Урок русского языка для 3 класса по теме Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема урока: «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова» Тип: урок систематизации, применения и закрепления знаний. Технология: деятельностного подхода. Цели: - обобщить и систематизировать знания по теме; - формировать способность к фиксации затруднений и действий по использованию алгоритма; - совершенствовать действия самоконтроля и самооценивания; - развивать орфографическую зоркость; - создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать тест; - развивать личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные действия учащихся; - воспитывать ответственность за выполнение домашнего задания, дисциплинированность, радость сопереживания успеху товарищей. Задачи: - повторить знание парных звонких и глухих согласных, правило и алгоритм проверки орфограммы, способы подбора проверочных слов; - развивать умения находить слова с орфограммой на слух и в зрительно представленных текстах, различать проверочные и проверяемые слова, грамотно их записывать; - формировать действия волевой саморегуляции, контроля и оценки, планирования инициативного сотрудничества в поиске информации, взаимодействия с партнером; - развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, навыки быстрого подбора проверочных слов; - формировать действия ознакомительного, изучающего и поискового чтения, восприятия и оценивания достоверности информации, представленной в текстах разного вида (художественном, научном).

Ход урока 1. Оргмомент. - Сегодня мы продолжим накапливать знания по русскому языку, ведь не зря мудрые люди говорят: «Знания - лучшее богатство». Свои успехи вы будете отмечать в «карте достижений» и в конце урока каждый увидит, сколько знаний добавил в свою копилочку, на какую ступеньку лестницы знаний успел подняться.
2. Формулирование темы и задач урока. - Над какой темой мы работаем? - Какие задачи по работе с орфограммой мы решаем? - Что мы должны знать и чему научиться?
3. Проверка домашнего задания. Итак, задание «Жужжалочки». Дома вы подготовили для друзей вопросы и слова по теме «парные согласные». Задайте их друг другу (работа в парах постоянного и сменного состава) - Кто из «учителей» нашел ошибки у своих «учеников»? - Кто верно ответил на вопросы своих «учителей»? Оцените себя, пожалуйста. Если обе роли вам удались, запишите себе 2 очка, если в чем-то затруднились - 1 очко.
Какие знания вы использовали при ответе на вопросы? Какие действия вы совершали для проверки парных согласных? Как вы подбирали проверочные слова?
4. Актуализация и систематизация знаний. Следующее задание «Объяснялочки». Отметьте, что в моих высказываниях истинно, а что ложно. Если фраза верная, ставьте х , нет - 0. Вопросы:

  1. Парные согласные нужно проверять, когда они находится перед другими согласными или на конце слова.
  2. Парные согласные в корне слова можно проверить всегда.
  3. Парные согласные можно проверить только с помощью гласной.
  4. Парные согласные встречаются в разных частях слова.
  5. Парные согласные можно проверить в любой части слова.
Пожалуйста, поменяйтесь работами, проверьте их по эталону и оцените друг друга. Сколько верных ответов, столько и очков. У кого все ответы правильные? У кого возникли затруднения? Какие действия выполняем для правильного выбора буквы? По какому правилу проверяем парные согласные в корне слова?
5. Применение знаний. Начинаются «Добавлялочки». Я буду называть слова с парными согласными, а вы записывайте только одну букву для обозначения парного согласного звука. Ожог, сюрприз, левша, хрупкий, наряд, чуткий, легкие. Проверьте себя по эталону и оцените себя. Сколько верных ответов, столько очков. Кто набрал 7 очков? У кого возникли затруднения?
Чтобы развить орфографическую зоркость, нужно уметь находить ошибки в словах. Задание «Исправлялочки». Найдите и исправьте все ошибки в предложении. (работа в парах постоянного состава). Проверьте себя по эталону, оцените совместную работу. Сколько ошибок исправили, столько очков. Какие пары нашли все ошибки? Кто пропустил слово с ошибкой?
Следующее задание - для групповой работы. Вспомним правила работы в группе.
  1. Подумай над заданием сам.
  2. Выслушай точку зрения каждого.
  3. Выберите правильный ответ.
  4. Выберите выступающего и его помощника.
Чтобы правильно писать слова с парными согласными, важно не пропускать их в тексте. Задание «Следилочки»: найдите в тексте все слова с орфограммой в корне слова, обозначьте ее. Проверьте работу группы по эталону, оцените ее. Сколько слов нашли, столько очков. Какие группы нашли все слова с орфограммой? Какие слова пропустили?
Физкультминутка. Зарядка «с умом». ( Различение проверочных и проверяемых слов, способов проверки). Если в названном мной слове находится парная согласная - присаживайтесь на корточки, проверочное слово с гласной - потягивайтесь, проверочное слово с согласной - поворачивайтесь в стороны. Улыбка, улыбаемся, улыбнусь, пирожок, пирожное, пирожки, сплавляю, головастик, закладка, шутливые, дорожечка, дорожка. Кто заметил мою ошибку? (правильно говорить «дороженька»).
6. Самостоятельная работа. Что интересного вы узнали из прочитанного во время «Следилочек» научного текста? В каком художественном произведении вы встречали тот же сюжет? Значит, это не вымысел, а народная наблюдательность и мудрость? Не зря многие сказки заканчиваются словами: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?
А теперь задания для самостоятельной работы - «Сами с усами!» Выпишите из этого предложения слова с парными согласными (на слух), обозначьте орфограмму. Проверьте себя по эталону. Оцените себя, Сколько верных ответов, столько очков. Предлагаю вам самостоятельно выполнить тест : 4 задания - обязательные, 5-ое - по желанию. Проверьте себя по эталону и оцените. Сколько заданий выполнено верно - столько и очков.
А сейчас самое интересное задание - творческое! «Сочинялочки»! Догадайтесь, какие слова в тексте можно заменить однокоренными так, чтобы в них появилась орфограмма парная согласная. У вас получится новый текст. Работаем в группах. Какие слова вы заменили? Прочитайте свой новый текст.
7. Подведение итогов урока. - Какой орфограммой мы занимались? - Какое правило повторили? - Чему учились? - Над чем еще нужно поработать?
8. Рефлексия деятельности. Пора заглянуть в наши «копилочки». Сосчитайте, сколько очков вы заработали. Посмотрите, на какую ступенечку знания вы сегодня поднялись. 17 - 24 очка - умницы 25 - 31 - знатоки 32 и больше - эрудиты. Каждый из вас обогатился знаниями, поднялся на ступень выше, но это не предел, нас ждут новые открытия и достижения в учебе.
9. Домашнее задание. По выбору, творческое: - составить лабиринт со словом с орфограммой; - разгадать кроссворд; - исправить ошибки в «Незнайкиных стихах».

Приложение


Задание «Исправлялочки»

Найдите и исправьте ошибки. Обозначьте орфограмму. Объясните свои действия (устно).

Глеп дождался подскаски, исправил ошипку и сдал тетратку учитильнице.

1.____________________

2.____________________

3.____________________

4.____________________

5.____________________

Задание «Следилочки»

Найдите в тексте слова с парной согласной в корне слова. Обозначьте орфограмму (повторяющиеся слова считайте как одно слово).

Может ли лошадь допрыгнуть до 2 этажа дома?

Рекорд прыжка лошади с всадником в высоту 2м 47 см. Без человека лошадь может прыгнуть выше, чем 2 этаж дома!

В длину всадник на жеребце прыгнул через жердь и канавку на 22 м 16 см. Это больше, чем высота 5-этажного дома!


Задание «Сочинялочки»

Где это возможно, замените слова однокоренными словами с парной согласной. Обозначьте в них орфограмму. Прочитайте новый текст.

У кумы-лисы зубы остренькие, уши на макушке, шерстка тёпленькая.

Хорошо кума принаряжена: шуба пушистая, на груди жилетик, на шейке белый галстучек.

Карта достижений (копилочка знаний).

1. Жужжалочки.

2. Объяснялочки

3. Добавлялочки

4. Исправлялочки

5. Следилочки - проверялочки

6. Сами с усами!

Всего

Задание «Сами с усами!»


Тест по теме «Правописание парных согласных в корне слова»

1 вариант


Выберите правильные ответы


1. В каких словах написание последней согласной буквы не надо проверять?

а) забор б) пляж в) шарф г) сон д) голос

2. Какие слова подходят для проверки буквы п в слове крепкий?

а) крепость б) крепче в) крепко г) крепок д) окреп

3. В каких словах парную согласную нельзя проверить?

а) кувшин б) рукавчик в) юбка г) шутка д) октябрь

4. В какой строчке во всех словах нужно писать д ?

а) ни… ка, гря…ка , бу…ка

б) ло…ка, коро…кий, нахо…ка

в) незабу…ка, жи…кий, лоша…ка

5*. Исправь ошибки в звуко-буквенном разборе слова .

Ложь [ Л О Ш ]

Гл., уд.

+

Гл., безуд.

Согл., зв. парн.

+

Согл., зв. непарн.

Согл., глух. парн.

+

Согл., глух. непарн.

Согл., тв. парн.

+

Согл., тв. непарн.

+

Согл., мягк. парн.

Согл., мягк. непарн.


Задание «Сами с усами!»



Тест по теме «Правописание парных согласных в корне слова»


2 вариант


Выберите правильные ответы


1. В каких словах написание последней согласной буквы не надо проверять?

а) соль б) флаг в) урок г) двор д) снег

2. Какие слова подходят для проверки буквы г в слове пирог?

а) пироги б) пирожное в) с пирогом г) пирожник д) пирожок

3. В каких словах парную согласную нельзя проверить?

а) футбол б) варежка в) портфель г) шапка д) вокзал

4. В какой строчке во всех словах нужно писать п ?

а) оши… ка, голу…ка , па…ка

б) тру…ка, ги…кий, ла…ка

в) шля…ка, скри…ка, скре…ка

5*. Исправь ошибки в звуко-буквенном разборе слова .

Юг [ Й У К ]

Гл., уд.

+

Гл., безуд.

Согл., зв. парн.

+

Согл., зв. непарн.

Согл., глух. парн.

+

Согл., глух. непарн.

Согл., тв. парн.

+

Согл., тв. непарн.

Согл., мягк. парн.

Согл., мягк. непарн.

+


Эталон выполнения задания «Сами с усами!»

Вариант 1

  1. а, г

  2. а, г

  3. а, д

  4. в

5*. [ш] - всегда ТВ !

[Л] - согл. зв. непарн.!

Ложь [ Л О Ш ]

Гл. уд.

+

Гл. безуд.

Согл. зв. парн.

+

Согл. зв. непарн.

Согл. глух. парн.

+

Согл. глух. непарн.

Согл. тв. парн.

+

Согл. тв. непарн.

+

Согл. мягк. парн.

Согл. мягк. непарн.



Эталон выполнения задания «Сами с усами!»

Вариант 2

  1. а, г

  2. а, в

  3. а, в, д

  4. в

5*. [Й] - всегда мягк. !

] - согл. зв. непарн.!

Юг [ Й У К ]

Гл. уд.

+

Гл. безуд.

Согл. зв. парн.

+

Согл. зв. непарн.

Согл. глух. парн.

+

Согл. глух. непарн.

Согл. тв. парн.

+

Согл. тв. непарн.

Согл. мягк. парн.

Согл. мягк. непарн.

+


Эталон выполнения задания «Следилочки»


лошадь, рекорд, прыжка, этаж, на жеребце, через жердь, канавку

Лист - помощник № 1 к заданию «Сочинялочки»


У … - лисы … остренькие … на макушке, … тёпленькая.

Хороший у … … : … пушистая, на … … , на шейке белый … .



Лист - помощник № 2 к заданию «Сочинялочки»


Слова для справок: жиле…ка, шерс..ь, у…ки, на гру…ке, галсту… , зу…ки, у куму…ки.

Лист - помощник № 3 к заданию «Сочинялочки»


У кумы-лисы зубы остренькие, уши на макушке, шерстка тёпленькая.

Хоро… у кумы наря…: шуба пушистая, на груди жиле…, на шейке белый галстучек.

Эталон выполнения задания «Объяснялочки»

Х 0 0 Х 0

Эталон выполнения задания «Добавлялочки»

г з в п д т г

Эталон выполнения задания «Исправлялочки»

ГлеБ подскаЗки ошиБку тетраДку учитЕльнице

Эталон выполнения задания «Сами с усами!»

скаЗка лоЖь намеК уроК

«Незнайкины стихи»


Незнайка написал стихи, в которых много ошибок.

Постарайся найти все ошибки и исправить их.

Пончик любит лимонат,

Шоколат и мармелат.

А Авоська - плюжки

И слаткие ватружки.

Торопышка любит торд

И из персикоф компод.

Все мы сладкоешки,

Щёлкаем орежки!

А. Кочергина

Посадил я ребку

В грятке мяхкой, тёплой,

Поливал досыта

Вкусною водой.

Полюбило кребко

Солнце нашу ребку,

Подружилась репка

С ясною звездой.

Ребка подрастала -

Выше грятки стала,

Ребка вырастала -

Мне по пояз стала.

Ребке мал огорот!

Ребка небо достаёт!

И. Гамазкова






© 2010-2022