Урок по русскому языку «Обобщение изученного о глаголе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урокпо русскому языку в 4 классе



Тема: «Обобщение изученного о глаголе».

Цель урока: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе.

Задачи:

Образовательная:продолжать формировать умение находить глагол и определять его грамматические признаки.

Развивающая : развитие умения работать самостоятельно, делать выводы и обобщения после выполнения определенного этапа урока, развивать орфографическую зоркость, обогащать устную и письменную речь.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность, любовь к творчеству А.С.Пушкина и русскому языку.

Оборудование:

- компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

- презентация урока;

- выставка книг и рисунков по сказкам А.С.Пушкина;

- карточки с заданием.

ХОД УРОКА



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I.Организационный

этап.





II.Самоопределение к деятельности.

Прозвенел уже звонок -

Начинается урок.

Все друг к другу повернитесь,

А теперь все улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям,

И садитесь по местам.

Прошу посмотреть всех на доску.

Слайд 2

Звучит песня о русском языке.

- Сейчас у нас урок русского языка.

- Наш урокбудет необычным, потому что будет сказочным, поэтичным. Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Закройте глаза, представьте себе море, волны блещут.

Слайд 3

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.

- Откройте глаза.

-Ребята, из какой сказки эти строки?

- Кто написал эту сказку?

Вместе с героями сказок Пушкина мы отправимся в путешествие по одной из изученных частей речи. Отгадайте эту часть речи.

Интересная часть речи

В русском языке живет

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пишет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит,

Все расскажет нам...

- Правильно, эта часть речи - глагол.

- Так какова же тема нашего урока?

Слайд 4

- Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем о глаголе.

- Одна область волшебной страны «Речь» называется «Глагол». Слова, которые живут в ней, ужасно разговорчивы. Они очень любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают существительные. С существительными они большие друзья. Когда же их объединяют общие интересы, они образуют предложения и могут о многом рассказать и детям, и взрослым.

С помощью глаголов мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет свои краски, как звучит, как чувствует себя. Глаголы могут "оживить" окружающий нас мир. Слайд5 Вот на этом прекрасном корабле мы отправимся в путь.

- Во время всего путешествия каждый из вас будет заполнять «Карту ученика». Каждый этап работы на уроке вы будете оценивать самостоятельно знаками «+» или «-». Знак «+» вы будете ставить в том случае, если справитесь с заданием без затруднения, если же испытаете трудность - ставите знак«-». - Команда готова?

Ну что ж, в путь.

Слайд 6

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, слова «классная работа».

Минутка чистописания.

М

месяц







«Сказка о царе Салтане»

А.С.Пушкин



Глагол

Мы будем говорить о глаголе







Да.



Личностные:

нравственная этическая

ориентация,

эмоционально - положительный настрой на урок





Регулятивные

(поиск информации в предложенных источниках, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя)

Коммуникативные







Личностные

(уметь выполнять самооценку)

III.Словарная

работа.







IV.Работа по теме урока.

























V.Физкульт

минутка.

VI. Работа по теме урока

(продолжение)















VII.Рефлексия.









VIII.Домашнее

задание.


Пристань «Словознайка»

Слайд 7

- Сейчас мы проведём словарную работу. Нам нужно заполнить кроссворд. Каждый из вас записывает слова в тетрадь и по одному выходите к доске.

  1. Как называется полоска земли, предназначенная для передвижения.

  2. Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования.

  3. Дорога в саду или в парке с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам.

  4. Крупный населённый пункт, административный, промышленный и культурный центр.

  5. То же, что и экономика.

  6. Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общественными интересами.

-А ключевое слово по вертикали под цифрой 7. Итак, это слово-

-Оцените свою работу знаком + или -

Пристань «Вспоминай-ка»

-Вспомним, что такое глагол

Слайд 8

1) Правила о глаголе

1. Это…

2. Обозначает…

3. Отвечает на вопросы…

4. Изменяется по…

5. В предложении является…

Оцените свою работу знаком + или -

2)Определение времени глаголов.

Пристань «Сказочная»

-Внимание! Продолжаем наше путешествие. Я предлагаю вам внимательно посмотреть отрывок из сказки,запомнить глаголы и записать их в тетрадь.

Слайд 9

-Знакомы ли вам эти глаголы?

-Из какой сказки Пушкина вы записали глаголы?

- Чем отличаются эти глаголы?

- Время. Что это такое? Как вы понимаете?
Послушаем сообщение о времени.

-Мы вспомнили, что глаголы изменяются по временам.

-Какого временибывают глаголы?

Назовите.

- Что обозначает настоящее, прошедшее и будущее время глагола?

-Давайте определим время записанных глаголов.

-(Оцените свою работу, поставьте + или -)

3)Работа с пословицами.

Пристань «Думай-ка»

- Каким трудом занимаются герои сказки о рыбаке и рыбке?

- Какие пословицы о труде вы знаете?

- Какое значение придает частица НЕ?

Как пишется НЕ с глаголами?

- А теперь помогите пословицам. Некоторые из них потеряли частицу НЕ. Спишите пословицы и вставьте где нужно частицу НЕ.

Слайд 10

Откладывай безделье, да откладывай дела.

Без труда вынешь рыбку из пруда.

-(Оцените свою работу, поставьте + или -)

Пристань «Отдыхай-ка».


Слайд11

1)Упражнение «Графики»

Пристань «Выполняйка»

Плывём дальше.

-Ребята, а какого вида бывают глаголы?

-На какой вопрос отвечают глаголы совершенного вида?

- На какой вопрос отвечают глаголы несовершенного вида?

- Сейчас нам нужно построить графики.

Слайд 12

Я читаю глагол, вы по одному выходите к доске и ставите точку на пересечении 1 слова и вида.

Простился, ждёт, снарядился, смотрит, села, видит.

Соедим получившиеся точки, на что похож наш график?

-(Оцените свою работу, поставьте + или -)

-Из какой сказки эти глаголы?

Слайд 13(рисунок)

-Послушаем отрывок из этой сказки.

2) ЦОР

(Глаголы неопределённой формы).

Пристань «Выделяйка»

- На какой вопрос отвечают глаголы неопределённой формы?

- Как по другому называются эти глаголы?

Попробуем выполнить следующее задание.

Слайд 14

-(Оцените свою работу, поставьте + или -)

2)Творческая работа(в парах).

Пристань «Дружная»

- Плывем дальше.

Корабельщики дивятся.

На кораблике толпятся,

На знакомом острову

Чудо видят наяву.

Слайд 15

- Какие чудеса увидели корабельщики на острове? Разгадка таится в конвертах, которые лежат у вас на партах. Но злой волшебник рассыпал строчки Пушкина. Вам надо их восстановить и записать в тетрадь.

Слайд 16

- Давайте проверим, что у вас получилось.

Итак, первое чудо.

Второе чудо.

Третье чудо.

- На каком этапе урока встретилось слово месяц?

-(Оцените свою работу, поставьте + или -)

Слайд17

- Вот и закончилось наше путешествие . Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки Пушкина.

- Чему учат нас сказки Пушкина?

- В чём сила и красота этих сказок?

- О какой части речи мы говорили, путешествуя по сказкам Пушкина?

- Что мы вспомнили о глаголе?

Выставка рисунков и книг.

- А сейчас я прочту пожелание, наказ А.С.Пушкина, которое он оставил вам - будущему поколению:

«Учись, мой сын, и легче, и яснее,

Державный труд ты будешь постигать».

- К чему призывает нас Пушкин?

Богатое, удивительное наследство - свои сказки оставил нам А.С.Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своём творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдётся места.

- А теперь проверим как вы оценили свою работу.

-Кто справился со всеми заданиями и набрал наибольшее количество баллов. (ставлю оценки)

Выписать из сказок Пушкина 10 глаголов, определить время.

Слайд 18



дорога

библиотека

аллея

город

хозяйство

коллектив

Глагол

Часть речи

Действие предмета

Что делает? Что делал? Что сделает?

Лицам, числам, временам,

в прошедшем времени по родам

сказуемым



Взмолится, молвит, отпусти, дам, откуплюсь, удивился, испугался, рыбачил, не слыхивал, говорила.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

разного времени

Часы, дни, сутки, года.
Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время - это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».


настоящее

прошедшее

будущее

действие происходит сейчас

действие уже прошло

действие ещё только будет происходить

Взмолится(буд.вр)

Молвит(наст.вр), отпусти(повелит. накл.),

дам(буд.вр) откуплюсь(буд), пожелаешь,

удивился, испугался, рыбачил, не слыхивал, говорила.

Старуха пряла пряжу, старик ловил рыбу.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Кто не работает, тот не ест.

Отрицание

НЕ с глаголами пишется отдельно







Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида

Что сделает?

Что делает?



На волну.

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»



Что делать?

Что сделать?

Инфинитив.







Доброте, любви, верности.

Добро побеждает зло.


О глаголе.

Выслушиваются ответы детей

Познавательные

(добывать новые знания)































Личностные

(общие правила, снятие мышечного и эмоционального напряжения)











Коммуникативные

(сотрудничество с учителем, высказывание своего мнения, обсуждение)





Коммуникативные

(уметь оформлять свои мысли в устной форме)



© 2010-2022