Урок письма «Письмо изученных букв, слогов, слов» 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок письма «Письмо изученных букв, слогов, слов» 1 класс Цели и задачи: повышение эффективности освоения учащимися предметных знаний; формирование умений и компетенций, в частности развитие и формирование универсальных учебных действий; закрепление навыков каллиграфии и грамотного письма; развитие речи и обогащение словарного запаса; стимулирование мотивации детей на самостоятельное приобретение знаний. Оборудования: тетрадь по письму Н.В.Нечаевой с.28; слова-таблички: мороз, зима, сугроб, моржи; иллюстрации зимней природы, моржей (животных и людей), звуковая модель слова «моржи».

Ход урока:

  1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я попрошу вас закрыть глаза и попробовать представить себе то, о чём сейчас услышите.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой. Учитель: (сделать паузу) Откройте глаза. Понравилось стихотворение? А какие картины вам удалось увидеть? Дети называют свои варианты ответов. Учитель: Может быть и такие картины? (вывешивает на доску иллюстрации зимней природы). Ребята, это было стихотворение Ф.И.Тютчева, русского поэта. Как вы думаете, а почему я наш урок начала с этого стихотворения? Дети называют свои варианты ответов. Учитель: Да, конечно, соглашусь с вами, и потому что сейчас на улице зима, и потому что это замечательное и красивое время года. Ребята, вы знаете, на самом деле мне хотелось как-то необычно начать наш урок, чтобы вас заинтересовать и поднять вам настроение! Удалось мне это? Дети: Удалось! Нам очень хочется знать, что будет дальше! Учитель: А ещё, я хочу, чтобы наш урок письма получился … зимний. А получится ли он таким, об этом скажете мне вы в конце урока. Готовы работать?
2. Целеполагание. Учитель: Ребята, на уроках письма вы научились писать уже достаточно много букв, научились правильным соединениям, учитесь писать слова и предложения. И вот сегодня у вас есть возможность закрепить полученные умения. Это и есть главная цель урока. Учитель: А какие учебные задачи поставим для урока? Помогите мне их сформулировать. Дети называют свои варианты ответов. Учитель: Верно, закреплять навыки письма, а также грамотного письма. Как и на любом уроке мы будем учиться рассуждать, наблюдать, доказывать, обобщать (данные учебные действия появляются на доске), развивать речь и расширять кругозор. А ещё я бы добавила, каждый урок - это новые открытия! Желаю вам их!
3. Работа над новым материалом. 1) Учитель: Для успешной работы на уроке письма необходимо подготовить руку. Выполним подготовительные упражнения: катание карандаша между ладонями; «курочка пьёт водичку» (кисть руки вверх-вниз с ручкой в руках, контроль положения ручки в пальцах). Учитель: Раз у нас сегодня зимний урок, я хочу вас спросить: а видели ли вы когда-нибудь, какие снежные узоры оставляет мороз на окнах? Дети: Да, видели! Они такие разные и очень красивые! Учитель: На что они были похожи? Дети: На цветы, деревья, животных и т.д. Учитель: Ребята, представляете, зима оставила снежные узоры и у вас в тетради! Хотите посмотреть какие? Откройте тетрадь по письму на с.28. Сегодня мы работаем на этой странице. Рассмотрите верхнюю строчку. Какие необычные узоры! Вам они ничего не напоминают? Дети: Это элементы букв, которые мы изучили. Учитель: Верно! Как думаете, какое задание будем выполнять? Дети: Дописывать элементы, чтобы получилась буква. Учитель: Верно! Это задание, ребята, учит вас видеть и создавать цельный образ буквы по отдельным элементам, а значит, учит вас быть внимательными и наблюдательными. Внимание! Вам предлагается дописать один элемент, чтобы получилась буква. Дети называют варианты, учитель пишет на доске, дети в тетради. Учитель: Какие же у нас получились буквы? Дети: а у Г р Р в Учитель: На какие две группы их можно разделить? Дети: Гласные и согласные. Учитель: Назовите только гласные. Докажите. Дети: Заглавные и строчные. Учитель: А для чего мы используем заглавные буквы? Дети: Для написания имён собственных и для оформления начала предложения. Учитель: Ну что, ребята, справились с заданием? Молодцы! Внимательные! Наблюдательные! Физминутка. 2) Учитель: Ребята, я знаю, что вы очень любите разгадывать загадки. Верно? Я приготовила для вас несколько загадок, но чтобы вам помочь, потому что это непростое дело - разгадывать загадки, подскажу и напомню, урок у нас какой? - зимний, и загадки будут на зимнюю тему. *Какой это мастер На стёкла нанёс И листья, и травы, и заросли роз?(мороз) *Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. (зима) *Снегу валом навалило, Всё вокруг преобразило. С горки я слетаю: «Оп»! В снежный падаю … (сугроб) *Хоть на холоде лежат, Но от стужи не дрожат. Пусть ветра с водой свежи, Но на пляж идут … (моржи) (на доске постепенно появляются слова-таблички: мороз зима сугроб моржи) Учитель: Вот такие у нас получились слова. Но что-то я не пойму, ребята, я говорила вам, что загадки на зимнюю тему, а тут слово «моржи»? Вот вопрос! Как же оно связано с остальными словами, есть у вас предположения? Дети предлагают свои варианты ответов. Учитель: Затрудняетесь? А вы посмотрите на левую картинку, может она вам поможет? (на картинке моржи во льдах) Учитель: Всё равно проблема? Может вы сможете догадаться, послушав мой рассказ про моржей (рассказ учителя, сопровождающийся показом иллюстраций с моржами, изображением клыков в натуральную величину, вырезанных из бумаги, сравнением фактов с жизненным опытом детей для создания ситуации удивления). Морж является одним из самых крупных животных, населяющих северные моря. Длина тела взрослого животного иногда достигает пяти метров (ширина класса), а вес - до 1000 кг. Тело животного очень массивное и крупное. Конечности моржа представляют собой ласты. Окраска тела темно-бурого цвета. На верхней губе растут длинные жесткие усы, которые помогают моржу в поиске пищи. Спутать моржа с каким-либо другим животным практически невозможно благодаря двум массивным бивням, которые торчат вниз из пасти. На самом деле это не совсем бивни, а просто большие верхние клыки. Они могут достигать довольно внушительных размеров. Например, у взрослого самца бивни могут быть длиной до 80 см! Ими морж защищается от врагов и опирается на лёд, когда вылезает из воды. Под водой, без воздуха, морж может продержаться около 10 минут (перемена в школе). Летом моржи устраивают настоящие лежбища на льдинах. Самки вынашивают детёнышей около 16 месяцев (весь год учёбы в 1 классе и ещё половину 2 класса). На свет появляется чаще всего один детёныш, реже двойня. Новорождённый весит всего-ничего 60 кг (два ученика 1 класса), а в длину достигают более метра (рост ученика 1 класса). Зубов у малышей нет, но зато они сразу умеют плавать! Детёныши держатся матери вплоть до 2-3 лет. Сама самка очень привязывается к малышам и готова защитить своё чадо даже ценой собственной жизни. В случае опасности самка легонько подталкивает моржонка к краю льдины, чтобы вместе скрыться под водой. Учитель: Догадались, почему это слово в ряду других? Дети: Моржи живут в северных морях, на льдинах. Учитель: Ребята, посмотрите на эту запись на доске. Это морж, и это … . Учитель: Что это записано? Дети: Это предложение. Учитель: Докажите, что это предложение. Дети: Предложение состоит из слов, связанных по смыслу; предложение выражает законченную мысль. Учитель: Так всё-таки эту запись можно назвать предложением? Всё ли в ней правильно? Дети: Чтобы эту запись можно было назвать предложением, необходимо дописать пропущенное слово. Учитель: А интересно, какое слово тут пропущено? Может подсказка в картинке справа? Кто на ней изображен? Дети: Люди «моржи». Учитель: А вы знаете, каких людей называют «моржами» и почему именно так? Дети предлагают свои варианты ответов. Учитель: Купание зимой в проруби, в открытых водоёмах называется моржеванием. Людей, которые купаются в ледяной воде, называют «моржами» (иллюстрация). Моржевание - один из самых действенных способов закаливания. Дети тоже могут заниматься зимним плаванием. Но к этому виду закаливания нужно относиться очень осторожно. В чем заключается польза моржевания и как правильно проводить закаливающие процедуры, об этом вы можете узнать в справочной литературе и интернете. Учитель: Так какое слово пропущено? Дети: Морж. Учитель: Прежде чем его написать, посмотрите, есть ли в нём опасное место? Дети: Парный согласный на конце слова. Проверочное слово - моржи. Учитель: Запишите это слово. Теперь это предложение? Докажите. Молодцы! Справились с заданием! Физминутка. 3) Учитель: Давайте вернёмся к нашим словам. Мы выяснили, что слово «моржи» здесь вполне уместно. А что ещё может объединять эти слова? Если затрудняетесь, давайте помогу: предлагаю расставить ударение и разделить слова на слоги. Дети: Двусложные слова, второй слог ударный, есть опасные места. Учитель: Давайте отметим эти опасные места, чтобы при письме не сделать ошибок. Дети комментируют и делают пометки в тетради. Учитель: Кстати, ребята, вот тут у меня на столе звуковая модель слова, но что-то я не разберусь, к какому слову она подходит? (звуковая модель слова «моржи») Дети: Это слово «моржи». Учитель: Тогда вам встречный вопрос: здесь все согласные звуки твёрдые, а в слове «моржи» есть буква «и»? Дети: Звук «ж» всегда твёрдый. Учитель: Умнички! Проговаривая, грамотно запишите эти слова письменным шрифтом на следующую строку. Учитель: Устали? Предлагаю чуть-чуть отдохнуть и пофантазировать. Продолжите цепочку «зимних» слов. Дети называют свои слова. 4) Учитель: Ребята, а вы любите зимние забавы и развлечения? А какие? Дети: Катание с горки, игра в снежки и т.д. Учитель: Рассмотрите иллюстрацию в нижней части страницы. Предположите, о чём могут говорить мальчики по телефону? Дети предлагают свои варианты ответов. Учитель: А могут они договариваться о том, чтобы вместе погулять, поиграть в снежки, слепить снеговика или покататься с горки? Дети: Да, конечно! Учитель: Давайте посмотрим, какое интересное задание нам тут приготовлено (читает учитель). Прочитайте предложения. Давайте к каждому предложению запишем вопрос со словом «кто» и краткий ответ на него. Соблюдайте все правила каллиграфии. Иван звонил Вадиму. Учитель: Задайте вопрос со словом «кто». Дети: Кто звонил? Учитель: Ответьте. Дети: Иван. Учитель: Какое правило нужно вспомнить для этого задания? Дети: Заглавная буква в именах собственных. Учитель: Запишем вопрос и краткий ответ (учитель пишет на доске, дети в тетради). Ивану звонил Вадим. Учитель: Задайте вопрос со словом «кто». Дети: Кто звонил? Учитель: Ответьте. Дети: Вадим. Учитель: Запишем вопрос и краткий ответ (учитель пишет на доске, дети в тетради). Ну, молодцы, и с этим заданием справились!
4. Итог. Рефлексия. Настало время завершить урок, Пора нам подвести итог. Учитель: Ну что, ребята, получился наш урок зимним? Докажите. Учитель: А учебные задачи, поставленные в начале урока, нам удалось решить? Какие учебные действия выполняли? Дети: Мы закрепляли навыки письма. Учились рассуждать, наблюдать, доказывать, обобщать, развивали речь и расширяли кругозор. Учитель: В начале урока я ещё сказала, что каждый урок - это новые открытия. Они были сегодня? Какие? Дети называют свои «открытия». Учитель: Что было особенно интересным на уроке? Учитель: Если вы хотите открывать мир и дальше, узнавать новое, постигать неизведанное - читайте энциклопедии! Спасибо за урок!





© 2010-2022