- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа занятий в кружке «Школа удивительных наук» 3-4 класс
Программа занятий в кружке «Школа удивительных наук» 3-4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бакланова Н.Ю. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа занятий в кружке «Школа удивительных наук»
Пояснительная записка
Курс занятий должен формировать логическую грамотность школьников и на ряду с этим обеспечивать развитие (или хотя бы не подавление) познавательного интереса и способностей, свойственных практически всем детям в раннем возрасте. Развитие мышления в начальной школе - дело чрезвычайно тонкое, требующее тщательного соблюдения баланса между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным.
Цель программы - способствовать формированию у младших школьников логической интуиции и элементов логической грамотности в единстве с развитием способности к непосредственному зрительному «схватыванию» объектов в их целостности, развитием подвижности и гибкости мышления, фантазии, воображения.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
I. Формирование первоначальных логических представлений и умений, логической интуиции
Оперирование признаками предметов. Выделение признаков, сравнение объектов по их признакам, описание предметов посредством их признаков.
Отношения рода и вида, части и целого, эквивалентности и порядка. Определения через род и видовое отличие. Классификация . Обобщение, ограничение, конкретизация. Родственные отношения.
Дедукция. Простейшие умозаключения, рассуждения, доказательства на основе интуитивно понимаемых правил логического вывода, смысла логических связок и кванторов, свойств отношения эквивалентности и порядка.
II. Формирование некоторых общих речевых (языковых) умений
Слова, выражающие логические отношения: и, или, если ..., то ..., все, некоторые, поэтому, отсюда (из этого) следует (вытекает).
Слова (словосочетания), выражающие количественные отношения: хотя бы один, не более, не менее, ровно один (два, три, ...).
Слова, выражающие модальность суждения: верно (истинно), неверно (ложно), возможно, невозможно, вероятно, можно, нужно, необходимо, достаточно, примерно, приблизительно, почти. Эквивалентные переформулировки вопросов и ответов, адекватных им по форме.
III. Формирование простейших эвристических (поисковых) умений
Поиск и выявление закономерностей (непосредственное усмотрение, обобщение, обоснование).
Умозаключения по индукции, аналогии.
Перекодирование информации: коды и шифры, графы, действия по алгоритму, словесное рисование.
Целенаправленный перебор логических возможностей. Комбинаторные задачи.
IV. Формирование элементов творческого мышления.
Развитие наблюдательности, воображения,
сообразительности, чувства гармонии,
визуального мышления
Загадки, шарады, ребусы, кроссворды, анаграммы (решение и составление). Игры «в слова» (угадывание слов по буквам, составление слов из букв данного слова, игры типа «Эрудит», «Превращение мухи в слона», составление акростихов, палиндромов).
Игры и головоломки со спичками, геометрическими фигурами.
График проведения занятий.
Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность одного занятия 45 минут. Устанавливается скользящий график: понедельник/ четверг 14.00-15.00 Место проведения занятий- кабинет начальных классов Баклановой Н.Ю.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения
1
Вводное занятие. Что такое школа удивительных наук
1
2
Игры на развитие памяти и внимания
1
3
Школа вежливых наук. «Добрые слова»
1
4
Путешествие в мир искусства
1
5
Задания для умников и умниц
1
6
Праздник сказки
1
7
Турнир знатоков русского языка
1
8
Игры на развитие памяти и внимания
1
9
Математический брейн-ринг
1
10
Что? Где? Когда? Интеллектуальная игра.
1
11
Задачи- игры на развитие памяти, внимания, мышления
2
12
«Хочу все знать» интеллектуально-познавательная игра
1
13
Это интересно! Сообщения о фруктах. Работа с доп. литературой
1
14
«Поле чудес!» новогодние вопросы
1
15
Задачи- игры на развитие памяти, внимания, мышления
2
16
Формирование умений оперировать признаками предметов
1
17
Отношения рода и вида, части и целого. Обобщение, ограничение, конкретизация
1
18
Определения
1
19
Классификация
1
20
Умозаключения, обоснования, доказательства
1
21
Задачи- игры на развитие памяти, внимания, мышления
1
22
По странам и континентам (Час юного географа)
1
23
Великие изобретения
1
24
Семь чудес света
1
25
Игра «Литературный звездный час»
1
26
Задачи- игры на развитие памяти, внимания, мышления
1
27
КВН. 1 апреля -День смеха
1
28
К звездам. Интеллектуальная игра
1
29
Игра. «Крестики-нолики» по сказкам А.С. Пушкина
1
30
Задания для умников и умниц
1
31
Незатейливые игры «Эрудитов»
1
32
Кроссворды Ребусы Загадки
1
33
Что? Где? Когда? Интеллектуальная игра.
1
34
Учись быть здоровым
1
35
Конкурс знатоков спорта
1
36
Задачи- игры на развитие памяти, внимания, мышления
1
37
Задачи- игры на развитие памяти, внимания, мышления
1
Итого за год