи патриотизма, готовность к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, проявляется непонимание значимости культурно - исторических памятников, незначительный интерес к истории, непонимание её, идет процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма - это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи воспитания патриота и гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия,
Цель программы: совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у молодого поколения высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности, создание системы ценностных ориентаций, через деятельность школьного музея.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
*Формировать уважительное отношение к памятникам прошлого, способность к общению и сопереживанию, потребность общаться с музейными ценностями; *Воспитывать патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины; *Стимулировать познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему страны; знакомить с традициями края, страны; *Развивать музейную культуру, обучение музейному языку, изучать музейную терминологии; * Прививать чувство любви к своему Отечеству; * Учить заботиться о своей школе, гордиться историей своей школы; * Воспитывать у молодёжи неприятие агрессии, насилия и войны; * Содействовать повышению эффективности учебно - воспитательной работы.
Ожидаемые результаты.
Личностные -
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других поколений, других народов;
3) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные -
-
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий ( далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
-
использование различных способов поиска ( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
-
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Предметные -
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства
гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю,
своей семье, истории, культуре, природе родного края, его современной
жизни
Данная программа рассчитана для учащихся 1, 2, 3 и 4 класса.
Объем программы: 33 часа в 1 классе; 34 часа во 2,3,4 классах - по 1 часу в неделю.
Содержание программы.
Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая - то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.
-
Вводное занятие. О чем рассказывает школьный музей. Его основные разделы. История его создания, экспозиции, выставочные экспонаты.
История одного экспоната.
-
«Вырос я в городе этом» - об Архангельске. Родной край в истории. Архангельская область. Свидетели истории: газеты, журналы, книги, альбомы - важные источники информации о районе, городе.
3. Наш завод, поселок и школа в истории края. Свидетели истории:
газеты, журналы, альбомы - важные источники информации о школе.
поселке, « Урок в старой школе». Путешествие в школьные годы
бабушек и дедушек. Взвейтесь кострами - о детских организациях.
Ведение исторической хроники класса.
-
Архангельск - город воинской славы. Военная слава земляков. О героях ВО войны, ветеранах, тружениках тыла. Альбом Памяти. Воспоминания детей войны. Письма с фронта, реликвии войны. Города - герои. Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют. Военные и трудовые награды. Награды в семье. Орденоносцы завода.
-
Предметы, хранящие память. История экспоната из школьного музея.
Фалеристика (коллекционирование значков).
-
Заочные экскурсии по музеям России: «Московский Кремль», « Третья-ковская галерея», Эрмитаж, дворцы Санкт - Петербурга. Музеи игрушек и др.
-
История семьи в истории страны. Моя родословная. Поисково - исследовательская деятельность. Ваши помощники в поисковой работе. Где и как собирать материалы. Основные источники, используемые для сбора материала: книги, брошюры, альбомы, фотографии и воспоминания.
-
«Крестьянский дом и всё, что в нем». Жизнь людей в древности. Бабушкины сказки - знакомство с предметами крестьянского быта, о которых рассказывается в сказках. О чем расскажут музейные экспонаты.
-
Славянские и православные праздники. Старинные обряды. Рождество, Масленица, Пасха. День Ангела - именины.
-
Тайна фотографии. Как записывать воспоминания. Беседы,
анкетирование участников и свидетелей изучаемых событий.
Подготовка к беседе, составление вопросов, как вести себя во время
встречи. Запись рассказов и воспоминаний.
-
Документация музея. Комплектование фонда, изучение музейных предметов; учет и хранение документов и вещей. Книга учета
( инвентарная книга). Музейные термины.
12. Практические занятия.
а) Изготовление поздравительных плакатов:
* к Дню пожилого человека
* к Дню матери
* 23 февраля
* 8 марта
* 9 мая
б) конкурсы, игры, тесты, кроссворды…
-
Итоговое мероприятие.
Учебно - тематический план.
№
Темы занятий
Количество часов
1
класс
2
класс
3
класс
4
класс
1
Вводное занятие. Знакомство с музеем.
1
2
Вырос я в городе этом:
Почему Архангельск назвали Архангельском - путешествие по старому городу.
Улицы города Архангельска.
Города Архангельского Севера.
1
1
1
1
1
1
3
Наш завод, поселок и школа в истории края.
«Малая Родина» - история нашего завода поселка.
История возникновения письменности. Как появилась школа.
История школы № 60.
История школьной формы.
«Взвейтесь кострами» - история детских организаций.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
Архангельск - город воинской славы.
Памятники города Архангельска, связанные с ВО войной.
Военная слава земляков. «Они сражались за Родину». «Блокада».
Ветераны - труженики тыла.
«Детство, опаленное войной».
«По местам боевой славы»
«Прадеды и правнуки»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
Предметы, хранящие память.
История экспонатов из школьного музея.
«Игрушек новогоднее мерцанье».
«Копейка рубль бережет».
Фалеристика - коллекционирование значков.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
Заочные экскурсии по музеям России.
Музеи Москвы. Московский Кремль.
Музеи Санкт - Петербурга. Дворцы Санкт - Петербурга.
4
3
4
4
7
История семьи в истории страны:
Моя родословная. Моя семья.
1
1
1
1
8
«Крестьянский дом и всё, что в нем».
Декоративно - прикладное творчество Севера
«Дом вести - не лапти плести»
Предметы крестьянского быта, о которых рассказывается в сказках.
1
1
1
1
1
1
1
1
9
Славянские и православные праздники.
Рождество. Чудо северного пряника.
Масленица.
Пасха.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
Тайна фотографии.
Как записывать воспоминания. ( анкеты, опросники и др.)
1
1
11
Документация музея.
Знакомство с документами по музею.
1
1
12
Практические занятия.
Изготовление поздравительных плакатов:
К Дню пожилого человека.
К Дню матери.
К 23 февраля.
На 8 марта.
На 9 мая.
Конкурсы, игры, тесты и др.
13
15
6
6
13
Итоговое занятие.
1
1
1
1
14
Всего занятий:
33
34
34
34
Список литературы.
Музей образовательного учреждения, Архангельск 2004 г.
Музееведение. Музеи исторического профиля, Высшая школа, 1988 г.
Журналы «Воспитание школьников», 2000 - 2012 гг.
Журналы «Классный руководитель», 2000 - 2012 гг.
Программа
внеурочной деятельности
« Я - гражданин России»
(на базе школьного музея)
для 1, 2, 3 и 4 класса
Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей своей программой вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, историю героического прошлого России.
Учебно - тематический план.
№
Темы занятий
Количество часов
1
класс
2
класс
3
класс
4
класс
1
Вводное занятие. Знакомство с музеем.
1
2
Вырос я в городе этом:
Почему Архангельск назвали Архангельском - путешествие по старому городу.
Улицы города Архангельска.
Города Архангельского Севера.
1
1
1
1
1
1
3
Наш завод, поселок и школа в истории края.
«Малая Родина» - история нашего завода поселка.
История возникновения письменности. Как появилась школа.
История школы № 60.
История школьной формы.
«Взвейтесь кострами» - история детских организаций.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
Архангельск - город воинской славы.
Памятники города Архангельска, связанные с ВО войной.
Военная слава земляков. «Они сражались за Родину». «Блокада».
Ветераны - труженики тыла.
«Детство, опаленное войной».
«По местам боевой славы»
«Прадеды и правнуки»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
Предметы, хранящие память.
История экспонатов из школьного музея.
«Игрушек новогоднее мерцанье».
«Копейка рубль бережет».
Фалеристика - коллекционирование значков.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
Заочные экскурсии по музеям России.
Музеи Москвы. Московский Кремль.
Музеи Санкт - Петербурга. Дворцы Санкт - Петербурга.
4
3
4
4
7
История семьи в истории страны:
Моя родословная. Моя семья.
1
1
1
1
8
«Крестьянский дом и всё, что в нем».
Декоративно - прикладное творчество Севера
«Дом вести - не лапти плести»
Предметы крестьянского быта, о которых рассказывается в сказках.
1
1
1
1
1
1
1
1
9
Славянские и православные праздники.
Рождество. Чудо северного пряника.
Масленица.
Пасха.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
Тайна фотографии.
Как записывать воспоминания. ( анкеты, опросники и др.)
1
1
11
Документация музея.
Знакомство с документами по музею.
1
1
12
Практические занятия.
Изготовление поздравительных плакатов:
К Дню пожилого человека.
К Дню матери.
К 23 февраля.
На 8 марта.
На 9 мая.
Конкурсы, игры, тесты и др.
13
15
6
6
13
Итоговое занятие.
1
1
1
1
14
Всего занятий:
33
34
34
34