Открытый урок русского языка по теме Безударные гласные в корне слова. Обобщение

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок русского языка по теме

«Безударные гласные в корне слова. Обобщение пройденного материала».

Программа «Школа России», ФГОС, 2 класс.


Цели:

Предметные:

Формировать умение видеть и проверять безударные гласные в корне.

Учить различать 2 способа проверки безударных гласных: подбор однокоренного слова и изменение формы слова.

Метапредметные:

Учить ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Развивать коммуникативные навыки при работе в паре, группе.

Развивать навыки самооценки.

Личностные:

Воспитывать бережное отношение к родному языку.

Планируемые результаты:

Личностные:

Сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Умение осуществлять коллективную постановку новых учебных целей и задач.

Метапредметные:

Регулятивные:

Умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные:

Умения учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию и аргументировать ее при выработке общего решения совместной деятельности.

Использование речи для регуляции своего действия.

Умение осуществлять адекватную самооценку и принимать решение в ситуации выбора.

Познавательные:

Способность осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Умение осуществлять анализ и синтез.

Предметные:

Овладение первоначальными знаниями об орфограмме.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И урок наш начинаем.

- Улыбнулись и поприветствовали друг друга, наших гостей и меня.

2. Работа с пословицей.

- Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать (на слайде слова, готовая пословица на доске, перевёрнута).

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

- Какую пословицу собрали?

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

- Как понимаете значение пословицы?
- Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым? (Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым, нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы ещё молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться)

- К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок. Пусть эта пословица будет девизом нашего урока.
- Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.)

- Как вы уже поняли, у нас необычный урок. У каждого из вас на парте лежит солнышко, которое вы будете дополнять лучиками успеха. После выполненного задания мы будем закрашивать лучики (жёлтый - выполнил правильно, оранжевый - выполнил с незначительными ошибками, красный - не выполнил совсем, затруднился).

3. Постановка проблемы урока.

- Я хочу рассказать вам одну историю (учитель читает небольшой рассказ).

Миша написал своему другу Пете записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, поиграем». Петя записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером. «Мяч будет», - гордо сказал товарищам Миша. Пришел Петя, а в руках у него вместо мяча был игрушечный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол.

- Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «с мячом»).
- Какое правило не знал Миша? (Правило о правописании безударных гласных в корне слова).
- Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Миши? (Ставить ударение и подбирать проверочные слова.)
- Как правильно записать это слово?
с м…чом - мяч, с мячом

- Что мы посоветуем Мише? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова)

- Ребята, а зачем людям надо знать правило о правописании безударных гласных букв в корне слова? (чтобы быть грамотными людьми, писать без ошибок).

ЗАКРАШИВАНИЕ 1 ЛУЧИКА (оценивание своей работы).

4. Постановка темы и цели урока.

- Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.
(Безударных гласных в корне слова.)
- Какие цели поставим перед собой?
(Закреплять наши знания о правописании слов с безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова и менять форму слова)

- Как мы будем писать слова с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением? Вспомним алгоритм действий (дети перечисляют свои действия, позже на слайде появляется алгоритм).

Алгоритм проверки безударной гласной в корне.

1. Читаю слово.

2. Определяю ударение.

3. Выделяю корень.

4. Подбираю проверочное слово (однокоренное слово или меняю форму слова).

5. Пишу гласную.

- В течение урока мы ответим на вопросы:

Открытый урок русского языка по теме Безударные гласные в корне слова. Обобщение.

Открытый урок русского языка по теме Безударные гласные в корне слова. Обобщение.

- Вспомним наше правило (хором).

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты ее немедленно

Ставь под ударение.

Ударение на гласной

Может сделать букву ясной.

5. Чистописание.

- Назовите, какие буквы могут быть безударными гласными в корне слова (а, я, о, е, и). Запишите эти буквы красиво в своих тетрадях. Обратите внимание на свою посадку при письме. Для начала сделаем пальчиковую гимнастику (показ учителем, слова говорят дети).

- Продолжите закономерность: 1 ряд - а я, 2 ряд - о е, 3 ряд - и и.

6. Словарная работа (работа по вариантам).

- Прочитайте слова. Что общего между этими словами вы можете сказать? (обозначают предметы).

- Какое слово лишнее? (лягушка - одушевлённый предмет, отвечает на вопрос кто?) В каком слове меньше звуков, чем букв, и почему? (письмо) В каком слове больше звуков, чем букв, и почему? (яблоко)

- На какие 2 группы вы можете их разделить? (с проверяемыми и непроверяемыми гласными буквами в корне слова) Запишите эти слова самостоятельно, по вариантам.

1 вариант - слова с непроверяемыми гласными в корне слова (словарные слова);

2 вариант - слова с проверяемыми гласными в корне слова.

Сл…за, ябл...к.., св…сток, …дежда, л…гушка,

з…мля, зв..нок, м…лина, п…сьмо, б…рёза.

После написания - взаимопроверка; дети, сидя за партой, проверяют друг у друга, меняясь тетрадями. Оценивают работу своего товарища (рисуют смайлик).

- Какие проверочные слова вы подобрали (устно) к словам с проверяемыми безударными в корне слова? (слёзы, свист, земли, звон, письма)

ЗАКРАШИВАНИЕ 2 ЛУЧИКА (оценивание своей работы).

- Придумайте устно предложение с 1 из слов (лучшее предложение записать на доске, найти главные члены предложения, коллективная работа).

У реки растёт стройная берёза. На столе лежит спелое яблоко.

7. Физминутка музыкальная для глаз «Рисуем буквы глазами» (презентация).

8. Работа над темой урока.

1) - Давайте поиграем в игру «Потерялась буква». Прочитайте стихотворение и вставьте пропущенную букву, используя проверочное слово (смотреть на слайде):

На берегу растёт с_сна, а рядом с нею сосны.

Горит красивая зв_зда, а рядом с нею звёзды.

На траве лежит р_са, а рядом с нею росы.

- Запишите слова с попущенными безударными гласными буквами в корне слова в тетрадь вместе с проверочными.

Сосна - сосны, звезда - звёзды, роса - росы.

- Поменяйтесь тетрадками и проверьте, как записал сосед, если он ошибся, то аккуратно исправьте.

- Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне? (Два способа. Мы можем изменить форму слова так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)

ЗАКРАШИВАНИЕ 3 ЛУЧИКА (оценивание своей работы).

2) Работа в парах.

- Поработайте в парах. Внимательно прочитайте слова и определите, в какой строчке все слова с безударной гласной в корне. Запишите эти слова в тетрадь.

Проверка.

- В третьей строчке нет проверочного слова. Проверочное слово - полёт. Допишите его и подчеркните. Назовите в первых двух строчках проверочные слова. (Слез, наследие.)

- Почему эти слова являются проверочными? (В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.)

Открытый урок русского языка по теме Безударные гласные в корне слова. Обобщение.

ЗАКРАШИВАНИЕ 4 ЛУЧИКА (оценивание своей работы).

3) Работа с сигнальными карточками. Дети должны обосновать правильность выбора. Игра на внимание. Устная работа.

Игра "Будь внимательным". У каждого ученика сигнальные карточки, каждый самостоятельно решает, какую букву надо в корне написать. Проверочное слово дети коллективно подбирают и объясняют правописание безударной гласной в корне.

- Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.

Открытый урок русского языка по теме Безударные гласные в корне слова. Обобщение.

Проверочные слова - ночь, беды, дело, цвет, мел, бег, лист, горе.

4) Работа в группах (5 групп, по 3-4 человека в каждой группе).

- Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, надо почаще собирать семейки родственных слов. Поработайте в группах. На листочках у вас записаны "корни слов", вам нужно найти их "родственников" и записать. Подчеркните те из них, которые могут быть проверочными.

Открытый урок русского языка по теме Безударные гласные в корне слова. Обобщение.

Резерв - вар-, - звон- . Проверка (зачитываются слова от каждой группы).

ЗАКРАШИВАНИЕ 5 ЛУЧИКА (оценивание своей работы).

9. Итог урока.

- Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
- Стали вы мудрее? В чём?

- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
- Вернемся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока. Кто хочет задать первый вопрос?

Вызываемый ученик задает вопрос другому ученику, которого сам же и выбирает.

Открытый урок русского языка по теме Безударные гласные в корне слова. Обобщение.

На слайде презентации подвести итог урока, закончив фразы.

10. Рефлексия.

Самооценка собственной работы на уроке.

- У вас каждого есть листочки с лесенкой из пяти ступенек. С ее помощью оцените свою работу на уроке. На какую ступеньку вы себя поставите? Нарисуйте смайлик нужного цвета.

11. Домашнее задание.

- Выберите себе задание по желанию (предлагаю карточки двух цветов - красный и синий; подобрать устно по 5 слов с безударной гласной буквой в корне слова; красный - с непроверяемыми гласными буквами в корне слова (словарь), синий - с проверяемыми гласными буквами и с проверочными словами).

- Спасибо вам за урок, ребята, вы хорошо поработали. Покажите ваши солнышки с лучиками. Давайте посмотрим, какие солнышки у вас сегодня получились. Какого цвета больше всего? Желаю, чтобы ваши солнышки светили вам дальше в освоении новых знаний.

- Вот и кончился урок, он пошёл, наверно, впрок.



Открытый урок русского языка по теме Безударные гласные в корне слова. Обобщение.Открытый урок русского языка по теме Безударные гласные в корне слова. Обобщение.

Открытый урок русского языка по теме Безударные гласные в корне слова. Обобщение.Открытый урок русского языка по теме Безударные гласные в корне слова. Обобщение.


а

о

е

и

я

а

о

е

и

я

а

о

е

и

я

а

о

е

и

я

а

о

е

и

я

а

о

е

и

я

а

о

е

и

я

а

о

е

и

я

Открытый урок русского языка по теме Безударные гласные в корне слова. Обобщение.

Открытый урок русского языка по теме Безударные гласные в корне слова. Обобщение.

Открытый урок русского языка по теме Безударные гласные в корне слова. Обобщение.

Открытый урок русского языка по теме Безударные гласные в корне слова. Обобщение.

- ЛЁД - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- ХОД -

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- БЕЛ -

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- БОЛЬ -

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- СВИСТ -

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- ВАР -

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- ЗВОН -

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Открытый урок русского языка по теме Безударные гласные в корне слова. Обобщение.Открытый урок русского языка по теме Безударные гласные в корне слова. Обобщение.

Открытый урок русского языка по теме Безударные гласные в корне слова. Обобщение.Открытый урок русского языка по теме Безударные гласные в корне слова. Обобщение.

Открытый урок русского языка по теме Безударные гласные в корне слова. Обобщение.Открытый урок русского языка по теме Безударные гласные в корне слова. Обобщение.

Открытый урок русского языка по теме Безударные гласные в корне слова. Обобщение.Открытый урок русского языка по теме Безударные гласные в корне слова. Обобщение.

Открытый урок русского языка по теме Безударные гласные в корне слова. Обобщение.Открытый урок русского языка по теме Безударные гласные в корне слова. Обобщение.


© 2010-2022