Программа занятий в кружке «Школа удивительных наук» 3-4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа занятий в кружке «Школа удивительных наук»

Пояснительная записка

Курс занятий должен формировать логическую грамотность школьников и на ряду с этим обеспечивать развитие (или хотя бы не подавление) познавательного интереса и способностей, свойственных практически всем детям в раннем возрасте. Развитие мышления в начальной школе - дело чрезвычайно тонкое, требующее тщательного соблюдения баланса между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным.

Цель программы - способствовать формированию у младших школьников логической интуиции и элементов логической грамотности в единстве с развитием способности к непосредственному зрительному «схватыванию» объектов в их целостности, развитием подвижности и гибкости мышления, фантазии, воображения.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

I. Формирование первоначальных логических представлений и умений, логической интуиции

Оперирование признаками предметов. Выделение признаков, сравнение объектов по их признакам, описание предметов посредством их признаков.

Отношения рода и вида, части и целого, эквивалентности и порядка. Определения через род и видовое отличие. Классификация . Обобщение, ограничение, конкретизация. Родственные отношения.

Дедукция. Простейшие умозаключения, рассуждения, доказательства на основе интуитивно понимаемых правил логического вывода, смысла логических связок и кванторов, свойств отношения эквивалентности и порядка.

II. Формирование некоторых общих речевых (языковых) умений

Слова, выражающие логические отношения: и, или, если ..., то ..., все, некоторые, поэтому, отсюда (из этого) следует (вытекает).

Слова (словосочетания), выражающие количественные отношения: хотя бы один, не более, не менее, ровно один (два, три, ...).

Слова, выражающие модальность суждения: верно (истинно), неверно (ложно), возможно, невозможно, вероятно, можно, нужно, необходимо, достаточно, примерно, приблизительно, почти. Эквивалентные переформулировки вопросов и ответов, адекватных им по форме.

III. Формирование простейших эвристических (поисковых) умений

Поиск и выявление закономерностей (непосредственное усмотрение, обобщение, обоснование).

Умозаключения по индукции, аналогии.

Перекодирование информации: коды и шифры, графы, действия по алгоритму, словесное рисование.

Целенаправленный перебор логических возможностей. Комбинаторные задачи.

IV. Формирование элементов творческого мышления.

Развитие наблюдательности, воображения,

сообразительности, чувства гармонии,

визуального мышления

Загадки, шарады, ребусы, кроссворды, анаграммы (решение и составление). Игры «в слова» (угадывание слов по буквам, составление слов из букв данного слова, игры типа «Эрудит», «Превращение мухи в слона», составление акростихов, палиндромов).

Игры и головоломки со спичками, геометрическими фигурами.

График проведения занятий.

Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность одного занятия 45 минут. Устанавливается скользящий график: понедельник/ четверг 14.00-15.00 Место проведения занятий- кабинет начальных классов Баклановой Н.Ю.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

1

Вводное занятие. Что такое школа удивительных наук

1


2

Игры на развитие памяти и внимания

1


3

Школа вежливых наук. «Добрые слова»

1


4

Путешествие в мир искусства

1


5

Задания для умников и умниц

1


6

Праздник сказки

1


7

Турнир знатоков русского языка

1


8

Игры на развитие памяти и внимания

1


9

Математический брейн-ринг

1


10

Что? Где? Когда? Интеллектуальная игра.

1


11

Задачи- игры на развитие памяти, внимания, мышления

2


12

«Хочу все знать» интеллектуально-познавательная игра

1


13

Это интересно! Сообщения о фруктах. Работа с доп. литературой

1


14

«Поле чудес!» новогодние вопросы

1


15

Задачи- игры на развитие памяти, внимания, мышления

2


16

Формирование умений оперировать признаками предметов

1


17

Отношения рода и вида, части и целого. Обобщение, ограничение, конкретизация

1


18

Определения

1


19

Классификация

1


20

Умозаключения, обоснования, доказательства

1


21

Задачи- игры на развитие памяти, внимания, мышления

1


22

По странам и континентам (Час юного географа)

1


23

Великие изобретения

1


24

Семь чудес света

1


25

Игра «Литературный звездный час»

1


26

Задачи- игры на развитие памяти, внимания, мышления

1


27

КВН. 1 апреля -День смеха

1


28

К звездам. Интеллектуальная игра

1


29

Игра. «Крестики-нолики» по сказкам А.С. Пушкина

1


30

Задания для умников и умниц

1


31

Незатейливые игры «Эрудитов»

1


32

Кроссворды Ребусы Загадки

1


33

Что? Где? Когда? Интеллектуальная игра.

1


34

Учись быть здоровым

1


35

Конкурс знатоков спорта

1


36

Задачи- игры на развитие памяти, внимания, мышления

1


37

Задачи- игры на развитие памяти, внимания, мышления

1



Итого за год




© 2010-2022