Рабочая программа и КТП по литературному чтению 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МИРНОВСКАЯ ШКОЛА №1»


Рассмотрено на заседании методического объединения

Протокол №_____ от «___»___________2015г.


Согласовано с зам.директора по УВР

____________ Шершень И.В.

«___»_____________2015г.

Утверждено директором школы

Приказ №____от»___»________2015г.

_______________Тайнова Л.В.













Рабочая учебная программа

по предмету "Литературное чтение"

1-4 классы

Уровень изучения - базовый


Учитель: Бова Елена Васильевна












2015 /2016 учебный год



ПРОГРАММА 1-4 класс

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена для общеобразовательных учебных учреждений 1-4 класс.

Программа рассчитана на 4 года обучения. Рабочая программа по литературному чтению для 1 - 4 классов общеобразовательного учебного учреждения разработана в соответствии: - с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373; - с приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1643 об изменениях, которые вносятся в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 737 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; - с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов в освоении ООП НОО ОУ; - с письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 г. № 01-14/1256 (Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов,модулей в общеобразовательныхучреждениях); - с учебниками образовательной системы «Школа России», приказ Министерства образования и науки РФ №2885 от 27.12.2011 года «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год»; - с примерной авторской программой по предмету «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Головановой М.В., Горецкого В.Г. Программа соответствует основной образовательной программе и учебному плану МБОУ «Мирновская школа №1».


Общая характеристика учебного предмета Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Литературное чтение - это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества изучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственного дошкольникам, формирование в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы. Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

Цели и задачи курса Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей: - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации; - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; - воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач: 1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты. 2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Решение этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. 3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе. Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и производить анализ (на доступном уровне) средств выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накапливается эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, развивается поэтический слух детей; обогащается чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе. 4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.


Ведущие принципы: Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Содержание курса Виды речевой и читательской деятельности: Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение: Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научно-популярного - и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Работа с текстом художественного произведения. При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи). Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события, анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок. Отличительной особенностью данной работы является формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятий «Родина», «защитник Отечества» и т. п. Итогом является освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей), вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Работа с учебными и научно-популярными текстами. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста). Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учетом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению или ответу одноклассника. Использование норм речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Письмо (культура письменной речи). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героя), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв. Круг детского чтения. Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». В круг чтения детей входят произведения устного народного творчества, классиков отечественной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, современные отечественные произведения (с учетом многонационального характера России), доступные для восприятия младших школьников. Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору). Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); определение художественных особенностей произведений: лексика, построение (композиция). Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи. Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам. Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы. Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу. Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки.

Место предмета в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение предмета «Литературное чтение»: в 1 классе 92 часа (4 часа в неделю 23 учебных недели) «Обучение грамоте» и 40 часов (4 часа в неделю, 10 учебных недель) «литературное чтение». Во 2 классе - 4 часа в неделю всего 136 часов, в 3 классе - 4 часа в неделю всего 136 часов, в 4 классе - 4 часа в неделю всего 136 часов. Итого: 540 часов. Новизна рабочей программы заключается в том, что в неё входит творческая деятельность учащихся, литературоведческая пропедевтика. На уроках используется работа в группах, чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование. Кроме уроков литературного чтения проводится уроки внеклассного чтения, 1 раз в неделю по 15-20 минут. Рабочая программа составлена в соответствии с УМК «Школа России», приказ Министерства образования и науки РФ №2080 от 24.12.2010 года «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»

Виды контроля за уровнем достижения учащихся по литературному чтению Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно, выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объёму письменные работы (ответы на вопросы. Описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель после чтения задаёт вопросы. К итоговому контролю относятся и комплексные работы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно- нравственное воспитание и развитие учащихся Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно- эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя, ребёнок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и т. п. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно- нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
начальной школы В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень литературного развития, который характеризуется умениями: - осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека; - понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; - применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста; - составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный); - вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования; - выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; - работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор); - полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища; - осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах, работать со справочно-энциклопедическими изданиями; - давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания; - создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

  • осознание значимости чтения для своего дальней­шего развития и успешного обучения;
  • формирование потреб­ности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
  • знакомство с культурно-историческим наследи­ем России, общечеловеческими ценностями;
  • восприятие лите­ратурного произведения как особого вида искусства;
  • полно­ценное восприятие художественной литературы;
  • эмоциональ­ная отзывчивость на прочитанное;
  • высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные результаты:
  • освоение приёмов поиска нужной информа­ции;
  • овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.),
  • умение высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
  • формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обще­стве;
  • овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметные результаты:
  • формирование необходимого уровня читательской компетентности;
  • овладение техникой чтения, приёмами понима­ния прочитанного и прослушанного произведения;
  • элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования текстов.
  • умение самостоятельно выбирать литературу;
  • умение пользоваться словарями и справочниками;
  • умение составлять несложные монологические высказывания,
  • устно составлять небольшие тексты повествовательного характера,
  • уметь декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения,
  • выступать перед знакомой аудиторией с небольшими выступлениями
  • читать целыми словами с элементами слогового чтения трудных слов (темп чтения - не менее 45 слов в минуту при чтении незнакомого текста);
  • понимать содержание прочитанного произведения;
  • находить заглавие текста;
  • различать и сравнивать жанры художественной литературы (рассказ, сказка, стихотворение);
  • читать наизусть стихи.


Получит возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

  • создавать иллюстрации по содержанию произведения;

  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению.






























ПРОГРАММА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС
Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте». Его продолжительность 23 учебные недели, по 4 часа в неделю. После обучения грамоте начинается изучение литературного чтения 10 учебных недель по 4 часа. Итого 132 часа.

Тематический план

№ п/п

Тема

Колич.часов

Характеристика видов деятельности

Обучение грамоте


1.

Добукварный период

14ч. Группировка слов по первому звуку. Нахождение слов с заданным звуком. Моделирование звукового состава. Соотнесение слова со схемой. Подбор слов к заданной схеме. Сравнение начертания заглавных и строчных букв. Выкладывание слов из разрезной азбуки. Составление текста по серии сюжетных картинок Пересказ текста с опорой на вопросы учителя

2.

Букварный период

61ч Чтение целыми словами с элементами слогового чтения трудных слов (темп чтения - не менее 30 слов в минуту при чтении незнакомого текста) Выразительное чтение стихотворений и небольших текстов Рассуждение на заданную тему Ответы на поставленные вопросы Характеристика героев произведений Определение основной мысли текста Краткий пересказ текста

3.

Послебукварный период

17ч Плавное, беглое, выразительное чтение произведений Рассуждение на заданную тему Ответы на поставленные вопросы Характеристика героев произведений Сравнение произведений писателей Определение основой мысли текста Краткий пересказ текст

Итого

92ч.

Литературное чтение

1 КЛАСС

1.

Вводный урок. Знакомство с учебником Жили-были буквы.

7ч Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание главы. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Пользоваться словарем в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника. Знать фамилии, имена, отчества писателей прочитанных произведений. Выбирать книгу по заданному параметру. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читатель­ский и жизненный опыт. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рас­сказ. Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использовать приём звукописи при изображе­нии различных героев.

Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца.

2.

Сказки, загадки, небылицы.

7ч Подби­рать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное. Выбирать нужную книгу по заданным параме­трам. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Рассказывать сказку на основе картинного плана. Называть героев сказки и причины совершае­мых ими поступков, давать их нравственную Пересказывать сказку подробно на основе кар­тинного плана и по памяти. Отгадывать загадки на основе ключевых (опор­ных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам

3.

Апрель, Апрель! Звенит капель…

5ч раз­дела, рассказывать о книге с выставки в соот­ветствии с коллективно составленным планом. Находить в стихотворении слова, которые по­могают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведе­ния. Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумы­вать свои сравнения. Отгадывать загадки на основе ключевых (опор­ных) слов загадки. Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

4.

И в шутку и всерьёз

6ч Подби­рать книги к выставке в соответствии с темой раз­дела, рассказывать о книгах с выставки в соот­ветствии с коллективно составленным планом. Отличать юмористическое произведение; нахо­дить характерные черты юмористического текста. Определять настроение автора. Объяснять смысл названия произведения. Придумывать свои заголовки. Находить слова, которые отражают характер героя. Передавать при чтении настроение стихотво­рения.

5.

Я и мои друзья

7ч Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспри­нимать на слух художественное произведение. Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем. Обсуждать варианты доброжелательного и не­обидного способа общения. Определять тему произведения и главную мысль. Соотносить содержание произведения с посло­вицами. Составлять план рассказа.

6.

О братьях наших меньших

8ч Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Определять основные особенности художест­венного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). Называть особенности сказок - несказок; придумывать свои собственные сказки - несказки; находить сказки - несказки, в книгах. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации. Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсужде­нии проблемных ситуаций.

Итого

40ч




Содержание тем учебного предмета

1 КЛАСС

Добукварный период (14ч.)


Фонетика Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, отличающихся одним или несколькими звуками.

Различие гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

В результате изучения темы обучающийся научится

  • Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

  • Группировать слова по первому звуку.

  • Находить слова с заданным звуком.

  • Моделировать звуковой состав.

  • Соотносить слова со схемой.

  • Подбирать слова к заданной схеме.

Получит возможность научиться


  • Контролировать этапы своей работы.


Графика Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатели твёрдости- мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

В результате изучения темы обучающийся научится

  • Анализировать поэлементный состав букв.

  • Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

  • Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Получит возможность научиться

  • Сравнивать свои буквы с предложенным образцом

  • Контролировать собственные действия

  • Моделировать буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина)

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при са­мостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

В результате изучения темы обучающийся научится

  • Составлять текст по серии сюжетных картинок

  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи.

  • Включаться в групповую работу, связанную с общением

  • Пересказывать текст с опорой на вопросы учителя

Получит возможность научиться

  • Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы

  • Обосновывать собственное мнение

  • Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания

  • распространением предложения


Букварный период (61ч) Чтение. Формирование навыков слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

В результате изучения темы обучающийся научится:

  • Читать целыми словами с элементами слогового чтения трудных слов (темп чтения - не менее 30 слов в минуту при чтении незнакомого текста)

  • Использовать орфоэпическое и орфографическое чтение.

  • Понимать содержание прочитанного произведения.

  • Читать выразительно стихотворения и небольшие тексты.

Получит возможность научиться:
  • создавать иллюстрации по содержанию произведения;

  • работать в группе;

Послебукварный период(17ч.)

Как хорошо уметь читать! Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить». К.Ушинский «Наше Отечество». В.Крупин «Первоучители словенские». В.Крупин «Первый букварь». Сказки А.С. Пушкина. Л.Н.Толстой Рассказы для детей. К.Д. Ушинский Рассказы для детей. К.И Чуковский «Телефон», «Путаница». В.В. Бианки «Первая охота», С.Я Маршак Стихи, М.М.Пришвин Рассказы, А. Л. Барто Стихи, С.В.Михалков Стихи, Б.В.Заходер Стихи, В.Д.Берестов Стихи. Презентация «Живая азбука»

В результате изучения темы обучающийся научится:

  • Читать плавно, бегло, выразительно

  • Рассуждать на заданную тему

  • Отвечать на поставленные вопросы

  • Характеризовать героев произведений

  • Сравнивать произведения писателей

  • Определять основную мысль текста

  • Кратко пересказывать текст

Получит возможность научиться

  • Самостоятельно читать художественную литературу

Содержание тем учебного предмета:

Вводный урок по курсу литературное чтение. « Жили - были буквы.» (7 ч.)



Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.


Обучающиеся научатся:

  • Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.
  • Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.
  • Применять систему условных обозначений при выполнении заданий.
  • Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.
  • Пользоваться словарём в конце учебника.

В. Данько «Загадочные буквы», И.Токмакова « Аля, Кляксич и буква «А», С.Чёрный «Живая азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет.», Г.Сапгир «Про медведя», М.Бородицкая «Разговор с пчелой», И.Гамазкова «Кто как кричит?», С.Маршак «Автобус номер двадцать шесть». В результате изучения темы обучающийся научится:
  • Читать осознанно текст целыми словами.
  • Анализировать и сравнивать произведения.
  • Читать по ролям.
  • Читать наизусть выразительно стихотворения.
  • Пересказывать небольшой текст своими словами.
  • Называть автора и название изученных произведений.
Получит возможность научиться:
  • Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов
  • Определять позиции героев и автора художественного текста;
  • Создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

« Сказки, загадки, небылицы.» (7ч.) Е. Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка».Загадки, песенки. Русские народные потешки. Стишки и песенки из книжки « Рифмы Матушки Гусыни», Обобщение по теме «Сказки. Загадки. Небылицы». В результате изучения темы обучающийся научится:

  • Анализировать и сравнивать произведения.
  • Пересказывать по опорным словам текст.
  • Отгадывать загадки.
  • Выразительно читать по ролям.
Получит возможность научиться:
  • Участвовать в драматизации.

  • Попытаться сочинить сказку, загадку.


« Апрель, Апрель! Звенит капель…»(5ч.) А.Плещеев «Сельская песенка». А.Майков «Ласточка промчалась», «Весна».Т.Белозёров «Подснежники» С.Маршак «Апрель». И.Токмакова «Ручей». Е.Трутнева «Когда это бывает?» Обобщение по теме «Апрель, апрель! Звенит капель…» В результате изучения темы обучающийся научится:

  • Выразительно читать произведения целыми словами.
  • Декламировать стихотворные произведения наизусть.

Получит возможность научиться:
  • Различать жанры художественной литературы
  • Анализировать и сравнивать произведения


« И в шутку и всерьёз» (6ч) И.Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я.Тайц «Волк» Г.Кружков «Ррры!», И.Артюхова «Саша - дразнилка», К.Чуковский «Федотка», О.Дриз « Привет», И.Пивоварова «Кулинаки - пулинаки», М.Пляцковский «Помощник». Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз».


В результате изучения темы обучающийся научится:

  • Называть и знать содержание юмористических произведений.
  • Выразительно читать целыми словами.
  • Читать по ролям и пересказывать по опорным словам произведение.
  • Делить текст на части, подбирать заголовки к частям рассказа.
  • Определять опорные слова для пересказа.

Получит возможность научиться
  • Анализировать произведение


« Я и мои друзья» (7ч.) Ю.Ермолаев «Лучший друг», Е.Благинина «Подарок», В.Орлов «Кто первый?»,С.Михалков «Бараны», Р.Сеф «Совет», В.Берестов «В магазине игрушек», И.Пивоварова « Вежливый ослик», А.Барто « Вот так защитники», Я.Аким « Моя родня», С. Маршак «Хороший день», Пляцковский «Сердитый дог Буль», Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка». Обобщение по теме « Я и мои друзья». В результате изучения темы обучающийся научится:

  • Читать выразительно целыми словами текст.
  • Пересказывать по плану.

Получит возможность научиться:
  • Анализировать произведение.

« О братьях наших меньших» (8ч.) С.Михалков «Трезор», Р.Сеф «Кто любит собак», В.Осеева «Собака яростно лаяла», И.Токмакова «Купите собаку», С.Михалков « Важный совет», М.Пляцковский «Цап Царапыч», Г.Сапгир «Кошка», В.Берестов «Лягушата», Д.Хармс«Храбрый ёж», Н.Сладков «Лисица и ёж».Обобщение по теме «О братьях наших меньших». В результате изучения темы обучающийся научится:

  • Выразительно читать целыми словами.

  • Пересказывать текст по плану и опорным словам.

  • Соблюдать правила поведения в природе.

  • Бережно относиться к животным.

Получит возможность научиться:
  • Работать в парах

  • Анализировать произведение.


Содержание тем по внеклассному чтению

Чтение стихов о буквах, азбуке

Русские народные песенки

Сказки- приключения

Русские народные загадки

Сказки о животных

Из старинных книг. Чтение рассказов Л.Н Толстого и К. Д.Ушинского

Чтение художественных произведений о матерях и детях

Чтение рассказов и сказок о милосердии

Стихи о весне

Чтение произведений о честности

Стихи о ребятах- сверстниках

Всё наоборот: забавные стихи

Хочу попрыгать, поиграть: рассказы об играх и игрушках

Рассказы о детях

Чтение художественных произведений о детях и их родителях

Ребятам о зверятах: стихи, рассказы о животных

Чтение рассказов о людях и животных


Оценка достижений планируемых результатов

(проверка техники чтения)

Три котёнка. Три котёнка - чёрный, серый и белый увидели мышь и бросились за ней. Мышь прыгнула в банку с мукой. Котята за ней. Мышь убежала. А из банки вылезли три белых котёнка. Три белых котёнка увидели на дворе лягушку и бросились за ней. Лягушка прыгнула в трубу. Котята - за ней. Из трубы вылезли три чёрных котёнка. Потом они увидели в пруду рыбу и бросились за ней. Рыба уплыла, а из воды выплыли три мокрых котёнка. Они обсохли и стали как были: чёрный, серый и белый.


Материально - техническое обеспечение учебного предмета


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количе­ство

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты по литератур­ному чтению для 1-4 классов (программы, учеб­ники, рабочие тетради и др.).

Примерная программа начального общего обра­зования по литературному чтению

К Д

УМК выбираются с учётом типа школы с русским (род­ным) языком обучения. Библиотечный фонд комп­лектуется на основе феде­рального перечня учебников, рекомендованных (допущен­ных) Минобрнауки РФ. С



учётом типа школы с рус­ским (родным) и родным (нерусским) языком обучения

Печатные пособия


Наборы сюжетных картинок в соответствии с те­матикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифро­вой форме)



Д


Словари по русскому языку. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литера­турному чтению (в том числе в ци




фровой форме).

Ф Д



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количе­ство

Примечания

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей

д/к


Д


Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Телевизор (по возможности). Видеомагнитофон/видеоплеер (по возмож­ности).

Аудиоцентр/магнитофон.

Диапроектор. Мультимедийный проектор (по возможности).

Компьютер (по возможности).

Экспозиционный экран (по возможности).

Сканер (по возможности).

Принтер лазерный (по возможности).

Принтер струйный цветной (по возможности). Фотокамера цифровая (по возможности). Видеокамера цифровая со штативом (по возможности)

Д


Д


Д

Д


Д


Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

С диагональю не менее 72 см Размер не менее 1 50 х 1 50 см

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи художественного исполнения из­учаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Слайды (диапозитивы), соответствующие содер­жанию обучения (по возможности). Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)

Д


Д


Д



Д



Игры и игрушки

Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины

ф


Оборудование класса

Ученические столы одно- и двухместные с комп­лектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстратив­ного материала.

Полки для «Уголка книг». Подставки для книг, держатели для схем и таб­лиц и т. п.

К


Д


Д


Д


Д



ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, свя­занные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведе­ние. При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, по­следовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов. Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читатель­скую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.). Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения «про себя» и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быст­рого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе). Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности: - в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимания значения отдельных слов и предложений;

Схема учета навыка чтения в 1 - ом классе

Фамилия ученика Способ чтения Темп чтения, при котором осознает текст Чтение без ошибок Осознанность чтения Общая оценка



© 2010-2022