Программа внеурочной деятельности Я гражданин России для начальной школы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ №60 ___________ А.Г. Мальцев «___»__________2014 г.

Программа


внеурочной деятельности


« Я - гражданин России»

(на базе школьного музея)


для 1, 2, 3 и 4 класса


на 2014 - 2015 учебный год

Составила:

Руководитель школьного музея

О. П. Коптякова






Архангельск 2014 г.

Пояснительная записка.


Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как, никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей своей программой внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого России. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.
Актуальность программы. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики и государства. Идеи патриотизма, готовность к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, проявляется непонимание значимости культурно - исторических памятников, незначительный интерес к истории, непонимание её, идет процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма - это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи воспитания патриота и гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия,
Цель программы: совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у молодого поколения высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности, создание системы ценностных ориентаций, через деятельность школьного музея.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
*Формировать уважительное отношение к памятникам прошлого, способность к общению и сопереживанию, потребность общаться с музейными ценностями; *Воспитывать патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины; *Стимулировать познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему страны; знакомить с традициями края, страны; *Развивать музейную культуру, обучение музейному языку, изучать музейную терминологии; * Прививать чувство любви к своему Отечеству; * Учить заботиться о своей школе, гордиться историей своей школы; * Воспитывать у молодёжи неприятие агрессии, насилия и войны; * Содействовать повышению эффективности учебно - воспитательной работы.
Ожидаемые результаты.

Личностные -

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других поколений, других народов;

3) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные -

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  2. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  3. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий ( далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  4. использование различных способов поиска ( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  5. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  6. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Предметные -

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства

гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю,

своей семье, истории, культуре, природе родного края, его современной

жизни

Данная программа рассчитана для учащихся 1, 2, 3 и 4 класса.

Объем программы: 33 часа в 1 классе; 34 часа во 2,3,4 классах - по 1 часу в неделю.

Содержание программы.


Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая - то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.


  1. Вводное занятие. О чем рассказывает школьный музей. Его основные разделы. История его создания, экспозиции, выставочные экспонаты.

История одного экспоната.

  1. «Вырос я в городе этом» - об Архангельске. Родной край в истории. Архангельская область. Свидетели истории: газеты, журналы, книги, альбомы - важные источники информации о районе, городе.

3. Наш завод, поселок и школа в истории края. Свидетели истории:

газеты, журналы, альбомы - важные источники информации о школе.

поселке, « Урок в старой школе». Путешествие в школьные годы

бабушек и дедушек. Взвейтесь кострами - о детских организациях.

Ведение исторической хроники класса.

  1. Архангельск - город воинской славы. Военная слава земляков. О героях ВО войны, ветеранах, тружениках тыла. Альбом Памяти. Воспоминания детей войны. Письма с фронта, реликвии войны. Города - герои. Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют. Военные и трудовые награды. Награды в семье. Орденоносцы завода.

  2. Предметы, хранящие память. История экспоната из школьного музея.

Фалеристика (коллекционирование значков).

  1. Заочные экскурсии по музеям России: «Московский Кремль», « Третья-ковская галерея», Эрмитаж, дворцы Санкт - Петербурга. Музеи игрушек и др.

  2. История семьи в истории страны. Моя родословная. Поисково - исследовательская деятельность. Ваши помощники в поисковой работе. Где и как собирать материалы. Основные источники, используемые для сбора материала: книги, брошюры, альбомы, фотографии и воспоминания.

  3. «Крестьянский дом и всё, что в нем». Жизнь людей в древности. Бабушкины сказки - знакомство с предметами крестьянского быта, о которых рассказывается в сказках. О чем расскажут музейные экспонаты.

  4. Славянские и православные праздники. Старинные обряды. Рождество, Масленица, Пасха. День Ангела - именины.

  5. Тайна фотографии. Как записывать воспоминания. Беседы,

анкетирование участников и свидетелей изучаемых событий.

Подготовка к беседе, составление вопросов, как вести себя во время

встречи. Запись рассказов и воспоминаний.

  1. Документация музея. Комплектование фонда, изучение музейных предметов; учет и хранение документов и вещей. Книга учета

( инвентарная книга). Музейные термины.

12. Практические занятия.

а) Изготовление поздравительных плакатов:

* к Дню пожилого человека

* к Дню матери

* 23 февраля

* 8 марта

* 9 мая

б) конкурсы, игры, тесты, кроссворды…


  1. Итоговое мероприятие.

Учебно - тематический план.

Темы занятий

Количество часов

1

класс

2

класс

3

класс

4

класс

1

Вводное занятие. Знакомство с музеем.

1

2

Вырос я в городе этом:

Почему Архангельск назвали Архангельском - путешествие по старому городу.

Улицы города Архангельска.

Города Архангельского Севера.

1

1

1

1

1

1

3

Наш завод, поселок и школа в истории края.

«Малая Родина» - история нашего завода поселка.

История возникновения письменности. Как появилась школа.

История школы № 60.

История школьной формы.

«Взвейтесь кострами» - история детских организаций.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

Архангельск - город воинской славы.

Памятники города Архангельска, связанные с ВО войной.

Военная слава земляков. «Они сражались за Родину». «Блокада».

Ветераны - труженики тыла.

«Детство, опаленное войной».

«По местам боевой славы»

«Прадеды и правнуки»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

Предметы, хранящие память.

История экспонатов из школьного музея.

«Игрушек новогоднее мерцанье».

«Копейка рубль бережет».

Фалеристика - коллекционирование значков.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6

Заочные экскурсии по музеям России.

Музеи Москвы. Московский Кремль.

Музеи Санкт - Петербурга. Дворцы Санкт - Петербурга.

4

3

4

4

7

История семьи в истории страны:

Моя родословная. Моя семья.

1

1

1

1

8

«Крестьянский дом и всё, что в нем».

Декоративно - прикладное творчество Севера

«Дом вести - не лапти плести»

Предметы крестьянского быта, о которых рассказывается в сказках.

1

1

1

1

1

1

1

1

9

Славянские и православные праздники.

Рождество. Чудо северного пряника.

Масленица.

Пасха.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Тайна фотографии.

Как записывать воспоминания. ( анкеты, опросники и др.)

1

1

11

Документация музея.

Знакомство с документами по музею.

1

1

12

Практические занятия.

Изготовление поздравительных плакатов:

К Дню пожилого человека.

К Дню матери.

К 23 февраля.

На 8 марта.

На 9 мая.

Конкурсы, игры, тесты и др.

13

15

6

6

13

Итоговое занятие.

1

1

1

1

14

Всего занятий:

33

34

34

34

Список литературы.

Музей образовательного учреждения, Архангельск 2004 г.

Музееведение. Музеи исторического профиля, Высшая школа, 1988 г.

Журналы «Воспитание школьников», 2000 - 2012 гг.

Журналы «Классный руководитель», 2000 - 2012 гг.






Программа


внеурочной деятельности


« Я - гражданин России»


(на базе школьного музея)


для 1, 2, 3 и 4 класса


Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей своей программой вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, историю героического прошлого России.

Учебно - тематический план.

Темы занятий

Количество часов

1

класс

2

класс

3

класс

4

класс

1

Вводное занятие. Знакомство с музеем.

1

2

Вырос я в городе этом:

Почему Архангельск назвали Архангельском - путешествие по старому городу.

Улицы города Архангельска.

Города Архангельского Севера.

1

1

1

1

1

1

3

Наш завод, поселок и школа в истории края.

«Малая Родина» - история нашего завода поселка.

История возникновения письменности. Как появилась школа.

История школы № 60.

История школьной формы.

«Взвейтесь кострами» - история детских организаций.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

Архангельск - город воинской славы.

Памятники города Архангельска, связанные с ВО войной.

Военная слава земляков. «Они сражались за Родину». «Блокада».

Ветераны - труженики тыла.

«Детство, опаленное войной».

«По местам боевой славы»

«Прадеды и правнуки»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

Предметы, хранящие память.

История экспонатов из школьного музея.

«Игрушек новогоднее мерцанье».

«Копейка рубль бережет».

Фалеристика - коллекционирование значков.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6

Заочные экскурсии по музеям России.

Музеи Москвы. Московский Кремль.

Музеи Санкт - Петербурга. Дворцы Санкт - Петербурга.

4

3

4

4

7

История семьи в истории страны:

Моя родословная. Моя семья.

1

1

1

1

8

«Крестьянский дом и всё, что в нем».

Декоративно - прикладное творчество Севера

«Дом вести - не лапти плести»

Предметы крестьянского быта, о которых рассказывается в сказках.

1

1

1

1

1

1

1

1

9

Славянские и православные праздники.

Рождество. Чудо северного пряника.

Масленица.

Пасха.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Тайна фотографии.

Как записывать воспоминания. ( анкеты, опросники и др.)

1

1

11

Документация музея.

Знакомство с документами по музею.

1

1

12

Практические занятия.

Изготовление поздравительных плакатов:

К Дню пожилого человека.

К Дню матери.

К 23 февраля.

На 8 марта.

На 9 мая.

Конкурсы, игры, тесты и др.

13

15

6

6

13

Итоговое занятие.

1

1

1

1

14

Всего занятий:

33

34

34

34


© 2010-2022