Конспект урока по русскому языку Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока обучения грамоте. 1 класс.

(Программа «Школа 2100»)

Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш. Цель: знакомство с согласным звуком [ш] и буквой ш, с особенностью этого звука. Задачи: формировать умение выделять звук в слове и записывать его соответствующей буквой, овладевать начертаниями письменных букв; развивать умение слышать и слушать; обогащать словарный запас обучающихся; воспитывать культуру поведения при работе в группах; воспитывать аккуратность, умение радоваться успехам друзей. Формирование УУД: Познавательные УУД: формируем умение: - извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, - представлять информацию в виде схемы, - выявлять сущность, особенности объектов, - на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД: формируем умение: - высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, -прогнозировать предстоящую работу (составлять план), -осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: формируем умение: - слушать и понимать речь других, - строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами, - участвовать в диалоге на уроке, работать в паре. Личностные УУД: формируем умение: - высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, - оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, -формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
1. Орг. момент. Слышишь звонкий голосок? Нам пора начать урок! Мы - умные! Мы - дружные! Мы - внимательные! Мы - старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится! 2. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы. 1) Побуждающий диалог. -К нам пришел сегодня гость. Кто это? (Лунтик). Лунтик будет помогать нам работать на уроке обучения грамоте. Рядом с нашим героем - звуковичок. - Одет ли звуковичок? Есть ли на нем буква? - Это значит, что сегодня мы будем работать с новым звуком и новой буквой, у нас урок «открытия» новых знаний. -Что необычного заметили у звуковичка? (восклицательный знак) -Ребята, звуковичок хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. -Какой у вас возникает вопрос? (Чем новый звук отличается от других звуков?) 2) Игра «Доскажи словечко» -Лунтик просит нас понять, какой звук мы сейчас будем открывать. Для этого нам нужно отгадать загадки. Сегодня все ликует! В руках у детворы От радости танцуют Воздушные … (шары).
Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему …(штанишки).
Если мы растем на ели, Мы на месте, мы при деле. А на лбах у ребятишек Никому не нужно…( шишек).



С какого звука начинаются все эти слова? (звук ш) Лунтик мне сказал, что среди его друзей тоже есть такие, в именах которых есть звук ш. (Дед Шершуля, Паук Шнюк, Букашка) 3) Подведение к формулированию темы. -Знакомы ли мы с таким звуком? -Сформулируйте тему урока. (звук [ш], буква ш.) -Каковы задачи нашего урока? Чему мы должны научиться? Конспект урока по русскому языку Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш1) С каким новым звуком мы должны сегодня познакомиться? - узнать про звук ш;
2Конспект урока по русскому языку Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш) Какую букву мы должны сегодня научиться писать? научиться писать букву ш;
3Конспект урока по русскому языку Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш) Для чего нам нужно с ней познакомиться? Чтобы научиться читать слоги и слова с новой буквой ш.
3. «Открытие» нового знания. 1) Знакомство с новым звуком. -Нам нужно узнать, какой это звук. Согласный или гласный? (он согласный, при произношении встречает преграду) -Раз он согласный, что мы можем про него ещё узнать? (мягкий или твёрдый, звонкий или глухой) -Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? Почему? (состоит из шума) -Надеваем чёрную шляпку на звуковичка -Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким? (послушать, как он звучит в словах)

  • Звуко-буквенный анализ слов (устно)
-шуруп -шалаш -шляпа
  • -Дайте характеристику нового звука. ([ш] - твёрдый)
- Что мы можем сделать с башмачком? (надеваем синий башмачок) -Может быть, в других словах этот звук произноситься мягко? -Разбор слова - уши
Какой вывод мы можем сделать? Звук [ш] всегда твёрдый. Не зря рядом с буквовичком стоит восклицательный знак. Показать на ленте букв. (одеваем второй синий башмачок) Физкультминутка . Хлопайте и приседайте, если услышите звук ш Азбука Григория Остера
-Чем же новый звук отличается от других звуков? (он всегда твёрдый) -Как шипит масло? Змея? Утюг? Вот поэтому этот звук ещё называют шипящим. -Конспект урока по русскому языку Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква шВыполнили мы с вами первую задачу урока? Значит, можем убрать одну задачу? (учитель убирает с доски первую задачу)
2) Знакомство с печатной буквой ш (На доске и в букваре) -Звук [ш] обозначается буквой ш.
  • показ печатной буквы ш. ( Ш и ш)
-На что похожа печатная буква ш? -Какие буквы рядом с этим звуковичком держатся за руки? (буквы согласных глухих звуков) 3) Знакомство с письменной строчной буквой ш. -Почему в Букваре в левом углу написано две буквы? (одна - печатная, другая - письменная) -Наша следующая задача - научиться писать строчную букву ш. -Открываем пропись (с.26)
  • Пальчиковая гимнастика.
-Рассмотрите табло. Из каких элементов состоит буква ш строчная? Есть ли новые элементы? -Я напишу эту букву под счёт: раз - и - два - и - три - и (показ на доске) -Напишите пальчиком в воздухе (под счет), на своей ладошке (под счёт), на спине соседа. -Что можно сказать о расстоянии между элементами-наклонами? (одинаковое)
  • Дети пишут под счёт на табло сначала элементы буквы, потом сами буквы.
  • самостоятельная работа (последняя строка): написать наклонные палочки синей ручкой, букву ш зелёной.
  • работа с иллюстрацией (с.26)
Поразмысли не спеша И отыщешь обязательно Пять вещей с букой «ш» (ширма, шар, штаны, шутник, башмаки) Письмо и звуко - буквенный анализ слова ШУРУП (пропись)
Физкульминутка. ВИДЕО
4) -Вы научились писать новую букву? -Конспект урока по русскому языку Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква шОцените, как у вас это получилось? -Убираем вторую задачу.
5) Чтение по Букварю. (с.80)
  • Чтение слогов.
1 слово - тихо, 2 слово - громко 1 столбик - Чем похожи слова? (начинаются на букву ш, одна гласная буква, один слог) 2 столбик (Заканчиваются на букву ш, одна гласная буква, один слог) 3 столбик читаем друг другу. 4 столбик друг другу, поменяйтесь ролями. - Найдите слово, которое обозначает очень сильный ветер (шторм) - Найдите слово из 4 букв. А что такое шрам? - Что бывает иногда у нас на перемене? (шум) - Найдите название этой картинки (шнур) - Найдите слово из 5 букв, в середине буква у (шкура) 4 столбик - Найдите похожие слова. Как они называются? (однокоренные, родственные) -Конспект урока по русскому языку Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш Научились читать слоги и слова с новой буквой? (убираем последнюю задачу)
4. Региональный компонент Лунтик не сразу попал к нам, сначала он побывал в одной из деревень нашей, Архангельской области. Местные жители назвали ему несколько слов, которые у них употребляются. Он записал их на листах бумаги, но листы эти в дороге порвались. Помогите Лунтику восстановить эти слова: душ-ка-ка, шат-у, туш-у-ка, ку-шар-нок (кадушка, ушат, утушка, шаркунок). -шаркунок - это погремушка - оберег (картинка) - ушат - небольшая деревянная кадка с ушами (картинка) - кадушка - деревянная бочка, например, для засолки огурцов (картинка) - утушка - ласковое название утки (картинка) 5. Рефлексия -Чему мы хотели научиться? -Встаньте те, кому это удалось? -А у кого были затруднения? Какие? -Откройте дневники. Если у вас на уроке всё получалось, вам было легко, поставьте веселый смайлик, если были трудности, но вы с ними справились - раскрасьте кружок в зеленый цвет, если было трудно и нужно будет ещё раз вернуться - раскрасьте кружок в красный цвет. -Урок закончен. Спасибо за урок!

6

© 2010-2022