Сценарий внеклассного мероприятия по теме: «Кожлянская игрушка»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Цели: • приобщать детей к русской национальной культуре, заинтересовать учащихся историей развития местной народной игрушки, о местных народных промыслах;

  • развивать познавательную активность, интерес к истории родного края;

  • в процессе занятия активизировать у детей мыслительную активность, умение наблюдать,
    рассуждать, обобщать;

  • создать на занятии радость от общения с прошлым, раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие личности ребенка в творческом его развитии

Методы и приемы: рассказ сказочной истории о кожлянской игрушке, наглядность (иллюстрации с изображением различных глиняных игрушек, глиняные игрушки, изготовленные в различных областях, глиняный кувшин). Используется вопросно-ответный метод. Предметный ряд и оборудование: иллюстрации с изображением местных игрушек, сделанных из глины; глиняный кувшин; игрушки с. Кожля, презентация

I.Организационный момент.

(Муз.приложение №1- анс. «Сударушка» - «Я на горку шла», минусовка)

Ученик:

Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей,

Всех знакомых, незнакомых,

И серьёзных, и весёлых!

Третий класс, третий класс

Пригласил на праздник вас! Учитель: - Велика наша страна, богата русская земля мастерами, талантами. Умели русские мастера трудиться. В свою работу они вкладывали всё своё умение, всю свою душу. Не случайно на нашей выставке мы видим произведения народного творчества.
II.Сообщение темы, цели занятия:
- С каким видом народного творчества вы знакомились на уроках изобразительного искусства, технологии? (с глиняной игрушкой-кожлянской)
/слайд №1/
Учитель: - На сегодняшнем занятии закрепим знания о местном народном творчестве и обобщим наше представление о народных игрушках, будем учиться дарить радость другим людям. - Итак, наше знакомство с кожлянской игрушкой продолжается. - А с чего же оно начиналось? (рассказы детей о первом знакомстве с местной игрушкой во 2-3 классах)
/слайды №2-5/
- Давайте сегодня на нашем занятии вместе подумаем:
/слайд №6/

III.Знакомство детей с историей кожлянской игрушки, видами её росписи: /выступление детей по группам/:

Учитель:

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старину не вспоминаем,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину. Ученик: - Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь - это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради - они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: сохранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет игрушек и пронзительный свист играли магическую роль: оберегали ребёнка от злых духов, поэтому глиняные игрушки очень часто являлись и свистульками. Да, время идёт и меняет многое вокруг нас. Появились «умные» машины, которые умеют и задачи решать, и в шахматы играть. Люди живут и работают в космосе. Но по-прежнему улыбаются нам весёлые матрёшки, радуют глаз расписные глиняные барыни, лошадки, свистульки. Но есть такие игрушки, которые могут рассказать нам об истории народа. Наша, кожлянская игрушка, - не просто забава, а такая же визитная карточка Курского края, как голосистый соловей и пахучая антоновка.
Ученик:

Кожлянская игрушка

Ребятам всем - подружка!

Путь чтоб сделать её - длинный,

Она лепится из глины.

Ученица:

В печь затем её кладут

И огнём часами жгут,

Чтобы была прочна, игрива,

И певуче, и красива! Ученик:

Она с виду хороша,

У неё есть и душа -

Курская, раздольная,

Словно ветер вольная.

Ученица:

В ней звучат все голоса:

Реки, птицы и леса. Ученик:

С ней не скучно никогда -

С ней играются всегда:

И в избе, и во дворе,

И весной, и в декабре.


1). (Выступление группы детей, подготовивших сообщение об истории кожлянской игрушки /слайды №7,8/

ИСТОРИЯ КОЖЛЯНСКОЙ ИГРУШКИ
От шоссе до Кожли, что в Курчатовском районе, полтора километра пешком. Хотя промысел, как утверждают многие исследователи, зародился в деревне Дроняево, именно жители Кожли с успехом переняли его, тем самым «дав» имя игрушке. Легенда гласит, будто деревню назвали от фамилии человека, который впервые обжился здесь, - Козлов. Позже название деревни «Козли» со временем трансформировалось в «Кожли», а игрушку стали звать кожлянской. Символом местной игрушки является глиняный козлик, расписанный в соответствии с видами местной росписи. Когда возник кожлянский промысел точно сказать нельзя, но уже 70-80 лет назад он был известен. В Кожле большие залежи голубой глины, которая после обжига приобретала белый цвет. Одна из мастериц Ульяна Ивановна Ковкина вспоминала: «Свистульки у нас лепили всегда, сколько себя помню. Больше занимались этим ремеслом в межсезонье, когда заканчивались полевые работы. Обучались этому ремеслу с раннего детства, мастерство передавалось от матери дочери».
2). Выступление группы детей с показом сказки о появлении курской игрушки


СКАЗКА О КОЖЛЯНСКОЙ ИГРУШКЕ
/Инсценировка сказки. Действующие лица: автор, Матрёна, внук, внучка/
Автор: Жила-была в селе Кожля, недалеко от города Курска, старуха. Звали её Матрёна. А рукодельницей была какой! Во всей округе её рукоделие знали: и прясть, и ткать, и шить она умела. Но больше всего прославилась баба Матрёна своими игрушками глиняными, которые сама лепила. У бабы Матрены было много внуков. Как и все детки они любили играть. Игрушки у них были обычные - тряпичные куклы да деревянные лодочки. А рядом с Кожлей голубой, розовой глины видимо-невидимо. Матрёна: А вы знаете, внучатки, что раньше был порядок изготовления игрушки. Летом глину заготавливали, а осенью, после уборки урожая, садились за лепку. А перед лепкой глину готовили: просевали, замачивали в воде долго, затем замешивали и отбивали деревянным молотком, чтобы получалась однородная масса, отлипающая от рук. От качества замешанной глины зависело качество игрушки. А если в глине останутся комочки, то игрушка будет хрупкой. И вот однажды я взяла комок глины голубой, да и попробовала из неё игрушку сделать. Глянь, а игрушка-то и получилась у меня! Да не простая, а сказочная: петух с короной на голове и шпорами на ногах. И решила я, что это будет игрушка-свистулька с красивыми переливами - детям для развлеченья. А чтобы игрушка не размокала, прочная была, её нужно высушить, затем в печи обжечь. А чтобы яркой стала, надо её раскрасить. Внук: Ах, бабушка, ты у нас такая умница и мастерица! За какое дело не возьмёшься, всё у тебя получается! Ну прямо волшебница ты у нас! Матрёна: Да я и не волшебница то! Мне очень хотелось вас, деток, порадовать. «А где хотенье, там и уменье». Так гласит русская народная пословица. Внучка: (разглядывает игрушку и спрашивает): Игрушка - свиристелка, Звонкая поделка! Ну-ка, ну-ка говори: Что там у тебя внутри? Матрёна: Верь, не верь, ты мой хороший, А внутри-то ничего! Игрушка внутри пустая, чтобы она заиграла, надо отверстие в хвосте и по бокам сделать палочкой. Оба конца у палочки заточены так, чтобы ими можно было прокалывать в подсохшей готовой игрушке 4 дырочки - свисток и готов. А выстругивала я палочку только из одного дерева, которое называли «клещуком», а по научному - это бересклет. Внук: Как это интересно! А для росписи игрушки ведь краска нужна! Где же ты её брала раньше? Матрёна: Это не беда! У меня для окраска яиц на Пасху яркие краски припасены были. Мы эти краски на молоке и яйце замешивали. А для блеска в краску сахар добавляли. И готова краска! Прочная получалась! А кисточку из куриного пёрышка делала. Поймаю курицу во дворе и только справой стороны у неё пёрышко одно выдерну - вот вам кисточка и готова. Внук: Да, долгая это работа - сделать из глины яркую игрушку-свиристелку. Внучка: А я знаю пословицу: «Терпенье и труд всё перетрут» Автор: Так баба Матрёна каждый день садилась лепить игрушки: барынь, барашков, тройки лошадей… Лепит бабушка свои игрушки, а ребята рядышком тоже пытаются лепить, а она им подсказывает. Так и научились А весной вышли внучата бабы Матрёны на улицу со своими яркими и звонкими игрушками. Соседские ребята увидели, тоже захотели такие игрушки иметь. Матрёна: Стали меня просить научить их тоже игрушки лепить. Делать нечего, стала учить я их. Всех ребятишек в деревне научила. А следующей зимой, когда весь урожай был собран, ребятишки и женщины лепить игрушки стали. Да не только для себя, а и на продажу тоже: чтобы другим ребятам родители их на базаре купили. Пусть и другие ребята порадуются. Автор: А весной игрушки повезли на ярмарку. На игрушечном ряду разместились хороводы барышень, зверюшек, всадников. С тех пор и стали каждую зиму лепить игрушки на продажу. Вся земля в Кожле бедная была, урожаи маленькие. Все женщины и дети были заняты делом всю зиму. Да и русская пословица гласит:

«Труд человека кормит, а лень портит»
3). Выступление группы детей, подготовивших сообщение о том, почему кожлянская игрушка свистит.


Почему игрушка свистит?
А действительно, почему? Сами мастера отвечают на этот вопрос так: - Всегда свистела! Эти слова совершенно ничего не объясняют. И в то же время говорят о самом главном. О том ,что игрушка такая, какая она есть и в настоящее время, пришла к нам из глубины веков. Именно в этом и кроется ответ на вопрос, почему игрушка свистит. Оказывается, славяне во времена дохристианские изображали в глине божков и священных животных. А так как наши предки верили в магическую (волшебную) силу свиста (как, впрочем, и других резких звуков), то все без исключения глиняные фигурки они наделяли свистком. Пользуясь им, славяне надеялись на то, что отпугивают от себя и своих близких злые силы и привлекают добрые. А времена менялись, другой становилась значимость глиняных изделий. К уже известным сюжетам добавлялись новые, но обязательной оставалась одна особенность - непременное наличие свистка. А современные мастера так говорят по этому поводу: -Игрушка со свистком, и если он не свистит - это брак.

/слайды №9-12/ В кожлянском промысле нет несвистящих игрушек. Все они имеют разделение на две большие группы. Одну, многочисленную, составляют простые, одиночные фигурки, изображающие домашних и диких птиц и животных. Эти фигурки не имеют права на существование без свистка, так и называются «свистульки» или «свистуны». Это первое их название, уже потом идёт обозначение фигурки по изображению: «петушок», «курочка», «лягушка» …
/слайды №13-16/ В другую группу входят игрушки сложные, они состоят из двух, а нередко из трёх и более фигурок. Например, если это барышня, то непременно с «лисичкой» или «курочкой»-свистком или другой фигуркой подобного типа под мышкой. В наименовании этих игрушек на первом месте стоит название её, то есть «Тройка», «Всадник», «Царевна-лягушка»… Далее следует обязательное дополнение : «Со свистком». Есть игрушки и с двумя свистками. Кожлянский свисток имеет четыре отверстия. Это одно из твёрдых правил, которому мастера следовали из поколения в поколение. Причём, свист можно извлекать уже при помощи двух основных отверстий, которые, собственно, и составляют свисток. Эту часть игрушки мастера так и называют звуковой. Ещё два аккуратных круглых отверстия по бокам игрушки позволяют извлекать из неё нехитрые мелодии-переливы. У кожлянской игрушки высокий, лёгкий, протяжный свист. Это одна из особенностей, которая отличает её от всех других. Поскольку когда-то глиняные фигурки имели значение культовых, то есть выражали определённую религиозную идею, то и свист раздавался в назначенные сроки: во время тех или иных обрядов. Но как рассказывает нам история возникновения кожлянской игрушки, она родилась в конце XVIII века (хотя В.В,Ковкина уверена, что деревня существовала ещё до барина) и уже явно не могла быть культовой. Хотя, бесспорно, она появилась не на пустом месте и несла в себе стародавние традиции. Одна из них - свист. К тому же, игрушка для детей, какой она возникла в Кожле, если бы не звучала, была бы для ребят совершенно не интересной. Так право свиста перешло к детворе. А уж она-то свистит, когда хочет и где только может.

ФИЗМИНУТКА /Танцевальные движения детей под музыкальное сопровождение №2 - «Светит месяц» - минусовка/
4) Выступление группы детей подготовивших сообщение о правилах раскраски кожлянской игрушки.

КАК КРАСИТЬ КОЖЛЯНСКУЮ ИГРУШКУ

/слайды №17,18/
Это выражении мастериц. Красить - и украшать, и расписывать - то есть наряжать. Традиционная манера росписи кожлянской игрушки:

  1. Косая мелкая решёточка;
  2. «Ёлочка» - её веточки могут быть направлены и вверх, и вниз;
  3. Короткие, не очень часто положенные параллельные полосочки;
  4. Пятнышки (любым из четырёх цветов);
  5. «Волна», каждая из трёх разного цвета, но все они - между жёлтыми полосочками;
  6. Полоски, все три - одной краской - между жёлтыми;
  7. «Звёздочки», произвольно поставленные;
  8. «Виноград», на крупную игрушку - всадника, барыню - В.В.Ковкина выдумала его в 1995 году.
На юбке барыни, на всаднике в первую очередь накладывали продольные жёлтые полоски, у коня - первая полоска - по морде. Если игрушка большая, например корова-копилка, то тянет к пейзажу. Кожлянские мастерицы строго придерживаются фиолетового, малинового, зелёного, жёлтого цветов. По необходимости вынужденно прибегают к вариантам, например, от фиолетового до синего, от малинового до красного. Наши предки пользовались красителями из натуральных природных веществ: травы, шелухи лука, коры ольхи, разводили мел на молоке и красят. Традиционно кожлянские мастерицы в краску добавляют молоко и яйцо. Молоко - для сочности краски, яйцо - для прочности. Для блеска, если нет яйца, добавляли сахар. На старый манер «красят» игрушку гусиным или куриным пёрышком. Рисуют полоски и решётки, на головки и шляпки игрушек краску мастерицы кладут кисточкой. Особенность кожлянской игрушки состоит в том, что головки животных, кафтаны кавалеров, жакеты дам, головные уборы и тех, и других покрывают краской сплошь. Красота росписи игрушки во многом зависит от вкуса мастера, конечно, если это не выходит за рамки традиции. Так расписывали и расписывают игрушки из глины только в нашем Курском крае.
Учитель: Какие ещё виды глиняных игрушек вы знает? (дымковская, филимоновская, городецкая) Давайте сравним кожлянскую игрушку с дымковской:

/слайды №19,20/ 1-я ученица: (дымковской игрушке - с показом её на фотографии) Я среди своих - царица. И ярка, и белолица. И среди своих, девицы, Уважения частицу Я хотела бы иметь.

/слайд №21/ 2-я девочка: (о кожлянской игрушке - с показом её на фотографии) А я местная, своя, Знает обо мне Земля. Я поездила по свету, Славя и деревню эту, И старинных мастериц.

  1. Рассказ учителя о том, что символизирует собой каждая игрушка/

/слайды №22-26/


Учитель: Игрушки изображали не просто людей, животных, предметы. Это были образы - символические знаки. 1 слайд - Женская фигура олицетворяла силы плодородия Земли. 2 слайд - Конь считался слугой Солнца и приносил людям его благодать. 3 слайд - Птицы предвещали весну и лето, были вестниками богини Матери-Земли. 4 слайд - Козёл выступает как покровитель урожая: «Где козёл ходит - там жито родит». В игрушках передавались ребёнку понятия об окружающем мире, о добре и зле, счастья и красоте.




6) Выступление группы детей подготовивших сообщение о том, как «выживала» местная игрушка в годы Великой Отечественной войны/


КОЖЛЯНСКАЯ ИГРУШКА ПРОДОЛЖАЛА ЖИТЬ И В ГОДЫ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

/слайды №27-30/ Война. В деревне Кожля появились фашисты, но Валентина Венедиктовна Ковкина занималась игрушкой и тогда. Как это происходило? Ведь не было глины, за ней надо было идти по дороге, разбитой войной 7 км, где каждую минуту ждала опасность: могли быть мины, неразорвавшиеся снаряды. А где можно было взять краски? Да и зачем в войну лепить игрушки из глины? Валентина Венедиктовна со своей мамой Анной Гавриловной лепила игрушку во время всей войны, за исключением одной - единственной недели. Были дни, когда стреляли возле самого дома, становилось страшно, и мать с дочерью спускались в подвал. Немцы в их хату не пришли. Анна Гавриловна перед их приходом в деревню предусмотрительно разбросала по хате навоз, сено и всякий мусор. Изба стала выглядеть как хлев. Немцы пришли, посмотрели и сказали: «Как вы здесь живёте?» - Повернулись, ушли и больше не приходили. Анна Гавриловна лепила маленькие игрушки, не более 3 см в высоту, и только совушек и петухов. Глины не было. Мастерица вырыла прямо в доме, в нём деревянный пол отсутствовал, небольшую яму и набирала из неё глей. Он был тёмного цвета, после разведения его водой получалась полужидкая смесь. После обжига игрушка приобретала тёмно-красный цвет. Для росписи Анна Гавриловна употребляла все традиционные краски, кроме жёлтой, которую быстро израсходовали. В войну мастерицы сбывали игрушки по-разному. Во-первых, сами же кожляне покупали оптом у мастериц-игрушечниц их изделия. Во-вторых, Валентина Венедиктовна носила их в Иванино (15 км) и в Рыльск (80 км). В-третьих, мастерица носила игрушки по деревням: Афанасьевка, Макаровка, Мармыжи. Они находятся от Кожли в пределах 15-20 км. …Позади почти день пути, тревоги, голодные дети. А в эту минуту санки, груженные горшками и игрушками, руки оттянули, и усталость одолела. В деревнях посуду и игрушки из глины меняли на продукты. За одну игрушку давали картофелину, за большую или 3 маленьких - яйцо. Вот так «путешествовали» кожлянские бабы.
7) Рассказ учителя о том, как живёт кожлянская игрушка в наши дни

/слайды №31,32/ /Видеозапись фрагмента из курских новостей по каналу «Такт»/

IV. Выставка раскрашенных барельефов
V.Итог занятия:

- для чего создаются игрушки?

- что за местная чудо-игрушка?

- почему местную глиняную игрушку-свистульку назвали кожлянской?

- чем кожлянская игрушка отличается от глиняных игрушек других областей?
- Да, их создают чтобы дарить радость друг другу, поднимать настроение. А в память о нашем занятии гостям давайте подарим эти игрушки. Пусть настроение у всех будет радостным.
- Вы все хорошо поработали, показали прекрасные знания и умения, узнали новое о местных народных промыслах, которыми гордится наш край.

/слайд №33/
VI. Приглашение на ярмарку.

  1. Частушки:

Учитель: Эй, девчонки - хохотушки, Запевайте-ка частушки, Запевайте поскорей, Чтоб порадовать гостей.
1-я девочка: Ветры дуйте, ветры дуйте, Буйные, кружитесь! Мы на ярмарку идём - Все посторонитесь!
2-я девочка: Ой, идут богатыри, Ветер дует с Сейма! Наши курские ребята Чуть повыше клевера!
1-й мальчик: Высоки - не высоки, Видные да ладные. А вы, девчушки - хохотушки, Какие-то нескладные!
1-я девочка: Мы - нескладные девчушки?! Да что вы понимаете! Мы на ярмарку идём - Все нам улыбаются!
2-й мальчик: Эх, и вправду хороши Милые девчонки! Не сердитесь, пригласите Петь частушки звонкие.
2-я девочка: А вот так - другое дело, Милые ребятки. Чем ругаться, лучше петь, Не играя в прятки.
Все: Мы частушки вам пропели, Очень мы старалися, Мы желаем, чтобы гости Чаще улыбалися!

/Музыкальное приложение №3 - «Коробейники» (Ой полным полна моя коробушка...)

/

  1. Коробейники: ( на фоне музыки)
1-й: Эй, не стойте у дверей, Заходите к нам скорей! На товары полюбуйтесь, До смотрите веселей.
2-й: Мы, ребята, удалые! Мы, ребята, озорные!
3-й: Всех на ярмарку зовём, Мы игрушки продаём!
1-й: Здесь игрушки знатные, Красивые, нарядные. Они повсюду славятся, Авось, и нам понравятся!
2-й: Полюбуйтесь: вряд стоят Кожлянские игрушки: Петушки точёные Просто загляденье! Мастером расписаны Всем на удивленье!
3-й: А ну, честной народ! Подходи посмелей! Покупай товар, Не робей!
1-й: Не ходите никуда, Подходите все сюда!
2-й: Кушайте, питайтесь, На нас не обижайтесь!
/Коробейники дарят гостям расписанные барельефы кожлянских игрушек, угощают выпечкой в виде фигурок кожлянской игрушки/ /Музыкальное приложение №4 -анс. «Сударушка», «Валенки» - минусовка/


Литература

Шабанов Н. К., Спесивцев Ю. С. Всадник на трёхглавом коне. Декоративное искусство и народные промыслы Курского края: Сборник статей. Под ред.

Н. К. Шабанова - ИЗДАТЕЛЬСТВО КГУ, 2006.

Скобликова Т. Е. Связуя нить времен: Историческая литература. - Курская городская типография, 2001.

Петрова В. Б. Курская-Кожлянская игрушка. Традиции и современность. Традиционная народная культура: современное состояние, проблемы, перспективы: Материалы II межрегиональной научно-практической конференции. Под ред. Т. Ю. Нестеренко - Курск, 2009.

© При подготовке материалов использовалась информация из Internet-ресурсов



© 2010-2022