Календарное планирование по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» 1 - 4 классы и примерной программы УМК «Школа России» ФГОС. Успешность изучения курса «Окружающий мир» обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы. Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: - формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; - осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; - формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; - формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Учебно-методический комплект

Программа

Окружающий мир. Рабочие программы. 1 - 4 классы. М.: «Просвещение», 2014.

Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир.: Учебники для 1, 2 3, 4 классов. - М.: Просвещение, 2014 г.

Дидактические средства для учащихся Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочие тетради 1, 2, 3, 4 классы. - М.: Просвещение, 2014 г. Электронное приложение: Плешаков А.А. Окружающий мир. - М.: Просвещение, 2014 г..





ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Предмет «Окружающий мир» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии, совместно с ними приучая детей к рационально - научному и эмоционально - ценностному постижению окружающего мира. В ходе изучения учащиеся овладевают основами практико-ориентировочных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире на многообразном материале о природы и культуры родного края. Есть широкие возможности для формирования экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Особое внимание при реализации программы уделяется знакомству с природным многообразием, как самостоятельной ценностью, и как условием, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Программа имеет экологическую направленность. Целостный образ окружающего мира формируется во время экскурсий, в проектной деятельности учащихся. Программа предусматривает работу в группах, в парах.


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс - 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы - по 68 ч (34 учебные недели).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые результаты

изучения курса «Окружающий мир»

2 КЛАСС Личностные результаты У обучающегося будут сформированы:

  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации - русского языка;
  • представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
  • овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
  • понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
  • познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
  • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты Регулятивные
Обучающийся научится:
  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
  • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
  • моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты Обучающийся научится:
  • находить на карте Российскую Федерацию, Москву - столицу России;
  • называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
  • различать государственные символы России - флаг, герб, гимн;
  • приводить примеры народов России;
  • сравнивать город и село, городской и сельский дома;
  • различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
  • оценивать отношение людей к окружающему миру;
  • различать объекты и явления неживой и живой природы;
  • находить связи в природе, между природой и человеком;
  • проводить наблюдения и ставить опыты;
  • измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
  • определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
  • сравнивать объекты природы, делить их на группы;
  • ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
  • находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
  • соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
  • различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
  • прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
  • узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
  • различать виды транспорта;
  • приводить примеры учреждений культуры и образования;
  • определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
  • различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
  • правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
  • различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
  • соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
  • правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
  • приводить примеры семейных традиций;
  • соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
  • различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
  • ориентироваться на местности разными способами;
  • различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
  • различать водоёмы, узнавать их по описанию;
  • читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
  • находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
  • различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Личностные Учащийся научится: - осознавать себя членом общества и государства, чувствовать любовь к родной стране, выражающейся в интересе к её природе, культуре; - осознавать и принимать базовые общечеловеческие ценности, культуры поведения и взаимоотношений с окружающими. Ученик получит возможность научиться: - соблюдать режим дня, ежедневно выполнять физзарядку и закаливание. Метапредметные регулятивные учащийся научится: - планировать свою деятельность и действовать по плану; - адекватно воспринимать оценки, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; - принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Учащийся получит возможность научиться - целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, искать способы преодоления трудностей. Познавательные Учащийся научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - строить сообщения в устной форме; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Учащийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные Учащийся научится: - осознавать правила и нормы взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Учащийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и позиции других людей, разные интересы и обосновывать собственную позицию. Предметные Учащийся научится: - узнавать изученные объекты живой и неживой природы, наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов; - определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; - понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения. Учащийся получит возможность научиться: - овладеть основами практико-ориентировочных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. • Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

2 КЛАСС (68 ч) Где мы живем? (4 ч) Родна страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире. Природа (20 ч) Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени. Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга. Жизнь города и села (10 ч) Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме. Здоровье и безопасность (9 ч) Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы. Общение (7 ч) Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы - зрители и пассажиры. Путешествия (18 ч) Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето.









ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 класс

№ раздела

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контрольные работы

Практическая часть

1. Где мы живем?

4



2. Природа

20



3. Жизнь города и села

10



4. Здоровье и безопасность

9



5. Общение

7



6. Путешествия

18



Всего:

68









КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

№ п/п

Сроки выполнения

Название разделов, тем уроков

Практическая часть

Формы и темы контроля

Оборудование По плану Фактически

04.09

Раздел «Где мы живём?» (4 часа)

Родная страна.




07.09

Город и село.




10.09

Природа и рукотворный мир.




14.09

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?»




17.09

Раздел «Природа» (20 часов)

Неживая и живая природа.




21.09

Явления природы.




28.09

Что такое погода?




01.10

В гости к осени (экскурсия).




05.10

В гости к осени (урок).




08.10

Звёздное небо.




14.10

Заглянем в кладовые Земли.




16.10

Про воздух и про воду.




21.10

Про воздух и про воду.




23.10

Какие бывают растения?




04.11

Какие бывают животные?




06.11

Невидимые нити.




11.11

Дикорастущие и культурные растения.




13.11

Дикие и домашние животные.




18.11

Комнатные растения.




20.11

Животные живого уголка.




24.11

Про кошек и собак.




25.11

Красная книга.




26.11

Будь природе другом. Проект «Красная книга» или «Возьмём под защиту».




27.11

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».




09.12

Раздел «Жизнь города и села» (10 часов)

Что такое экономика.




11.12

Из чего что сделано.




16.12

Как построить дом?




18.12

Какой бывает транспорт?




23.12

Культура и образование.




25.12

Все профессии важны. Проект «Профессии».




13.01

В гости к зиме (экскурсия).




15.01

В гости к зиме (урок).






Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».




Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии».






Раздел «Здоровье и безопасность» (9 часов)

Строение тела человека.






Если хочешь быть здоров.






Берегись автомобиля!






Школа пешехода.






Домашние опасности.






Пожар!






На воде и в лесу.






Опасные незнакомцы.






Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».






Раздел «Общение» (7 часов)

Наша дружная семья.






Проект «Родословная».






В школе.






Правила вежливости.






Ты и твои друзья.






Мы - зрители и пассажиры.






Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».






Раздел «Путешествия» (18 часов)

Посмотри вокруг.






Ориентирование на местности.






Ориентирование на местности.






Формы земной поверхности.






Водные богатства.






В гости к весне (экскурсия).






В гости к весне.






Россия на карте.






Проект «Города России».






Путешествие по Москве.






Московский Кремль.






Город на Неве.






Путешествие по планете.






Путешествие по материкам.






Страны мира. Проект «Страны мира».






Впереди лето.




Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»




Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».












КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ


Особенности организации контроля по «Окружающему миру» Основная цель контроля - проверка знаний фактов учебного материала, умений выполнять простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания в практике. Для контроля и оценки знаний и умений по предметам образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п. Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение Обучающийся может самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения. Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Графические работы позволяют проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение преобразовать текстовую информацию в модель, рисунок-схему. Вопросы с «открытым ответом» позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ. В письменных проверочных работах по предмету «Окружающий мир» орфографические ошибки не учитываются. При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей. Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой. Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: - неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной; - нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной; - неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления; - ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам; - незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение; - отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; - неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом; - ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату; - неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических). Недочеты: - преобладание при описании объекта несущественных для него признаков; - неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; - отсутствие обозначений и подписей; - отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату; - неточности в определении назначения прибора, применение которого осуществляется после наводящих вопросов; - неточности при нахождении объекта на карте.





Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:

«5» («отлично») ставится, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы;

«4» («хорошо») ставится, если ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала;

«3» («удовлетворительно») ставится, если ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала;

«2» («плохо») ставится, если ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.

Характеристика цифровой отметки (оценки) при письменном ответе:

«5» («отлично») ставится, если уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения;

«4» («хорошо») ставится, если уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов (два недочета приравниваются к одной ошибке) по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

«3» («удовлетворительно») ставится, если достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

«2» («плохо») ставится, если уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.






















ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения 1 Программа «Окружающий мир» А.А. Плешакова.
2 3 4 5

6 7 8 9

10 11

12 13 УЧЕБНИКИ Плешаков А.А. Окружающий мир 1 класс. М.: Просвещение, 2014. Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс. М.: Просвещение, 2014. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс. М.: Просвещение, 2014. Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс. М.: Просвещение, 2014.
РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ Плешаков А.А. Окружающий мир 1 класс. М.: Просвещение, 2014. Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс. М.: Просвещение, 2014. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс. М.: Просвещение, 2014. Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс. М.: Просвещение, 2014.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: поурочные разработки: 1-4 классы. Плешаков А.А., От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010 Плешаков А.А., Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. «Технологические карты» (На сайте издательства «Просвещение».) 14 Плешаков А.А. Таблицы по окружающему миру. 1 класс. 15
16
17
18 Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор. 19
20 Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме). 21 22 23

Ученические столы одноместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.


ПРИЛОЖЕНИЕ


КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ


Формы контроля: - практические работы - обобщающие уроки Тесты. Экскурсии.



Итоговый тест за учебный год

2 класс

А1. Что относится к неживой природе?

 1) сосна

 2) ромашка

 3) водомерка

 4) воробей

А2. Что относится к природным явлениям ?

 1) чтение газеты

 2) строительство дома

 3) снегопад

 4) встреча с другом

А3. Какое явление относится к осадкам?

 1) гром

 2) дождь

 3) гололёд

 4) ветер

А4. К какой группе животных относятся лягушки?

 1) к земноводным

 2) к зверям

 3) к насекомым

4) к рыбам

А5. Что производит лёгкая промышленность?

 1) станки

 2) одежду

 3) шерсть

4) кино

А6. К какому виду транспорта относится вертолёт?

 1) к воздушному

 2) к наземному

 3) к водному

 4) к подземному

А7. Как называется орган дыхания человека?

 1) лёгкие

 2) желудок

 3) сердце

 4) грудь

А8. По какому телефону нужно звонить, чтобы вызвать скорую?

 1) 101

 2) 103

 3) 109

 4) 102

А8. По какому телефону нужно звонить, чтобы вызвать полицию?

 1) 101

 2) 103

 3) 109

 4) 102

А9. Как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг себя?

 1) горизонт

 2) линия горизонта

 3) Земля

 4) открытая местность

А10. Как называется углубления с крутыми склонами на равнинах?

 1) горы

 2) холмы

 3) овраги

 4) балки

В1. Что растёт в водоёмах?

 1) ландыш

 2) кувшинка

 3) лютик

 4) вороний глаз

В2. Что делать, если загорелся красный сигнал светофора и ты не успел перейти дорогу?

 1) быстро перебежать

 2) встать на специальном белом островке посередине дороги

 3) вернуться обратно

 4) аккуратно пройти между машинами

В3. Чем ты можешь помочь родителям по дому?

 1) починить розетку

 2) отремонтировать утюг

 3) потравить насекомых

 4) сходить за хлебом

В4. Как нужно вести себя в автобусе?

 1) громко смеяться

 2) толкать пассажиров, если мало места

 3) уступать места пожилым людям

 4) ехать на подножке

С1. Назови русские города?

 1) Париж

 2) Москва

 3) Новгород

 4) Санкт-Петербург

С2. Какие правила нужно соблюдать, чтоб уберечься от солнечного удара?

 1) как можно реже выходить летом на улицу

 2) прятаться от солнечного света

 3) носить в солнечную погоду панаму

 4) загорать в меру

С2. Какие утверждения верны?

 1) Москва - столица России

 2) В Москве находится Эрмитаж

 3) основатель Москвы - Юрий Долгорукий

 4) Русский флот был создан Петром Первым в Москве



© 2010-2022