- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению по теме «Тим Собакин «Игра в птиц»»
Конспект урока по литературному чтению по теме «Тим Собакин «Игра в птиц»»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бурганова Р.Н. |
Дата | 23.11.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по литературному чтению - 3 класс.
Автор: учитель начальных классов Бурганова Римма Нурмухаметовна
Образовательное учреждение: МБОУ «Кубянская средняя общеобразовательная школа » Атнинского района Республики Татарстан. Программа: «Перспективная начальная школа» Н.А Чуракова 1 часть стр 134-138
Тип урока
Урок-исследование
Дидактическая цель Тема урока: «Тим Собакин «Игра в птиц». Цели урока: Продолжить обращать внимание школьников на знакомые по 1 и 2 классам имена писателей и поэтов и напоминать произведения этих авторов, с которыми дети уже знакомы. Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения, используя чтение текста по ролям. При помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: во время чтения по ролям, в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа. Отметить, что благодаря яркой фантазии автора создается впечатление, что чудесные, необычные способности могут обнаружиться у любого человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными
Планируемые
результаты Планируемые результаты учащиеся должны научиться оценивать поступки героев; определять тему и выделять главную мысль (с помощью учителя); анализировать смысл названия произведения; различать жанры произведений; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Личностные УУД: - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения) Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию Предметные: - Уметь находить слова из толкового словаря
- Уметь дать характеристику героям
Ресурсы:
- основные
дополнительные Н.А. Чуракова Рекомендовано Министерством образования и науки РФ 3 класс 1 часть стр 134-138 Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Н.А Чураковой - проектор, экран, компьютер, презентация, карточки для самостоятельной работы, портрет писателя, выставка книг
Организация
пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа
Литературное чтение 3 класс «Перспективная начальная школа» Тема урока: «Тим Собакин «Игра в птиц».
Бурганова Римма Нурмухаметовна учитель начальных классов, высшей категории МБОУ-«Кубянская СОШ» Атнинского района РТ
Ход урока
Этап урока и его цели
Деятельность
учащихся
Деятель
ность
учителя
Содержание урока
Планируемые
результаты I.этап. Мотевирование к учебной деятельности Цель: вхождение учащегося в пространство учебной деятельности Проверяют готовность рабочего места. Приветствуют учителя, гостей. настраиваются на работу Организует и настраивает детей на совместную работу.
Пора, друзья, урок начать, Ведь дорога минутка каждая: Нас дело ждёт немаловажное- Домашнее задание проверять.
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (2 минуты) Цели: - организовать актуализацию знаний; - организовать выполнение учащимися учебного действия; Высказывают своё предположение, рассказывают .
Я сам найду способ!
Организует составление совместного плана действий.
Предлагает обсуждение возникновения понятий.
Проверка домашнего задания. - Постановка проблемы: Что я не знаю? Наш план действий 1. Сами найдём способ . 2. Сопоставим свои предположения с учебником. 3. Выполним. Выскажи свое мнение.
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
III. Выявления места и причины затруднения (2 мин) Цели: - организовать выявление учащимися места и причины затруднения
Предлагает обсуждение возникновения понятий.
-Вспомните название главы, которую мы изучаем. Удалось ли вам понять, почему люди фантазируют? Мы прочитали уже достаточное количество произведений из этой главы. И вы уже, наверное, разобрались, почему же люди фантазируют?
(Без фантазии жизнь была бы скучной и однообразной.) Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
IV.Постановка проблемы. ( 3 минуты) Цели: - сформировать представления детей о понятии «посумерничать» Обсуждают совместно с учителем особенности понятий. Предлагает обсуждение возникновения понятий.
Вспомните, в 1 классе мы читали "немножко необычное стихотворение" про бегемота и муху? (слайд 2) Давайте его прочтем хором. Звуки ж не надо считать во время чтения! Вы просто пожуж-ж-ж-ите немнож-ж-жечко! Чтение стихотворения Т. Собакина « Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды») учащимися. Имя автора узнайте-
Умение ориентироваться в окружающем мире используя жизненный опыт и имеющуюся информацию. (Познавательные УУД). V. Работа по новой теме (8 мин) Цель: познакомить с произведением Андрея Викторовича Иванова Работа с рисунками. Портретом писателя
Дети называют прочитанные книги
Включает учащихся в работу через игровую деятель ность.
Устраивает выставку книг
Головоломку разгадайте (3слайд) Ответ: Тим Собакин -Кто автор произведения? Это псевдоним. Настоящее имя автора -Андрей Викторович Иванов. Он много печатается в детской периодике. (4 слайд) Он писал и под другими псевдонимами: Тихон Хоботов, Сидор Тяфф, Ника Босмит, Савва Босмит
. Уметь правильно определить ответ по описанию . (Познавательные УУД).
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (10 минут) Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.
Чтение по цепочке
Из толкового словаря находят слова Учитель читает первый абзац рассказа Сегодня мы прочитаем еще одно произведение этого автора. - Прочитайте, как оно называется? («Игра в птиц») -Научимся выразительно читать этот текст по ролям и узнаем, что надо делать для того, чтобы несбыточное сбывалось. Чтение рассказа. - Какой знак вы заметили при чтении рассказа? (Работа со словарем устойчивых выражений) - Какое выражение мы должны объяснить? «Застыл как вкопанный». (Совершенно неподвижно, замерев на месте)
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
VII. Физкульт минутка (1 мин)
VIII Самостоятель- ная работа с самопроверкой по эталону. (8-9 мин) Цели: - организовать постановку цели урока; умение читать по ролям Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
С помощью учителя ставят цель Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Ученики строят план достижения цели.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Давайте попробуем прочитать первую часть по ролям. - Какие роли вы заметили в этой части? Роли автора, Кати и папы. чтение 1 части по ролям. - Ребята, найдите в этой части самые главные слова всего произведения: они объясняют, почему возможно любое чудо на свете. (Дети находят слова: «-Конечно, уверенно, сказал папа. - Если очень захотеть, то можно научиться всему на свете!») - Вы согласны с этим высказыванием? ( Да, только упорный человек может достичь поставленной цели.) Прочитайте 2 часть вполголоса, про себя. - По- разному ли папа и Катя реагируют на то, что папе удалось оторваться от земли и полететь? (да, по- разному) - Как папа отнесся к своему полету? (Он растерялся, слегка перепугался) Прочитайте строчки, где об этом говорится. ( Чтение строчек «А когда заметил, что ноги его шагают по воздуху, слегка перепугался, перестал размахивать руками - и чуть не свалился в лужу.) - Ребята, папа как будто хочет отвлечься от того, что с ним произошло, и обращает внимание на бытовые мелочи. Прочитайте, на какие. (Ну вот, ботинки испачкались, - вздохнул папа, стряхивая со шляпы грязные капли. ) --Как реагирует Катя? (Удивленно, восторженно) - Прочитайте строки, где об этом говорится. ( Катя рот раскрыла от восторга: - Папа! У тебя же получилось! Ты же летал! )
Уметь определять и формулировать цель с помощью учителя; определить способы исследования (Регулятивные УУД) Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в разных источниках (Познавательные УУД).
IX. Включение в систему знаний и повторение. ( 3-4 минут) Цель: выявить границы применимости нового знания; повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.
Выполняют задания.
Организу ет и контроли рует работу детей
Ученики внимательно просматривают третью часть текста и определяют, что понадобится три человека для того, чтобы прочитать её по ролям. Один будет читать за папу, другой - за старушку, третий - за автора
Автор этого произведения - большой фантазёр?
Почему он фантазировал именно полёты людей в небе? У тебя не появилось мысли, что любой человек при большом желании может научиться летать?
Да, автор - большой фантазёр. Он выбирает такую фантастическую для человека способность, как возможность летать, словно птица, для того, чтобы показать, что при наличии веры в свои силы, огромного желания и приложенных усилий может произойти чудо: можно научиться очень сложным вещам, которые казались невозможными.
- "Игра в птиц" - это рассказ или сказка? В какой сборник мы можем поместить это произведение? Обоснуйте свою точку зрения. Чтобы ответить на этот вопрос, вернитесь на с. 116, 117 учебника и вспомните, в чём заключается отличие сказки от рассказа.
Волшебница Анишит Йокоповна приглашает нас сегодня в "Музейный дом" рассмотреть картину Василия Кандинского "Двое на лошади".
Интрига (читает учитель):
- "Кто же эти двое? - спросил Михаил Потапович (Главный Библиотекарь).
- Царевич с царевной! - не задумываясь, сказал Миша.
- Ты тоже так думаешь? Что тебя в этом убеждает?"
Учитель продолжает читать интригу:
- "Они никуда не спешат, гуляют. Лошадь важно так вышагивает, - добавила Маша.
-Что вы обнаружили , сравнив картину с фотографией? В чём же секрет картины?
-Мы увидели, что художник в своем произведении соединил настоящую жизнь и фантазию; он смотрит на городской пейзаж, а воображение уносит его в мир сказки Учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им (Коммуникативные УУД). X.Домашнее задание (1 мин) Обсуждают и записывают домашнее зад.
Домашнее задание
Учебник часть I, страница 134 - 138, чтение по ролям, пересказ.
XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). ( 2 - 4 минуты) Цель: провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; оценить собственную деятельность на уроке;
- Ребята, вы работали дружно, сплоченно, и это помогло вам находить правильные решения.
Спасибо за урок! Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)