Не забывайте о птицах зимой!

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Покормите птиц зимой!» Ольга Михайловна Дегтерёва

Аккольская средняя школа № 2

г. Акколь Акмолинская область
Цели:
Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним. Расширить знания детей о птицах.

Задачи:
Образовательные:
1.Формирование экологического представления детей об окружающем мире.
2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.
3. Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах.
Воспитательные:
Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь, осознать главные этические законы жизни человека - любви, добра. Красоты, справедливости к окружающему миру.
Развивающие:
Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

Оборудование:
Презентация « Птицы зимой»(с кроссвордом).Фонограмма с голосами птиц.Рисунки, сочинения детей о зимующих птицах. Иллюстративный материал о птицах: открытки, фотографии, рисунки, плакаты. Раздаточный материал для групп:

памятки "Как устроить кормушку",

Ход занятия:
Организационный момент (вступление в тему).
Детям предлагается зарыть глаза. Звучит запись голосов птиц.
Ведущий: Что вы, ребята, представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).
- В какое время года можно услышать голоса птиц?
- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение?
- Почему?
- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).
Учёный- орнитолог: Зимой птицам не до песен. Однако в январе уже можно слышать песню клеста, а в феврале - большой синицы. А вот птичью песню подо льдом вряд ли кому удавалось услышать. А поёт её оляпка - водяной воробей. Зимует она в пустотах подо льдом, попадая туда через прорубь. Ешь, сколько хочешь - на дне жуков сколько угодно! Чего бы оляпке не запеть!
Ведущий: Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам. Даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.

"Как птице перезимовать?" (читают ученики)
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
Ведущий: Но кто же им даёт приют, когда снега метут?
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие - те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Но если долго снег идёт
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей.
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!


По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
"Спасибо вам великое!".

Ведущий: Вы, ребята, наверно, уже догадались, что наш классный час сегодня будет посвящён птицам: как помочь им пережить трудное зимнее время.

- Сегодня, ребята, вы должны будете выполнить несколько заданий.
1 задание: Разгадывание кроссворда
1) Ведущий:
Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червячков.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. (воробей)
Ученик: "Воробей" Николай Рубцов
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
Учёный- орнитолог: На мою кормушку за окном прилетают одни воробьи. По воробьям я узнаю температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые - тут уж береги уши и нос! Я давно заметила: если ударит мороз - воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, не пойму. Может, вы, ребята, объясните причину такому явлению? (Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло)
2) Ведущий: Всё у этой птицы не как у других - клюв не прямой и не кривой, а крестообразный. И птенцов она выводит не летом, а зимой. (Клесты)
Ученик: Клёст
Удивительная птичка - клюв крестом,
Называется клестом.
Клювом шишки расщепляет,
Кормит досыта птенцов.
А гнездо - пуховый домик,
И зимою в нем тепло.
Только б были шишки-
Вырастут малышки.
Учёный- орнитолог: Самцы у клестов - красные. А самочки - зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.

А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные - белка.
3) Ведущий:

Зимой на ветках яблоки!
Скорее собери!
И вдруг вспорхнули яблоки…
Да это ж…(снегири)
Ученик:
Сорок градусов мороза,
Всё вокруг белым-бело.
Сел снегирь на ветвь берёзы -
Красногрудому тепло.
Стойкий, стужам неподвластный,
Песней славит он зарю.
Знать недаром галстук красный
Дан с рожденья снегирю.
4) Ведущий:
Чёрный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)
Ученик:
Дятел
В яркой шапке пёстрый дятел,
Корольков, синиц приятель,
Барабанит в мёрзлый ствол:
- Приглашаю всех за стол!
Подбирайте меж соринок
Кто жуков, а кто личинок -
Клад разведан под корой,
Начинаем пир горой!
Продолбил гнилушку дятел -
А в дупле тепло, как в хате,
Пусть снаружи - холод, снег,
Есть продрогшему ночлег.
Учёный- орнитолог: Чаще всего в наших лесах встречается большой пёстрый дятел, или дятел обыкновенный. А есть ещё такая разновидность дятлов: черные (желна), они делают вход в своё гнездо прямоугольным. Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А как дятел спит в своём гнезде - в дупле? Зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте.
К вам у меня такой вопрос: что такое: "кузница дятла"? (Ствол дерева или пень, где дятел долбит шишку, добывая семена.)
5) Ведущий: Спиною зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Ученик:
Синяя синица! Розовый снегирь!
Отчего мне снится весь в снегу пустырь?
И на скользком насте трепет птичьих крыл?
Будто я в ненастье птиц рукой прикрыл…
Пуховой комочек, слышен сердца стук.
А лететь не хочет из горячих рук.
Быль - она вернее всяких небылиц:
С голода ручнеют стайки зимних птиц.
Ведущий: Если вы, ребята, правильно отгадали кроссворд, то сможете прочитать фразу…(Берегите птиц)
Ученый-орнитолог: Сейчас мы немножко отдохнём и проведём игру "Не ошибись". Встаньте. Если я буду называть (показывать) какую-то птицу, то вы должны присесть, если эта птица зимует у нас, и замахать руками, как крыльями, если птица улетает на юг(Соловей, дятел, клёст, грач, ласточка, утка, синица, свиристель, кукушка, скворец, оляпка, воробей, аист, жаворонок, снегирь, ворона, сорока, журавль, тетерев, галка)
2 задание Продемонстрировать свои кормушки

3 задание: Угощение для птиц
Детям предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья. Можно предложить дописать список самим.
Проверка задания: с блюда с "угощениями"для птиц выбираются полезные и вредные продукты.
Ведущий: Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода (достаётся корзина с овощами и фруктами) Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее будете относиться ко всему живому. Доказательство тому: ваши сочинения "Письмо синички".
Ученик:
Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма - гость одна нужна.
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз - к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну

4 задание: Рисуем плакаты
Учёный-орнитолог: Молодцы, ребята, хорошее дело вы затеяли. Вот только вот о чём я подумала: в вашем классе только 19 человек. Даже если каждый из вас сделает 1 или 2 кормушки и будет ухаживать за ней - всё равно этого мало. А что если написать плакаты и развесить их по всему посёлку ,а в плакатах этих написать: Птицы - наши друзья! Сделаем для них кормушки! Берегите птиц! Покормите птиц зимой! Помогите птицам! Может тогда и другие ребята откликнутся, а вместе с ними и взрослые.
Работа в группах. Дети с плакатами выходят к доске.

Исполняется песня:
Если б только- только- только
Если б только на планете
Если б только все земляне
Всё живое берегли.
То, возможно-можно-можно,
То, наверно-верно-верно,
Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели.
Припев: А-а! Здравствуйте, горы вот такой вышины!
А-а! Здравствуйте, реки вот такой ширины!
А-а! Крокодилы! Бегемоты!
А-а! Обезьяны! Кашалоты!
А- а! И зелёный попугай! (2 раза)

И пускай у этой речки,
И пускай в зелёной роще
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай!
Ты запомни-помни-помни,
Что б сберечь природу-надо
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помоги!

Припев:

Подведение итогов:
Ведущий: Чем запомнился вам, ребята, наш классный час? Что вы узнали нового? Что вас взволновало?
Учёный-орнитолог: Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы - это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни. Или своим детям, внукам вы будете рассказывать об исчезнувших к тому времени птицах, животных, показывая их чучела и картинки из книг.



© 2010-2022