- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окуружающему миру на тему Что такое государство
Конспект урока по окуружающему миру на тему Что такое государство
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Колиух О.К. |
Дата | 21.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Что такое государство.
Конституция - основной закон нашей страны. Права ребенка.
Цель: Знакомство с понятием «государство». Ознакомление с современным государственным устройством России.
Ознакомление с основным законом государства - Конституцией. Ознакомление с правами детей.
Характеристика деятельности учащихся:
Познавательные. Кратко описывать государственное устройство Российской Федерации
Личностные. Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны.
Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.
Регулятивные. Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Слайд 1
«История - это фонарь, который зажжён в прошлом, горит в настоящем и освещает дорогу в будущее»
В. Ключевский
- Сегодня на уроке мы соприкоснёмся с историей нашего народа. Моей России длинные косички, У моей России светлые реснички. У моей России голубые очи. На меня, Россия, ты похожа очень.
-
Актуализация знаний учащихся. Постановка учебной задачи.
- Работа с пословицами и поговорками
- Как вы понимаете смысл этих пословиц?
1. Велика святорусская земля, а везде солнышко. 2. Всякая птица своё гнездо любит. 3. Всякому мила своя сторона. 4. Где кто родился, там и пригодился. 5. Глупа та птица, которой своё гнездо не мило. 6. Дома и стены помогают. 7. Родина краше солнца, дороже золота. 8. Родная сторона - мать, чужая - мачеха. 9. Человек без Родины - что соловей без песни. 10. Родина - мать, умей за неё постоять.
Вы готовы поработать? (Да!) Вы готовы отвечать? (Да!) Вы готовы, если надо, Что-то вспомнить и узнать? (Да!) Ну а главное - готовы Вы сегодня рассуждать? (Да!) - Ну, раз вы приготовились к работе, тогда мы поговорим на очень важную тему, которая касается каждого из вас: Государство и права детей. Ваша задача - узнать как можно больше о своих правах и о том, как их можно защитить.
- Игра-разминка поможет вам вспомнить, в каком государстве вы живёте:
- Отгадайте ребус и тогда сможете прочитать фразу:
Слайд 2
Ключ к ребусу: Столица России - город Москва.
- Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше государство называется Российская Федерация. А чем отличается одно государство от другого? (Ответы учеников.) - Действительно, государство имеет свой язык, на котором разговаривает его народ, свои символы, свою историю, традиции, географическое положение, свои обычаи.
3. Выбери изображения символов России: флага, герба.
Слайд 3
- Отгадав загадку, узнаете, какое дерево является символом России:
- Работа по теме.
1. Знакомство со статьей в учебнике «Что такое государство». Стр. 96 - 100
- Вспомните, как называется основной закон нашего государства. (Конституция)
2. Чтение статьи в учебнике «Конституция - основной закон страны». Стр. 101 - 103
3. Уточнение и дополнение детей знаний о своих правах. - Ребята, вот вы и вспомнили, в каком государстве живёте. Россия - это правовое государство. - Кто объяснит, что это значит? - Наше государство живёт по законам, которые защищают права всех её граждан, независимо от возраста, национальности, пола. В России все граждане обладают равными правами. Каждый ребёнок с момента рождения взят под охрану государства, а это значит, что у детей тоже есть права, нарушить которые никто не может. Как вы понимаете, что такое права человека, права ребёнка? Верно, это самое ценное, что есть у человека, что даёт ему возможность жить полноценной, счастливой жизнью, быть живым и здоровым, развиваться, проявить себя. - Кто знает, какие права есть у детей? Рассмотрим иллюстрации и расскажем об основных правах ребёнка в нашем государстве: Слайды 4 - 8 1. Право на жизнь. 2. Право на имя, отчество и фамилию.
3. Право жить и воспитываться в семье.
4. Право на образование.
5. Право на медицинское обслуживание.
6. Право на защиту своих прав.
7. Право на полноценное питание и приемлемый образ жизни.
8. Право на отдых и досуг. - Все эти права записаны в законах, а это значит, что нарушать их, отнимать у вас никто не может. Человек, который нарушает ваши права, совершает преступление, и он несёт ответственность перед государством. Что же это за законы, которые обеспечивают вам, ребята ваши права? Таких законов много и приняты они не только в нашей стране, но и в других странах мира. Самым первым законом, защищающим права детей, стала «Конвенция о правах ребёнка». Она была принята 20 ноября 1989 года правительствами 170 стран. Этому закону подчиняется весь мир, в том числе и Россия. Другие законы, гарантирующие права ребёнка в нашей стране:
- Конституция Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
V. Закрепление.
Оказывается не всегда в России, да и в других государствах были у людей права. Так было очень давно, в старину. Никаких прав не имели рабы и пленники, жившие в государствах древней Европы, чернокожие рабы Америки, крепостные крестьяне старой России. Слайд 9 Как это было нам рассказывает писатель Сергей Алексеев в повести «История крепостного мальчика» (можно взять рассказ А.П.Чехова «Ванька»). - Расскажите о ваших впечатлениях. - Почему вам стало жалко Митьку? - Какие права ребёнка были нарушены и кем? - Возможна ли такая ситуация в наше время, почему?VI. Игра-заключение
У каждого гражданина России, есть не только права, но и обязанности. О своих обязанностях не должны забывать и вы. Послушайте стихи. О каких своих обязанностях забыли дети. 1. Э.Успенский "Разгром" Мама приходит с работы, Мама снимает боты, Мама приходит в дом, Мама глядит кругом. - Был на квартиру налёт? - Нет. - К нам заходил бегемот? - Нет. - Может быть, дом не наш? - Наш. - Может, не наш этаж? - Наш. Просто приходил Серёжка, Поиграли мы немножко. - Значит это не обвал? - Нет. - Значит, слон не танцевал? - Нет. - Очень рада. Оказалось, Я напрасно волновалась.2. Лидия Огурцова «Драка» Я без шишек и царапин Не могу прожить и дня. У меня характер папин - Лезет драка из меня. Пять минут сидел я тихо, Рисовал людей, дома… Только драка, свистнув лихо, Снова вылезла сама!
3. Елена Стеквашова «Врунишка» Было раз - разбил я чашку, Все свалил на брата Сашку. Только мама как-то сразу Не поверила рассказу. Мне досталось не за чашку - За обиженного Сашку.
4. С.Маршак «Про одного ученика и шесть единиц». Отрывок Пришел из школы ученик И запер в ящик свой дневник. Где твой дневник? - спросила мать. Пришлось дневник ей показать. Не удержалась мать от вздоха, Увидев надпись: "Очень плохо". Узнав, что сын такой лентяй, Отец воскликнул: - Шалопай!