• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Материал для работы на уроках русского языка во II классе по теме «Задания для работы со словами с непроверяемыми написаниями»

Материал для работы на уроках русского языка во II классе по теме «Задания для работы со словами с непроверяемыми написаниями»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»-

«Школа здоровья и развития»



Материал для работы на уроках русского языка во II классе

по теме «Задания для работы со словами с непроверяемыми написаниями».



Учитель начальных классов: Гамбургер Т.М.













г.Радужный

2016 год.

Пояснительная записка. Основой для разработки данной системы заданий стало наличие большого количества ошибок в словах с непроверяемыми написаниями. Цель данных заданий помочь учителю организовать работу над этими словами. Задания подобраны в соответствии с содержанием программного материала по русскому языку 2 класса и направлены на развитие УУД. В процессе работы ученику отводится активная роль, что способствует более прочному запоминанию правописания и лексического значения слов. На работу с каждой группой слов отводится две недели. Но учитель может изменить продолжительность в зависимости от качественного состава класса. В первом разделе данного дидактического материала слова из словаря сгруппированы по примерным темам. Во втором разделе в качестве примера представлены этапы работы над второй группой слов. Предложены задания для изучения слов на уроках русского языка по теме «Мягкие и твёрдые согласные звуки и их обозначение на письме». Задания рекомендовано подбирать в соответствии с задачами урока и с темой урока. Работу с каждой группой слов следует начинать с выяснения лексического значения. Непонимание значения одного слова часто ведёт к непониманию всего читаемого учеником текста. Запоминание значения слова должно быть осмысленным. Не стоит запоминать значение слова точно по словарю, а передавать его значение своими словами. Что позволит увеличить словарный запас и развивать речь, включать эти слова в речевую практику учеников. Вторым этапом является работа над звуковым и буквенным образом слова. Найти «трудное место» в слове помогает орфографическое и орфоэпическое проговаривание слов с целью нахождения различий звука и буквы в слабой позиции. Как известно, ученики лучше запоминают то, что выяснили сами. Третий этап - знакомство с происхождением слов с использованием этимологического словаря. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание. На четвёртом этапе провожу первичную проверку знаний написания слов изучаемой группы с целью планирования дальнейшей работы. Используются следующие виды диктанта: словарный, выборочный или картинный. Пятый этап основан на занимательных играх. Игры вызывают интерес учеников младших классов, тем самым формируют мотивацию к овладению новыми знаниями. В процессе дидактических игр развиваются познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД. На шестом этапе проводится комментированный диктант, во время которого ученики дают необходимые пояснения правописания слов. Для диктанта использую пословицы, поговорки, фразеологические обороты со словами изучаемой группы. Седьмой этап - решение кроссвордов в группах. Кроссворды учащиеся готовят дома заранее. Во втором классе даю ученикам возможность самостоятельно объединяться в группы или в пары. Для решения кроссвордов на уроке ученики меняются своими работами. Использование орфографического словаря при решении кроссворда даёт возможность решить спорные вопросы в выборе буквы, обозначающей слабую позицию звука и закрепить знания написания слов и умения работать со справочной литературой. На последнем этапе провожу контрольный диктант. По его итогам следует вывод о продолжении работы над этими словами или переходе к работе над словами новой группы. Такую работу со словами из словаря можно проводить по любому УМК, так как задания для работы возможно менять в зависимости от темы урока и направлять работу со словами из словаря на закрепления изучаемой темы. Подобранный материал включает в работу различные виды памяти: зрительную, речедвигательную, слуховую, ассоциативную. Позволяет развивать интерес к предмету, УУД через активные формы работы.




Ожидаемые результаты Познавательные УУД

  • находить нужную дидактическую иллюстрацию;
  • работать с источниками информации (словарями);
  • получат навыки инструментального освоения алфавита.

Коммуникативные УУД
  • строить понятные для партнера высказывания;

  • воспринимать другое мнение и позицию;

Регулятивные УУД

  • понимать, что нужно и можно выполнять работу над ошибками;
  • проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.

Личностные УУД:

  • сотрудничать со сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


I раздел Примерное деление слов на группы.

  1. Молоко, хорошо, воробей, мороз, корова, сорока, город, ворона.
  2. Ветер, заяц, лисица, медведь, медведица, собака, капуста, ягода, берёза.
  3. Быстро, весело, скоро, спасибо, фамилия, хорошо, пальто, здравствуй.
  4. Девочка, дежурный, карандаш, класс, учитель, ученик, пенал, тетрадь, ребята.
  5. Урожай, капуста, машина, ягода, лопата, петух, деревья, собака.
  6. Сапоги, Москва, работа, коньки, одежда, пальто, платок, посуда.
  7. Здравствуй, народ, берёза, суббота, Родина, язык, русский, товарищ.



II раздел
I этап Знакомство с лексическим значением слов, используя толковый словарь. Общеклассная форма работы и работа в парах. Задания.

  • Объяснить лексическое значение каждого слова. Обратить внимание на переносный смысл некоторых слов.
  • Проверить правильность ответа по толковому словарю.
  • Списать слова в тетрадь, поставить ударение, выделить безударную гласную.

II этап. Работа над звуковым и буквенном образом слова. Общеклассная форма работы. Слова записаны на классной или интерактивной доске. Можно использовать индивидуальный словарик. Задания.
  • Прочитать слова орфографически.
  • Прочитать слова орфоэпически.
  • Выделить букву, обозначающую звук в слабой позиции.
  • Определить мягкость или твёрдость согласного звука перед гласными буквами.
  • Назвать гласные буквы, показатели мягкости, твёрдости согласных.

III этап. Знакомство с происхождением слов с использованием этимологического словаря. Но не каждое объяснение помогает запомнить написание слова. В таком случае ученикам предлагаю творческую работу: придумать своё объяснение правописания слов.

  • Собака охраняет собственность.
  • Медведь мёд ведает.
  • Капуста похожа на большую каплю.
  • Ягоды походи на щёчки по форме. Слово образовалось от яг - «щёчки» с помощью частички - од - .
  • У берёзы кора белого цвета.
  • В слове заяц над буквой «Я» нарисовать длинные ушки.
  • В слове ветер над буквой «Е» под наклоном рисуют веточки дерева, показывая ветер.

IV этап Картинный диктант проводить можно в письменной форме или устной. Во время устного диктанта для обратной связи использую карточки с буквами. Сразу можно выявить учеников, у которых пробелы в знаниях.
V этап Проведение занимательных игр. Индивидуальная или парная форма работы.
Карточка №1. Игра «Замени одним словом». Запиши слова в алфавитном порядке. Выдели мягкие и твёрдые согласные.
  • Движение потока воздуха.
  • Хищный зверь, хитрый человек.
  • Домашнее животное для охраны дома.
  • Крупный всеядный зверь, грузный неуклюжий человек.
  • Огородное растение с завивающимися в кочан листьями.
  • Небольшой пугливый зверёк, безбилетный пассажир.
  • Небольшой сочный плод кустарника или трав.

Карточка №2 Игра «Угадай слово». Запиши слова в алфавитном порядке. Выдели мягкие и твёрдые согласные. Дугой покажи слоги. Б .р.з. , в.т.р, з..ц, с.б.к. , к.п.ст. , .г.д., л.с.ц., м.дв.д.ц., м.дв.дь.
Карточка №3 Игра «Собери слово». Запиши с делением на слоги для переноса. Бе си рё ве ведь го яц тер за ли за ве мед ди со ка ца мед ба пус я ка та ца Задания, выполненные на карточках, с большим интересом проверяют ребята друг у друга или на интерактивной доске.
V Iэтап Комментированное письмо. Общеклассная форма работы.
  • Бросать слова на ветер.
  • Заяц уж сед - навидался бед.
  • Хорошая капустка в кочан завьётся.
  • Лисица - старая льстица.
  • Медвежья услуга.
  • Не учи щуку плавать, а собаку лаять.
  • Собирай по ягодке - наберёшь кузовок.
  • Где дубняк, там березняк..

VIIэтап Решение кроссворда в группах. Проверь, если необходимо, правильность написания слов по орфографическому словарю.
VIIIэтап Контрольный диктант.

В берёзовой роще. Лето. Ветер гуляет в берёзовой роще. Здесь живут медведь с медведицей, лисица, заяц. Для него мы принесли капусту. Дети собирают ягоды, а собака Шарик бегает вокруг них.

© 2010-2022