Обобщение опыта работы «Театрализованная деятельность в речевом развитии детей раннего возраста»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема обобщения

«Театрализованная деятельность в речевом развитии детей раннего возраста» В настоящее время в системе образования цель воспитания формулируется как помощь личности в разностороннем развитии. Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: - развитие свободного общения со взрослыми и детьми; - развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи); - связной речи - (диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; - практическое овладение воспитанниками нормами речи. Так невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Работая с детьми раннего возраста, я убедилась на практике в том, что насколько важно не упустить возможность использования именно этого периода для формирования и развития речи. Третий год жизни - это переходный период в жизни ребёнка от раннего к дошкольному возрасту. Речь детей развивается как средство общения с окружающими. Малыш понимает обращённую к нему речь взрослого. С помощью собственной речи ребёнок учится устанавливать контакты с другими людьми, включаться в диалог, добиваться собственных целей. С 1 августа 2014 года начали приём детей в группу раннего возраста. У пришедших в детский сад детей наблюдалось отставание в развитии речи. Так, проведённая диагностика в сентябре месяце показала: у 4 детей речь активная, они рассказывают стихи, задают и отвечают на вопросы. Употребляют распространенные предложения; речь 6 детей достаточно внятна и понимаема. Предложения состоят из двух-трех слов; речь 6-х детей развита слабо, говорят односложно, очень невнятно. Знания стихов, песен отсутствуют. Поэтому я выбрала направление своей работы на 2014-2015 год: «Театрализованная деятельность в речевом развитии детей раннего возраста». Цель.

  • Формирование интереса детей к театрализовано - игровой деятельности, обогащать пассивную и активизировать разговорную речь воспитанников.
Задачи.
  • Создание условий, обеспечивающих нравственное здоровье воспитанников, условий развития речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности.
  • Приобщение детей к театральной культуре (знакомство с разными видами кукольных театров).
  • Формирование у детей раннего возраста простейших образно-выразительных умений (умение имитировать характерные движения сказочных животных).
  • Поддерживание интереса к кукольным и драматическим спектаклям.
  • Развитие умения сопереживать.
Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется постепенно. Задача взрослых - вовремя создать условия для её появления и развития. В построении педагогического процесса в группе раннего возраста я использую театрализацию в разных видах деятельности: в режимных моментах, например, в воспитании КГН персонаж - кукла покажет, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем; во время еды к ним в гости приходит девочка из театра «Би-ба-бо» и показывает, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой; перед сном поёт колыбельную. Использую персонажи - игрушки в адаптационный период, куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции. Также персонажи - игрушки выступают, как сюрпризные моменты во время образовательной деятельности; для организации подвижных игр. Разыгрываю для детей небольшие кукольные спектакли, инсценировки, игры с элементами театрализации, стараюсь вызвать у детей желание включаться в спектакль (например, поют вместе с Колобком его песенку, заканчивают фразу персонажа «Я мышка-норушка»), дети после представлений берут кукол-артистов, рассматривают, играют с ними. Так, незаметно для себя, малыши включаются в театральную игру, т. е. от наблюдения за постановкой взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Театральная игра способствует развитию таких качеств личности: как наблюдательность, самостоятельность, выдержка, развитие фантазии, воображения, коммуникативные навыки. Свою работу строила по направлениям:
  1. Изучение психолого - педагогической литературы по проблеме театрально-игровой деятельности ее влияния на развитие речи детей раннего возраста.
  2. Развитие предметно-развивающей среды, обеспечивающую не только совместную театрализовано - игровую деятельность, но и являющуюся основой самостоятельного творчества каждого ребенка.
  3. Поиск и использование в педагогической деятельности новых способов, форм, методов, приемов развития речи малышей средствами театрализованной деятельности.
  4. Проведение мероприятий для родителей.
  5. Обобщение опыта работы по данному направлению в форме презентации на педагогическом совете.


В группе организован уголок театрализованной деятельности (ширма, пальчиковый театр, настольный, би-ба-бо, театр масок, музыкальный центр и аудиофонотека с песнями, сказками, звуками природы.); уголок книги с русскими народными сказками, потешками, песенками, папки с иллюстрациями «Расскажи сказку»; уголок ряжения.

В соответствии с программой был составлен перспективный план работы по театрализованной деятельности. (Приложение 1.) В своей работе я использовала разные формы театральной деятельности: 1. Пальчиковый театр 2. Настольный театр 3. Театр - книжка 4. Театр резиновой игрушки 5. Театр варежек 6. Драматический театр, то есть сама переодевалась в разные персонажи (бабушка Варя, Петрушка и другие).

Работаю в сотрудничестве с учителем-логопедом. К концу года речь детей улучшилась. С музыкальным руководителем подготовили и провели праздники:
  • «Осенины»
  • «Новый год»
  • «Весна - вёснушка»


Свою работу строю в тесном контакте с родителями. Консультации:
  • «Игры, развивающие движения кисти, - «Пальчиковая гимнастика»; «Взял я в руки карандаш…»
  • «Развитие речи, движений и голосового аппарата детей раннего возраста»
Папка-передвижка:
  • «Игрушка для малыша, что азбука для первоклассника».
Родительское собрание:
  • «Игры - не забава».
Презентация:
  • «Моменты из жизни группы».
Проведенная диагностика в конце года показала, что работа над развитием речи средствами театрально-игровой деятельности дает положительные результаты (высокий уровень развития - 30%, средний - 70%); Поэтому выбранное направление педагогической деятельности всегда актуально, потому что театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития речи детей. Лучше начинать ею заниматься с раннего возраста, так как ранний возраст является сензитивным для развития речи. Литература
  1. Караманенко Т.Н, Караманенко Ю.Г. Кукольный театр-дошкольникам. Изд. 3-е, перераб. - М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

  2. Лямина Г.М. Развитие речи ребёнка раннего возраста. Айрис-Пресс, 2006 г. - 96 с.

  3. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. М.: Просвещение, 1982. - 160 с.

  4. Орлова Ф.М. и Е.Н. Соковнина Е.Н. Нам весело. Изд. 2-е, исп. и доп. М.: Просвещение, 1973. - 207 с.

  5. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., исп. доп. - М.; Мозаика-Синтез, 2005. - 208с.
  6. Фурмина Л.С. Развлечения в детском саду. М.: Просвещение, 1975. - 223 с.
Приложение 1. Перспективный план. Месяц Театрализованная деятельность Сентябрь 1. Этюд «Наши уточки с утра» 2. Театрализованная игра «Солнышко-вёдрышко» Октябрь 1. Этюд «Пошёл котик на торжок» 2. Теневой театр «Кто как кричит?» по стихам А. Барто 3. Настольный театр «Козлятки и волк» Ноябрь 1. Инсценировка «Еду, еду к бабе, к деду» 2. Театр мягкой игрушки «Кто в лесу живёт» 3. Настольный театр «Теремок» Декабрь 1. Этюд «Наша Маша маленька…» 2. Театрализованная игра «Снег, снег кружится» 3. Настольный театр «Ёлка в лесу у Деда Мороза» Январь 1. Пальчиковый театр «Теремок» 2. Театральная постановка по сказке «Теремок» (дети старшей группы) Февраль 1. Этюд «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу» 2. Настольный театр «Кто в домике живёт?» 3. Инсценировка по стихотворению Н. Саконской «Где мой пальчик?» Март 1. Инсценировка «Ты, собачка, не лай…» 2. Театр дымковской игрушки «Из-за леса, из-за гор…» 3. Варежковый театр «Маша и медведь» Апрель 1. Этюд «Курочка-рябушечка» 2. Теневой театр «Кто как кричит» 3. Инсценировка по стихам А. Барто «Игрушки» Май 1. Подготовка к спектаклю «Теремок» (разучивание текста) 2. Подготовка к спектаклю «Теремок» (мимика, жесты, движения) 3. Спектакль по р. н. с. «Теремок» Приложение 2. Этюд «Наши уточки с утра» (для театра картинок на фланелеграфе) Для проведения этого этюда потребуется: фланелеграф, картинки с изображением уточек, гусей, голубей, курочек, индюка и петушка. Ведущий поочередно, в соответствии с текстом, выкладывает на фланелеграфе картинки с изображением нужных птиц и читает потешку, подражая «голосам» персонажей. Наши уточки с утра Ведущий. Наши уточки с утра - Ребенок. Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Ведущий. Наши гуси у пруда - Ребенок. Га-га-га! Га-га-га! Ведущий. А индюк среди двора - Ребенок. Бал-бал-бал! Балды-балда! Ведущий. Наши гуленьки вверху - Ребенок. Грру-грру-у, грру-у, грру-у! Ведущий. Наши курочки в окно - Ребенок. Кко-кко-кко! Ко-ко-ко-ко! Ведущий. А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет Ребенок. Ку-ка-ре-ку! Приложение 3. Этюд «Курочка-рябушечка»

(для театра масок) Для проведения этюда потребуется: маска с изображением курочки. Ведущий читает малышам несколько раз потешку. Затем задает им вопросы по содержанию. Вопросы детям: . Кто пошел на речку? . Зачем курочка пошла на речку? . Зачем курочке водичка? . Как цыплятки просят пить? После этого нужно выучить с детьми потешку наизусть и прочитать ее по ролям, предложив детям роль курочки. Затем можно поменяться ролями, предложив малышам роль ведущего. Курочка-рябушечка Ведущий Курочка-рябушечка, Куда ты пошла? Ребенок На речку. Ведущий Зачем ты пошла? Ребенок За водичкой. Ведущий Курочка-рябушечка, Зачем тебе водичка? Ребенок Цыпляток поить. Ведущий Курочка-рябушечка, Как цыплятки просят пить? Ребенок Пи-пи-пи, пи-пи-пи! Приложение 4. Спектакль «Теремок»

Для проведения этого спектакля потребуются декорации: теремок (из мягких модулей), маски - мышки, лягушки, зайчика, лисы, волка, медведя. Теремок (по русской народной сказке) Действующие лица: Мышка. Лягушка. Зайчик. Лиса. Волк. Медведь. Ведущий. Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает. Мышка. Теремок-теремок! Кто в тереме живет? Ведущий. Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить. Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашивает. Лягушка. Терем-теремок! Кто в тереме живет? Мышка. Я, мышка-норушка! А ты кто? Лягушка. А я лягушка-квакушка. Мышка. Иди ко мне жить! Ведущий. Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить. Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает. Зайчик. Терем-теремок! Кто в тереме живет? Мышка. Я, мышка-норушка! Лягушка. Я, лягушка-квакушка. А ты кто? Зайчик. А я зайчик-побегайчик. Мышка. Иди к нам жить! Ведущий. Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить. Идет лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает. Лиса. Терем-теремок! Кто в тереме живет? Мышка. Я, мышка-норушка! Лягушка. Я, лягушка-квакушка. 3аичик. Я, зайчик-побегайчик. Мышка. А ты кто? Лиса. А я лисичка-сестричка. Мышка. Иди к нам жить! Ведущий. Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает. Волк. Терем-теремок! Кто в тереме живет? Мышка. Я, мышка-норушка! Лягушка. Я, лягушка-квакушка. Зайчик. Я, зайчик-побегайчик. Лиса. Я, лисичка-сестричка. Мышка. А ты кто? Волк. А я волчок-серый бочок. Мышка. Иди к нам жить! Ведущий. Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они все в теремке живут, песни поют. Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь. Медведь. Терем-теремок! Кто в тереме живет? Мышка. Я, мышка-норушка! Лягушка. Я, лягушка-квакушка. 3аичик. Я, зайчик-побегайчик. Лиса. Я, лисичка-сестричка. Волк. Я, волчок-серый бочок. Мышка. А ты кто? Медведь. А я медведь косолапый. Мышка. Иди к нам жить! Ведущий. Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит. Медведь. Я лучше у вас на крыше буду жить. Мышка. Да ты нас раздавишь! Медведь. Нет, не раздавлю. Мышка. Ну, так полезай! Ведущий. Влез медведь на крышу. Только уселся - трах - раздавили теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился.(Медведь повалил теремок.) Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок - все целы и невредимы. Все герои сказки строятся перед поваленным теремком. Принялись они бревна носить, доски пилить - новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили! Герои поднимают мягкие модули и строят теремок.

© 2010-2022