Статья: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Лукьянова И.Е

ГБОУ СОШ №185

Москва

e-mai :[email protected]



Одаренность человека - это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский

Проблема и ее актуальность: Современное общество не стоит на месте, оно постоянно находится в стадии генезиса. Изменения потребностей нашего общества непрерывно связаны с образованием, ведь именно оно дает нам толчок для развития и усовершенствования своих возможностей. Работа, которая ведется в нашей школе, направлена на развитие личности, на то, чтобы ребенок, который приходит в школу имел право всесторонне развиваться. Именно поэтому мы должен создать условия для благоприятного развития личности, воспитать человека, который будет адекватно реагировать на изменения современного общества, сумеет приспособиться к его условиям и внести свой вклад в его развитие. Для осуществления этого ребенок должен находиться в постоянном поиске, нахождении чего-то нового, ранее неизвестного, либо известного, но не в полной мере. Исходя из этого, учитель должен построить образовательный процесс так, чтобы максимально сосредоточить свою деятельность и деятельность ученика на исследовании, потому что исследование становится ведущей деятельностью образовательного процесса Цель: выявить и проанализировать плюсы и минусы одаренности родителей одаренных детей (Цель работы - создание условий для оптимального развития детей, знакомство родителей с эффективными навыками взаимодействия с детьми и подростками и обучению сохранения комфорта отношений с учётом особенностей детей с признаками одарённости. ) Задачи: «Одаренные дети» - создание необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей в условиях семьи Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Объект исследования: одаренные дети и их родители Предмет исследования: родители одаренных детей Гипотеза: если одаренный родитель, одаренный ли ребенок.

  1. Определение термина одаренность
Одарённость или общая одарённость - уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности»[1]. 2.2 Признаки одаренности Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный - отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности 2.3.Первый источники про одаренность На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
  1. Исследование роста одаренности у родителей, результат анкетирования класса
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь "искру божью", вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой - надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцам. А какой же положительных процесс безучастия родителей. Проведя анкету, я убедилась, что 85% родителей имеют высшее образование, более 50 участвовали в школьном и студенческом возрасте в творческих конкурсах и фестивалях. В настоящее время профессиональная деятельность 35% учащихся напрямую связана с творчеством и ораторским мастерством. И как вывод у 20 % семей моего класса дети проявили себя за 2 года в проектной деятельности, творческих конкурсах, олимпиадах, стали лауреатами и дипломантами данных мероприятий разного уровня как окружного, городского, а так же всероссийского и международного.

2.5.Формы работы с одаренными детьми:
групповые занятия с одаренными учащимися;
факультативы;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы, фестивалях
курсы по выбору;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
исследовательская деятельность и участие в НПК.

Все эти формы способствуют формирования одаренности у детей.
2.6.Поддержка и поощрение родителей
Работа родителей обязательно должна поддерживаться и поощряться классным руководителем . Стало традиционное проведение работы совета старейший и совета отцов в классе, Данные мероприятия планируются в начале учебного года с учетом интересов обеих сторон, Так в за прошлый учебный год советом отцов были проведены встречи с детьми на следующие темы : «»Выступление на пятёрку» «Все звёзды для женщин», «Фотографии- хобби или работа». «Все работы хороши» и другие. Проводились и другие встречи с мудрейшими - бабушками и дедушками наших учеников «Толерантность - залог благополучия», «Из бабушкиного сундучка», «Забытые игры» . В нашей школе стали традиционные мероприятия «Таланты моей семьи», на которых воспитанники моего класса со своими родителями становились победителями. Участие во взросло - детских проектах «Моя семья» неоднократно приносили много призовых мест в копилку нашего класса,
Лучшие родительские работы выдвигаются на городские Родительские Чтения. Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья. Работа родителей обязательно должна поддерживаться и поощряться школой. В конце года я провожу совместный праздник детей и их родителей «Делос детьми, дело ради детей». Награждаются дети и родители ,которые являются Честью и Славой класса и школы, но и их родители. Родители частые гости моего информационного пространства, поэтому обязательно пишу на сайте поздравления и благодарности родителям В конце года всегда вручению грамоты и благодарственные письма родителям, которые в сотрудничестве с учителем создавали комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала своих детей.
Представленная выше система работы позволяет повышать правовую и педагогическую культуру родителей, а также формировать практические умения и навыки в воспитании способных, талантливых детей, что приводит к взаимопониманию между детьми, родителями и педагогом. «И родители нужны школе и она нужна сегодня семье.
Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся.
Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации. У педагогов и семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь одарённого ребенка становится беднее» [5:20].
«Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое» [4:165]. Выводы
Подводя итог всему выше сказанному, еще раз хочется отметить актуальность выбранной темы и рекомендовать учителям уделять большее внимание проблеме систематической работы учителя с родителями одарённых детей. Так как от неё зависит результат обучения, воспитания и формирования всесторонне развитой личности ребенка, а, следовательно, и всего будущего поколения. У талантливых и одаренных родителей талантливые и одаренные дети.

Используемые источники
Забродин Ю.М., Бурменская Г.В. Одаренные дети. М.: Прогресс 1991.-376 с.
Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004. - 320 с.
Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб., 2002.
Рычкова В. В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье // Молодой ученый. - 2011. - №10. Т.2. - 181-184с. А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская « дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы» Факультет «Реформа образования» edu-reforma.ru/ Активные методы обучения.Электронный курс.


© 2010-2022