Внеурочная деятельность Учись читать и анализировать 3-и кл

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа курса по внеурочной деятельности

«Учись читать и анализировать»

(духовно-нравственное направление)

3-е классы

Пояснительная записка Интерес к чтению с каждым годом снижается. Специалисты констатируют, что детское чтение сегодня - область, где уже существует и продолжает накапливаться множество проблем. Развитие навыков чтения с младшего школьного возраста становится все более актуальным в условиях снижения книжной культуры общества.Именно в этот возрастной период закладываютсяосновыданной культуры, которые требуют педагогического сопровождения. Программа педагогически целесообразна, так как способствует совершенствованию навыков чтения и анализа литературного произведения. Кроме того, дает дополнительные возможности раскрытия индивидуальных способностей ребенка, развития у детей интереса к творчеству. Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской литературе. На занятиях дети также знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в нашей местности.

Место курса в учебном плане Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут в четвертых классах.

Цель Предоставление учащимся дополнительных образовательных возможностей формирования литературно-художественныхзнаний, воспитания культуры чувств и общения.

Основные задачи

Формирование:

  • интереса к книге,

  • кругозора детей,

  • умения воспринимать и понимать прочитанный текст,

  • гуманистического отношения к окружающему миру и людям,

  • патриотизма,

  • потребности личности в постоянном самосовершенствовании.

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

  • доступность,

  • занимательность,

  • сознательность и активность,

  • наглядность,

  • индивидуальный подход к учащимся.

Виды внеурочной деятельности:

  • игровая деятельность,

  • познавательная деятельность,

  • проблемно-ценностное общение,

  • художественное творчество.

Формы внеурочной деятельности:
  • Ведущей формой организации занятий является групповая.
  • Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей - теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит из заданий и занимательных упражнений для развития образного мышления.

Содержание программы

  • Летнее чтение. (4 ч.)

Читательский дневник. Запись прочитанных летом книг. Анализ прочитанного летом рассказа.

  • Как мы читаем. (3 ч.)

Правила чтения. Проверка техники чтения. Что значит «выразительно читать». Чтение прозы и стихов.

  • История создания книги. (3 ч.)

Рукописные книги. Первопечатники. Иван Федоров.

  • Строение книги. (3 ч.)

Строение книги. Изготовление книги-самоделки.

  • Иллюстрации. (3 ч.)
Углубить знания об иллюстрации, познакомить с известными русскими иллюстраторами. Развивать навыки рисования. Творческий конкурс - иллюстрируем любимую книгу.
  • Найти нужную книгу. (4 ч.)

Порядок расстановки книг в библиотеке. Алфавитный указатель. Полочные разделители. Справочная литература.
  • Знакомство с творчеством детских писателей (4 ч.)
Знакомство с жизнью и творчеством русских и зарубежных писателей (А. М. Волков, Н. Дурова, Л. Кэролл, Д. Родари и др.). Подготовить сообщение о любимом писателе.
  • Подготовка и защита проекта. (4 ч.)

Подготовка к проекту о домашней или городской библиотеке - рассказ о библиотеке (презентации, видеосюжеты, фото, рисунки, рассказы и т.п.). История старейшей книги в библиотеке.
  • Конкурс чтецов. (2 ч.)
  • Итоговые работы (3 ч.)
Подготовить итоговые работы: иллюстрации к любимым книгам, сочинения, книжки-раскладушки и др.
  • Резервный урок (1 ч.)

Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Летнее чтение.

4

2

2

2.

Как мы читаем.

3

1

2

3.

История создания книги.

3

3


4.

Строение книги.

3

1

2

5. Иллюстрации.

3

2

1

6.

Найти нужную книгу.

4

2

2

7. Знакомство с творчеством детских писателей.

4

2

2

8.

Подготовка и защита проекта.

4

1

3

9 Конкурс чтецов.

2

1

1

10. Итоговые работы.

3


3

11. Резервный урок.

1

1



Всего

34

16

18






В процессе освоения обучающимися программы планируется сформировать

следующие личностные, метапредметные и предметные результаты: Личностными результатами изучения данной программы являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
  • расширение знаний о человеке, обществе и природе;
  • обогащение нравственно-эстетического, познавательного и чувственного опыта;
  • формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества (личность, семья, коллектив, общество, Отечество, здоровый образ жизни, толерантность);
  • совершенствование навыков работы в группе;
  • развитие индивидуальных способностей.
Предметные результаты:
  • совершенствование навыков чтения;

  • формирование потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

  • обеспечение развития речи учащихся;

• развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• расширение литературного кругозора;

  • формирование образного мышления учащихся.











Календарно-тематический план

№ п/п

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

Дата

Летнее чтение.

1

1



Читательский дневник.

1


1


Запись прочитанных летом книг.

1


1


Анализ прочитанного летом рассказа.

1

1



Как мы читаем. Правила чтения.

1

1



Проверка техники чтения.

1


1


Что значит «выразительно читать». Чтение прозы и стихов.

1


1


История создания книги.

1

1



Рукописные книги.

1

1




Первопечатники. Иван Федоров.

1

1




Строение книги.

1

1




Изготовление книги-самоделки.

2


2



Иллюстрации.

1

1




Знакомство с известными русскими иллюстраторами.

1

1




Творческий конкурс - иллюстрируем любимую книгу.

1


1



Найти нужную книгу. Порядок расстановки книг в библиотеке.

1

1




Алфавитный указатель. Полочные разделители.

2

1

1



Справочная литература.

1


1



Знакомство с творчеством детских писателей. Русские детские писатели.

2

1

1



Зарубежные детские писатели

2

1

1



Подготовка и защита проекта. Что такое проект.

1

1




Подготовка к проекту о домашней или городской библиотеке

2


2



Защита проекта.

1


1



Конкурс чтецов.

2

1

1



Итоговые работы. Выбор работы.

1


1



Подготовить итоговые работы: иллюстрации к любимым книгам, сочинения, книжки-раскладушки и др.

2


2



Резервный урок.

1

1




Всего

34

16

18



Учебно-методическое обеспечение

Для учителя

  • Крылова О. Н. Литературное чтение: итоговая аттестация: 2 класс: типовые тестовые задания. - М.: Экзамен, 2010.
  • Мишакина Т. Л., Митрофанова Г. И. Комплексный тренажер по литературному чтению и русскому языку для 2 класса. - М.: Ювента, 2011.
  • Бортникова Е. Чудо-обучайка. - Издательский дом «Литур», 2013.
  • Никольская И. Л. Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов. - М.: Экзамен, 2009.
  • Игнатьева Т. В. Литературное чтение. 1-4 классы. Справочник для учителя. - М.: Экзамен, 2010.
  • Николаева Л. П. Работа со словарными словами. 2 класс. - М.: Экзамен, 2008.
  • Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. - М.: Просвещение, 1991.
  • Крылова О. Н. Литературное чтение: итоговая аттестация: 3 класс: типовые тестовые задания. - М.: Экзамен, 2010.
  • Немировский Е.Л. Путешествие к истокам книгопечатания. - М.: Просвещение, 1991.
  • Дьяченко Н.П. Рождение книги. - М.: Просвещение, 1990.


Для обучающихся

  • Человек и его окружение: сборник загадок: 1-4 классы / сост. Е. М. Тихомирова. - М.: Экзамен, 2009.
  • Климанова Л. Ф. Читалочка. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2012.
  • Развивающие задания: 2 класс/сост. Е. В. Языканова. - М.: Экзамен, 2010.
  • Развивающие задания: 3 класс/сост. Е. В. Языканова. - М.: Экзамен, 2010.
  • Курникова Е. В. Рабочая тетрадь № 1, 2 по русскому языку. - М.: Экзамен, 2010.
  • Тихомирова Е. М. Рабочая тетрадь по развитию речи: загадки о человеке и его помощниках. - М.: Экзамен, 2010.
  • Тихомирова Е. М. Рабочая тетрадь по развитию речи: загадки о растениях. - М.: Экзамен, 2010.
  • Никольская И. Л. Гимнастика для ума. Книга для учащихся начальных классов. - М.: Экзамен, 2009.
  • Гвинджилия О. В. Словарные слова: рабочая тетрадь. - М.: Экзамен, 2010.
© 2010-2022