ПРЕПОДАВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цябус Н.Н.

учитель начальных классов

КГУ "Нагорненская основная школа акимата Тарановского района Костанайской области" Республика Казахстан

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДУЛЯ

"ПРЕПОДАВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ"
Ключевые слова: возрастные особенности, малокомплектная школа, метасознание, коллаборативная среда, формативная оценка, компетентностно - ориентированные задания, инновационные компоненты .
Аннотация статьи. Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни существенно отличаются друг от друга.
Школа является на селе культурным, стабилизирующим фактором и в сегодняшних сложнейших условиях выживания села она должна взять на себя роль социального гаранта ребенка и его семьи. Село живет, пока в нем есть школа. И мы учителя сельских школ несем ответственность за состояние обучения детей в своем микрорайоне. Одним из ведущих направлений развития современного образования является разработка новых моделей общеобразовательных учебных заведений. Это особенно важно в период становления национальной системы образования в республике Казахстан. Как отклик на веление времени стали возникать учебные заведения различного типа. Но наряду с этим наблюдается и другая тенденция - увеличивается количество малокомплектных школ вследствие экономических реформ на селе. Этот тип школ существенно отличается от традиционной общеобразовательной школы рядом специфических признаков: - многофункциональность в работе администратора - многопредметность в преподавании - совмещение двух и более классов в комплекты - предельно малая накопляемость классов. Причина этих явлений известна- сокращение количества учащихся в школе и классах. Для успешной деятельности малокомплектных школ необходимо правильное, глубоко продуманное планирование ее работы. Работа в инновационном режиме охватила как средние, основные, так и малокомплектные школы. За это время сложилась иная модель организации учебно- воспитательного процесса. Отработано соблюдение принципов: 1. Индивидуализации, что предусматривает составление индивидуальных образовательных программ для каждого ребенка. 2. Взаимодействие всех со всеми. Это означает, что каждый ребенок в учебном занятии может взаимодействовать с любым участником учебного процесса для качественного освоения учебного материала. 3. Сводности ( кооперации): в интересах ребенка созданы такие условия, когда он может взаимодействовать то с одним, то с другим ребенком, и для работы над учебным материалом создаются временные сводные группы с одновозрастным или разновозрастным составом. Давно известно, что возрастные особенности учеников влияют на поведение и отношение к учебе у учащихся разных возрастов. При этом для того, чтобы обучение прошло на должном уровне наша система образования предусматривает дифференцированное обучение учащихся. Для успешного обучения просто необходимо учитывать изменения, которые происходят в сознании ученика, его отношение к себе, к окружающим, моральные и нравственно-духовные ценности. Поэтому в своей педагогической деятельности я решила уделить пристальное внимание возрастным особенностям учащихся для успешного формирования метасознания. « Метасознание относится к уникальной способности людей к саморефлексии, к способности не просто обдумывать и знать, а обдумывать то, как люди мыслят и что они знают. Школа, в которой я работаю, предполагает дифференцирование учеников разных возрастов в классах. Младший школьник характеризуется прежде всего готовностью к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться). Это способность к взятию на себя новых обязанностей, которая лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. Этот период является наиболее важным для развития эстетического восприятия, творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни, которое закрепляется в более или менее неизменном виде на всю жизнь. В начальной школе у младшего школьника развиваются формы мышления, которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний, развитие мышления. В этот период у младшего школьника одновременно с появлением способности к обучению возникает и комплекс некоторых трудностей, в который входят трудности нового режима жизни, новых отношений с одноклассниками и учителем. В это время у ребенка возникает апатия, связанная с невозможностью преодолеть эти трудности. Здесь очень важна эмоциональная поддержка родителей, помощь в преодолении этих трудностей. При этом учитель обязательно должен учитывать особенности младшего школьника: произвольность, внутренний план действий и рефлексию, которая проявляется при столкновении с различными дисциплинами. В этот период можно выделить ведущую деятельность, которая должна учитываться педагогом. Она включает в себя приобретение новых знаний, умение решать различные задачи и др. Согласно А. Н. Леонтьеву ведущая деятельность - деятельность, на основе которой: 1) создаются другие, частные виды деятельности; 2) формируется интеллект, представляющий собой совокупность различных функций (сенсорно-перцептивных, мнемологических и атенционных); 3) формируется сама личность субъекта деятельности. С введением новой государственной программы обучения в первых - четвертых классах и госстандарта образования, где поменялись цели обучения, уровень самостоятельной работы необходимо поднять до уровня развивающего обучения. При этом учебная самостоятельность в построении учебных отношений тем выше, чем больше у детей опыт учебного сотрудничества друг с другом. Также я считаю, что довольно высокое качество обученности наших учащихся - это результат введения учебного сотрудничества детей. Элементы групповой работы необходимо вводить уже с первых дней учебы детей в школе. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь. При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей разного школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми. Формы самостоятельной работы разнообразны (самостоятельное усвоение новой темы с помощью самостоятельной работы из предполагаемого учебника- собеседника, задания - тренажоры различного уровня усвоения, самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями, тесты, коррекционные работы, тематическая разноуровневая контрольная работа, работа с консультантами) зависят они от учителя, обучающихся, класса, но цель ставится всегда одна. Самостоятельные работы по изучению нового материала, отработке навыков и умений следует организовывать в парах и группах. Форма и способы работы в группе определяется типом учебной задачи, индивидуальными целями и возможностями учащихся. Дети могут совместно изучать тему, обучать друг друга, организовывать дискуссию, выступать в малой группе, выполнять индивидуальные задания, тестовые, проверочные работы, получать от учителя новую тему, тренироваться проверять друг друга и т.д. Целесообразно организовывать самоуправление: в каждой группе имеется руководитель сводной группы, который ведет учет выполненных заданий и отчитывается перед учителем. Самоуправление реализуется через совместное планирование деятельности каждого ребенка, кооперацией учителя + ученика, ученика + ученика. Это означает, что все участники образовательного процесса включены в планирование, в организацию, управление и оценивание собственной работы. Новый учебно- воспитательный процесс переориентирован на интенсивное учебное взаимодействие обучающихся и использование их не только в качестве учащихся, но и обучающихся, организаторов учебного процесса. Сводные группы и постоянные отряды выступают в качестве основных элементов в системе жизнедеятельности обучающихся. При данном способе обучения формируются такие важные качества обучающихся, как потребность к познанию, самоизменению, моральные идеалы, ценности, характер, воля. В процессе обучения в различных взаимодействиях с учебным материалом, с учителем, со всеми членами учебной группы, обучающиеся усваивают научные понятия, ценности и нормы посредством собственной учебной деятельности. Деятельность, которую обеспечивают общие методики коллективных учебных занятий, побуждают школьников к усвоению уникальных способов воспроизводства знаний и способов деятельности. Они, в свою очередь, служат механизму развития мыслительных операций и связанных с ними психических способностей. Общие методики коллективных учебных занятий для каждого школьника обеспечивают учебное взаимодействие с другими школьниками на протяжении всего маршрута. При разработке урока по познанию мира по теме "Ухо - орган слуха", мною подбирались задания в соответствии с возрастными особенностями детей первого класса. Учитывая психологические особенности данного возраста, а именно то, что у учащихся моего класса преобладает наглядно- образное мышление, на уроке применялась яркая наглядность, раздаточный материал и технические средства обучения. Для создания в классе коллаборативной среды провела активит " Если весело живется , делай так..." , а деление на малые группы предложила провести в виде игры "Угадай меня ". С этой целью обучающимся было предложено сначала изобразить, по предложенным картинкам животных , а потом назвать признак по которому можно разделиться на две группы. Ребята были внимательны. Такое деление, когда надо было самим определить признак деления, немного смутило ребят, но признак был найден довольно быстро и две группы образовались. Первоклассники оживились и с удовольствием и уверенностью переходили от одного этапа урока к другому. Порадовало меня еще и то, что ребята поддержав мое предложение оценивать работу друг друга , сразу дали формативную оценку друг другу (хорошо - три хлопка, очень хорошо- аплодисменты) и комментарии . "Венера показала ушки зайчика, но они короткие, а у зайки они длинные, вот такие", поэтому три хлопка. Это были первые робкие шаги оценивания. Чтобы поставить учебную задачу для каждого ребенка учителю необходимо глубоко знать содержание учебного материала, его структуру, понимать логику разворачивания предмета, уметь отслеживать маршруты каждого ученика. При взаимодействии обучающихся с учебным материалом почти всегда предполагается еще и парное взаимодействие с другими обучающимися, процесс познания всегда носит диалоговый характер, потому что, только в совместной деятельности рождается мысль, происходит сопоставление разных точек зрения, анализ, вырабатывается общая позиция. Педагогический процесс при коллективных учебных занятиях помогает выработать у обучающихся такие характеристики, как равноправное участие всех субъектов обучения в самоуправлении, в самоконтроле, в умении строить свою собственную деятельность в различных ситуациях. На уроке "Глаза- орган зрения" ребята работая в паре самостоятельно определили ценность зрения, побывали на приеме окулиста в роли пациента и в роли врача. Так как моя практика основывается на работе в начальном звене, то согласно теории Л. Выготского когнитивное развитие происходит в процессе взаимодействия в зоне ближайшего развития. При выполнении заданий ученик нуждается в поддержке более способного и успешного ученика. На уроке по теме "Нос - орган обоняния", ребятам малой группы, при проведении эксперимента "Дегустатор" необходимо было определить запахи и наклеить на бутылочку иллюстрацию этого вещества. В группе , в которой находилась Елизавета, ребята работу выполнили быстро, расставили бутылочки и смогли аргументировать выбор. Елизавета лидер в классе и ребята другой группы, обратив внимание на работу ее группы , сделали эту работу хорошо. Посещение уроков, встречи с коллективом базовой школы, родителями обучающихся, анализ контрольных работ позволили установить эффективность использования модели разновозрастных разноуровневых групп. У обучающихся этих групп отмечается развитие более высокого уровня способов мышления, понимания, рефлексии, общих способов коммуникации, усвоение норм социальной жизни и навыков коллективного труда. Обучающиеся получают главную возможность - работать во время учебного занятия в своем темпе в бесконфликтных ситуациях, в большей степени самостоятельно. Учителя получают возможность работать с каждым обучающимся по индивидуальным маршрутам, реализовывать идеи личностно- ориентированного обучения. Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. В свою очередь, иными становятся и задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать - ещё не значит быть готовым эти знания использовать. Без усилий воли, без личностного участия камень не сдвинуть, воду не «открыть».В последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру, освоение ее прошлого, настоящего и будущего, вхождение в созидание и сотворение. Возрастные особенности младших школьников, подростков и старшеклассников не просто влияют на педагогический процесс, но могут оказывать влияние на его формирование. В виду того, что учителя обращают внимание на возрастной кризис того или иного ребенка и строят свой урок с учетом особенностей возрастного периода, педагогический процесс постоянно меняется, перестраивается, одним словом, формируется. Чтобы быть хорошим преподавателем нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Тогда достигнешь хороших результатов.
Литература:
1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. Москва: Издательский центр «Академия», 1999.
1998.
2. Педагогическая психология. Под ред. Регуш Л.А., Орлова А.В. Санкт-Петербург: Питер, 2010. 3. Руководство для учителя, 2010 год

© 2010-2022