Занятие по внеурочной деятельности по дисциплине «Математическое конструирование» на тему: «Окружность и круг»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие по внеурочной деятельности

по дисциплине «Математическое конструирование»

на тему: «Окружность и круг»
Вид учебного занятия: обобщение и систематизация изученного материала. Форма занятия: защита проектов. Цель занятия: закрепить определение окружности и круга; находить общее и различия между окружностью и кругом; расширить кругозор обучающихся. Задачи занятия: Образовательные: - систематизировать знания обучающихся по теме «Окружность и круг»; - формировать навыки исследовательской работы. Развивающие: - развивать память, логическое мышление, умение анализировать и применять изученный материал; - развивать наглядно - образное представление о математических понятиях, кругозор и наблюдательность Воспитательные: - воспитывать культуру личности, отношение к математике, как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии; - создавать условия для воспитания навыков сотрудничества, умения слушать и работать в группах, умения анализировать свою деятельность и деятельность своих товарищей, аккуратности и старательности. Темы исследовательских групп:

  • «Историки»:

«Возникновение окружности и круга, инструменты, используемые для их изображения»

Цель: узнать, как возникли окружность и круг и чем их можно изобразить.

  • «Исследователи»:

«Круг и окружность в нашей жизни»

Цель: выяснить, где встречаются круг и окружность.


Ход занятия


I. Вводная часть. Организационный момент


У. Здравствуйте, ребята! По вашим лицам вижу, что настроение у вас хорошее. Давайте поработаем сегодня так, чтобы настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше.


II. Сообщение темы и представление групп


У. Сегодня мы собрались с вами, чтобы подвести итоги долгой кропотливой работы по теме: «Окружность и круг». Приложение 5. Слайд 1

У. Девизом сегодняшнего занятия будут слова древнегреческого математика Фалеса Милетского: Слайд 2

У. Что есть больше всего на свете?

Д. Пространство.
У. Что быстрее всего?

Д. Ум.
У. Что мудрее всего?

Д. Время.
У. Что приятнее всего?

Д. Достичь желаемого.

У. Сегодня пройдет защита ваших исследовательских проектов.

Для исследования вам были предложены 2 вопроса: Слайд 3

  • «Как возникли окружность и круг. Чем их можно изобразить»

  • «Где встречаются окружность и круг»

У. Руководители, пожалуйста, представьте членов своих групп.


Встают руководители групп и представляются:


Группа «Историки»:

руководитель - Соболева Александра

секретарь - Гребенников Герман

наблюдатель - Никитюк Арина

оратор - Маргасова Елизавета

Группа «Исследователи»:

руководитель - Старовойтова Дарья

секретарь - Рагулина Лидия

наблюдатель - Воробьев Кирилл

оратор - Жукова Софья


III. Основная часть. Защита проектов


У. Спасибо.

«Историки», вам слово.

Соболева Александра:

- С сообщением выступит Маргасова Елизавета.


Лиза:

- Мы выбрали первый вопрос: «Как возникли окружность и круг и чем их можно изобразить». Слайд 4

За помощью мы обратились в библиотеку прогимназии, где Светлана Сергеевна, библиотекарь, помогла подобрать нам необходимую литературу для исследования. Не прошли мы и мимо кабинета информатики, где Светлана Анатольевна, учитель информатики, показала, как можно использовать сеть «ИНТЕРНЕТ» для поиска нужной информации и помогла подобрать для подготовки презентации картинки по теме.

Слайд 5 Изучив огромное множество литературы, мы выяснили, что окружность - удивительно гармоничная фигура, древние греки считали её самой совершенной, так как окружность - единственная кривая, которая может «скользить сама по себе», вращаясь вокруг центра. Основное свойство окружности даёт ответ на вопросы, почему для её вычерчивания используют циркуль и почему колёса делают круглыми, а не квадратными или треугольными. Слайд 6

Кстати, о колесе. Это одно из самых великих изобретений человечества. Колесо было изобретено давным - давно. С тех пор сделано много открытий и изображений, но и теперь в основе приборов и машин лежит круг.

Продолжит Никитюк Арина.


Арина:

- Что такое циркуль - знает каждый. Но кто же изобрел этот инструмент, как появился циркуль? То, что им чертятся окружности - это понятно из латинского слова circulus, от которого и произошло название инструмента. Когда же появился у человечества циркуль? Слайд 7

Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент - история не сохранила для нас его имя, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику знаменитого Дедала, первого «воздухоплавателя» древности. К большому сожалению, его портрета не сохранилось.

Каких только циркулей не было! Слайд 8 Самый древний, например, был найден при раскопках во Франции. Он пролежал в земле больше двух тысяч лет! Бронзовые циркули были обнаружены в вулканическом пепле, засыпавшем древнеримский город Помпеи. Слайды 8, 9, 10 Однако циркули существовали и много раньше. На стенах и куполах храмов и домов, на резных чашах и кубках в Древних Вавилонии и Ассирии сохранились столь ровные круги, что ясно - без помощи циркулей не обошлось. Слайд 11 А существовали эти государства около 3000 лет назад.

Продолжит Соболева Александра.


Саша:

- Но как впервые получили столь ровный круглый контур?

Сначала окружность делали с помощью нити: один ее конец закрепляли, а к другому прикрепляли кусочек мела или острую палочку. Крутишь натянутую нить вокруг закрепленного центра - получается круг. На смену нити пришла деревянная дощечка с отверстиями. Но и у нее был важный недостаток: с ее помощью можно было провести окружность только одного размера, равного длине этой дощечки. Для других кругов приходилось мастерить новые и новые приспособления. Пришлось древним изобретателям задуматься, как объединить их в одном инструменте.
Так на свет появился родственник циркуля с двумя длинными разводящимися ножками. Он один мог изобразить окружности различного размера.

Продолжит Гребенников Герман.


Герман:
- Самое интересное, что предки циркуля не только прекрасно чертили. Некоторые из них служили инструментом для резания по дереву. Вместо привычного грифеля в одну ножку этого стального мастера вставляли резец и наносили рисунок на деревянном изделии. Один из них нашли при раскопках в Новгороде.
Самый простой и бесхитростный циркуль носит прозвище «козья ножка». Со вставным карандашом он не одну окружность нарисует. Так он выглядит в наше время. Слайд 12

Циркуль всегда был незаменимым помощником архитекторов и строителей.


Соболева Александра:

- Спасибо Герман.

Наша группа подготовила интересную головоломку. С помощью циркуля мы начертили окружность и вырезали круг, который разделили на 10 частей и получили головоломку «Магический круг». Приложение 1. Слайд 13 Разбейтесь на пары и возьмите конверты. Внутри все детали. Первое задание для вас: соберите из них круг.

Хорошо. А теперь задание посложнее. Слайд 14 Посмотрите на экран и попытайтесь собрать из деталей круга эти фигуры. Первая пара соберет зайца, а вторая - жирафа. На выполнение даем вам 3 минуты. (переворачивает песочные часы)

Молодцы. Все справились. А в качестве награды мы хотим подарить вам схемы с другими фигурами. (вручает Герман)

У. Спасибо, ребята, присаживайтесь.

«Исследователи», пожалуйста, оцените работу «Историков». Что вам понравилось, и что нового вы узнали? (ответы детей)

Я предлагаю «Историкам» сделать самооценку.

(На парте лежат анкеты с вопросами самооценки.)

1. Наш проект получился бы еще лучше, если бы.........................................

.........................................................................................................................

2. Самым интересным в подготовке было......................................................

….....................................................................................................................

3. Работа над этим проектом помогла..............................................................

….....................................................................................................................

4. Думаю, что наша группа работала:

а) дружно, сообща;

б) не очень дружно;

в) не дружно, много раз нарушали правила учебного общения.

5. Считаю, что моя активность в группе во время подготовки была:

а) высокой;

б) средней;

в) низкой.

Приложение 2.


У. Давайте немного отдохнем.


IV. Физкультминутка с использованием карточек


Сколько здесь кружков зелёных,

Столько сделаем наклонов.

Сколько голубых кружков,

Столько сделаем прыжков.

А присядем столько раз,

Сколько жёлтеньких у нас.

Красные круги считаем,

Дружно глазками моргаем.

Мы вдыхаем, выдыхаем,

И работу продолжаем. (садятся на места)

Приложение 3.


V. Продолжение защиты проектов


У. А теперь прошу представить свой проект «Исследователей».

Старовойтова Дарья:

- С защитой проекта выступит Жукова Софья.


Соня:

- Для исследования мы выбрали второй вопрос: «Где встречаются окружность и круг». Слайд 15 А найти ответ на этот вопрос мне помогла мама.

Вместе с ней мы обошли весь дом в поисках круглых предметов. Слайд 16 Закрыв дверь квартиры, увидели глазок, зайдя на кухню, обнаружили огромное множество посуды круглой формы, на стенах - часы. А каково было моё удивление, когда мы открыли холодильник - там лежали яблоки, консервы, да что там - магниты на двери тоже круглые! Да, круг и окружность везде. Не могу представить, как бы мы жили без круглых предметов.

Продолжит Воробьев Кирилл.


Кирилл:

- Я расскажу вам, как познакомился с кругом и окружностью. Полюбил я эти замечательные фигуры благодаря занятиям физкультурой. А интерес и любовь к физкультуре появился у меня благодаря Александре Никоноровне, учителю физкультуры, которая помогла мне найти в спортивном зале круглые предметы, а именно: Слайд 17 баскетбольное кольцо, кольца для метания и для подтягивания, обручи, огромное множество различных мячей (теннисный, футбольный, для кеглей и др.). Я понял, что в спорте невозможно обойтись без круглых предметов.

Продолжит Рагулина Лидия.

Лида:

- В поисках круглых предметов я отправилась с папой на прогулку по родному городу Курску. Вот что мы с ним нашли:

Оказывается купол Знаменского Собора имеет округлую форму. Слайд 18

Памятник «Курская антоновка», расположенный у здания «Курскпромбанка» на улице Ленина, тоже круглый. Слайд 19

Посмотрите на здание торгового центра «Пушкинский». Верхняя часть имеет форму окружности. Слайд 20

А здесь мы видим гипермаркет «Линия» с узнаваемым шаром наверху. Слайд 21

Это еще одно доказательство того, что круг и окружность нам необходимы в жизни.

Продолжит Старовойтова Дарья.

Даша:

Наша группа тоже подготовила интересное задание. Мы предлагаем вам собрать с помощью модулей в технике оригами «Волшебный круг». Возьмите каждый по конверту. Там лежат заготовки. Мы продемонстрируем вам наше мастерство. Будьте внимательны, ведь вам предстоит все за нами повторить.

Молодцы. Все справились с заданием. Вот вам подарок - схема «Волшебного кольца», которое вы сможете потом попробовать собрать. Приложение 4.

У. Спасибо.

«Историки», оцените группу «Исследователей». (ответы детей)

Я предлагаю «Исследователям» сделать самооценку.

(На парте лежат анкеты с вопросами самооценки.)

1. Наш проект получился бы еще лучше, если бы.........................................

.........................................................................................................................

2. Самым интересным в подготовке было......................................................

….....................................................................................................................

3. Работа над этим проектом помогла..............................................................

….....................................................................................................................

4. Думаю, что наша группа работала:

а) дружно, сообща;

б) не очень дружно;

в) не дружно, много раз нарушали правила учебного общения.

5. Считаю, что моя активность в группе во время подготовки была:

а) высокой;

б) средней;

в) низкой.


VI. Итог занятия.


У. Мы еще раз убедились в совершенстве окружности и круга. Недаром древние греки считали окружность совершеннейшей и «самой круглой» фигурой. И в наши дни в некоторых ситуациях, когда хотят дать особую оценку, используют слово «круглый», которое считается синонимом слова «полнейший»: круглый отличник, круглый сирота и т.п.

Я предлагаю вам к следующему занятию подобрать крылатые выражения, пословицы и поговорки со словом «круглый».


А сейчас я вам предлагаю сыграть в игру «Волшебный сундучок»:

Каждый из вас заглянет в него и выберет понравившуюся фигуру: треугольник, квадрат или круг. - Хлопайте в ладоши те, кто выбрал круг. Круг - эти люди добрые, общительные. - Попрыгайте, кто выбрал треугольник. Треугольник - это лидер, настойчивый, упорный человек. - Выполняйте наклоны вправо, влево, кто выбрал квадрат. Квадрат - люди спокойные, дружелюбные. Вывод: несмотря на то, что вы все по характеру разные, но порадовали меня своей работой. Молодцы! Умнички!

VI. Рефлексия Слайд 22 А сейчас я вам предлагаю маленькую рефлексию. Выберите любое понравившееся вам утверждение: круг - занятие прошло полезно, плодотворно; треугольник - работой довольны, все прошло неплохо; квадрат - было не очень интересно. - Замечательно. Спасибо за урок, а гостям спасибо за внимание. Слайд 23 Все свободны.









© 2010-2022