- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект организованной учебной деятельности по рисованию «Золотая хохлома» для детей старшей группы детского сада
Конспект организованной учебной деятельности по рисованию «Золотая хохлома» для детей старшей группы детского сада
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Боровко И.С. |
Дата | 14.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект организованной учебной деятельности по рисованию «Золотая хохлома» для детей старшей группы детского сада.
Боровко Инна Сергеевна, воспитатель ДУВЦ «Искорка»
Тема: «Золотая хохлома».
Образовательная область: «Творчество», «Познание», «Социум», «Коммуникация».
Раздел: «Рисование», «Ознакомление с окружающим», «Развитие речи».
Цель: Познакомить с историей возникновения хохломского декоративно-прикладного промысла.
Расширять знания детей о характерных особенностях росписи, учить выделять элементы узора.
Предварительная работа:
- рассматривание фото, картинок, иллюстраций с изделиями хохломских мастеров;
- чтение стихов о хохломских узорах («Чаша» - Ю. Николаев);
- слушание песни «Хохлома» А. Колкера.
Словарь: Трилистник, завиток.
Оборудование и материалы: Шаблоны ложек, кисти №3, ватные палочки, гуашевые краски, вода, маркер, доска для моделирования.
Информационная среда:
1.Вытсавочный стенд «Музей» (изделия хохломского промысла);
2. Образцы элементов росписи;
3. Картинки для д/и «Найди в природе образцы элементов
хохломской росписи» (ягоды, цветы, трава);
4. Аудиозапись песни «Русские ложки» (дуэт «Варежки»).
Ход работы:
Воспитатель: - Я сегодня прочитала стихотворение, которое мне очень понравилось. Хотите послушать?
Читаю стихотворение А. Колкера:
«Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шёлковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Боровко И. С.
1Просится сама».
- Понравилось вам стихотворение?
- О чём оно?
Дети: -О Хохломской росписи.
Воспитатель: Как назвал её поэт?
Дети:- Колдовская.
Приглашаю детей в «музей», предлагаю вспомнить, как себя вести, как встать, чтобы всем было видно.
- Выставка не простая, а волшебная. Она познакомит нас со сказкой, но здесь вы не встретите своих сказочных героев. Из самых обычных предметов создали сказку волшебники - художники золотой хохломы.
Обращаю внимание на экспозицию.
-Нравится выставка?
Дети заинтересованно рассматривают.
- Интересно, как можно одним словом назвать все эти предметы?
Дети: - Посуда.
Воспитатель:- Обычная посуда, из которой мы кушаем каждый день?
Дети:- Нет, необычная, праздничная.
Воспитатель: - Нельзя назвать эти предметы просто «посуда». Все они необычной формы и ярко горят росписью. Такую красивую посуду уже больше 200 лет изготавливают мастера, которые живут в России, в селе Хохлома, что возле Москвы.
-Чтобы запомнить всё, что сегодня узнали, будем моделировать новые знания знаками - условными изображениями на доске.
Моделирую: ДОМИК.
- Что означает этот знак?
Дети: - Место, где изготавливают хохломские изделия - с. Хохлома.
Показываю ковш:
- Как вы думаете, для чего использовали этот предмет, как он называется?
Дети отвечают.
Воспитатель:- Правильно, это ковш. А эти предметы с крышками для чего можно использовать? (Показываю бочонки с крышкой)
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: - Я тоже так думаю. А вот этот предмет на что похож? (Показываю братину в форме птицы).
Дети: - На плывущую птицу.
Воспитатель:- Только хохломские мастера делают посуду в форме птицы. Это - братина, старинная посуда в которой подавали напитки к праздничному столу.
Предлагаю найти среди посуды еще братину, проговорить и запомнить название.
Провожу эксперимент:
Беру в руки чашу. Передаю детям, предлагаю подержать в руках.
Дети ощупывают чашу, передают друг другу.
2Воспитатель: - Какая чаша по весу?
Боровко И. С.Дети: -Легкая.
Предлагаю сравнить с фарфоровой и металлической чашей:
-Такая- же на ощупь?
Дети: -Нет, легче.
Воспитатель:- Я почувствовала - она теплее, а вы?
Дети отвечают.
Воспитатель:- Из чего же она сделана?
Дети высказывают предположения.
Стучу по хохломской чаше, фарфоровой и металлической:
-Так же звучит?
Дети: - Нет, по- другому.
Воспитатель: - Значит она не фарфоровая и не металлическая.
Стучу по деревянному столу:
-Такой же звук?
Дети соглашаются.
Воспитатель:- Значит, посуда из чего сделана?
Дети отвечают.
Моделирую: ДЕРЕВО.
Делаю вывод:
- В старину хохломские мастера вручную, специальными инструментами - резцами вытачивали свою посуду из дерева.
Моделирую: РЕЗЕЦ.
Ставлю проблему:
- Все предметы хохломы сделаны из дерева, но его нигде не видно и предметы блестят и сверкают как металл.
Предлагаю сравнить с ложкой из жёлтого металла.
Дети сравнивают цвет хохломской посуды и ложки из желтого металла, делают вывод, что они одного цвета.
Рассказываю:
- Хохломские мастера изобрели способ украшения ненастоящим золотом, очень дорогим металлом, а позолотой. Порошок из недорогого металла - олова, наносят на изделия и покрывают олифой (знакомое слово, варёное льняное масло и сейчас используют во время ремонта). Олово под жёлтой плёнкой становиться похоже на золото. Эксперимент: Освещаю фонариком отдельные экспонаты выставки, демонстрируя золотой блеск.
Воспитатель: - Кажется, будто посуда собралась на торжество, нарядившись в самые праздничные одежды. Здесь традиционные для древней Руси цвета. Назовём их.
Дети называют золотой, черный, красный и зеленый цвета.
Дополняю ответы детей:
- Красный придаёт теплоту и мягкость, чёрный усиливает сияние золота. Помните, где хохломские мастера взяли свои огненные краски?
Дети отвечают, что знают это из легенды «Золотая чаша».
Боровко И. С.
3Воспитатель: - Да, с давних пор хохломские краски напоминают всем о счастье свободы, о жаре, любви к людям.
Моделирую: ЗОЛОТОЙ, ЧЁРНЫЙ, КРАСНЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ.
-Природа в селе Хохлома богата яркими цветами и пышными травами.
Предлагаю детям рассмотреть узоры:
- Что изображено на посуде?
Дополняю ответы детей:
- Полевые цветы. Ещё?
- Трилистник. Ещё что?
- И спелая земляника, и упругая смородина, и алая клюква. Ещё что увидели?
- Упругие, тонкие стебельки. Ещё?
- И травинки-реснички. А это что?
Дети:- Завиток.
Обобщение:
- Запишем всё, что увидели. Моделирую: СТЕБЕЛЬ, ТРИЛИСТНИК, ЯГОДЫ, ТРАВА, ЗАВИТОК, ЦВЕТОК.
Ставлю проблему:
- Интересно, можно ли в природе встретить такие ягоды и цветы?
Д/игра: «Найди в природе образцы элементов хохломской росписи». Ход: Разложить по столам в групповой комнате картинки, фотографии с изображением разнообразных растений (ягод, цветов, травы, листьев). Предложить детям выбрать только те, которые встречаются в хохломском узоре, обосновать выбор.
Делаю вывод: Хохломским мастерам узоры природа подсказала.
«Золотые листики, жёлтые цветы,
Наливные ягодки - доброта земли».
Предлагаю прочитать по модели всё, что узнали об элементах хохломского узора.
Воспитатель: - Говорят, что художники не рисуют узоры, а пишут кистями. Поэтому их труд называется …Как?
Дети: - Роспись.
Воспитатель: - Понравилась вам хохломская роспись?
Физминутка (игра-имитация). Детям предлагается выполнять движения в соответствии с текстом: «Встало яркое большое солнце. Тонкий стебелёк, извиваясь, тянется к солнцу. Хрупкий вьюнок выпускает свои усики-завитки. Разворачивается, расправляется молодой листочек. Просыпается нежный цветок, раскрывает лепестки всё шире и шире, поворачивается к тёплому солнцу. То тут, то там появляются тонкие травинки-реснички».
Боровко И. С.
4
Воспитатель:- А вы хотели бы стать мастерами и сами попробовать расписывать?
Дети проявляют желание рисовать.
Воспитатель: - А что мы будем расписывать, поможет узнать загадка: «Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот -
Открывай пошире рот». ( Ложка)
Воспитатель: - А как её расписывать, сейчас увидите.
Показываю детям способы и приёмы рисования простейших элементов хохломского узора с комментированием:
- Ягодки можно выполнить тычком: клюковка - один красный тычок, малинка - несколько круглых шариков - тычков склеенных вместе.
-Смородина - гроздь чёрных ягодок, выполненных тычком на тонком стебельке.
- Стебелёк рисуем кончиком кисти - тоненький-тоненький.
- Листок - мазком кисти, сначала кончиком, затем кладём кисть всем ворсом и заканчиваем кончиком.
- Трилистник - из 3-х частей.
- Лепестки цветка - мазками или примакиванием.
- Травинки (реснички) - кончиком кисти.
- Завитки заполняют свободное место между ягодками, цветочками и листьями, их рисуют кончиком кисти.
Пальчиковая гимнастика «Кисточка»
№
Текст
Действие
1
Будем рисовать сейчас.
Где же кисточка у нас?
Сжимать-разжимать правый кулачок.
2
Эта кисточка толста.
Сжать кулачок, выставить большой палец, массировать его пальцами левой руки.
3
Эта как кусок хвоста.
Массировать указательный палец.
4
Эта вовсе как мочалка.
Массировать средний палец.
5
Эту новенькую жалко.
Массировать безымянный палец.
6
Ну, а эта хороша,
Для любого малыша!
Массировать мизинец.
Аналогично повторить движения с левой рукой.
Боровко И. С.
5
Приглашаю детей в мастерскую:
- Теперь вы сами мастера, занимайте рабочие места.
Включаю аудиозапись песни «Русские ложки».
6
Боровко И. С.Наблюдаю за работой детей, помогаю при необходимости на своём листе бумаги. Напоминаю, как держать кисть. Обращаю внимание на образцы элементов росписи на столах. Напоминаю украшать и ручку ложки узором. После окончания работы, устраиваем выставку хохломских ложек. Предлагаю детям рассказать, что и как нарисовали.