Конспект урока русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Урок русского языка в 4 классе


« Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения»















Тема урока: Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения


Тип урока: урок закрепления изученного материала
Цели урока:

  • познакомиться с написанием слова «сверкать», запомнить его;

  • закреплять умение спрягать глаголы, распознавать спряжения глаголов с безударными окончаниями по неопределённой форме;

  • формировать навык опознавания глаголов-исключений, умения писать безударные окончания глаголов правильно в зависимости от типа спряжения;

  • развивать внимание, память, восприятие на слух, умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы;

  • продолжать работу по развитию речи учащихся, развивать логическое мышление.

Оборудование: презентация к уроку, тетради, учебники.

Ход урока.



1.Организация класса.
- Ребята! Как вы думаете какая часть речи могла о себе так сказать

Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду - всё в действие придет:
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растет.

-Это глагол. Сегодня мы работаем с этой частью речи.

- Оформление тетрадей (число, классная работа).

2.Актуализация знаний.

- Я называю группы однокоренных слов, а вы хлопаете, когда услышите глагол.

Зелень, зеленеет, зелёный.

Весёлый, веселеет, веселье.

Бег, бегун, бежит.

Пловец, плыть, плавание.

Каток, катание, кататься.

3.Словарная работа.

- На доске таблица. В этой таблице спрятались слова, найдите и назовите их

А

С

У

С

К

В

К

Т

Я

Т

О

В

Т

О

Ж

Н

Ж

Я

Е

Ё

Г

Е

Е

М

Я

Ш

Ь

И

Н

М

Ь

Р

Ф

Н

Е

Б

О

Г

А

Н

У

К

Г

П

О

К

Ш

Ы

А

О

О

А

О

С

К

Е

Т

Р

Л

Е

К

Т

Р

Ф

П

С

Ц

Н

К

Р

Н

Ь

Я

У

Е

Т

В

Ф

М

И

И

С

Т

Е

М

Р

Ё

Н

Е

Т

Я

Д

О

М

О

Л

Н

И

Я

Т


  • Придумайте зрительную опору к этому слову сверкать (детям предлагается рассмотреть картинки с изображением молнии и лампочки, на доску вывешивается карточка со словом «сверкать»).

Конспект урока русского языкаКонспект урока русского языкаКонспект урока русского языка


-Назовите синонимы к слову сверкать.

  • Придумайте предложение по картинке.

(Например: «На тёмном небе сверкает и горит молния».)

- Выполните синтаксический разбор предложения и дайте

характеристику.

- Дайте характеристику глаголу.

(время, лицо, число, вид, спряжение).

4. Физминутка (под музыку).

Отдыхаем и стараемся на слух запомнить глаголы. Дети кладут голову на руки.

- Реснички опускаются, глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем,

Дышится легко, ровно, глубоко,

Наши руки отдыхают,

Отдыхают, засыпают,

Шея не напряжена и расслаблена.

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется…

Дышится легко, ровно, глубоко.

Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать.

Потянулись и улыбнулись.

- Какие глаголы вы запомнили?

5.Блиц опрос.

  • Назовите три формы времени у глагола? Приведите примеры.

  • Какие формы будущего времени вы знаете? Приведите примеры.

  • В каком времени глагол изменяется по лицам?

  • Как называется изменение глаголов по лицам и числам?

  • В каком времени глагол изменяется по родам?

  • От чего зависит выбор буквы «Е» или «И» в безударном личном окончании глагола? (Зависит от спряжения: I - «Е»; II - «И»).

  • Как определить спряжение? (По неопределённой форме).

  • Все ли глаголы на - ИТЬ относятся ко II спряжению?

  • Перечислите глаголы-исключения.(3-4 чел.)

I спряжение

II спряжение



брить

стелить

Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть и обидеть и терпеть, и зависеть и вертеть. - Вы запомните, друзья, их на «е» спрягать нельзя!

- Назовите глаголы группы риска.

I спряжение

II спряжение

Сеять, веять, маяться,

Чуять, чаять, каяться,

Лаять, хаять и лелеять,

И надеяться и реять.


клеить

- Почему мы их называем глаголами группы риска? (В них имеются

опасные места).

6.Тренировочные устные упражнения.

-Перед вами слова, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы

1)С.диш., св.тлееш., кр.чиш., вл.заеш., зам.чаеш.,ч.рнееш..

-О какой орфограмме мы ещё ничего не сказали?

-Предположите, чем мы сегодня будем заниматься?

(упражняться в написании безударных личных окончаний глаголов)

-Вставьте безударную гласную в окончания глаголов и определите спряжение

2)Сидишь, светлеешь, кричишь, влезаешь, замечаешь, чернеешь. -Определить спряжение, пользуясь алгоритмом рассуждения. Вставить буквы «Е», «И» в окончания глаголов. Алгоритм.

  1. Ставлю ударение: изуча-ть. Безударная гласная в личных окончаниях глаголов.
  2. Это не глагол-исключение.
  3. Ставлю глагол в неопределённую форму - изучать. Перед - ть - гласная -а-, значит I спряжение, а в I спряжении присутствует гласная -е-, а в 3-ем лице мн.ч. окончания -ут, -ют.
  4. Изучаешь - окончание - ешь.

3) -Проверяем правильно ли определены спряжения глаголов, если да ставим «+»,если нет то-«-»

ПРАВИЛЬНО ЛИ ОПРЕДЕЛЕНЫ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ? Правильно - «+», неправильно - «-».

  1. Обидеть - 1 спр. 1. -

  2. Хлестать - 1 спр. 2. +

  3. Искать - 1 спр. 3. +

  4. Разрезать - 1 спр. 4. +

  5. Слышать - 2 спр. 5. +

  6. Сеять - 2 спр. 6. -

  7. Клеить - 1 спр. 7. -

  8. Терпеть - 2 спр. 8. +

  9. Вертеть - 2 спр. 9. +

-Проверяем.

7. Физминутка

  • Я называю глаголы, а вы хлопаете только тогда, когда услышите глаголы-исключения и глаголы группы риска

(играет, слышит, выгнать, реет, сверкает, лелеет, рисует, зависит).

4) Выполнение упражнения. (Работа по учебнику).

Стр. 74 упражнение 258. Используя алгоритм рассуждения.
8.Закрепление изученного материала. Буквенный диктант.
- Определите гласную в безударном личном окончании глагола. (Он покупа_т, они покупа_т, они мо_т, она работа_т, они пищ_т, они кле_т, ты ход_шь, они ма_тся, он ве_т).
е ю е а я и ю еПроверка диктанта: Карточка: - Молодец! (Хвалит себя тот, кто не допустил ошибок.) 9.Итог урока.

  • Что повторяли на уроке?
  • Чему учились на уроке?
  • Какое словарное слово запомнили?
  • Какой этап урока понравился больше всего?
  • Вот что советует вам глагол:
Глаголу нравится читать, Шуметь, бурлить, кипеть, Играть, работать и мечтать, Шить, жить, свистеть и петь! И нам предлагает он никогда не унывать, Больше общаться и меньше скучать. (Выставление отметок) - Благодарю, вас, за усердие, старание и прилежание. Мне было очень приятно с вами работать. 10. Домашнее задание

Работа по карточкам из тестов.


© 2010-2022