Урок литературного чтения на тему Буква Ь (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54» г. Курска


Урок литературного чтения в 1-м классе Гладких Людмила Федоровна

Тема урока: Буква Ь Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний. Форма проведения: Комбинированный Цель урока: В ходе практической работы и исследований познакомить с буквой Ь - показателем мягкости согласных. Задачи урока:

  1. Образовательные:
Сформировать в памяти чёткий образ буквы; формировать навыки чтения слов с Ь - показателем мягкости согласных звуков;
  1. Развивающие:
Развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание; формировать умения самостоятельно строить и применять новое знание;
  1. Воспитательные:
Воспитание познавательного интереса к творчеству народных умельцев, чувства гордости за свою Родину.
Оборудование: комплект демонстрационного оборудования; наглядно-иллюстрационный материал: карточки, иллюстрации, раздаточный материал, презентация «Гжель», образцы изделий из гжели.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Технология: элементы проблемного обучения, ИКТ, уровневая дифференциация.

Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент




Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу: класс наш хоть куда,

Мы начнём урок тогда.

Выполняют действия, которые отражены в стихотворении Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс II. Включение в учебную деятельность


Ребята, мы с вами изучили уже большую половину букв русского алфавита

- На какие две группы можно разделить все изученные буквы? - Все ли изученные буквы обозначают какой-то звук?

Систематизация знаний. Высказывания предположений.


- Гласные и согласные



Познавательные УУД:

формируем умение выявлять сущность, особенности объектов

Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
III. Актуализация знаний



- Назовите гласные буквы. - Парные согласные. - Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука? - А какие гласные буквы обозначают два звука? Когда?

- Назовите звуки, которые обозначают буквы О,Ы,У,М,З

- Буквы И,Е,Я

- Буквы Е,Я когда стоят в начале слова и после гласного

Познавательные УУД:

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

IV. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания



  1. Постановка целей и определение темы урока

1. - А что это за значок? (Ь) Это буква?

- Какой звук она обозначает? Попробуем произнести. - У нас возникла проблема: если это буква, мы должны ее произнести. Давайте эту проблему попробуем разрешить.
2. - Отгадайте загадку: Он и стройный, и красивый. У него густая грива. По полю мчится как огонь. Кто же это? Это … - Запишите слово «конь» печатными буквами. - Прочитайте. Что получилось? - А нам нужно слово «конь». Какой звук мы слышим на конце этого слова? - Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? - Подставим их в конец слова «конь». Что получилось? - Какую букву надо поставить в конец слова , чтобы было слово «конь»? - Что же мы будем делать сегодня на уроке?

  1. Работа по теме урока
- Кто изображен на этих рисунках? («лось», «лоси») - Давайте исследуем эти слова 1. Работа в парах - Проведем звуковой анализ этих слов. - Чем похожи и чем отличаются схемы этих слов? - Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных звуков? - Как вы думаете, что нам подсказывает, что в слове лось звук[с'] произносим мягко? - А где же мы можем узнать (почерпнуть) точную информацию о новом знании? - Сегодня обратимся к двум источникам: это книги и взрослые. Двое учеников пообщаются со взрослыми (не забывайте правила общения), а остальные поищут информацию в книге. - Давайте подведем итог вашего исследования. Что вы узнали, общаясь со взрослыми? - Что узнали из книги? - Совпали ли ваши предположения? - Да, в том случае, когда после согласного звука нет гласного, обозначающего мягкость согласного, при написании слова пишется буква мягкий знак - Ь. Вот для этого и служит буква-помощница, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.
  1. Знакомство с буквой Ь
Изобразим мы мягкий знак Нежно, капелькой, вот так. Букву капелька смягчит, Слово мягко зазвучит.
  1. Моделирование
Учитель предлагает смоделировать прописную букву, используя заранее заготовленные материалы (ленточка, проволока, бумага)

- Кому было легко выполнить эту работу? - Кому трудно? - Оцените свою работу.

  1. Развитие речевого аппарата
  1. Дыхательная гимнастика
Упражнение «Воздушный шарик»
  1. Артикуляционная разминка
Упражнение «Губы»
  1. Работа над дикцией
Чистоговорки: Ась-ась-ась - в реке плавает карась. Арь-арь-арь - на стене висит фонарь. Ель-ель-ель - мы купили карамель. Ерь-ерь-ерь - волк опасный очень зверь.
  1. Чтение с доски
ань инь ень янь абь обь унь ибь аль оль иль ель арь ерь орь ирь ярь еть увь удь ать
  1. Слова рассыпались (работа в парах)
БЕДЬЛЕ ЛЬБОГУ СОЛЬ ЛЕБЕДЬ ГОЛУБЬ ЛОСЬ
  1. Работа над пословицей
Красна птица опереньем, а человек уменьем - Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? - Много на нашей русской земле народных умельцев и народных промыслов. А может быть кто из вас обратил внимание на присутствие на уроке необычных изображений животных? - Никто не знает, что это за народный промысел? - Все эти изображения - это фотографии изделий гжельских мастеров. Есть в такая легенда: «Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя - и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы - травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».
  1. Работа со слайдами «Веселое слово "гжель"».
- Сегодня ниши девочки приготовили для вас мини-проект и викторину на тему «Гжель»


- Конь

- И,Е,Я

- Ь

- Познакомимся с новой буквой и научимся читать и писать слова с этой буквой

- Один слог и два слога. На конце второго есть гласная обозначающая мягкость этого согласного

- Что-то указывает на мягкость согласного звука

- Книги, энциклопедии, словари, интернет, взрослые

Добывают информацию о новом сведении через общение со взрослыми и через книгу




Моделирование буквы из различных материалов (по выбору)


Выполняют действия, которые отражены в заданиях


Жужжащее чтение




Просмотр презентации участие в мини-викторине

Познавательные УУД:

формируем умение выявлять сущность, особенности объектов

Регулятивные УУД:

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формируем умение прогнозировать предстоящую работу

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других


Познавательные УУД:

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные УУД:

формируем умение работать в паре

Регулятивные УУД:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока

Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные УУД:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД:

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других


Регулятивные УУД:

формируем умение создавать своё предположение на основе работы с материалом урока


Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других




Познавательные УУД:

формируем умение выявлять сущность, особенности объектов


Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов V. Физкультминутка


- Удивительные люди - народные мастера. Умели трудиться, да еще как! Но умели и отдыхать. Поспешим и мы туда, где слышна музыка.

Выполнение двигательных упражнений


  1. Применение нового знания


  1. Работа над четверостишьем
- Прочитайте стихотворение друг другу.

Играет нежная свирель,
И замирает в восхищении
Жемчужина России - Гжель,
Где поселилось вдохновение.

- Ваши впечатления от прочитанного?

-Все ли слова и выражения были понятны?

(Свирель - музыкальный инструмент, похожий на дудочку)

2. Работа над словом СВИРЕЛЬ - Сколько слогов в этом слове? Какие буквы указывают на мягкость согласного звука? - Напечатать слово СВИРЕЛЬ и составить схему - Какие новые знания нам понадобились для написания этого слова? - Почему слова России и Гжель написаны с большой буквы?

Дети работают в паре

Высказывания детей о прочитанном

- В слове два слога

- Буквы И,Е,Ь

-Буква Ь указывает на мягкость согласного

- Имена собственные

Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из текстов

Коммуникативные УУД:

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Личностные УУД:

формируем умение выказывать своё отношение к прочитанному, выражать свои эмоции

Познавательные УУД:

формируем умение выявлять сущность, особенности объектов


  1. Подведение итогов урока



- Какие новые знания, приобретенные сегодня, вам понадобятся на следующих уроках? - А кто уйдет домой с хорошим настроением? Громко! (Я!) - Спасибо за работу!

Учащиеся проговаривают цель урока, достигнут или нет результат, о трудностях, с которыми встретились на уроке.

Коммуникативные УУД:

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Регулятивные УУД:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Личностные УУД:

формируем умение выражать свои эмоции


© 2010-2022