- Преподавателю
- Начальные классы
- Материал для работы на уроках русского языка во II классе по теме «Задания для работы со словами с непроверяемыми написаниями»
Материал для работы на уроках русского языка во II классе по теме «Задания для работы со словами с непроверяемыми написаниями»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гамбургер Т.М. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»-
«Школа здоровья и развития»
Материал для работы на уроках русского языка во II классе
по теме «Задания для работы со словами с непроверяемыми написаниями».
Учитель начальных классов: Гамбургер Т.М.
г.Радужный
2016 год.
Пояснительная записка. Основой для разработки данной системы заданий стало наличие большого количества ошибок в словах с непроверяемыми написаниями. Цель данных заданий помочь учителю организовать работу над этими словами. Задания подобраны в соответствии с содержанием программного материала по русскому языку 2 класса и направлены на развитие УУД. В процессе работы ученику отводится активная роль, что способствует более прочному запоминанию правописания и лексического значения слов. На работу с каждой группой слов отводится две недели. Но учитель может изменить продолжительность в зависимости от качественного состава класса. В первом разделе данного дидактического материала слова из словаря сгруппированы по примерным темам. Во втором разделе в качестве примера представлены этапы работы над второй группой слов. Предложены задания для изучения слов на уроках русского языка по теме «Мягкие и твёрдые согласные звуки и их обозначение на письме». Задания рекомендовано подбирать в соответствии с задачами урока и с темой урока. Работу с каждой группой слов следует начинать с выяснения лексического значения. Непонимание значения одного слова часто ведёт к непониманию всего читаемого учеником текста. Запоминание значения слова должно быть осмысленным. Не стоит запоминать значение слова точно по словарю, а передавать его значение своими словами. Что позволит увеличить словарный запас и развивать речь, включать эти слова в речевую практику учеников. Вторым этапом является работа над звуковым и буквенным образом слова. Найти «трудное место» в слове помогает орфографическое и орфоэпическое проговаривание слов с целью нахождения различий звука и буквы в слабой позиции. Как известно, ученики лучше запоминают то, что выяснили сами. Третий этап - знакомство с происхождением слов с использованием этимологического словаря. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание. На четвёртом этапе провожу первичную проверку знаний написания слов изучаемой группы с целью планирования дальнейшей работы. Используются следующие виды диктанта: словарный, выборочный или картинный. Пятый этап основан на занимательных играх. Игры вызывают интерес учеников младших классов, тем самым формируют мотивацию к овладению новыми знаниями. В процессе дидактических игр развиваются познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД. На шестом этапе проводится комментированный диктант, во время которого ученики дают необходимые пояснения правописания слов. Для диктанта использую пословицы, поговорки, фразеологические обороты со словами изучаемой группы. Седьмой этап - решение кроссвордов в группах. Кроссворды учащиеся готовят дома заранее. Во втором классе даю ученикам возможность самостоятельно объединяться в группы или в пары. Для решения кроссвордов на уроке ученики меняются своими работами. Использование орфографического словаря при решении кроссворда даёт возможность решить спорные вопросы в выборе буквы, обозначающей слабую позицию звука и закрепить знания написания слов и умения работать со справочной литературой. На последнем этапе провожу контрольный диктант. По его итогам следует вывод о продолжении работы над этими словами или переходе к работе над словами новой группы. Такую работу со словами из словаря можно проводить по любому УМК, так как задания для работы возможно менять в зависимости от темы урока и направлять работу со словами из словаря на закрепления изучаемой темы. Подобранный материал включает в работу различные виды памяти: зрительную, речедвигательную, слуховую, ассоциативную. Позволяет развивать интерес к предмету, УУД через активные формы работы.
Ожидаемые результаты Познавательные УУД
- находить нужную дидактическую иллюстрацию;
- работать с источниками информации (словарями);
- получат навыки инструментального освоения алфавита.
Коммуникативные УУД
-
строить понятные для партнера высказывания;
-
воспринимать другое мнение и позицию;
Регулятивные УУД
- понимать, что нужно и можно выполнять работу над ошибками;
- проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.
Личностные УУД:
- сотрудничать со сверстниками в разных социальных ситуациях;
- не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
I раздел Примерное деление слов на группы.
- Молоко, хорошо, воробей, мороз, корова, сорока, город, ворона.
- Ветер, заяц, лисица, медведь, медведица, собака, капуста, ягода, берёза.
- Быстро, весело, скоро, спасибо, фамилия, хорошо, пальто, здравствуй.
- Девочка, дежурный, карандаш, класс, учитель, ученик, пенал, тетрадь, ребята.
- Урожай, капуста, машина, ягода, лопата, петух, деревья, собака.
- Сапоги, Москва, работа, коньки, одежда, пальто, платок, посуда.
- Здравствуй, народ, берёза, суббота, Родина, язык, русский, товарищ.
II раздел
I этап Знакомство с лексическим значением слов, используя толковый словарь. Общеклассная форма работы и работа в парах. Задания.
- Объяснить лексическое значение каждого слова. Обратить внимание на переносный смысл некоторых слов.
- Проверить правильность ответа по толковому словарю.
- Списать слова в тетрадь, поставить ударение, выделить безударную гласную.
II этап. Работа над звуковым и буквенном образом слова. Общеклассная форма работы. Слова записаны на классной или интерактивной доске. Можно использовать индивидуальный словарик. Задания.
- Прочитать слова орфографически.
- Прочитать слова орфоэпически.
- Выделить букву, обозначающую звук в слабой позиции.
- Определить мягкость или твёрдость согласного звука перед гласными буквами.
- Назвать гласные буквы, показатели мягкости, твёрдости согласных.
III этап. Знакомство с происхождением слов с использованием этимологического словаря. Но не каждое объяснение помогает запомнить написание слова. В таком случае ученикам предлагаю творческую работу: придумать своё объяснение правописания слов.
- Собака охраняет собственность.
- Медведь мёд ведает.
- Капуста похожа на большую каплю.
- Ягоды походи на щёчки по форме. Слово образовалось от яг - «щёчки» с помощью частички - од - .
- У берёзы кора белого цвета.
- В слове заяц над буквой «Я» нарисовать длинные ушки.
- В слове ветер над буквой «Е» под наклоном рисуют веточки дерева, показывая ветер.
IV этап Картинный диктант проводить можно в письменной форме или устной. Во время устного диктанта для обратной связи использую карточки с буквами. Сразу можно выявить учеников, у которых пробелы в знаниях.
V этап Проведение занимательных игр. Индивидуальная или парная форма работы.
Карточка №1. Игра «Замени одним словом». Запиши слова в алфавитном порядке. Выдели мягкие и твёрдые согласные.
- Движение потока воздуха.
- Хищный зверь, хитрый человек.
- Домашнее животное для охраны дома.
- Крупный всеядный зверь, грузный неуклюжий человек.
- Огородное растение с завивающимися в кочан листьями.
- Небольшой пугливый зверёк, безбилетный пассажир.
- Небольшой сочный плод кустарника или трав.
Карточка №2 Игра «Угадай слово». Запиши слова в алфавитном порядке. Выдели мягкие и твёрдые согласные. Дугой покажи слоги. Б .р.з. , в.т.р, з..ц, с.б.к. , к.п.ст. , .г.д., л.с.ц., м.дв.д.ц., м.дв.дь.
Карточка №3 Игра «Собери слово». Запиши с делением на слоги для переноса. Бе си рё ве ведь го яц тер за ли за ве мед ди со ка ца мед ба пус я ка та ца Задания, выполненные на карточках, с большим интересом проверяют ребята друг у друга или на интерактивной доске.
V Iэтап Комментированное письмо. Общеклассная форма работы.
- Бросать слова на ветер.
- Заяц уж сед - навидался бед.
- Хорошая капустка в кочан завьётся.
- Лисица - старая льстица.
- Медвежья услуга.
- Не учи щуку плавать, а собаку лаять.
- Собирай по ягодке - наберёшь кузовок.
- Где дубняк, там березняк..
VIIэтап Решение кроссворда в группах. Проверь, если необходимо, правильность написания слов по орфографическому словарю.
VIIIэтап Контрольный диктант.
В берёзовой роще. Лето. Ветер гуляет в берёзовой роще. Здесь живут медведь с медведицей, лисица, заяц. Для него мы принесли капусту. Дети собирают ягоды, а собака Шарик бегает вокруг них.