Михаил Пришвин Золотой луг

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение 2 класс ПНШ

М. Пришвин. «Золотой луг» .Картина В. Ван Гога « Подсолнухи»


Цель и ожидаемый результат: На примере художественных образов, созданных М. Пришвиным и В. Ван Гогом, показать; что проникнуть в тайны и секреты природы может только внимательный, наблюдательный , любящий природу человек.
Задачи урока: - познакомить с биографией М.Пришвина Объяснить детям, что делает одуванчик загадочным цветком - выяснить, что рассказ Михаила Пришвина написан от лица мальчика -сделать вывод о том, что только наблюдательному, заинтересованному человеку открывает природа свои секреты; - рассмотреть вместе с детьми картину В. Ван Гога « Подсолнухи» и в ходе анализа обнаружить главный смысл наблюдения художника: подсолнухи, даже когда их сорвали, продолжают жить, сопротивляться гибели, тянуться к солнцу.

Оборудование к уроку: учебник « Литературное чтение» автор Н. А. Чуракова,, мультимедийная презентация, карточки, «Толковые словари».
















Этапы урока,

задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг . момент

-Прозвенел звонок, а значит, мы переносимся в мир литературы, где нас ожидают интересные встречи.

Ребята, прочитайте девиз нашего урока.

Учитесь, видеть прекрасное ! Учитесь , слышать прекрасное !

Учитесь, чувствовать прекрасное !

Личностные ( мотивация к новому учебному материалу)

Проверка д\з.

-Припомните, какое было домашнее задание?

По каким критериям будем оценивать?

На доску.

-Из какого раздела это стихотворение?
-Природа хранит МНОГО секретов. -А где мы можем встретить секреты природы?

Задание было по выбору : выучить наизусть стихотворение Д. Кедрина

или выразительно прочитать

Ответы детей

Критерии оценки:

- Правильность

-выразительность

-эмоциональность

« Природа для Поэта - любимая и живая»

(ответы детей)

Актуализация знаний.

Работа в парах


Целеполагание.


. Открытие новых знаний -Ребята, попытайтесь продолжить одно высказывание. Зачитайте начало. ( У каждого на столе лежит листок) -Молодцы! - А вы, ребята, любите разгадывать секреты природы? -На каких уроках мы уже раскрывали загадки природы? -На уроке лит. чтения кто нам сможет помочь? -Верно! -Многие писатели сумели разгадать тайны природы. Так, писатель В. Бианки вот что писал: Слайд.(Весь огромный мир кругом меня, надо мной полон тайн. И я буду открывать эти тайны всю жизнь, потому что самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!» В. Бианки.) -Как вы думаете, над какой целью будем сегодня работать на уроке? Переход к новому материалу. Посмотрите на слайд. -Какой автор очень любил разгадывать секреты родной природы и делиться этими секретами с другими? Выберите правильный вариант. ( Ирина Токмакова, Сергей Козлов, Михаил Пришвин, Верно! Слайд. Михаил Михайлович Пришвин 1873 - 1954г.г. писатель - натуралист писал рассказы, повести о природе для детей и взрослых . Объяснить значение слова натуралист. Где найдёте информацию? Я предлагаю работать вот по этому плану.Прочитайте. 1. Узнать биографию писателя. 2. Работать над содержанием текста. 3. Поход в «Музейный дом.» 4. Оценить свою работу. Какую 1 задачу урока будем решать? -Сейчас вы сможете более подробно узнать об этом писателе... Работать будете по группам. -Вспомним правила работы в группе. У каждой группы на партах лежат карточки. Прочтите отрывок, обсудите, найдите самое главное, приготовьтесь ответить на вопросы.(Приложение 1.) Проверка выполненной работы. -Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А -Помогать совершать эти открытия сегодня нам будет произведение М. Пришвина - Как оно называется? Прочитайте по содержанию.

« Мир, окружающий нас, таит свои секреты. Разгадать их может…..»

Ответы детей

Поэты и писатели.

Читают дети.

Будем раскрывать секреты природы.

Михаил Пришвин,

В словаре. Объясняют.

Дети зачитывают план.

Ответы детей.

Ответы детей по группам.

-Что узнали о детстве и юности писателя Пришвина?

- Каких животных особенно любил автор и почему им завидовал?

-Где любил бывать М. Пришвин?

---Почему Пришвина называют исследователем?

« Золотой луг.»


Познавательные


Коммуникативные.

Регулятивные.

Коммуникативные.

Познавательные (информационные: поиск и извлечение информации)



Прогнозирование

-Откройте учебники на нужной странице. - Как вы думаете, почему автор назвал это произведение «Золотой луг»? -Удастся ли нам открыть что-то новое? Посмотрим, сбудутся ли наши предположения.

Ответы детей.

Регулятивные.



Формирование первичных умений на основе самоконтроля











Физкульт-минутка.







Рефлексия

Выбор домашнего задания






  1. Первичное чтение текста. (Запись)
  2. - Фиксируйте, непонятные слова.
Вопросы после чтения. -Удалось ли автору поразить вас? Чем? - Как вы думаете, подходит ли к этому тексту заголовок ? Словарная работа: Слайд. -Какие непонятные слова вам встретились? - Где мы можем найти их толкование? - Кто заметил детскую словесную изобретательность? Какое слово они изобрели: -Вы играли в эту игру? -А к какому жанру относится это произведение? Докажите. -Какие три части должны присутствовать в тексте? -Попробуем отыскать в рассказе М. Пришвина каждую часть
Деление на части . Работать будете в четвёрке. - Какими словами заканчивается каждая часть?Зачитайте. -На части разделили. Что будем делать дальше?
СЛАЙД .Посмотрите на слайд. Прочитайте. Расположите части по порядку. (самостоятельно) на столах лежат листочки ПЛАН 1. Маленькое открытие. 2. . Цветок моего детства . 3. Цветы для забавы Проверим по слайду. Работа над 1-ой частью
- Как рассказчик сначала называет одуванчики? Почему? Что он имеет в виду? - Припомните, ребята, а какого цвета цветущий одуванчик? -А каким он становится ,когда отцветёт? Верно. Кто хотел бы увидеть, как происходит волшебное превращение? (ВИДЕО) -Какой первый секрет вы раскрыли ? Какие бывают одуванчики? На доску. (В ходе обсуждения на доске заполняется схема ) Работа со 2 частью. -Почему луг назван «золотым». Докажите. Прочитайте соседу по парте. -С чем сравнивает писатель лепестки одуванчика? -В чём главная мысль этой части? -Вы считаете, что это секрет? Чей? Какую загадку таила природа? (на доску)
Проблемный вопрос. -Почему этот цветок стал одним из самых интересных для героя - рассказчика? ( ответ можно найти в тексте)
3 часть. - Рассказ М. Пришвина написан от лица мальчика или взрослого человека? Докажите своё мнение строчками из текста. - А своё открытие вам самим хотелось бы сделать? - Посмотрите на слайд. Прочитайте. Подумайте, какой ещё секрет таит от нас природа? НА доску -Итак, какая главная мысль всего текста. -Посмотрите, как много секретов мы раскрыли? Зачитайте. - Почему мы смогли разгадать эти секреты природы? -Какой совет вы можете дать ребятам, которые так бездумно срывают эти цветы?

-К сожалению , выйдя на улицу, мы пока ещё не можем увидеть «золотой луг», но я предлагаю посмотреть на экран. Слайд.

-Очень красиво. Какое настроение вызвали эти слайды? - Какую 2 задачу урока решили? Откройте учебник на стр.125 - Что обозначает этот знак? -Следующая задача урока как звучит?
- Уже много секретов мы с вами раскрыли. - Хотите ещё один разгадать? Этот секрет нам поможет раскрыть художник Винсент Ван Гог СЛАЙД (Ван Гог .30 марта 1853 - 29 июля 1890, нидерландский живописец, ) СЛАЙД ( Репродукция картины Ван Гога « «Подсолнух»и) -Рассмотрите внимательно репродукцию. Что вы видите? (Всего художник нарисовал 7 картин с подсолнухами Это самая известная картина художника.) - Прочитайте 1 вопрос в учебнике. -А теперь ответьте на мои вопросы. Возьмите лупу и рассмотрите лепестки. -Почему мазки, с помощью которых художник писал лепестки подсолнухов и их сердцевинки выпуклые? (Ощущение жизни, движение: упругость лепестков .) -Фон картины Ван Гога ровный, гладкий, или он тоже написан при помощи выпуклых, подвижных мазков? - Фон везде одного цвета или где-то темнее, где-то светлее? ( Фон картины написан при помощи выпуклых, подвижных мазков, поэтому создается ощущение, что воздух вокруг подсолнухов движется) . - А какой же секрет раскрыл нам художник Ван Гог?(На доску) Я вам помогу. Срезанные и поставленные в вазу подсолнухи художник воспринимает как живые « существа», продолжающие стремиться к солнцу -Что общего между одуванчиком и подсолнухами? -Можно ли одуванчики и подсолнухи назвать цветами солнца? Почему? -Какие секреты мы сегодня с вами разгадали? Ответить на этот вопрос поможет схема, которую мы заполняли в ходе урока.( Приложение 2) -Что помогло нам с вами раскрыть эти секреты? Какие качества? -Вернёмся к началу урока, возьмите листок (« Мир, окружающий нас, таит свои секреты. Разгадать их может…..») -Может вы что-то хотели теперь дописать ? Зачитайте

- Вспомните, какую цель ставили перед собой ?

Все ли задачи выполнены нами? На столах лежат одуванчики. -Если на уроке вам было интересно, вы смогли раскрыть секреты ,тогда возьмите жёлтый цветок. -Если вы испытывали трудности, и вам ещё не все понятно, тогда - нераспустившийся цветок. Прикрепим цветы на доску. - Посмотрите! У нас получился свой «золотой» луг. Какая красота! Значит все секреты урока раскрыты. Я вас поздравляю. СЛАЙД По выбору: - Пересказать 2 ч. близко к тексту. - Создать книжку малышку об одуванчике. - Написать сочинение о своём любимом цветке.

Ответы детей. Промысел- Пята- Идти в пяту - Забава- В словаре..(Работа в парах.)

Фукнуть.

Ответы детей.




(Работа в четвёрке.)
А теперь составим план рассказа.









Неинтересные цветы.
Жёлтый.
Белый.

Одуванчики бывают жёлтые и белые.




«Пальчики на ладони». Раскрывается тайна названия луга, описывается луг. Утром закрытые, днём открылись, а вечером закрылись.
Одуванчики очень интересные цветы, у них своя .загадка, своя тайна, надо только её увидеть, приглядеться.

Ответы детей.
День, одуванчики, дождь ,закрываются. Днём одуванчики закрываются перед дождём. Одуванчики интересные цветы. В них есть загадка
Так как были внимательны и наблюдательны.

Ответы детей.









Поход в «Музейный дом»



Ответы детей.

Ответы детей.

Чтобы показать, что они живые.

Ответы детей.

Дети высказывают своё мнение.

Сорванные цветы хотят жить,тянутся к солнцу.

Ответы детей.

Ответы детей.

Отвечают на вопрос.

Наблюдательность, терпение, внимание, любовь к природе.…

(« Мир, окружающий нас, таит свои секреты. Разгадать их может…..» ) наблюдательный, любознательный, любящий природу человек

Ответы детей.

Выбирают цветок и прикрепляют на доску.



Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные.



Коммуника-

тивные.

Регулятивные

Регулятивные . (самоконтроль)


Коммуникативные.

Регулятивные

Познавательные.












Регулятивные (удержание цели)

Регулятивные (самоконтроль)

Регулятивные (самооценка)

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

Регулятивные

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

Личностные:

смыслообразование


Приложение.1.

Отрывок для 1 группы:

Михаил Михайлович Пришвин родился в селе Хрущёво Орловской губернии (теперь Орловская область). Среди красивых деревьев огромного сада стоял огромный дом, в котором будущий писатель провел свое детство. В семье было 5 детей. Отец рано умер. Жить стало трудно. Семья уехала в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом.

Вопрос:-Что узнали о детстве и юности писателя Пришвина?

Отрывок для 2 группы:

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи».

Вопрос:- Каких животных особенно любил автор и почему им завидовал?

Отрывок для 3 группы:

Пришвин любил путешествовать. Он побывал в разных краях нашей страны: на севере, на Востоке, в Сибири. Любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенных его обитателях видел необычное, интересное.

Вопрос:- Где любил бывать М. Пришвин?

Отрывок для 4 группы:

Пришвин всегда внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом:

«После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался».

Вопрос:- Почему Пришвина называют исследователем?

Приложение 2.


Если цветы сорвали, Одуванчики бывают Они сопротивляются жёлтые и белые. гибели, тянутся к солнцу .

СЕКРЕТЫ

Одуванчики предсказывают Утром - закрытые, а днём

дождь открылись, вечером

закрылись



© 2010-2022