- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка
Конспект урока русского языка
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шальнева Л.В. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в 4 классе
« Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения»
Тема урока: Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения
Тип урока: урок закрепления изученного материала
Цели урока:
-
познакомиться с написанием слова «сверкать», запомнить его;
-
закреплять умение спрягать глаголы, распознавать спряжения глаголов с безударными окончаниями по неопределённой форме;
-
формировать навык опознавания глаголов-исключений, умения писать безударные окончания глаголов правильно в зависимости от типа спряжения;
-
развивать внимание, память, восприятие на слух, умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы;
-
продолжать работу по развитию речи учащихся, развивать логическое мышление.
Оборудование: презентация к уроку, тетради, учебники.
Ход урока.
1.Организация класса.
- Ребята! Как вы думаете какая часть речи могла о себе так сказать
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду - всё в действие придет:
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растет.
-Это глагол. Сегодня мы работаем с этой частью речи.
- Оформление тетрадей (число, классная работа).
2.Актуализация знаний.
- Я называю группы однокоренных слов, а вы хлопаете, когда услышите глагол.
Зелень, зеленеет, зелёный.
Весёлый, веселеет, веселье.
Бег, бегун, бежит.
Пловец, плыть, плавание.
Каток, катание, кататься.
3.Словарная работа.
- На доске таблица. В этой таблице спрятались слова, найдите и назовите их
А
С
У
С
К
В
К
Т
Я
Т
О
В
Т
О
Ж
Н
Ж
Я
Е
Ё
Г
Е
Е
М
Я
Ш
Ь
И
Н
М
Ь
Р
Ф
Н
Е
Б
О
Г
А
Н
У
К
Г
П
О
К
Ш
Ы
А
О
О
А
О
С
К
Е
Т
Р
Л
Е
К
Т
Р
Ф
П
С
Ц
Н
К
Р
Н
Ь
Я
У
Е
Т
В
Ф
М
И
И
С
Т
Е
М
Р
Ё
Н
Е
Т
Я
Д
О
М
О
Л
Н
И
Я
Т
-
Придумайте зрительную опору к этому слову сверкать (детям предлагается рассмотреть картинки с изображением молнии и лампочки, на доску вывешивается карточка со словом «сверкать»).
-Назовите синонимы к слову сверкать.
-
Придумайте предложение по картинке.
(Например: «На тёмном небе сверкает и горит молния».)
- Выполните синтаксический разбор предложения и дайте
характеристику.
- Дайте характеристику глаголу.
(время, лицо, число, вид, спряжение).
4. Физминутка (под музыку).
Отдыхаем и стараемся на слух запомнить глаголы. Дети кладут голову на руки.
- Реснички опускаются, глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем,
Дышится легко, ровно, глубоко,
Наши руки отдыхают,
Отдыхают, засыпают,
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется…
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать.
Потянулись и улыбнулись.
- Какие глаголы вы запомнили?
5.Блиц опрос.
-
Назовите три формы времени у глагола? Приведите примеры.
-
Какие формы будущего времени вы знаете? Приведите примеры.
-
В каком времени глагол изменяется по лицам?
-
Как называется изменение глаголов по лицам и числам?
-
В каком времени глагол изменяется по родам?
-
От чего зависит выбор буквы «Е» или «И» в безударном личном окончании глагола? (Зависит от спряжения: I - «Е»; II - «И»).
-
Как определить спряжение? (По неопределённой форме).
-
Все ли глаголы на - ИТЬ относятся ко II спряжению?
-
Перечислите глаголы-исключения.(3-4 чел.)
I спряжение
II спряжение
брить
стелить
Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть и обидеть и терпеть, и зависеть и вертеть. - Вы запомните, друзья, их на «е» спрягать нельзя!
- Назовите глаголы группы риска.
I спряжение
II спряжение
Сеять, веять, маяться,
Чуять, чаять, каяться,
Лаять, хаять и лелеять,
И надеяться и реять.
клеить
- Почему мы их называем глаголами группы риска? (В них имеются
опасные места).
6.Тренировочные устные упражнения.
-Перед вами слова, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы
1)С.диш., св.тлееш., кр.чиш., вл.заеш., зам.чаеш.,ч.рнееш..
-О какой орфограмме мы ещё ничего не сказали?
-Предположите, чем мы сегодня будем заниматься?
(упражняться в написании безударных личных окончаний глаголов)
-Вставьте безударную гласную в окончания глаголов и определите спряжение
2)Сидишь, светлеешь, кричишь, влезаешь, замечаешь, чернеешь. -Определить спряжение, пользуясь алгоритмом рассуждения. Вставить буквы «Е», «И» в окончания глаголов. Алгоритм.
- Ставлю ударение: изуча-ть. Безударная гласная в личных окончаниях глаголов.
- Это не глагол-исключение.
- Ставлю глагол в неопределённую форму - изучать. Перед - ть - гласная -а-, значит I спряжение, а в I спряжении присутствует гласная -е-, а в 3-ем лице мн.ч. окончания -ут, -ют.
- Изучаешь - окончание - ешь.
3) -Проверяем правильно ли определены спряжения глаголов, если да ставим «+»,если нет то-«-»
ПРАВИЛЬНО ЛИ ОПРЕДЕЛЕНЫ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ? Правильно - «+», неправильно - «-».
-
Обидеть - 1 спр. 1. -
-
Хлестать - 1 спр. 2. +
-
Искать - 1 спр. 3. +
-
Разрезать - 1 спр. 4. +
-
Слышать - 2 спр. 5. +
-
Сеять - 2 спр. 6. -
-
Клеить - 1 спр. 7. -
-
Терпеть - 2 спр. 8. +
-
Вертеть - 2 спр. 9. +
-Проверяем.
7. Физминутка
-
Я называю глаголы, а вы хлопаете только тогда, когда услышите глаголы-исключения и глаголы группы риска
(играет, слышит, выгнать, реет, сверкает, лелеет, рисует, зависит).
4) Выполнение упражнения. (Работа по учебнику).
Стр. 74 упражнение 258. Используя алгоритм рассуждения.
8.Закрепление изученного материала. Буквенный диктант.
- Определите гласную в безударном личном окончании глагола. (Он покупа_т, они покупа_т, они мо_т, она работа_т, они пищ_т, они кле_т, ты ход_шь, они ма_тся, он ве_т).
е ю е а я и ю еПроверка диктанта: Карточка: - Молодец! (Хвалит себя тот, кто не допустил ошибок.) 9.Итог урока.
- Что повторяли на уроке?
- Чему учились на уроке?
- Какое словарное слово запомнили?
- Какой этап урока понравился больше всего?
- Вот что советует вам глагол:
Работа по карточкам из тестов.