- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по риторике. 1 класс ФГОС
Рабочая программа по риторике. 1 класс ФГОС
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иванова Г.В. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Согласовано
Руководитель МО учителей начальных классов___________ Торопова Т.С.
Проведена экспертиза на МО
протокол № _____________
от «___» __________ 2015 г.
Утверждена
Приказ по гимназии
от «____»____________2015 г.
Директор гимназии
_______________________
Чистякова М.А.
Согласовано
Председатель МС
___________________Захарова М.М.
Рассмотрена на заседании МС
протокол № _____________
от «___» __________ 2015 г.
Рабочая программа по
риторике
для 1 класса
Составили: учителя начальных классов
Иванова Г.В., категория высшая,
Шакурина М.Т., категория высшая
г. Переславль-Залесский, 2015 г
-
Пояснительная записка
-
Общая характеристика учебного курса
-
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений: - осознавать роль речи в жизни людей; - оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации; - объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.). Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): - соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности; - реализовывать простое высказывание на заданную тему; - ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих; - самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари; - учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности; - делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса. Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений: - различать устное и письменное общение; - различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях; - уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи; - анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения; - продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения; - распознавать и вести этикетный диалог; - отличать текст от набора предложений, записанных как текст; - находить по абзацным отступам смысловые части текста; - выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам; - осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их; - выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста; - сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов; - сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте; - оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
-
Содержание учебного курса
1 класс (33 часа)
ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества. Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру. Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Виды речевой деятельности. Слушание. Правила для слушающего. Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.) Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.) Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону. ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. Вывеска как информационный текст. Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону). Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.
-
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Тема урока
Количество часов
Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) - на необходимом уровне, (П) - на программном уровне1
ОБЩЕНИЕ (I часть - 16 часов)
Речь в жизни человека.
Знакомство с учебной тетрадью.
1
Объяснять значение речи, общения в жизни людей (Н).
Познакомиться с учебником (Н).
Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях (П). Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения (П). Объяснять, зачем нужны вывески (Н). Различать вывески - слова и вывески-рисунки (Н).
Обозначать вывески некоторых магазинов, кафе и т.д. (Н).
Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения.
2
Вывески, их информационная роль.
1
РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, ЧУВСТВА
Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся.
2
Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства (Н).
Объяснять, что словом можно влиять на людей - поднять настроение, огорчить, утешить (Н).
Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.
Давайте договоримся
1
РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ
Говорим - слушаем, читаем - пишем.
1
Называть виды речевой деятельности (Н).
Различать устную и письменную речь (П).
Устная речь. Громко-тихо.
Быстро-медленно.
Узнай по голосу.
Правила разговора по телефону.
Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.
2
1
2
Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях (Н). Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д. (Н). Оценивать использование этикетных формул при телефонном разговоре (Н). Моделировать телефонный разговор в соответствии с условиями общения (Н). Называть средства несловесного общения (Н), объяснять их значение при устном общении (Н). Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (Н).
Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм прощания в разных ситуациях (П). Моделировать своё речевое поведение в ситуации прощания в зависимости от условий общения (П). Оценивать степень вежливости собеседника при разговоре (Н).
Называть правила вежливости при разговоре (Н).
Объяснять, почему их следует соблюдать (Н).
Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм благодарности в разных ситуациях (П). Моделировать вежливое речевое поведение как ответ на подарок, помощь и т.д. в зависимости от условий общения (П). Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам.
Исполнять эти речевые произведения, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д.
Прощаемся в разных ситуациях общения.
1
Правила вежливого поведения во время разговора.
1
Благодарим за подарок, услугу.
1
ТЕКСТ (II часть - 17 часов)
Текст - что это такое? О ком? О чём? (Тема текста). Заголовок. Разные заголовки.
4
Различать текст и набор предложений (Н).
Определять тему текста (Н).
Объяснять роль заголовка (Н).
Озаглавливать текст (Н).
Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм извинения в разных случаях (П). Моделировать своё речевое поведение в зависимости от ситуации извинения (П).
Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте (Н). Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях (Н).
Выделять незнакомые слова в тексте (Н).
Выяснять значение непонятных слов (Н).
Определять основную мысль текста (Н).
Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте (Н).
Выделять начало, основную часть, конец текста (Н).
Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях (Н).
Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач (П).
Называть изученные признаки текста (Н).
Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года (Н).
Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей
(Н).
Извинение.
1
Очень важные слова.
1
Знакомые незнакомцы.
1
Ключ к тексту (основная мысль текста).
1
Оформление текста на письме. Знаки в тексте.
Абзацы.
2
Как построен текст.
2
Обращение.
2
Повторение и обобщение.
2
-
Поурочное планирование с указанием формируемых УУД
Тема урока
Количество часов
Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) - на необходимом уровне, (П) - на программном уровне2 Формируемые УУД (Личностные, Регулятивные, Коммуникативные, Познавательные) Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)
1-А
класс
1-Б
класс
ОБЩЕНИЕ (I часть - 16 часов)
Речь в жизни человека.
Знакомство с учебной тетрадью.
1
Объяснять значение речи, общения в жизни людей (Н).
Познакомиться с учебником (Н).
Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях (П). Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения (П). Объяснять, зачем нужны вывески (Н). Различать вывески - слова и вывески-рисунки (Н).
Обозначать вывески некоторых магазинов, кафе и т.д. (Н).
Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
•осознавать роль речи в жизни людей;
•оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
•объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
•соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
•реализовывать простое высказывание на заданную тему;
•ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
•самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
•учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
•делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
•различать устное и письменное общение;
•различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
•уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
•анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
•продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
•распознавать и вести этикетный диалог;
•отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
•находить по абзацным отступам смысловые части текста;
•выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
•осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
•выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
•сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
•сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
•оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения. Индивидуальная, Групповая,
Фронтальная
Учимся вежливости.
1 Индивидуальная, Групповая,
Фронтальная
Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения.
1 Индивидуальная, Групповая, Фронтальная
Вывески, их информационная роль.
1 Индивидуальная, Групповая,
Фронтальная
РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, ЧУВСТВА
Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает.
1
Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства (Н).
Объяснять, что словом можно влиять на людей - поднять настроение, огорчить, утешить (Н).
Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.
Индивидуальная, Групповая,
Фронтальная
Удивляемся, радуемся, огорчаемся.
1 Индивидуальная, Групповая, Фронтальная
Давайте договоримся
1 Индивидуальная, Групповая,
Фронтальная
РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ
Говорим - слушаем, читаем - пишем.
1
Называть виды речевой деятельности (Н).
Различать устную и письменную речь (П). Индивидуальная, Групповая,
Фронтальная
Устная речь. Громко-тихо.
Быстро-медленно.
Узнай по голосу.
Правила разговора по телефону.
Несловесные средства устного общения: мимика
Несловесные средства устного общения: жесты.
1
1
1
1
1
Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях (Н). Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д. (Н). Оценивать использование этикетных формул при телефонном разговоре (Н). Моделировать телефонный разговор в соответствии с условиями общения (Н). Называть средства несловесного общения (Н), объяснять их значение при устном общении (Н). Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (Н).
Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм прощания в разных ситуациях (П). Моделировать своё речевое поведение в ситуации прощания в зависимости от условий общения (П). Оценивать степень вежливости собеседника при разговоре (Н).
Называть правила вежливости при разговоре (Н).
Объяснять, почему их следует соблюдать (Н).
Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм благодарности в разных ситуациях (П). Моделировать вежливое речевое поведение как ответ на подарок, помощь и т.д. в зависимости от условий общения (П). Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам.
Исполнять эти речевые произведения, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д. Индивидуальная, Групповая,
Фронтальная
Прощаемся в разных ситуациях общения.
1 Индивидуальная, Групповая,
Фронтальная
Правила вежливого поведения во время разговора.
1 Индивидуальная, Групповая,
Фронтальная
Благодарим за подарок, услугу.
.
1
Индивидуальная, Групповая,
Фронтальная
ТЕКСТ (II часть - 17 часов)
Текст - что это такое?
1
Различать текст и набор предложений (Н).
Определять тему текста (Н).
Объяснять роль заголовка (Н).
Озаглавливать текст (Н).
Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм извинения в разных случаях (П). Моделировать своё речевое поведение в зависимости от ситуации извинения (П).
Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте (Н). Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях (Н).
Выделять незнакомые слова в тексте (Н).
Выяснять значение непонятных слов (Н).
Определять основную мысль текста (Н).
Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте (Н).
Выделять начало, основную часть, конец текста (Н).
Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях (Н).
Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач (П).
Называть изученные признаки текста (Н).
Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года (Н).
Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей
(Н). Индивидуальная, Групповая,
Фронтальная
О ком? О чём?
(Тема текста).
1 Индивидуальная, Групповая, Фронтальная
Заголовок.
1 Индивидуальная, Групповая, Фронтальная
Разные заголовки.
1 Индивидуальная, Групповая, Фронтальная
Извинение.
1 Индивидуальная, Групповая,
Фронтальная
Очень важные слова.
1
Индивидуальная, Групповая,
Фронтальная
Знакомые незнакомцы.
1 Индивидуальная, Групповая,
Фронтальная
Ключ к тексту (основная мысль текста).
1 Индивидуальная, Групповая,
Фронтальная
Оформление текста на письме.
1 Индивидуальная, Групповая,
Фронтальная
Знаки в тексте.
1 Индивидуальная, Групповая,
Фронтальная
Абзацы.
1 Индивидуальная, Групповая, Фронтальная
Как построен текст.
1 Индивидуальная, Групповая,
Фронтальная
Начало, основная часть, конец текста.
1 Индивидуальная, Групповая, Фронтальная
Обращение.
1
Индивидуальная, Групповая,
Фронтальная
Вежливое общение в жизни людей
1 Индивидуальная, Групповая, Фронтальная
Речевые средства обращения в разных ситуациях
1 Индивидуальная, Групповая,
Фронтальная
Повторение и обобщение.
1
Индивидуальная, Групповая,
Фронтальная
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Р.И.Никольская, Г.И.Сорокина «Детская риторика в рассказах и рисунках» 1 класс, ч.1,2 ,учебник -М.: Баласс; Ювента, 2013.
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Р.И.Никольская, Г.И.Сорокина «Детская риторика» 1 класс,методические рекомендации для учителя -М.: Баласс; Ювента, 2012.
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. - М. : Баласс; Ювента. В книге раскрывается процесс обучения по учебным пособиям «Детская риторика», «Школьная риторика», «Риторика» для 1-11-го классов в соответствии с образовательной программой «Школа 2100». Авторы рассказывают о современной риторике общения: её содержании, программе, специфике этого учебного предмета, об особенностях построения уроков риторики; приводят разработки уроков для разных классов.
- Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М. : Баласс; Ювента. В пособии рассматривается реализованная в учебниках риторики технология обучения речевым жанрам как разновидностям текста, которые реально существуют в жизни и которыми нужно овладеть, чтобы общение было успешным. Каждая глава содержит необходимые теоретические сведения и разработки уроков
УМК для обучающихся:
-
Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Р.И.Никольская, Г.И.Сорокина «Детская риторика в рассказах и рисунках» 1 класс, ч.1,2 ,учебник -М.: Баласс; Ювента, 2013
- DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
- цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
- компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.
- классных газет и журналов (компьютер);
- фотоальбомов (фотоаппарат);
- DVD- и видеозаписей (DVD- и видеокамера, DVD-плеер и видеомагнитофон) риторических праздников, конкурсов и т.д.
-
Планируемые результаты изучения учебного курса
-
различать устное и письменное общение;
-
различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
-
уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
-
анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
-
продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
-
распознавать и вести этикетный диалог;
-
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
-
находить по абзацным отступам смысловые части текста;
-
выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
-
осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
-
выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
-
сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
-
сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
-
оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения
1
2