Рабочая программа по чтению и развитию речи для 2 класса 8 вида

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чтение и развитие речи

Пояснительная записка Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2013г. Целью данной программы является обучение детей послоговому чтению доступного их пониманию текста с постепенным переходом к чтению целыми словами. Основные задачи: - научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное; - повышать уровень общего и речевого развития учащихся; - развивать слуховое, зрительное и фонематическое восприятие; -формировать навык сознательного, правильного чтения; - развивать интерес к чтению; - воспитание нравственных качеств.

Для реализации программного содержания используется следующий учебник: С.Ю. Ильина. Чтение. 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2-х частях. - М.: «Просвещение», 2012.

Программа составлена с учетом максимального развития познавательных интересов учащихся, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. В процессе обучения чтению особое внимание уделяется работе с иллюстрированным материалом. Это эффективное средство формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития. Также большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений. В зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план. На уроках внеклассного чтения (тема «Почитай!») у учащихся формируется читательская самостоятельность: развитие интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки; умение выбирать книгу по интересам.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь:

  • читать по слогам короткие тексты;

  • слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;

  • по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 3-5 коротких стихотворений, отчетливо читать их перед классом



Учебно-тематический план

№ урока

Наименование раздела, темы

Сроки изучения учебного материала

Количе-ство

часов

Ученик должен знать (основные знания)

Ученик должен уметь (основные умения и навыки)

Практич.

работ


1. Осень пришла - в школу пора!


23 ч.

23




1

1.1. Кончилось лето.



1


- стихотворение

-отвечать полным ответом, читать правильно

2

1.2. Прочитай!



1


- подбирать букву к слогу, чтоб получилось слово

3

1.3. По В.Голявкину «Все куда-нибудь идут»



1


- значение учебы в жизни человека

-читать по слогам короткие тексты

4

1.4. Первый урок



1


- правила поведения на уроке

5

1.5. Мы рисуем



1


-иллюстрация -отвечать полным ответом, читать правильно

6-7

1.6. Я.Аким «Грибной лес»



2



- названия грибов и деревьев

-слушать и читать по слогам стихотворение

8

1.7. Прочитай!



1


-загадка

- самостоятельно читать слоги, слова, предложения

9

1.8. По В.Дурову «Слон Бэби»



1


- цирк -отвечать полным ответом, читать правильно

10-11

1.9. Б.Заходер «Птичья школа»



2



- оживление; названия птиц

-по вопросам учителя рассказывать, о чём читали.

12

1.10. По Н. Сладкову «Осенние подарки»



1


- признаки осени

-по вопросам и иллюстрации рассказывать, о чём читали

13

1.11. В парке



1


- названия осенних месяцев -составлять рассказ

14

1.12. Прочитай!



1


- рифма

- заканчивать слова в рифму

15

1.13. М Ивенсен «Падают, падают листья…»



1


- листопад

- читать наизусть стихотворение

16

1.14. По В.Корабельникову «Осенний лес»



1


- разноцветный убор

- составлять рассказ по картинке

17

1.15. По К.Ушинскому «Всякой вещи свое место»



1


- порядок во всём

- пересказывать по картинке

18

1.16. Прочитай!



1


- задавать вопросы и отвечать на вопросы товарищей

19

1.17. Д.Летнёва «Хозяин в доме»



1


- хозяин -отвечать полным ответом, читать правильно

20

1.18. По В.Голявкину «Зачем дети ходят в школу?»



1


- значение школы в жизни человека

- читать по ролям

21

1.19. Прочитай!



1


- самостоятельно читать и пересказывать небольшие тексты

22

1.20. По А.Тумбасову «Серый вечер»



1


- перелетные и зимующие птицы -отвечать полным ответом, читать правильно

23

1.21. Обобщающий урок по разделу «Осень пришла-в школу пора!»



1


- пройденный материал

- составлять рассказ на заданную тему


2. Почитаем - поиграем


13 ч.

13


24

2.1. По А.Шибаеву «Одна буква»



1


- значение букв в слове - пересказать небольшой текст

25

2.2. А Усачев «Слоги»



1


-рифма

- читать наизусть стихотворение

26

2.3. Прочитай!



1


- самостоятельно читать небольшие стихотворения с последующим пересказом

27

2.4. По С.Иванову «Дразнилка»



1


- дразнилка

- читать правильно и отвечать полным предложением

28-29

2.5. К.Чуковский «Черепаха»



2



- выразительно читать стихотворение

30

2.6. Дж.Ривз «Шумный Ба-Бах»



1


- игра слов в стихотворении

- читать целыми словами, эмоционально

31

2.7. Прочитай!



1


- самостоятельно, осмысленно читать небольшие стихи

32-33

2.8. Загадки



2



- загадка

- читать наизусть 2-3 загадки

34

2.9. Доскажи словечко



1


- рифма

- подбирать в конце предложения слова в рифму

35

2.10. Кто квакает, кто крякает, а кто каркает



1


- слова-действия

- читать по ролям

36

2.11. Обобщающий урок по разделу «Почитаем - поиграем»



1


- пройденный материал

- отвечать полным ответом и составлять рассказ по иллюстрации


3. В гостях у сказки


21 ч

21


37

3.1. Рус.нар.сказка «Лиса и волк»



1


- сказка -работать над содержанием

38

3.2. Рус.нар.сказка «Гуси и лиса»



1


-выразительно читать сказку

39

3.3. Рус.нар.сказка «Лиса и козёл»



1


-отвечать полным ответом, читать правильно

40

3.4. По Л.Толстому «Мышка вышла гулять»



1


- автор сказки

-находить в небольшом тексте

заданный абзац

41-42

3.5. Прочитай!



2



- самостоятельно читать рус. нар. сказки

43

3.6. Литовская сказка «Волк и баран»



1


- разинь -отвечать полным ответом, читать выразительно

44

3.7. По С.Прокофьевой «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка»



1



- пересказывать

45

3.8. Литовская сказка «Рак и ворона»



1


-работать над содержанием, пересказывать по картинкам.

46

3.9. Казахская сказка «Заяц и черепаха»



1


- холм -работать над заданиями учебника

47

3.10. Мордовская сказка «Благодарный медведь»



1


- заноза - подтверждать свой ответ предложением из текста

48-49

3.11. Прочитай!



2



- правильно читать слова с Ь и Ъ

50

3.12. Якутская сказка «Как белка и заяц друг друга не узнали»



1


- линька животных

-читать цепочкой, составлять небольшой рассказ

51

3.13. Армянская сказка «Волк и ягненок»



1


- глотка

- еле ноги унёс

-работать над содержанием, пересказывать по картинкам.

52

3.14. Рус.нар.сказка «Умей обождать»



1


- непослушание до добра не доводит - составлять описательный рассказ

53

3.15. Удм.нар.сказка «Глупый котенок»



1



-работать над содержанием

54

3.16. Удм.нар.сказка «Мышь и воробей»



1



-отвечать на вопросы полным предложением

55-56

3.17. Прочитай!



2


- самостоятельно читать удм.нар.сказки

57

3.18. Обобщающий урок по разделу «В гостях у сказки»



1


-пройденный материал

- подтверждать свой ответ предложением из текста


4. Животные рядом с нами


21 ч

21




58

4.1. Индийская сказка «Умная собака»



1


- зло и добро

- составлять описательный рассказ по опорным словам

59-60

4.2. Прочитай!



2


- самостоятельно читать рассказы о животных

61

4.3. По Э.Шиму «Я домой пришла!»



1


- калитка

-читать цепочкой

62

4.4. Рус.нар.присказка «Лошадка»



1


- присказка

- читать по ролям

63

4.5. По Е.Чарушину «Кролики»



1


- отличие кролика от зайца

-составлять характеристику животным.

64

4.6. В.Лифшиц «Баран»



1


-изнывает

65-66

4.7. Прочитай!



2



- один и много

- самостоятельно читать стихи о животных

67

4.8. По Б.Житкову «Храбрый утёнок»



1


- осмысленно читать рассказ

68

4.9. По Э.Шиму «Всё умеют сами»



1


- выклюнулся, ковыляют

-работать над содержанием, иллюстрацией

69

4.10. М.Бородицкая «Котенок»



1


- всхлипнул -выразительно читать

70-71

4.11. Прочитай!



2


- самостоятельно выучить и рассказать четверостишие о животных

72

4.12. По В.Сутееву «Три котенка»



1


- цвета - составлять предложение по сюжетной картинке

73

4.13. По К.Ушинскому «Петушкок с семьёй»



1


- шпоры

-отвечать на вопросы полным ответом

74

4.14. Упрямые козлята



1


- упрямство

- читать по цепочке

75-76

4.15. В.Лифшиц «Пёс»



2


- за пазухой

- рассказывать наизусть

77

4.16. Прочитай!



1


- читать произведения о животных на выбор

78

4.17. Обобщающий урок по разделу «Животные рядом с нами»



1


-пройденный материал

- сравнивать тексты


5. Ой ты, зимушка-зима!


23 ч.



79-80

5.1. Я Аким «Первый снег»



2


- салазки, крепость

- читать наизусть отрывок из стихотворения

81

5.2. По Э.Киселёвой «Большой снег»



1


- хлопья -отвечать полным ответом на вопросы учебника

82

5.3. По Н.Калининой «Снежный колобок»



1


- свойства воды -работать над содержанием

83

5.4. По С.Вангели «Снеговик-новосел»



1


- памятник

-работать над выразительным чтением

84

5.5. По Е.Шведеру «Воробышкин домик»



1


- зимующих птиц -пересказывать своими словами

85-86

5.6.Прочитай!



2


- самостоятельно читать небольшие произведения о зиме

87

5.7. Г.Галина «Зимние картинки»



1



- находить родственные слова в тексте

88

5.8. Е.Самойлова «Миша и Шура»



1



-читать цепочкой, полным ответом отвечать на вопросы

89

5.9. Ш.Галиев «Купили снег»



1


- шутка

- выразительно читать стих

90

5.10. По Г.Юдину «Буратиний нос»



1


- свернул кульком -составлять описательный рассказ

91

5.11. И. Токмакова «Живи, елочка!»



1


- макушка -работать над содержанием

92

5.12. По В.Сутееву «Про ёлки»



1


- самосвал -читать цепочкой

93

5.13. Прочитай!



1



- читать самостоятельно стихи про Новый год

94

5.14. По В.Голявкину «Коньки купили не напрасно»



1


- не напрасно

- читать по ролям

95

5.15. По М.Пляцковскому «Ромашки в январе»



1


- отражать содержание текста в рисунке

96

5.16. Рус.нар.сказка «Мороз и Заяц»



1


- выбился из сил

- пересказывать своими словами

97

5.17. Прочитай!



1


- самостоятельно читать рассказы о зиме

98

5.18. Литовская народная песенка «Вьюга»



1


- вьюга

- читать по ролям

99

5.19. По Г.Скребицкому «На лесной полянке»



1


- как зимуют дикие звери в лесу

- работать над содержанием по вопросам учителя.

100

5.20. Прочитай!



1


101

5.21. Обобщающий урок по разделу «Ой ты, зимушка-зима!»



1


-пройденный материал - делать вывод по разделу


6. Что такое хорошо и что такое плохо


20 ч.





102

6.1. По А.Митту «Коля заболел»



1


- компресс

- находить ответ на вопрос в тексте

103

6.2. Д.Летнёва «Подружки рассорились»



1


- что такое дружба -работать над содержанием

104

6.3. По В.Голявкину «Вязальщик»



1


- вязальщик -читать цепочкой

105

6.4. Г.Ладонщиков «Самокат»



1


- ось

- читать наизусть последнее четверостишие с гордостью

106

6.5. По Э.Киселёвой «Скамейка, прыгуны-гвоздики и Алик»



1


- названия некоторых столярных инструментов - находить в тексте нужный абзац

107

6.6. Прочитай!



1


- хорошо, плохо

- самостоятельно прочитать С.Я.Маршака «Что такое хорошо, что такое плохо»

108

6.7. По Е.Пермякову «Торопливый ножик»



1


- строгать, терпение

- отвечать на вопросы учебника предложениями из текста

109

6.8. По В.Сухомлинскому «Вьюга»



1


- вьюга

- читать, соблюдая знаки препинания

110

6.9. По И.Битмину «Трус»



1


- трусость, храбрость

-составлять предложения по сюжетной картинке

111

6.10. По В.Голявкину «Как я под партой сидел»



1


- правила поведения на уроке

- читать по цепочке

112

6.11. Б.Заходер «Петя мечтает»



1


- мечта

- читать наизусть

113

6.12. По В.Витка «Мед в кармане»



1


- совет

- работать над содержанием

114

6.13. По В.Донниковой «Канавка»



1


- бидон

- давать характеристику героям

115

6.14. Узбекская сказка «Назло солнцу»



1


- лень

- читать по ролям

116

6.15. А Барто «Мостки»



1


- помощь людям

- читать выразительно

117

6.16. По М.Дружининой «Песенка обо всём»



1


- читать по ролям

118

6.17. Л.Квитко «Лемеле хозяйничает»



1


- находить ответ на вопрос в тексте

119

6.18. По И.Туричину «Неряха»



1


- неряха

- пересказывать рассказ по картинкам

120

6.19. Прочитай!



1


- самостоятельно выбирать и читать рассказы о людях

121

6.20. Обобщающий урок по разделу «Что такое хорошо и что такое плохо»



1


-пройденный материал

- вспоминать содержание изученных произведений, отвечать полным ответом


7. Весна идёт!


24 ч.



122

7.1. Весенние загадки



1


- признаки весны

- отгадывать загадки

123

7.2. Я Аким «Март»



1


- весенние месяцы

- читать наизусть

124

7.3. По Ю.Ковалю «Невидимка»



1


- объяснять заглавие рассказа по его содержанию

125

7.4. В.Берестов «Праздник мам»



1


- значение праздника 8 марта

- читать наизусть

126

7.5. Подарок к празднику



1


- значение подарков к празднику

- читать по ролям

127

7.6. Бурятская сказка «Снег и заяц»



1


- читать по цепочке

128

7.7. Г.Ладонщиков «Помощники весны»



1


- признаки весны

- читать выразительно

129

7.8. По М.Пришвину «Лягушонок»



1


-читать, соблюдая знаки препинания

130

7.9. Почитай!



1


- самостоятельно выбирать и читать рассказы о весне

131

7.10. Г.Ладонщиков «Весна»



1


- признаки весны

- читать выразительно

132

7.11. Е.Чарушин «Барсук»



1


- повадки барсука

- находить в тексте подпись к картинке

133

7.12. С.Маршак «Весенняя песенка»



1


- признаки весны

- читать наизусть

134

7.13. По И.Соколову-Микитову «На краю леса»



1


- повадки лося

- составлять предложение с заданными словами

135

7.14. По В.Голявкину «Подходящая вещь»



1


- скворечник

- пересказывать по картинкам

136

7.15. М.Пляцковский «Деньки стоят погожие…»



1


- погожие деньки

- читать выразительно

137

7.16. По С.Козлову «Ручей и камень»



1


- читать по цепочке

138

7.17. Почитай!



1


- самостоятельно выбирать и читать стихи о весне

139

7.18. Рус.нар.сказка «Как птицы лису проучили»



1


- стрекотать

- пересказывать по серии сюжетных картинок

140

7.19. По Т.Шарыгиной «Вкусный урок»



1


- чем питаются медведи

- объяснять заглавие рассказа по его содержанию

141

7.20. С.Косенко «Почему скворец весёлый?»



1


- скворечня

- читать выразительно

142

7.21. Э.Шим «Храбрый птенец»



1


- читать парами по ролям

143

7.22. По М.Быкову «Кому пригодилась старая Митина шапка»



1


- пересказывать по серии сюжетных картинок

144

7.23. Прочитай!



1


- самостоятельно выбирать и читать произведения о весне

145

7.24. Обобщающий урок по разделу «Весна идёт!»



1


-пройденный материал

- доказывать, чем понравился текст


8. Чудесное рядом


15 ч.





146

8.1. По Г.Цыферову «Лосёнок»



1


- работать над содержанием по вопросам учебника

147

8.2. О.Дриз «Игра»



1


- чехарда

- читать , соблюдая знаки препинания

148

8.3. Г.Цыферов «Удивление первое»



1


- заканчивать предложение подходящим по смыслу словом из текста

149

8.4. По Г.Снегирёву «Осьминожек»



1


- особенности осьминога

- находить в тексте отрывок, который относится к картинке

150

8.5. По С.Козлову «Друзья»



1


- благодарность

- читать по цепочке и пересказывать по картинке

151

8.6. По С.Козлову «Необыкновенная весна»



1


- необыкновенный

- отражать содержание текста в рисунке

152

8.7. Э.Машковская «Не понимаю»



1


- читать выразительно, находить ответ на вопрос в тексте

153

8.8. По Г.Скребицкому «Кот Иваныч»



1


- давать характеристику героям

154

8.9. По М.Пришвину «Золотой луг»



1



-работать по вопросам и заданиям учебника

155

8.10. В.Бианки «Неродной сын»



1


- неродной сын

- составлять предложения по иллюстрациям

156

8.11. Ю.Кушак «Подарок»



1


- рисовать ответ на рисунке

157

8.12. Я.Тайц «Всё здесь»



1


- колосья

- читать по ролям

158

8.13. По В.Бианки «Небесный слон»



1


- воображение

- объяснять заглавие рассказа по его содержанию

159

8.14. Прочитай!



1


160

8.15. Обобщающий урок по разделу «Чудесное рядом»



1


- пройденный материал

- делать вывод по разделу


9. Лето красное


10 ч



161

9.1. По И.Соколову-Микитову «Светляки»



1


- светлячок

- находить и читать отрывок из рассказа, который относится к рисунку

162

9.2. По Г.Цыферову «Петушок и солнышко»



1


- пересказывать сказку по картинкам

163

9.3. И.Гамазкова «Прошлым летом»



1


- работать над содержанием по вопросам и заданиям учебника

164

9.4. С.Махотин «Поход»



1


- поход

- читать наизусть

165

9.5. По Е.Пермякову «Раки»



1


- находить и читать отрывок из рассказа, который относится к рисунку

166

9.6. В.Викторов «В гости к лету»



1


- признаки лета

-читать по ролям

167

9.7. И.Мазнин «Отчего так много света?»



1


168

9.8. Обобщающий урок по разделу «Лето красное»



1


- пройденный материал

- давать характеристику героям

169

9.9. Прочитай!



1



- самостоятельно выбирать и читать произведения о лете

170

9.10. Обобщающий урок «Путешествие в книжный мир»



1


- названия и авторов нескольких изученных произведений.

- выражать свое отношение к героям


Итого:


170 ч.

170




Информационно-методическое обеспечение

  • Воронина Т.П. Дислексия, или почему ребенок плохо читает? - Ростов н/Дону: Феникс, 2014.

  • Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. - М.: Гном, 2014.

  • Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. - М.: Гном, 2014.

  • Нелипенко Т.И. Современный урок в коррекционном классе. - Волгоград: Учитель, 2014.


© 2010-2022