Конспект «Интегрированного занятия развитие речи «Весенние наблюдения» рисование «Весенний пейзаж»»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект интегрированного занятия с методическими комментариями


Развитие речи: Беседа «Наши весенние наблюдения». Рисование: «Весенний пейзаж».
Сюжет: «В весеннем лесу».Конспект «Интегрированного занятия развитие речи «Весенние наблюдения» рисование «Весенний пейзаж»»
Цель: учить детей составлять описательные рассказы по моделям, формировать первоначальные представления о переносном значении слова, образных словах и выражениях. Формирование эмоционально-ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности. Закрепить умение рисовать по готовым эскизам, используя технику рисования «по - сырому».

Материал: иллюстрации к сказке, картинки птиц, модели к составлению рассказа, материал для рисования. Предварительная работа: наблюдения в природе за состоянием погоды, птицами. Чтение природоведческой литературы. Дидактические игры экологической направленности.



Ход занятия Организационный момент: Дети входят в группу стайкой, поют песенку «Солнечная планета». Воспитатель: Посмотрите, от веселой песенки все гости улыбаются, давайте скажем нашим гостям добрые пожелания. Дети: Бақыт тілеймін. Денсаулық тілеймін. Жақсылық тілеймін. Ашық аспан тілеймін. Бейбітшілік тілеймін. Махаббат тілеймін и т.д. Воспитатель: Ребята, мы своими пожеланиями разбудили чудесную музыку (пауза). Прислушайтесь, пожалуйста. (Дети прислушиваются, звучит музыка).Конспект «Интегрированного занятия развитие речи «Весенние наблюдения» рисование «Весенний пейзаж»» А мне захотелось прочитать стихи:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

Синее блещут небеса,

Еще прозрачные леса,

Как будто пухом зеленеют. - О каком времени года эти строки? (ответ детей) - Как вы догадались? (ответ детей) - Какие признаки весны вы еще знаете? (ответ детей) - Действительно на улице весна, а весна приносит не только природы обновленье, но и разные чудеса. Вы хотите узнать, какое чудо произошло с одной девочкой? Тогда проходите на свои места и садитесь поудобнее.
Со времен Сократа принято считать, что познание начинается с удивления. Что-то (кто -то) привлекает наше внимание, возникает интерес. Памятуя об этом, я стремлюсь удивить, заинтриговать детей, обратить их внимание на необычный факт, предмет. Не менее эффективный способ помочь детям сконцентрироваться, собраться - использование ритуала начала занятия (мои дети любят в стихотворной форме). Ритуал - интересное, привычное для детей совместное действие, настраивающее их на деловой лад. В качестве традиционного начала могут выступать самые разные действия: особое приветствие, рассаживание, работа со стихами и т.п.

Мотивационно - поисковый этап «Жила была девочка (выставляет иллюстрацию девочки на фланелеграф). Однажды она гуляла весенним деньком и увидела в холодной луже маленького жучка (выставляет на фланелеграф иллюстрацию маленького жука). Он барахтался в воде и не мог выбраться. Девочка взяла жучка в свои ладошки и стала дышать на него, чтобы хоть чуть чуть его согреть. «Спасибо, тебе, добрая девочка» - вдруг заговорил жук. Ты спасла меня от гибели. Я не простой жук, я умею творить чудеса. Хочешь, я выполню твое самое заветное желание? У девочки появилось сразу 100 желаний: игрушки, конфеты, мороженое … И вдруг девочка придумала такое желание: «Хочу очутиться в весеннем лесу, хочу понимать язык растений, животных и птиц и всех, всех, всех. Так и быть, исполню я твое желание, и жук стал расти на глазах (выставляет иллюстрацию большого жука на фланелеграф). Садись на меня, да держись покрепче. Долго летели, пока не очутились возле леса. (Выставляет иллюстрацию леса) Вот любуйся нашим лесом, слушай во все уши, как природа весне радуется. А захочешь вернуться скажи волшебные слова: «Жури - жура - жук». Сказал и улетел. (Пауза).Конспект «Интегрированного занятия развитие речи «Весенние наблюдения» рисование «Весенний пейзаж»» Воспитатель: Ребята, а вы хорошо запомнили волшебные слова? Повторите эти слова, ақырын айтындар. Повторите волшебные слова қатә айтындар. Волшебные слова нам еще пригодятся. «Жук улетел? А девочка осталась одна. В лесу было солнечно, светло и тихо. Вдруг она услышала чей-то голос. Это раздался голос березки: (выставляет иллюстрацию березки). - Весна! Весна! Как я рада, что ты дошла до нашего леса. Солнце согрело мою кору, ветви наполнились березовым соком. Мои почки набухли и вот- вот лопнут и мои голые ветви станут изумрудно зелеными. Я очень ждала весну. Я очень ждала солнце. Скоро ко мне прилетят птицы, будут радовать своим пением, я буду баюкать их маленьких птенцов». (Пауза). Воспитатель: Ребята, а какие птицы прилетают весной? (ответ) (Выставляет иллюстрацию ласточки.) Ласточка. Қазақша қайтала. Дети: Қарлығаш. Воспитатель: Жақсы, Катя. Паша, какие птицы вернутся в лес после долгой зимы? (Ответ ребенка) (Выставляет иллюстрацию грача). Грач. Қазақша қалай? Дети: Қарға Воспитатель: Повторим все вместе. Как называется место большого скопления гнезд грачей? Дети: Грачевник. (Выставляет иллюстрацию с грачевником). Воспитатель: Таня, повтори: грачевник. (Ответ детей) Рахмет, балалар! (Выставляет иллюстрацию скворца). Назовите эту птицу. Дети: Скворец. Воспитатель: Қазақша қалай? Дети: Қара торғай. Воспитатель: Ребята, как называют птенцов скворца? Дети: Скворчата. Воспитатель: Дұрыс! Правильно! А еще прилетают соловьи (выставляет иллюстрацию) и радуют своим пением все живое.Конспект «Интегрированного занятия развитие речи «Весенние наблюдения» рисование «Весенний пейзаж»» Қазақша қалай соловей? Дети: Бұл бұл. Воспитатель: Как ласково можно назвать соловья? Дети: Соловушка. Воспитатель: Послушайте, ребята, какими звуками наполнился весенний лес. (Дети слушают музыку «Птицы»). Что вы сейчас услышали? Дети: Пение птиц, голоса птиц. Воспитатель: Вот таким чудесным пением наполнился лес. «Девочка постояла еще немного, послушала радостный разговор березки и хотела идти дальше, как вдруг услышала ласковый голос подснежника (выставляет иллюстрацию). Как здесь чудесно! КАк тепло на солнышке. Можно расправить свои голубые лепестки и не бояться мороза. Как нас тут много в лесу. Кажется, что небо опустилось на землю. Скоро прилетят пчелы и бабочки полюбоваться нашей красотой и лакомиться сладким нектаром». Воспитатель: Давайте мы полубуемся первыми весенними цветами. (Показывает на иллюстрацию, дает установку. Пауза) Они такие красивые, что мне захотелось о них рассказать. Это подснежники, первые весенние цветы. (Выставляет первую модель.) Подснежники появляются на первых проталинах на лесной полянке. (Выставляет вторую модель). Лепестки подснежников нежно голубые, как небо! (Выставляет третью модель). Стебелек и листочки у подснежников мягкие, как первая травка. (4 модель). На весенних полянах так много подснежников, что, кажется, небо опустилось на землю. (5 модель). Используя эти модели, попробуйте и вы рассказать о подснежниках. (2 - 3 рассказа детей). Вспомогательные вопросы к детям:

  1. Как называются первые весенние цветы?
  2. Где можно увидеть подснежники?
  3. Какого цвета лепестки у подснежников?
  4. С чем можно сравнить стебелек и листочки?
  5. А что можно сказать, когда увидишь много подснежников?
Воспитатель: Ребята красивые рассказы у вас получились. Но что же произиошло дальше? (пауза) «Девочка еще немного постояла, полюбовалась красотой весенних цветов и отправилась дольше. Шла она, шла и вдруг услышала журчание ручейка (выставляет иллюстрацию): «Я бегу, бегу, бегу! Остановиться не могу» - услышала девочка его голос» (Пауза)Конспект «Интегрированного занятия развитие речи «Весенние наблюдения» рисование «Весенний пейзаж»» Воспитатель: Интересно, ребята, ручеек говорит, что он бежит?! Но он ведь не мальчик и не девочка. Ведь бегать могут те, у кого есть ноги и лапы, почемуже речеек говорит, что он бежит? (Ответы детей) Верно, вода быстро движется, течет. В этом случае говорят «бежит». В этом случае глагол «бежит» применяется в переносном и значении с ним фраза звучит выразительно, образно. Ребята, я предлагаю вам отдохнуть и поиграть. В нашей физминутке тоже используются глаголы в переносном значении: Весенний дождик зашумел руки вверх, вниз, перебирая пальчиками Барабанят капли в стекло «молоточки», брызги пальчиками Шум дождя мы все слышим наклоны вправо, влево, руки прикладывают к уху А на небе уж снова светло руки вверх, потянуться к небу.
Воспитатель: Из каких звуков состоит шум дождя? (Ответы детей) Объясните выражение «Барабанят капли в стекло»? (Ответы детей) Вы правы, совершенно верно. Отырыңдар. «Девочка послушала журчание и хотела идти дальше, но вдруг выскочил зайчонок (выставляет иллюстрацию зайчонка) и спрашивает: «Девочка, это правда, что весна наступила? Вот здорово! Кончились холода! Теперь можно белую шубу снять, а серенькую, легкую можно надеть. Ура! Весна пришла!!! - крикнул зайчонок и ускакал. Девочка посмотрела по сторонам, уже вечерело. Тут она вспомнила, что ей пора домой, а волшебные слова она забыла». Воспитатель: А вы, ребята, не забыли волшебные слова жука? Давайте поможем девочке и напомним эти волшебные слова: «Жури - жура - жук». Сначала скажите тихо, а теперь громко. «Вспомнила девочка волшебные слова, произнесла их и очутилась дома. Девочке так понравилось путешествовать, и она решила нарисовать картину о весне, о своих приключениях и встречах».

Очень важно ставить перед детьми проблемы и помогать им их решать, связывая их с детскими переживаниями, сочувствием и познавательным азартом. Для этого наиболее эффективно использовать метод «Интерактивный рассказ», который составляет канву всего занятия. Внутри него строится вся структура интерактивного метода преподавания. Текст рассказа (сказки) передается иллюстративно. Затем воспитатель страница за страницей «листает» рассказ, дети слушают текст и рассматривают картинки. В какой-то момент в рассказе возникает проблемная ситуация, воспитатель останавливает показ и начинает задавать вопросы по содержанию рассказа. Отвечая, дети, естественно, идентифицируют себя с героями рассказа, и тогда дети начинают динамически переживать ситуацию и на практике приобретать опыт решения проблем.Конспект «Интегрированного занятия развитие речи «Весенние наблюдения» рисование «Весенний пейзаж»» Воздействие рассказа усиливается тем, что в перерывах между чтениями, помимо вопросов , могут быть дидактические игры и упражнения, устроены танцы, драматические сценки, иллюстрирующие содержание истории. В паузах можно поводить ролевые игры, сеансы управляемого воображения и другие виды групповой деятельности. Внутри своего рассказа я использовала метод моделирование при составлении описательного рассказа о подснежнике. Поскольку каждый вопрос плана рассказа зарисован, то его наличие позволяет заменить традиционный вопрос «Что еще можно сказать о подснежнике?» Модель рассказа позволяет сохранить в сознании детей речевую цель, способствует правильному выполнению задания. Ретрансляция знаний детей о перелетных птицах была проведена с помощью дидактического упражнения, что способствовало активизации словаря детей. Правильная организация работы с текстом рассказа и динамической паузы помогла мне раскрыть перед детьми понятие «переносный смысл слов» Так «интерактивный рассказ» становится способом пробуждения познавательного интереса и активности, учит детей обосновывать свой ответ, быть способным к сопереживанию, проявлению гуманного отношения к окружающему миру. Для меня важно, что уходит в небытие прямые вопросы и жесткие методические указания.




Творческо - деятельностный этап Воспитатель: Я думаю, что картины о весне могли бы украсить и нашу группу. Я предлагаю вам нарисовать их. Но прежде чем приступить к работе, скажите, что такое пейзаж? (Ответы детей). Сегодня пейзаж будем рисовать по готовым эскизам. Как оживить этот рисунок, сделать цветным? (Ответы детей). Поободрать краски к пейзажу поможет палитра (модели красок: голубая, коричневая, серая, желтая, черная). Какой краской вы нарисуете весенний снег? Дети: Серой краской. Воспитатель: Как получить серую краску? (ответ детей). Воспитатель: Так мы получаем насыщенный серый цвет, а как можно получить прозрачный серый цвет? (ответ ребенка). Вы правы, используя технику рисования «по- сырому». Что можно нарисовать коричневой краской? Дети: Деревья, ветки, старую траву. Воспитатель: А каким цветом вы нарисуете весеннее небо? (ответ ребенка). Ярко-желтый цвет вы будете использовать, чтобы нарисовать солнце. Пройдите к мольбертам и приступайте к работе. (Дети рисуют, включает музыку)Конспект «Интегрированного занятия развитие речи «Весенние наблюдения» рисование «Весенний пейзаж»»

В работе с детьми наблюдается закономерное явление: чем выше интеллект, тем больше возникает необходимость развивать творческие способности. В данной проблеме можно избрать разные пути. Мой путь - это включение детей в творческие виды деятельности, одной из которых является изобразительная деятельность. Я убеждена в том, что только владея большим арсеналом средств выразительности в разных видах искусства, ребенок способен творить. Поэтому знакомя детей со средствами художественной выразительности, я вовлекаю их в поисковую деятельность, на данном занятии - с помощью вопросов.


Рефлексивный этап. Заканчивайте свои работы. Промойте кисточки и поставьте в подставки. Аккуратно пройдите между мольбертами и полюбуйтесь работами друг друга, похвалите друг друга. (дети обмениваются впечатлениями) Посмотрите, какие замечательные весенние пейзажи у нас получились. Я думаю, что эти картины будут поддерживать хорошее настроение в нашей группе всю весну. Наше занятие окончено. В конце занятий я предпочитаю использовать рефлексивные задания, которые учат осмысливать проделанную работу, видеть ее составляющие, условия успеха. Согласно возрастных особенностей детей, обращение к рефлексивным заданиям не должно быть постоянным, поэтому по логике данного занятия, я предложила установку на эмоциональную рефлексию.



Правильный подбор методов и методических приемов дарит моим детям чувство радости от совершаемых открытий, от общения со сверстниками, от возможности самоутверждения и проявления способностей.







Конспект «Интегрированного занятия развитие речи «Весенние наблюдения» рисование «Весенний пейзаж»»

















ПРИЛОЖЕНИЕ

ИЛЛЮСТРАЦИИ К РАССКАЗУ НА ФЛАНЕЛЕГРАФ

Конспект «Интегрированного занятия развитие речи «Весенние наблюдения» рисование «Весенний пейзаж»»

Конспект «Интегрированного занятия развитие речи «Весенние наблюдения» рисование «Весенний пейзаж»»







Конспект «Интегрированного занятия развитие речи «Весенние наблюдения» рисование «Весенний пейзаж»»















Конспект «Интегрированного занятия развитие речи «Весенние наблюдения» рисование «Весенний пейзаж»»Конспект «Интегрированного занятия развитие речи «Весенние наблюдения» рисование «Весенний пейзаж»»













ПРИЛОЖЕНИЕ

ИЛЛЮСТРАЦИИ К РАССКАЗУ НА ФЛАНЕЛЕГРАФ

Конспект «Интегрированного занятия развитие речи «Весенние наблюдения» рисование «Весенний пейзаж»»Конспект «Интегрированного занятия развитие речи «Весенние наблюдения» рисование «Весенний пейзаж»»

























Конспект «Интегрированного занятия развитие речи «Весенние наблюдения» рисование «Весенний пейзаж»»



















ПРИЛОЖЕНИЕ

МОДЕЛИ К РАССКАЗАМ ДЕТЕЙКонспект «Интегрированного занятия развитие речи «Весенние наблюдения» рисование «Весенний пейзаж»»Конспект «Интегрированного занятия развитие речи «Весенние наблюдения» рисование «Весенний пейзаж»»









1 МОДЕЛЬ 2 МОДЕЛЬ

Конспект «Интегрированного занятия развитие речи «Весенние наблюдения» рисование «Весенний пейзаж»»Конспект «Интегрированного занятия развитие речи «Весенние наблюдения» рисование «Весенний пейзаж»»





3 МОДЕЛЬ 4 МОДЕЛЬКонспект «Интегрированного занятия развитие речи «Весенние наблюдения» рисование «Весенний пейзаж»»







5 МОДЕЛЬ



ПРИЛОЖЕНИЕ

ИЛЛЮСТРАЦИИ К ДИДАКТИЧЕСКОМУ УПРАЖНЕНИЮ «ПТИЦЫ»



Конспект «Интегрированного занятия развитие речи «Весенние наблюдения» рисование «Весенний пейзаж»»Конспект «Интегрированного занятия развитие речи «Весенние наблюдения» рисование «Весенний пейзаж»»

Конспект «Интегрированного занятия развитие речи «Весенние наблюдения» рисование «Весенний пейзаж»»Конспект «Интегрированного занятия развитие речи «Весенние наблюдения» рисование «Весенний пейзаж»»


























Конспект «Интегрированного занятия развитие речи «Весенние наблюдения» рисование «Весенний пейзаж»»






































© 2010-2022