Конспект классного часа в первом классе Дом для домовенка Кузи

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Классный час проводится в первом классе. Он соответствует воспитательной системе школы и плану работы классного руководителя. Основные принципы отбора материала и организации деятельности учителя по обеспечению благоприятной психологической атмосферы при проведении данного мероприятия:

  • принцип гуманного отношения к детям;
  • принцип активности (вовлечение детей в разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности: хореографическая, игровая, беседа и др.);
  • принцип учета индивидуальных психологических характеристик личности ребенка (восприятие, память, интровертированность и доминантность - ведомость в общении, контроль за собственным поведением, стиль взаимодействия в общении);
  • принцип творчества и спонтанности;
  • принцип партнерского общения.
Цели: - вызвать и укрепить интерес детей к семейным традициям и русской культуре, расширить представление о быте своих предков; - развивать творческие способности детей; - способствовать сплочению и развитию классного коллектива. Задачи: - изучение методической литературы по проблеме; - выполнить подготовительную работу с детьми и педагогами (провести тематические экскурсии в школьный краеведческий музей и Школу Искусств, подготовить фольклорно-сценические номера и оборудование);

- привлечь родителей к подготовке мероприятия (подготовить костюмы, провести беседы о семейных традициях, организовать «гостеприимный стол»);

- разработать сценарий классного часа. Мероприятие проводится в первом классе. Количество учащихся - 19. Уровень развития школьников в основном средний, из них 7 имеют низкий уровень развития. Трое детей воспитываются в приемных семьях. Многие родители не участвуют в воспитательном процессе класса. В воспитательной системе классного руководителя, разработана отдельная программа работы с семьями и данный классный час один из ее пунктов. Многие современные дети, особенно «домашние», получают почти всю информацию о жизни из телевизора или компьютера, а не из событий и реального общения с людьми. У детей нет достаточного жизненного опыта, нет собственного выбора, волевого усилия, мало оценки и почти отсутствует переживание. В данном классном часе специально создаются ситуации, которые ребенок воспринял бы как яркое запоминающее событие. И речь идет не только о возможности обогатить детскую жизнь ярким праздником и веселыми затеями, а также поможет вызвать чувства сопричастности к семейным ценностям и традициям своих предков. Надеюсь, что выбранная мною форма классного часа по содержанию и организации станет для детей событием в том смысле, который обоснован М. Бахтиным как «со-бытие», как переживание неповторимости момента единения с другими людьми, с их творчеством, культурой народа, с природой».

В проведении классного часа используются традиционные методики и инновационные технологии:

  • индивидуально-групповые;

  • личностно-ориентированные;

  • ИКТ;

  • творческо-игровые.

Применение их обусловлено возрастными особенностями детей и материально- техническим обеспечением учебно-воспитательного процесса школы.

Ожидаемые результаты: - каждого ребенка задействовать в той сфере, где он может себя проявить; - углубить знания детей о традициях и быте русской семьи; - привлечь родителей к воспитательному процессу через подготовку мероприятия; - совершенствовать навыки творческо-игровой деятельности детей; - вызвать у детей «со-бытие» в классном коллективе, т.е. адаптация к коллективной жизни в классе.





Сценарий классного часа

Тема «Семья для домовенка Кузи»

Цели: - вызвать и укрепить интерес детей к семейным традициям и русской культуре, расширить представление о быте своих предков, воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к прошлому; - развивать творческие способности детей; - способствовать сплочению и развитию классного коллектива. Оборудование: Три стола, оформленные в фольклорных традициях, костюмы для участников, инструменты для шумового оркестра, избушка для домовенка Кузи, обереги, колыбелька, народная кукла, самовар, самодельные обереги (призы) для каждого ребенка, пирог для чаепития и др. Мультимедиа.

(У входа гостей встречают Хозяин и Хозяюшка (дети старшего возраста) в русских костюмах с хлебом-солью) Хозяин. Здравствуйте, гости дорогие, званные да желанные! Хозяйка. Милости просим к нам в гости. Хозяин. Добрый день, гости дорогие долгожданные! Хозяйка. Мы рады видеть вас в нашем сказочном доме!
Учитель. (читает отрывок из сказки Т. И. Александровой «Домовенок Кузя) Давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила когда - то в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а на молодых ветры перемен налетели, разъехались все по белу свету: кто в город, кто на стройки, даже письма друг дружке редко пишут. Про дом родительский совсем позабыли. Впрочем, дома кое - кто жил: На чердаке ворона Галя: за трубой прячется и права качает! В подполье - мышка-норушка, что про эти права частушки складывала; под крылечком - лягушка-квакушка, что над этими частушками смеялась. А в доме под печкой - домовенок Кузя, который все это слушал. Хорошо жили, даже зимой, и все бы ладно было, только однажды загудели трактора, растащили избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна! Разбежались кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнюю деревню. Хуже всех Кузе пришлось: ни жилья, ни пенсии, попробуй докажи, что ты живое существо, если паспорта у тебя нет! (выходит мальчик-домовенок, плачет) Хозяин. Как помочь домовенку? Хозяйка. Надо домовенку найти новую семью, новый дом. Хозяин. Ребята, а вы знаете, что такое дом? Учитель. Ну, вот. Мы теперь знаем что такое дом, в каждом доме живет семья и домовенку надо найти свою семью. Домовенок. Нет нынче таких семей, где было бы мне хорошо! Учитель. Ошибаешься , Кузя, есть у нас такие семьи, 19 человек в нашем классе, 19 семей и любая рада взять тебя в свой дом. К кому пойдешь, выбирай. А давайте - ка для Кузи станцуем. (Песня - танец Домовенка , Приложение1) Учитель. Вот наши сказочные семьи и каждая расскажет про себя. Выбирай любую! Они расскажут о себе. А ты выбирай. Учитель. Эта семья расскажет нам , как они гостей встречают. ВИДЕО - презентация «Гостеприимство» (Режиссер: Рябухина В.П. и уч-ся 1 класса) (Приложение 2) Учитель. А знаете ли вы, что нельзя по столу стучать ложкой или рукой, класть локти на стол, болтать ногами, ругать еду, которую подает хозяйка на стол? А кто -нибудь из гостей знает, как называли стол наши предки? Раньше стол называли «Божья ладонь» (подает нам дар) или «Сердце матери» заботится обо всех, старается накормить и напоить.

Учитель . Ну, как, Кузя, понравилось тебе в это й семье? Кузя. Да, конечно, только вот лапоточки мои совсем старые, это еще дедушка мой плел, мне бы обувь новую справить. Есть ли и такие семьи? Привык я к лапоточкам, не могу ходить в современных кроссовках. Учитель. Да, Кузя, есть семьи в которых помнят об этом. И даже могут сплести тебе новые лапоточки. Учитель. А вот еще семья. Расскажите - ка нам о старинной обуви, которую наш Кузя носит. ВИДЕО - презентация «Лапти» (авторы: Рябухина В.П. и уч-ся 1 класса) (Приложение 2) Учитель. Лапти - такой оберег вешают сейчас в доме и предназначается он для Домового. (Показываю обереги -лапти, венички). (Оркестр 1 класса исполняет русскую народную песню «Лапти».) Учитель. А теперь что скажешь, Кузя? Понравилось в этой семье? Кузя. Очень. Но только, что это за семья, если в ней детишек нет? Учитель. А эта семья расскажет тебе и о том радостном событии, когда в семье появлялся малыш, как на Руси готовились к рождению ребеночка.) (Приложение 3) Учитель. А любимой игрушкой была самодельная кукла (сообщение девочки) Отрывок из ВИДЕО (экскурсия в Колыванский краеведческий музей) (Приложение 2) (девочки поют колыбельную) Учитель: Вот, Кузя, какую семью выбираешь? Кузя: Мне везде очень понравилось. Выбираю ВСЕ семьи! Учитель: Я рада, что все наши семьи понравились Кузе. И хорошо, что у нас есть такие добрые семьи, которые позаботятся о чужом ребенке, о тебе Кузя. Хозяин. Есть поверье: домовой в доме - добрая примета. Хозяйка. А еще присутствие домового означает, что живет в доме хорошая семья, где сказки сказываются, песни поются, пироги пекутся. Хозяин. Кузя, а тебе понравилось как дети выступили? Хозяйка. И Кузя тоже приготовил для вас подарки.

Рефлексия. Хозяин. Семейная радость Счастливые лица! Хозяйка. Желаю всем семьям Любовью светиться! Хозяин. Доброму гостю - хозяин рад.

Первоклассники поют: 1.К нам гости пришли, Дорогие пришли, Мы не зря кисель варили, Пироги пекли. 2.С малиной пирог И с капустой пирог, А который без начинки- Самый вкусный пирог. 3.А сейчас вдвоем Мы для вас споем, Вы похлопайте в ладоши- Мы плясать пойдем. 4.Ты топни ногой, Да притопни другой, Я волчком кружиться стану, А ты так постой. 5.Наш дружный класс Дружбой славится, Приходите, гости, чаще, Если нравится! Хозяин с Хозяйкой раздают подарки детям (Приложение 4) и приглашают всех на чай. (Дети знакомятся с подарками, Вопрос: Захотели ли вы сами сделать такого Кузю домовенка?)

Все: Добрый старый самовар приглашает всех на чай.

Классный час заканчивается чаепитием.

8


© 2010-2022