Конспект урока литературного чтения в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение Тема: Картины летнего дня. И. Тургенев «Голуби».
Цель: сформировать у обучающихся понятие жанра стихотворение в прозе.
Задачи: • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • развитие умений по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; • развитие умений вести диалог с автором.
Технология построения урока: технология продуктивного чтения.

УУД, формируемые на уроке:

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД


Ι. Актуализация знаний.



1. Проверка домашнего задания. 1. Выставка иллюстраций. Комментарии детей: какой именно эпизод иллюстрировали, почему. 2. Выразительное чтение части 4. С помощью интонации, громкости и темпа речи нужно передать нарастание грозы.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Работа над произведением




I. Чтение текста И. Тургенева. 1. Работа с текстом до чтения. - Как называется произведение и кто его автор, прочитайте. - Знакомо ли вам имя автора? - Иван Тургенев - «взрослый» писатель. Он никогда не писал для детей. Нам предстоит подумать, почему же авторы учебника включили его произведение в свою книгу. - Вспомните, как называется раздел, который мы сейчас читаем? Можно ли предположить по названию произведения и иллюстрации, о чём будем читать? Расскажите. - Быстро просмотрите текст. Какое по жанру произведение будем читать? Какое оно по объёму? (Проза, короткое произведение. Может быть, рассказ.) - Прочитайте пометку (пояснение) в скобках после названия. Что вас удивило? - Возможно ли, чтобы проза являлась одновременно и стихотворением? (Проблемный вопрос. Предположения детей.) - Такое по жанру произведение нам встречается впервые. «Голуби» - стихотворение в прозе. Попробуем понять, что это значит, что в прозе есть от стихов. Вспомните, что непременно должно присутствовать в стихотворении. (Рифма, ритм, настроение, интонация, мелодия и т.д.) 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (читает учитель, дети следят по тексту).

Иван Тургенев

ГОЛУБИ Я стоял на вершине пологого холма; передо мною - то золотым, то посеребрённым морем - раскинулась и пестрела спелая рожь. Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая. (Представьте себе это море спелых колосьев: то золотое, то посеребрённое, и оно не движется, застыло перед грозой.) Около меня солнце ещё светило - горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, тёмно-синяя туча лежала грузной (то есть большой, тяжёлой) громадой на целой половине небосклона. Всё притаилось... всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей, не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха. Как сильно пахнет полынь на межах! (Усилились запахи трав перед грозой, пахнет полынью, растущей на межах - невспаханных участках земли между полями.) Я глядел на синюю громаду... и смутно было на душе. «Ну скорей же, скорей! - думалось мне, - сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! Двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!» (Скорее бы кончилось это тягостное ожидание и пролился дождь!) Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю... и только словно пухла да темнела. И вот по одноцветной её синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. (Что бы это могло быть? Вопрос оставляем без ответа.) То летел со стороны деревни белый голубь. (Вот что это за белый платочек - голубь похож на него и на снежный комок. Он, наверное, особенно чётко был виден на фоне тёмной тучи.) Летел, летел - всё прямо, прямо... и потонул за лесом. (Скрылся внезапно белый голубь - как будто потонул за лесом.) Прошло несколько мгновений - та же стояла жестокая тишь... Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад (Можно предположить - что за два комочка?); то летят домой ровным полётом два белых голубя. (Наш ответ подтверждает текст.) И вот, наконец, сорвалась буря - и пошла потеха! Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется, как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные, облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень (очень сильный, мощный), молнии слепят огнистой зеленью, стреляет, как из пушки, отрывистый гром, запахло серой... Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя - и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привёл и, может быть, спас. Нахохлились оба (устали, наверное, да и страшно было…) - и чувствует каждый своим крылом крыло соседа... Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них... Хоть я и один, как всегда. 2. Выявление первичного восприятия. - Какие картины вы представляли, когда слушали? - Что получилось представить особенно ярко? Почему? 3. Обобщающая беседа.( работа в парах) а) Похоже ли описание летней грозы И.С. Тургенева и А.Н. Толстого? Почему меняется настроение рассказчика: сначала «тоскливое томление», потом «и мне хорошо»? б) Как вы думаете, почему И.С. Тургенев захотел рассказать нам историю о том, как один голубь спас другого во время грозы? в) Какие мысли автора вы прочитали «между строк»? (Выполнение задания 3 в тетради на с. 13.) 3. Работа с текстом после чтения.

1.Определение жанра произведения. (Работа в группах) - Прочитайте вопрос 3 учебника. Можно ли сказать, что это лиричное произведение? Почему? (Описаны чувства, смена настроения…) - К. Паустовский говорил, что у подлинной, настоящей прозы всегда есть свой ритм, что «ритм прозы зависит от таланта писателя, от чувства языка, от хорошего писательского слуха». Мы видели, как слова в произведении И.Тургенева сливались в яркие картины, образы - это ли не поэзия? Мы слышали мелодию прозы, её особый ритм. Чтение с доски: «Главное в том, что проза, когда она достигает совершенства, по существу является подлинной поэзией». (К. Паустовский) «Где граница между прозой и поэзией, я никогда не пойму». (Л. Толстой) Самостоятельная работа в группах. Выполняется задание в тетради на с. 13 (в таблицу записываем признаки стихотворения (передаются чувства, настроение героя, есть определённый ритм; небольшое по объёму... ещё один признак прозы - можно выделить вступление, развитие действия, кульминацию, окончание действия (развязку). - Правы ли авторы, поместив это стихотворение в данный раздел? 2. Рассказ учителя о цикле И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе». - Как вы думаете, одно ли такое стихотворение в прозе И.C. Тургенева? Обратите внимание на помету в скобках. Сможете ли вы объяснить значение слова цикл? В литературе цикл - ряд художественных произведений, которые объединены общей темой или общими действующими лицами. Например: у Э. Успенского цикл сказочных повестей о Дяде Фёдоре и его друзьях; у К. Паустовского - цикл рассказов «Мещёрская сторона» и т.д. У И. Тургенева таких стихотворений несколько. (Учитель показывает сборник «Стихотворения в прозе».) Каждое из этих стихотворений в прозе - небольшое по объёму, у них особый ритм, лиричность (то есть они наполнены чувствами, переживаниями, эмоциями). - Как вы думаете, почему авторы учебника решили вас познакомить с произведениями писателя «взрослого», который не писал специально для детей? - Вам, наверное, интересно будет познакомиться с отрывком из воспоминаний А.Н. Толстого: «Детских книг я почти не читал, должно быть, у меня их и не было. Любимым писателем был Тургенев. Я начал его слушать в зимние вечера лет с семи».

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙΙΙ. Итог.

- Как бы вы оценили свою работу на уроке? Отметьте на шкале которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.

ΙV. Домашнее задание.


Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения в прозе «Голуби» И. Тургенева (по выбору учащихся).



© 2010-2022