Методика работы над скороговорками, чистоговорками, народными песнями

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика работы над скороговорками, чистоговорками, народными песнями.

Русский народ создал огромную изустную литературу, мудрые пословицы, хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга, она была достоинством и умом народа.Она становила и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием его отцов и дедов.( А.Н. Толстой)

Дети очень любят загадки, пословицы, поговорки, потешки, песни. Они вызывают у них живой интерес, заставляют «поломать голову» над отгадкой, хорошенько подумать над смысловым значением поговорок, чистоговорок.

Скороговорки, чистоговорки и пословицы возникали и развивались вместе с историей общества, его экономикой и культурой. Тематика скороговорок безгранична. Это и социально-политические, бытовые, о труде, о науке, о семье, о воспитании.

Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Одни скороговорки живут много лет и дошли до наших дней из глубины веков, другие сложены в наше время. Употребление скороговорок, чистоговорок детьми развивало у них чувство языка, содействовало преодолению косноязычия.Многие из скороговорок имеют юмористический характер, любуется благополучием в крестьянском доме, взаимопомощью в отношениях меж людьми.

Например:

  • Ткет ткач ткани на платье Тани

  • Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки

  • Проворонила ворона вороненка

  • Не хочет косой косить косой

В подготовительный период обучения грамоте дети изучают только гласные звуки, для этого лучше применить комплекс упражнений при изучении звука [ а ];

Чистоговорки, скороговорки со словами с этим звуком

- Дети, будем произносить за мной четко, ясно. Послушайте сначала меня: угадайте кто это( рисунок белки)

* Белка- краса, хвостик пушинка, сама - золотинка. Аш-аш-аш- у Вовы карандаш.

Каждый раз детям дается установка- произносить громко, тихо, шепотом, быстро, умеренно, медленно.

При артикуляции звука (р) применять чистоговорки.

  • Ря-ря-ря- синие моря

  • Арь-арь-арь- новый букварь

  • Ри-ри-ри- горят фонари

  • Ры-ры-ры- летят комары

Скороговорки

*Шел Егор через двор, нес топор чинить забор

* Роет землю старый крот, разрывает огород

* Проворонила ворона вороненка

При работе со скороговорками надо учить детей правильно их читать, медленно по слогам, медленно со словами, а затем быстрее, очень быстро, но правильно.

Использование элементов устного народного творчества в учебном процессе способствует развитию речи учащихся, формированию навыков грамотного письма,пополнению словарного запаса учащихся, оказывает влияние на нравственное воспитание младших школьников.









© 2010-2022