- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по чтению и развитию речи для 2 класса 8 вида
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 2 класса 8 вида
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Виноградова Л.М. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Чтение и развитие речи
Пояснительная записка Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2013г. Целью данной программы является обучение детей послоговому чтению доступного их пониманию текста с постепенным переходом к чтению целыми словами. Основные задачи: - научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное; - повышать уровень общего и речевого развития учащихся; - развивать слуховое, зрительное и фонематическое восприятие; -формировать навык сознательного, правильного чтения; - развивать интерес к чтению; - воспитание нравственных качеств.
Для реализации программного содержания используется следующий учебник: С.Ю. Ильина. Чтение. 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2-х частях. - М.: «Просвещение», 2012.
Программа составлена с учетом максимального развития познавательных интересов учащихся, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. В процессе обучения чтению особое внимание уделяется работе с иллюстрированным материалом. Это эффективное средство формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития. Также большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений. В зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план. На уроках внеклассного чтения (тема «Почитай!») у учащихся формируется читательская самостоятельность: развитие интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки; умение выбирать книгу по интересам.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь:
-
читать по слогам короткие тексты;
-
слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
-
по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.
Учащиеся должны знать:
-
наизусть 3-5 коротких стихотворений, отчетливо читать их перед классом
Учебно-тематический план
№ урока
Наименование раздела, темы
Сроки изучения учебного материала
Количе-ство
часов
Ученик должен знать (основные знания)
Ученик должен уметь (основные умения и навыки)
Практич.
работ
1. Осень пришла - в школу пора!
23 ч.
23
1
1.1. Кончилось лето.
1
- стихотворение
-отвечать полным ответом, читать правильно
2
1.2. Прочитай!
1
- подбирать букву к слогу, чтоб получилось слово
3
1.3. По В.Голявкину «Все куда-нибудь идут»
1
- значение учебы в жизни человека
-читать по слогам короткие тексты
4
1.4. Первый урок
1
- правила поведения на уроке
5
1.5. Мы рисуем
1
-иллюстрация -отвечать полным ответом, читать правильно
6-7
1.6. Я.Аким «Грибной лес»
2
- названия грибов и деревьев
-слушать и читать по слогам стихотворение
8
1.7. Прочитай!
1
-загадка
- самостоятельно читать слоги, слова, предложения
9
1.8. По В.Дурову «Слон Бэби»
1
- цирк -отвечать полным ответом, читать правильно
10-11
1.9. Б.Заходер «Птичья школа»
2
- оживление; названия птиц
-по вопросам учителя рассказывать, о чём читали.
12
1.10. По Н. Сладкову «Осенние подарки»
1
- признаки осени
-по вопросам и иллюстрации рассказывать, о чём читали
13
1.11. В парке
1
- названия осенних месяцев -составлять рассказ
14
1.12. Прочитай!
1
- рифма
- заканчивать слова в рифму
15
1.13. М Ивенсен «Падают, падают листья…»
1
- листопад
- читать наизусть стихотворение
16
1.14. По В.Корабельникову «Осенний лес»
1
- разноцветный убор
- составлять рассказ по картинке
17
1.15. По К.Ушинскому «Всякой вещи свое место»
1
- порядок во всём
- пересказывать по картинке
18
1.16. Прочитай!
1
- задавать вопросы и отвечать на вопросы товарищей
19
1.17. Д.Летнёва «Хозяин в доме»
1
- хозяин -отвечать полным ответом, читать правильно
20
1.18. По В.Голявкину «Зачем дети ходят в школу?»
1
- значение школы в жизни человека
- читать по ролям
21
1.19. Прочитай!
1
- самостоятельно читать и пересказывать небольшие тексты
22
1.20. По А.Тумбасову «Серый вечер»
1
- перелетные и зимующие птицы -отвечать полным ответом, читать правильно
23
1.21. Обобщающий урок по разделу «Осень пришла-в школу пора!»
1
- пройденный материал
- составлять рассказ на заданную тему
2. Почитаем - поиграем
13 ч.
13
24
2.1. По А.Шибаеву «Одна буква»
1
- значение букв в слове - пересказать небольшой текст
25
2.2. А Усачев «Слоги»
1
-рифма
- читать наизусть стихотворение
26
2.3. Прочитай!
1
- самостоятельно читать небольшие стихотворения с последующим пересказом
27
2.4. По С.Иванову «Дразнилка»
1
- дразнилка
- читать правильно и отвечать полным предложением
28-29
2.5. К.Чуковский «Черепаха»
2
- выразительно читать стихотворение
30
2.6. Дж.Ривз «Шумный Ба-Бах»
1
- игра слов в стихотворении
- читать целыми словами, эмоционально
31
2.7. Прочитай!
1
- самостоятельно, осмысленно читать небольшие стихи
32-33
2.8. Загадки
2
- загадка
- читать наизусть 2-3 загадки
34
2.9. Доскажи словечко
1
- рифма
- подбирать в конце предложения слова в рифму
35
2.10. Кто квакает, кто крякает, а кто каркает
1
- слова-действия
- читать по ролям
36
2.11. Обобщающий урок по разделу «Почитаем - поиграем»
1
- пройденный материал
- отвечать полным ответом и составлять рассказ по иллюстрации
3. В гостях у сказки
21 ч
21
37
3.1. Рус.нар.сказка «Лиса и волк»
1
- сказка -работать над содержанием
38
3.2. Рус.нар.сказка «Гуси и лиса»
1
-выразительно читать сказку
39
3.3. Рус.нар.сказка «Лиса и козёл»
1
-отвечать полным ответом, читать правильно
40
3.4. По Л.Толстому «Мышка вышла гулять»
1
- автор сказки
-находить в небольшом тексте
заданный абзац
41-42
3.5. Прочитай!
2
- самостоятельно читать рус. нар. сказки
43
3.6. Литовская сказка «Волк и баран»
1
- разинь -отвечать полным ответом, читать выразительно
44
3.7. По С.Прокофьевой «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка»
1
- пересказывать
45
3.8. Литовская сказка «Рак и ворона»
1
-работать над содержанием, пересказывать по картинкам.
46
3.9. Казахская сказка «Заяц и черепаха»
1
- холм -работать над заданиями учебника
47
3.10. Мордовская сказка «Благодарный медведь»
1
- заноза - подтверждать свой ответ предложением из текста
48-49
3.11. Прочитай!
2
- правильно читать слова с Ь и Ъ
50
3.12. Якутская сказка «Как белка и заяц друг друга не узнали»
1
- линька животных
-читать цепочкой, составлять небольшой рассказ
51
3.13. Армянская сказка «Волк и ягненок»
1
- глотка
- еле ноги унёс
-работать над содержанием, пересказывать по картинкам.
52
3.14. Рус.нар.сказка «Умей обождать»
1
- непослушание до добра не доводит - составлять описательный рассказ
53
3.15. Удм.нар.сказка «Глупый котенок»
1
-работать над содержанием
54
3.16. Удм.нар.сказка «Мышь и воробей»
1
-отвечать на вопросы полным предложением
55-56
3.17. Прочитай!
2
- самостоятельно читать удм.нар.сказки
57
3.18. Обобщающий урок по разделу «В гостях у сказки»
1
-пройденный материал
- подтверждать свой ответ предложением из текста
4. Животные рядом с нами
21 ч
21
58
4.1. Индийская сказка «Умная собака»
1
- зло и добро
- составлять описательный рассказ по опорным словам
59-60
4.2. Прочитай!
2
- самостоятельно читать рассказы о животных
61
4.3. По Э.Шиму «Я домой пришла!»
1
- калитка
-читать цепочкой
62
4.4. Рус.нар.присказка «Лошадка»
1
- присказка
- читать по ролям
63
4.5. По Е.Чарушину «Кролики»
1
- отличие кролика от зайца
-составлять характеристику животным.
64
4.6. В.Лифшиц «Баран»
1
-изнывает
65-66
4.7. Прочитай!
2
- один и много
- самостоятельно читать стихи о животных
67
4.8. По Б.Житкову «Храбрый утёнок»
1
- осмысленно читать рассказ
68
4.9. По Э.Шиму «Всё умеют сами»
1
- выклюнулся, ковыляют
-работать над содержанием, иллюстрацией
69
4.10. М.Бородицкая «Котенок»
1
- всхлипнул -выразительно читать
70-71
4.11. Прочитай!
2
- самостоятельно выучить и рассказать четверостишие о животных
72
4.12. По В.Сутееву «Три котенка»
1
- цвета - составлять предложение по сюжетной картинке
73
4.13. По К.Ушинскому «Петушкок с семьёй»
1
- шпоры
-отвечать на вопросы полным ответом
74
4.14. Упрямые козлята
1
- упрямство
- читать по цепочке
75-76
4.15. В.Лифшиц «Пёс»
2
- за пазухой
- рассказывать наизусть
77
4.16. Прочитай!
1
- читать произведения о животных на выбор
78
4.17. Обобщающий урок по разделу «Животные рядом с нами»
1
-пройденный материал
- сравнивать тексты
5. Ой ты, зимушка-зима!
23 ч.
79-80
5.1. Я Аким «Первый снег»
2
- салазки, крепость
- читать наизусть отрывок из стихотворения
81
5.2. По Э.Киселёвой «Большой снег»
1
- хлопья -отвечать полным ответом на вопросы учебника
82
5.3. По Н.Калининой «Снежный колобок»
1
- свойства воды -работать над содержанием
83
5.4. По С.Вангели «Снеговик-новосел»
1
- памятник
-работать над выразительным чтением
84
5.5. По Е.Шведеру «Воробышкин домик»
1
- зимующих птиц -пересказывать своими словами
85-86
5.6.Прочитай!
2
- самостоятельно читать небольшие произведения о зиме
87
5.7. Г.Галина «Зимние картинки»
1
- находить родственные слова в тексте
88
5.8. Е.Самойлова «Миша и Шура»
1
-читать цепочкой, полным ответом отвечать на вопросы
89
5.9. Ш.Галиев «Купили снег»
1
- шутка
- выразительно читать стих
90
5.10. По Г.Юдину «Буратиний нос»
1
- свернул кульком -составлять описательный рассказ
91
5.11. И. Токмакова «Живи, елочка!»
1
- макушка -работать над содержанием
92
5.12. По В.Сутееву «Про ёлки»
1
- самосвал -читать цепочкой
93
5.13. Прочитай!
1
- читать самостоятельно стихи про Новый год
94
5.14. По В.Голявкину «Коньки купили не напрасно»
1
- не напрасно
- читать по ролям
95
5.15. По М.Пляцковскому «Ромашки в январе»
1
- отражать содержание текста в рисунке
96
5.16. Рус.нар.сказка «Мороз и Заяц»
1
- выбился из сил
- пересказывать своими словами
97
5.17. Прочитай!
1
- самостоятельно читать рассказы о зиме
98
5.18. Литовская народная песенка «Вьюга»
1
- вьюга
- читать по ролям
99
5.19. По Г.Скребицкому «На лесной полянке»
1
- как зимуют дикие звери в лесу
- работать над содержанием по вопросам учителя.
100
5.20. Прочитай!
1
101
5.21. Обобщающий урок по разделу «Ой ты, зимушка-зима!»
1
-пройденный материал - делать вывод по разделу
6. Что такое хорошо и что такое плохо
20 ч.
102
6.1. По А.Митту «Коля заболел»
1
- компресс
- находить ответ на вопрос в тексте
103
6.2. Д.Летнёва «Подружки рассорились»
1
- что такое дружба -работать над содержанием
104
6.3. По В.Голявкину «Вязальщик»
1
- вязальщик -читать цепочкой
105
6.4. Г.Ладонщиков «Самокат»
1
- ось
- читать наизусть последнее четверостишие с гордостью
106
6.5. По Э.Киселёвой «Скамейка, прыгуны-гвоздики и Алик»
1
- названия некоторых столярных инструментов - находить в тексте нужный абзац
107
6.6. Прочитай!
1
- хорошо, плохо
- самостоятельно прочитать С.Я.Маршака «Что такое хорошо, что такое плохо»
108
6.7. По Е.Пермякову «Торопливый ножик»
1
- строгать, терпение
- отвечать на вопросы учебника предложениями из текста
109
6.8. По В.Сухомлинскому «Вьюга»
1
- вьюга
- читать, соблюдая знаки препинания
110
6.9. По И.Битмину «Трус»
1
- трусость, храбрость
-составлять предложения по сюжетной картинке
111
6.10. По В.Голявкину «Как я под партой сидел»
1
- правила поведения на уроке
- читать по цепочке
112
6.11. Б.Заходер «Петя мечтает»
1
- мечта
- читать наизусть
113
6.12. По В.Витка «Мед в кармане»
1
- совет
- работать над содержанием
114
6.13. По В.Донниковой «Канавка»
1
- бидон
- давать характеристику героям
115
6.14. Узбекская сказка «Назло солнцу»
1
- лень
- читать по ролям
116
6.15. А Барто «Мостки»
1
- помощь людям
- читать выразительно
117
6.16. По М.Дружининой «Песенка обо всём»
1
- читать по ролям
118
6.17. Л.Квитко «Лемеле хозяйничает»
1
- находить ответ на вопрос в тексте
119
6.18. По И.Туричину «Неряха»
1
- неряха
- пересказывать рассказ по картинкам
120
6.19. Прочитай!
1
- самостоятельно выбирать и читать рассказы о людях
121
6.20. Обобщающий урок по разделу «Что такое хорошо и что такое плохо»
1
-пройденный материал
- вспоминать содержание изученных произведений, отвечать полным ответом
7. Весна идёт!
24 ч.
122
7.1. Весенние загадки
1
- признаки весны
- отгадывать загадки
123
7.2. Я Аким «Март»
1
- весенние месяцы
- читать наизусть
124
7.3. По Ю.Ковалю «Невидимка»
1
- объяснять заглавие рассказа по его содержанию
125
7.4. В.Берестов «Праздник мам»
1
- значение праздника 8 марта
- читать наизусть
126
7.5. Подарок к празднику
1
- значение подарков к празднику
- читать по ролям
127
7.6. Бурятская сказка «Снег и заяц»
1
- читать по цепочке
128
7.7. Г.Ладонщиков «Помощники весны»
1
- признаки весны
- читать выразительно
129
7.8. По М.Пришвину «Лягушонок»
1
-читать, соблюдая знаки препинания
130
7.9. Почитай!
1
- самостоятельно выбирать и читать рассказы о весне
131
7.10. Г.Ладонщиков «Весна»
1
- признаки весны
- читать выразительно
132
7.11. Е.Чарушин «Барсук»
1
- повадки барсука
- находить в тексте подпись к картинке
133
7.12. С.Маршак «Весенняя песенка»
1
- признаки весны
- читать наизусть
134
7.13. По И.Соколову-Микитову «На краю леса»
1
- повадки лося
- составлять предложение с заданными словами
135
7.14. По В.Голявкину «Подходящая вещь»
1
- скворечник
- пересказывать по картинкам
136
7.15. М.Пляцковский «Деньки стоят погожие…»
1
- погожие деньки
- читать выразительно
137
7.16. По С.Козлову «Ручей и камень»
1
- читать по цепочке
138
7.17. Почитай!
1
- самостоятельно выбирать и читать стихи о весне
139
7.18. Рус.нар.сказка «Как птицы лису проучили»
1
- стрекотать
- пересказывать по серии сюжетных картинок
140
7.19. По Т.Шарыгиной «Вкусный урок»
1
- чем питаются медведи
- объяснять заглавие рассказа по его содержанию
141
7.20. С.Косенко «Почему скворец весёлый?»
1
- скворечня
- читать выразительно
142
7.21. Э.Шим «Храбрый птенец»
1
- читать парами по ролям
143
7.22. По М.Быкову «Кому пригодилась старая Митина шапка»
1
- пересказывать по серии сюжетных картинок
144
7.23. Прочитай!
1
- самостоятельно выбирать и читать произведения о весне
145
7.24. Обобщающий урок по разделу «Весна идёт!»
1
-пройденный материал
- доказывать, чем понравился текст
8. Чудесное рядом
15 ч.
146
8.1. По Г.Цыферову «Лосёнок»
1
- работать над содержанием по вопросам учебника
147
8.2. О.Дриз «Игра»
1
- чехарда
- читать , соблюдая знаки препинания
148
8.3. Г.Цыферов «Удивление первое»
1
- заканчивать предложение подходящим по смыслу словом из текста
149
8.4. По Г.Снегирёву «Осьминожек»
1
- особенности осьминога
- находить в тексте отрывок, который относится к картинке
150
8.5. По С.Козлову «Друзья»
1
- благодарность
- читать по цепочке и пересказывать по картинке
151
8.6. По С.Козлову «Необыкновенная весна»
1
- необыкновенный
- отражать содержание текста в рисунке
152
8.7. Э.Машковская «Не понимаю»
1
- читать выразительно, находить ответ на вопрос в тексте
153
8.8. По Г.Скребицкому «Кот Иваныч»
1
- давать характеристику героям
154
8.9. По М.Пришвину «Золотой луг»
1
-работать по вопросам и заданиям учебника
155
8.10. В.Бианки «Неродной сын»
1
- неродной сын
- составлять предложения по иллюстрациям
156
8.11. Ю.Кушак «Подарок»
1
- рисовать ответ на рисунке
157
8.12. Я.Тайц «Всё здесь»
1
- колосья
- читать по ролям
158
8.13. По В.Бианки «Небесный слон»
1
- воображение
- объяснять заглавие рассказа по его содержанию
159
8.14. Прочитай!
1
160
8.15. Обобщающий урок по разделу «Чудесное рядом»
1
- пройденный материал
- делать вывод по разделу
9. Лето красное
10 ч
161
9.1. По И.Соколову-Микитову «Светляки»
1
- светлячок
- находить и читать отрывок из рассказа, который относится к рисунку
162
9.2. По Г.Цыферову «Петушок и солнышко»
1
- пересказывать сказку по картинкам
163
9.3. И.Гамазкова «Прошлым летом»
1
- работать над содержанием по вопросам и заданиям учебника
164
9.4. С.Махотин «Поход»
1
- поход
- читать наизусть
165
9.5. По Е.Пермякову «Раки»
1
- находить и читать отрывок из рассказа, который относится к рисунку
166
9.6. В.Викторов «В гости к лету»
1
- признаки лета
-читать по ролям
167
9.7. И.Мазнин «Отчего так много света?»
1
168
9.8. Обобщающий урок по разделу «Лето красное»
1
- пройденный материал
- давать характеристику героям
169
9.9. Прочитай!
1
- самостоятельно выбирать и читать произведения о лете
170
9.10. Обобщающий урок «Путешествие в книжный мир»
1
- названия и авторов нескольких изученных произведений.
- выражать свое отношение к героям
Итого:
170 ч.
170
Информационно-методическое обеспечение
-
Воронина Т.П. Дислексия, или почему ребенок плохо читает? - Ростов н/Дону: Феникс, 2014.
-
Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. - М.: Гном, 2014.
-
Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. - М.: Гном, 2014.
-
Нелипенко Т.И. Современный урок в коррекционном классе. - Волгоград: Учитель, 2014.