- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеурочная деятельность Учись читать и анализировать 3-и кл
Внеурочная деятельность Учись читать и анализировать 3-и кл
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фарышева Г.Ф. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа курса по внеурочной деятельности
«Учись читать и анализировать»
(духовно-нравственное направление)
3-е классы
Пояснительная записка Интерес к чтению с каждым годом снижается. Специалисты констатируют, что детское чтение сегодня - область, где уже существует и продолжает накапливаться множество проблем. Развитие навыков чтения с младшего школьного возраста становится все более актуальным в условиях снижения книжной культуры общества.Именно в этот возрастной период закладываютсяосновыданной культуры, которые требуют педагогического сопровождения. Программа педагогически целесообразна, так как способствует совершенствованию навыков чтения и анализа литературного произведения. Кроме того, дает дополнительные возможности раскрытия индивидуальных способностей ребенка, развития у детей интереса к творчеству. Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской литературе. На занятиях дети также знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в нашей местности.
Место курса в учебном плане Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут в четвертых классах.
Цель Предоставление учащимся дополнительных образовательных возможностей формирования литературно-художественныхзнаний, воспитания культуры чувств и общения.
Основные задачи
Формирование:
-
интереса к книге,
-
кругозора детей,
-
умения воспринимать и понимать прочитанный текст,
-
гуманистического отношения к окружающему миру и людям,
-
патриотизма,
-
потребности личности в постоянном самосовершенствовании.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
-
доступность,
-
занимательность,
-
сознательность и активность,
-
наглядность,
-
индивидуальный подход к учащимся.
Виды внеурочной деятельности:
-
игровая деятельность,
-
познавательная деятельность,
-
проблемно-ценностное общение,
-
художественное творчество.
- Ведущей формой организации занятий является групповая.
- Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей - теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит из заданий и занимательных упражнений для развития образного мышления.
Содержание программы
-
Летнее чтение. (4 ч.)
Читательский дневник. Запись прочитанных летом книг. Анализ прочитанного летом рассказа.
-
Как мы читаем. (3 ч.)
Правила чтения. Проверка техники чтения. Что значит «выразительно читать». Чтение прозы и стихов.
-
История создания книги. (3 ч.)
Рукописные книги. Первопечатники. Иван Федоров.
-
Строение книги. (3 ч.)
Строение книги. Изготовление книги-самоделки.
- Иллюстрации. (3 ч.)
-
Найти нужную книгу. (4 ч.)
- Знакомство с творчеством детских писателей (4 ч.)
-
Подготовка и защита проекта. (4 ч.)
- Конкурс чтецов. (2 ч.)
- Итоговые работы (3 ч.)
- Резервный урок (1 ч.)
Учебно-тематический план
№ п/п
Содержание программы
Всего часов
Теория
Практика
1.
Летнее чтение.
4
2
2
2.
Как мы читаем.
3
1
2
3.
История создания книги.
3
3
4.
Строение книги.
3
1
2
5. Иллюстрации.
3
2
1
6.
Найти нужную книгу.
4
2
2
7. Знакомство с творчеством детских писателей.
4
2
2
8.
Подготовка и защита проекта.
4
1
3
9 Конкурс чтецов.
2
1
1
10. Итоговые работы.
3
3
11. Резервный урок.
1
1
Всего
34
16
18
В процессе освоения обучающимися программы планируется сформировать
следующие личностные, метапредметные и предметные результаты: Личностными результатами изучения данной программы являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
- расширение знаний о человеке, обществе и природе;
- обогащение нравственно-эстетического, познавательного и чувственного опыта;
- формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества (личность, семья, коллектив, общество, Отечество, здоровый образ жизни, толерантность);
- совершенствование навыков работы в группе;
- развитие индивидуальных способностей.
-
совершенствование навыков чтения;
-
формирование потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
-
обеспечение развития речи учащихся;
• развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• расширение литературного кругозора;
-
формирование образного мышления учащихся.
Календарно-тематический план
№ п/п
Содержание программы
Всего часов
Теория
Практика
Дата
Летнее чтение.
1
1
Читательский дневник.
1
1
Запись прочитанных летом книг.
1
1
Анализ прочитанного летом рассказа.
1
1
Как мы читаем. Правила чтения.
1
1
Проверка техники чтения.
1
1
Что значит «выразительно читать». Чтение прозы и стихов.
1
1
История создания книги.
1
1
Рукописные книги.
1
1
Первопечатники. Иван Федоров.
1
1
Строение книги.
1
1
Изготовление книги-самоделки.
2
2
Иллюстрации.
1
1
Знакомство с известными русскими иллюстраторами.
1
1
Творческий конкурс - иллюстрируем любимую книгу.
1
1
Найти нужную книгу. Порядок расстановки книг в библиотеке.
1
1
Алфавитный указатель. Полочные разделители.
2
1
1
Справочная литература.
1
1
Знакомство с творчеством детских писателей. Русские детские писатели.
2
1
1
Зарубежные детские писатели
2
1
1
Подготовка и защита проекта. Что такое проект.
1
1
Подготовка к проекту о домашней или городской библиотеке
2
2
Защита проекта.
1
1
Конкурс чтецов.
2
1
1
Итоговые работы. Выбор работы.
1
1
Подготовить итоговые работы: иллюстрации к любимым книгам, сочинения, книжки-раскладушки и др.
2
2
Резервный урок.
1
1
Всего
34
16
18
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя
- Крылова О. Н. Литературное чтение: итоговая аттестация: 2 класс: типовые тестовые задания. - М.: Экзамен, 2010.
- Мишакина Т. Л., Митрофанова Г. И. Комплексный тренажер по литературному чтению и русскому языку для 2 класса. - М.: Ювента, 2011.
- Бортникова Е. Чудо-обучайка. - Издательский дом «Литур», 2013.
- Никольская И. Л. Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов. - М.: Экзамен, 2009.
- Игнатьева Т. В. Литературное чтение. 1-4 классы. Справочник для учителя. - М.: Экзамен, 2010.
- Николаева Л. П. Работа со словарными словами. 2 класс. - М.: Экзамен, 2008.
- Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. - М.: Просвещение, 1991.
- Крылова О. Н. Литературное чтение: итоговая аттестация: 3 класс: типовые тестовые задания. - М.: Экзамен, 2010.
- Немировский Е.Л. Путешествие к истокам книгопечатания. - М.: Просвещение, 1991.
- Дьяченко Н.П. Рождение книги. - М.: Просвещение, 1990.
Для обучающихся
- Человек и его окружение: сборник загадок: 1-4 классы / сост. Е. М. Тихомирова. - М.: Экзамен, 2009.
- Климанова Л. Ф. Читалочка. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2012.
- Развивающие задания: 2 класс/сост. Е. В. Языканова. - М.: Экзамен, 2010.
- Развивающие задания: 3 класс/сост. Е. В. Языканова. - М.: Экзамен, 2010.
- Курникова Е. В. Рабочая тетрадь № 1, 2 по русскому языку. - М.: Экзамен, 2010.
- Тихомирова Е. М. Рабочая тетрадь по развитию речи: загадки о человеке и его помощниках. - М.: Экзамен, 2010.
- Тихомирова Е. М. Рабочая тетрадь по развитию речи: загадки о растениях. - М.: Экзамен, 2010.
- Никольская И. Л. Гимнастика для ума. Книга для учащихся начальных классов. - М.: Экзамен, 2009.
- Гвинджилия О. В. Словарные слова: рабочая тетрадь. - М.: Экзамен, 2010.