Конспект организованной учебной деятельности по рисованию «Золотая хохлома» для детей старшей группы детского сада

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект организованной учебной деятельности по рисованию «Золотая хохлома» для детей старшей группы детского сада.

Боровко Инна Сергеевна, воспитатель ДУВЦ «Искорка»


Тема: «Золотая хохлома».

Образовательная область: «Творчество», «Познание», «Социум», «Коммуникация».

Раздел: «Рисование», «Ознакомление с окружающим», «Развитие речи».

Цель: Познакомить с историей возникновения хохломского декоративно-прикладного промысла.

Расширять знания детей о характерных особенностях росписи, учить выделять элементы узора.

Предварительная работа:

- рассматривание фото, картинок, иллюстраций с изделиями хохломских мастеров;

- чтение стихов о хохломских узорах («Чаша» - Ю. Николаев);

- слушание песни «Хохлома» А. Колкера.

Словарь: Трилистник, завиток.

Оборудование и материалы: Шаблоны ложек, кисти №3, ватные палочки, гуашевые краски, вода, маркер, доска для моделирования.

Информационная среда:

1.Вытсавочный стенд «Музей» (изделия хохломского промысла);

2. Образцы элементов росписи;

3. Картинки для д/и «Найди в природе образцы элементов

хохломской росписи» (ягоды, цветы, трава);

4. Аудиозапись песни «Русские ложки» (дуэт «Варежки»).

Ход работы:

Воспитатель: - Я сегодня прочитала стихотворение, которое мне очень понравилось. Хотите послушать?

Читаю стихотворение А. Колкера:

«Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи, перелески,

Шёлковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Боровко И. С.

1Просится сама».

- Понравилось вам стихотворение?

- О чём оно?

Дети: -О Хохломской росписи.

Воспитатель: Как назвал её поэт?

Дети:- Колдовская.

Приглашаю детей в «музей», предлагаю вспомнить, как себя вести, как встать, чтобы всем было видно.

- Выставка не простая, а волшебная. Она познакомит нас со сказкой, но здесь вы не встретите своих сказочных героев. Из самых обычных предметов создали сказку волшебники - художники золотой хохломы.

Обращаю внимание на экспозицию.

-Нравится выставка?

Дети заинтересованно рассматривают.

- Интересно, как можно одним словом назвать все эти предметы?

Дети: - Посуда.

Воспитатель:- Обычная посуда, из которой мы кушаем каждый день?

Дети:- Нет, необычная, праздничная.

Воспитатель: - Нельзя назвать эти предметы просто «посуда». Все они необычной формы и ярко горят росписью. Такую красивую посуду уже больше 200 лет изготавливают мастера, которые живут в России, в селе Хохлома, что возле Москвы.

-Чтобы запомнить всё, что сегодня узнали, будем моделировать новые знания знаками - условными изображениями на доске.

Моделирую: ДОМИК.

- Что означает этот знак?

Дети: - Место, где изготавливают хохломские изделия - с. Хохлома.

Показываю ковш:

- Как вы думаете, для чего использовали этот предмет, как он называется?

Дети отвечают.

Воспитатель:- Правильно, это ковш. А эти предметы с крышками для чего можно использовать? (Показываю бочонки с крышкой)

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: - Я тоже так думаю. А вот этот предмет на что похож? (Показываю братину в форме птицы).

Дети: - На плывущую птицу.

Воспитатель:- Только хохломские мастера делают посуду в форме птицы. Это - братина, старинная посуда в которой подавали напитки к праздничному столу.

Предлагаю найти среди посуды еще братину, проговорить и запомнить название.

Провожу эксперимент:

Беру в руки чашу. Передаю детям, предлагаю подержать в руках.

Дети ощупывают чашу, передают друг другу.

2Воспитатель: - Какая чаша по весу?

Боровко И. С.Дети: -Легкая.

Предлагаю сравнить с фарфоровой и металлической чашей:

-Такая- же на ощупь?

Дети: -Нет, легче.

Воспитатель:- Я почувствовала - она теплее, а вы?

Дети отвечают.

Воспитатель:- Из чего же она сделана?

Дети высказывают предположения.

Стучу по хохломской чаше, фарфоровой и металлической:

-Так же звучит?

Дети: - Нет, по- другому.

Воспитатель: - Значит она не фарфоровая и не металлическая.

Стучу по деревянному столу:

-Такой же звук?

Дети соглашаются.

Воспитатель:- Значит, посуда из чего сделана?

Дети отвечают.

Моделирую: ДЕРЕВО.

Делаю вывод:

- В старину хохломские мастера вручную, специальными инструментами - резцами вытачивали свою посуду из дерева.

Моделирую: РЕЗЕЦ.

Ставлю проблему:

- Все предметы хохломы сделаны из дерева, но его нигде не видно и предметы блестят и сверкают как металл.

Предлагаю сравнить с ложкой из жёлтого металла.

Дети сравнивают цвет хохломской посуды и ложки из желтого металла, делают вывод, что они одного цвета.

Рассказываю:

- Хохломские мастера изобрели способ украшения ненастоящим золотом, очень дорогим металлом, а позолотой. Порошок из недорогого металла - олова, наносят на изделия и покрывают олифой (знакомое слово, варёное льняное масло и сейчас используют во время ремонта). Олово под жёлтой плёнкой становиться похоже на золото. Эксперимент: Освещаю фонариком отдельные экспонаты выставки, демонстрируя золотой блеск.

Воспитатель: - Кажется, будто посуда собралась на торжество, нарядившись в самые праздничные одежды. Здесь традиционные для древней Руси цвета. Назовём их.

Дети называют золотой, черный, красный и зеленый цвета.

Дополняю ответы детей:

- Красный придаёт теплоту и мягкость, чёрный усиливает сияние золота. Помните, где хохломские мастера взяли свои огненные краски?

Дети отвечают, что знают это из легенды «Золотая чаша».

Боровко И. С.

3Воспитатель: - Да, с давних пор хохломские краски напоминают всем о счастье свободы, о жаре, любви к людям.

Моделирую: ЗОЛОТОЙ, ЧЁРНЫЙ, КРАСНЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ.

-Природа в селе Хохлома богата яркими цветами и пышными травами.

Предлагаю детям рассмотреть узоры:

- Что изображено на посуде?

Дополняю ответы детей:

- Полевые цветы. Ещё?

- Трилистник. Ещё что?

- И спелая земляника, и упругая смородина, и алая клюква. Ещё что увидели?

- Упругие, тонкие стебельки. Ещё?

- И травинки-реснички. А это что?

Дети:- Завиток.

Обобщение:

- Запишем всё, что увидели. Моделирую: СТЕБЕЛЬ, ТРИЛИСТНИК, ЯГОДЫ, ТРАВА, ЗАВИТОК, ЦВЕТОК.

Ставлю проблему:

- Интересно, можно ли в природе встретить такие ягоды и цветы?

Д/игра: «Найди в природе образцы элементов хохломской росписи». Ход: Разложить по столам в групповой комнате картинки, фотографии с изображением разнообразных растений (ягод, цветов, травы, листьев). Предложить детям выбрать только те, которые встречаются в хохломском узоре, обосновать выбор.

Делаю вывод: Хохломским мастерам узоры природа подсказала.

«Золотые листики, жёлтые цветы,

Наливные ягодки - доброта земли».

Предлагаю прочитать по модели всё, что узнали об элементах хохломского узора.

Воспитатель: - Говорят, что художники не рисуют узоры, а пишут кистями. Поэтому их труд называется …Как?

Дети: - Роспись.

Воспитатель: - Понравилась вам хохломская роспись?


Физминутка (игра-имитация). Детям предлагается выполнять движения в соответствии с текстом: «Встало яркое большое солнце. Тонкий стебелёк, извиваясь, тянется к солнцу. Хрупкий вьюнок выпускает свои усики-завитки. Разворачивается, расправляется молодой листочек. Просыпается нежный цветок, раскрывает лепестки всё шире и шире, поворачивается к тёплому солнцу. То тут, то там появляются тонкие травинки-реснички».

Боровко И. С.

4

Воспитатель:- А вы хотели бы стать мастерами и сами попробовать расписывать?

Дети проявляют желание рисовать.

Воспитатель: - А что мы будем расписывать, поможет узнать загадка: «Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой.

Ждёт лошадка у ворот -

Открывай пошире рот». ( Ложка)

Воспитатель: - А как её расписывать, сейчас увидите.

Показываю детям способы и приёмы рисования простейших элементов хохломского узора с комментированием:

- Ягодки можно выполнить тычком: клюковка - один красный тычок, малинка - несколько круглых шариков - тычков склеенных вместе.

-Смородина - гроздь чёрных ягодок, выполненных тычком на тонком стебельке.

- Стебелёк рисуем кончиком кисти - тоненький-тоненький.

- Листок - мазком кисти, сначала кончиком, затем кладём кисть всем ворсом и заканчиваем кончиком.

- Трилистник - из 3-х частей.

- Лепестки цветка - мазками или примакиванием.

- Травинки (реснички) - кончиком кисти.

- Завитки заполняют свободное место между ягодками, цветочками и листьями, их рисуют кончиком кисти.

Пальчиковая гимнастика «Кисточка»

Текст

Действие

1

Будем рисовать сейчас.

Где же кисточка у нас?

Сжимать-разжимать правый кулачок.

2

Эта кисточка толста.

Сжать кулачок, выставить большой палец, массировать его пальцами левой руки.

3

Эта как кусок хвоста.

Массировать указательный палец.

4

Эта вовсе как мочалка.

Массировать средний палец.

5

Эту новенькую жалко.

Массировать безымянный палец.

6

Ну, а эта хороша,

Для любого малыша!

Массировать мизинец.

Аналогично повторить движения с левой рукой.

Боровко И. С.

5

Приглашаю детей в мастерскую:

- Теперь вы сами мастера, занимайте рабочие места.

Включаю аудиозапись песни «Русские ложки».

6

Боровко И. С.Наблюдаю за работой детей, помогаю при необходимости на своём листе бумаги. Напоминаю, как держать кисть. Обращаю внимание на образцы элементов росписи на столах. Напоминаю украшать и ручку ложки узором. После окончания работы, устраиваем выставку хохломских ложек. Предлагаю детям рассказать, что и как нарисовали.

© 2010-2022