Конспект Интегрированного урока по окружающему миру и технологии

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект Интегрированного урока по окружающему миру и технологии.Благовещенский район РБ

г. Благовещенск

МОБУ СОШ № 4

им. А.Я. Першина





Интегрированный

урок

окружающего мира и технологии

на тему:



1 класс

Новичкова Светлана Леонидовна

учитель начальных классов

2015 год

Тема урока: «Жизнь насекомых »

Класс: 1 Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с разнообразием насекомых; способствовать развитию речи, умения описывать насекомых.
Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать представление о насекомых, как неотъемлемой части природы;

  • уточнить представления детей о строении тела насекомого;

  • познакомить с коллективными насекомыми (пчелы, муравьи);

  • показать (или помочь осознать) взаимосвязь насекомых и растений и показать их роль в жизни человека;

  • формировать у учеников представление о том, по каким признакам животных относят к группе насекомых;

  • углублять знания о природе родного края.

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность, эстетические чувства;
  • показать бережное и экологически правильное отношение к насекомым;
  • воспитывать аккуратность и правильное отношение к труду;
  • воспитывать интерес и любовь к природе;
  • воспитывать желание учиться и делать открытия;
  • воспитывать умение слушать других, работать в группах.

Развивающие:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, речь, интеллектуальное мышление (сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы);
  • развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
  • развивать коммуникативные навыки и способности учащихся посредством групповых и коллективных форм работы;
  • научить применять изученный материал в повседневной жизни;
  • развивать эмоции, творческие способности;

  • развивать словарный запас.

Оборудование:

  • Н. В. Виноградова. Учебник «Окружающий мир» 1 класс (в двух частях)

М.: Вентана-Граф, 2011 г.;

  • Н. В. Виноградова. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса «Окружающий мир». М.: Вентана-Граф, 2011 г.;

  • подборки стихов, сказок, загадок на тему;

  • выставка энциклопедической литературы о насекомых;

  • фотографии и другие изображения насекомых;

  • магнитофон, запись классической музыки и звуки насекомых (пчела, комар, кузнечик);

  • кроссворд «Насекомые»;

  • карточки для самостоятельной работы;

  • карточки с признаками насекомых (для доски);

  • скорлупа грецкого ореха, берёзовые веточки, пластилин, лист картона 20*20 см;

  • компьютерная презентация.

Необходимые ресурсы:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • презентация Power Point к уроку.


Категория детей:

  • в классе 27 обучающихся;
  • 14 мальчиков;
  • 13 девочек;

Планируемые результаты
  • Предметные:
научатся определять насекомых по определённым отличительным признакам; узнают строение тела насекомого; называть представителей насекомых.
  • Метапредметные:
Регулятивные: умение ставить цели и следовать им в учебной деятельности; контролировать свою деятельность по результату; умение планировать деятельность и оценивать; Познавательные: общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения учебных задач; предметные - знакомиться с разнообразием насекомых и их отличительными признаками. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.
  • Личностные:
самоопределение - проявляют положительное отношение к школе; смыслообразование - осознают значение учебной деятельности; нравственно-этическая ориентация - выражают эмоционально-нравственную отзывчивость.

ХОД УРОКА

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Примечание

I.Организация класса.

Психологический настрой на урок

- «Здравствуйте!»


- Повернитесь все друг к другу,
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите,
И вверху пошевелите.
Крикнем весело: "Ура!"
Игры начинать пора!
Вы друг другу помогайте,
На вопросы отвечайте.



- Тихо сели.





Дети выполняют соответствующие действия.



Слайд № 1

II. Введение

в тему.



Декламация


-Наш урок я хочу начать с загадки.

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой - улей пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

- Правильно! Назовите весенние месяцы. - Перечислите признаки весны.




- Какой сейчас месяц? А кто вспомнит стихотворение об этом месяце, которое мы учили на уроках чтения.

- Весной природа просыпается и можно кругом услышать различные звуки природы. Давайте послушаем некоторые из них.

- Кто издаёт такие звуки? - А кто знает, как назвать одним словом пчелу, комара, кузнечика, муравья?

ВЫВОД: - С приходом весны вся природа просыпается: и растения, и животные. Проснулись и насекомые.

- Весной.

- Март, апрель, май. -Растаял снег; дни стали длинней, ночи короче; повышение температуры; прилетели из теплых стран птицы; появляется первая зелень …



- Апрель.

Дети читают стихотворение С.Маршака «Апрель».











- пчела, комар, кузнечик

- Насекомые.

Слайд № 2









Включить звуки: жужжит пчела,

комар, стрекочет кузнечик



Слайд № 3

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.






- Сегодня мы отправляемся путешествовать в страну насекомых…

Очень долго, от самого начала образования Земли как планеты, суша была почти необитаема. Но пришло время, когда на морских берегах и в низовьях рек появились первые наземные растения и животные. Возникли в это время и насекомые. Интересно, что с тех пор, хотя прошло более 250 мил. лет, насекомые очень мало изменились.

Насекомые - самая многочисленная группа животных на Земле. Они живут везде! Зоологам известно уже более 1 млн. видов насекомых, и каждый год открываются тысячи новых. - Мы познакомимся только с некоторыми из них, узнаем по каким признакам можно отличить насекомых от других животных и даже попробуем сами изготовить поделку насекомого.


Слайд № 4

IV. Актуализация знаний.
















































- Сядьте поудобнее, и давайте с вами начнём наше путешествие. Представьте, что мы оказались на цветущем лугу. Кого же мы встретили первым?

ЗАГАДКИ

На цветок пахучий

Сел цветок летучий.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел

-Он вспорхнул и улетел!



- Что это за насекомое? Посмотрите на изображение бабочки. С чем поэт сравнил крылья бабочки? - Какие крылья у бабочки?

- А сколько крыльев у бабочки?

1 признак насекомых: -Наличие 2-х пар крыльев это один из признаков насекомых.

-Как вы думаете, почему бабочки имеют такую яркую окраску?



















Дети отгадывают загадки:

- БАБОЧКА

- С цветком.

-Яркие, воздушные, лёгкие, большие.

- Четыре.

Сообщение детей:

Насретдинова Полина



-Ярких насекомых побаиваются хищники: броско окрашенные бабочки могут оказаться ядовитыми или просто отвратительными на вкус. Поэтому такая окраска безопаснее. А ещё у бабочек удивительный аппетит, некоторые из них могут выпить раствор сахара в количестве, превышающем их собственный вес в два раза.



Слайд № 5



Карточка на доску

- А кто ещё здесь есть, давайте отгадаем:

Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой, Похлопочет над цветком

-Он поделится медком. - Посмотрите на изображение пчелы. А есть ли у неё крылья? Какие? А сколько ножек? Посчитайте. - Послушайте один случай:

Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

- Что ты делаешь?- спросила

бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы. Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

- А я и не знал об этом.

Что сказала бабушка внуку?

- Да, башкирский мед известен не только всей России, но и за её границами. А вообще это очень интересное и трудолюбивое насекомое. Чтобы собрать 1 кг меда пчеле нужно сделать 150000 вылетов, и налетать 300000 км посетив при этом 10 млн. цветков. - А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден. - Но ведь носа у насекомых нет, они улавливают запахи с помощью усиков.

2 признак насекомых:

- Усики - характерный признак многих насекомых . - Посмотрите, к нам кто-то неожиданно подскочил:

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

- Отгадайте, что это за скрипач? - Рассмотрите изображение кузнечика. Сколько ножек у кузнечика? Какие они? - У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в "корзиночки" на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания. - Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных?

3 признак насекомых:

-У насекомых 6 ног .


- А сейчас игра

«У кого сколько ног?» Соедини стрелкой название животного и количество его ног.

- Отгадайте загадку:

В лесу у пня суета, беготня: Народ рабочий весь день хлопочет.



- Как вы думаете, кто это?

































- Посмотрите на изображение муравьев. Почему они так быстро бегают, что у них есть? А крылышки у них есть? Могут ли муравьи летать? Да, у этих муравьев крыльев нет, хотя существуют и крылатые виды.

- Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте попробуем назвать части тела насекомых.

- Какие части тела насекомого вы видите?

4 признак насекомых:

-У насекомых есть голова, грудь, брюшко, лапки .

- Подпиши рисунок схему. Найдите части тела у бабочки.

ВЫВОД: - Ребята, бабочки, пчёлы, жуки, муравьи, кузнечики - это все насекомые. Насекомых можно узнать по числу ног - их 6. Тело их покрыто бороздками, будто оно насечено. Насекомые от слов «насечка», «насекать».

- На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко- низко наклоняюсь.



- Посмотрите на слайды и выберите лишнее животное. Докажите и обоснуйте свой выбор.



  1. Пчела, бабочка, белка

  2. Кузнечик, окунь, муравей

  3. Стрекоза, комар, ласточка

4)Жук, божья коровка, паук

- ПЧЕЛА

- Шесть.





Выполнение задания.

- Им помогает запах.



-Это кузнечик.

- Шесть. Длинные.





- 6 ног



Дети выполняют задание в печатной тетради

стр. 72

- Муравьи

Сообщение детей: - Муравьи - один из самых старых существующих видов насекомых на Земле. Окаменелости муравья были найдены более чем 100 миллионов лет тому назад. Муравьи никогда не спят! Муравей может поднять груз приблизительно в 100 раз тяжелее собственного веса.

- Есть шесть ножек, как и у других насекомых.



-Голова, грудь, брюшко, лапки.

Дети выполняют задание в печатной тетради

стр. 73



Дети имитируют движения.

Дети объясняют свои ответы



Слайд № 6



















































Карточка на доску





Слайд № 7







Слайд

№ 8, 9



Слайд

№ 10







Слайд

№ 11











Слайд

№ 12





Слайд

№ 13



Слайд № 14

Слайд № 15

Слайд № 16

Слайд № 17



1.Учебные исследования.















Практическая работа № 1

Игра «У кого сколько ног?»















Практическая работа № 2

Игра «Соображалки»



V. Физминутка











2.Дидактическая игра «Кто лишний?»

VI Первичная проверка понимания.


- А сейчас послушайте сказку «Спор животных». Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные… - Что решили животные?



- Вывод: насекомые все нужны.

Слайд

№ 18

VII. Физминутка.

Утром бабочка проснулась

-Улыбнулась, потянулась,

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

Дети выполняют соответствующие движения.


VIII. Применение знаний и умений в новой ситуации.





Практическая работа.

Изготовление поделки жука.







Дополнительное задание

- Послушайте загадку ещё об одном представителе насекомых, которого мы сейчас попытаемся сделать.

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.



- Из чего мы будем изготавливать поделку? - Из скольких деталей состоит поделка?

- Как соединены детали? -При помощи чего?

-Обратите внимание на порядок выполнения работы: 1) Для работы над поделкой «Жук», понадобиться: скорлупа грецкого ореха, пластилин, тоненькие веточки куста. 2) Внутреннюю часть скорлупы грецкого ореха заполнить пластилином и прилепить 6 лапок жука, сделанных из веточек. 3) Из пластилина сделать голову, 2 веточки, размером меньше лапок, вставить в голову. Соединить голову жука с туловищем.



- При выполнении работы помните о ТБ, соблюдайте порядок на своём рабочем месте.







КРОССВОРД Конспект Интегрированного урока по окружающему миру и технологии.

Конспект Интегрированного урока по окружающему миру и технологии.



- ЖУК

- Из природного материала. - Из 5: голова, грудь, брюшко, ноги (6) и усики (2).

- Неподвижно.

- При помощи пластилина.





Самостоятельная работа детей.

После выполнения работы оформляется выставка изделий.





Для тех детей, которые справились с поделкой быстрее других.

ОТВЕТЫ:

  1. Светлячок

  2. Жук

  3. Комар

  4. Муха

  5. Паук

  6. Муравей

  7. Муравейник

Заготовки основания (картон), скорлупа грецкого ореха, 8 коротких веточек, пластилин дети приготовили заранее на уроке технологии.

Слайд

№ 19



Слайд

№ 20







Слайд

№ 21







Слайд

№ 22



Оказание индивиду-альной помощи.

Слайд

№ 23

На индивидуальных листочках

IX. Рефлексия.


- Оцени, как ты выполнял задания на этом уроке. -Раскрась один цветок.

*Быстро, правильно, самостоятельно.
*Правильно, но медленно.
*Правильно, но с помощью других.
*Быстро, но неправильно.

Дети раскрашивают соответствующие цветы.


Слайд

№ 24




- Вот и подошёл к концу наш урок. О ком мы сегодня говорили? -Назовите признаки насекомых? -Нужно ли их охранять и что мы должны для этого делать?

- О насекомых.

-…

-… (отвечают по слайду)

Слайд

№ 25



- А завершить наш урок мы бы хотела следующими словами:

- Подведём теперь итог

О ком узнали за урок.

(дальше продолжают дети)





- Спасибо за урок! Вы все хорошо работали. Я думаю, что каждый может сказать себе: я думал, я старался, я делал открытия, я молодец!

Мальчик:

А узнали мы о многих

Насекомых шестиногих.

Как выглядят и где живут,

Какие звуки издают.

Девочка:

Приносят пользу или вред

На всё узнали мы ответ.

За насекомыми мы будем наблюдать,

В природе их оберегать.







Слайд

№ 26

Литература

  • Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Ярославль: Академия развития, 2000.

  • Виноградова Н. Ф. Окружающий мир, 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. -3 -е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2008.

  • Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, 1 класс. - 3 -е изд., перераб. -М.: Вентана - Граф, 2008.

  • Жиренко О. Е. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию. М.: ВАКО, 2007.

  • Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. М.: Творческий центр, 2003.

  • detkam.e-papa.ru/zagadki/11/

  • «Как спасти насекомых» М.Н. Цуриков humane.evol.nw.ru/popbp13.html

  • Кроссворд murzilka.org/igrodrom/crosswords/349/

  • Ответы на кроссворд. murzilka.org/igrodrom/crosswords/otvety-na-krossvordy/nasekomye/

1


© 2010-2022