Урок окружающего мира по теме Торговое дело на Руси

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира в 3 классе.

Тема. Торговое дело на Руси.

Учитель - Прыткова Маргарита Анатольевна. Шадринская СОШ.

Цель: познакомить с историей возникновения торговли и денег на Руси.

Задачи: - сформировать понятия: «меновая торговля», «купец», «монета»;

- развивать коммуникативные способности, умение анализировать,

сравнивать, обобщать.

- воспитывать уважительное отношение к профессии продавца,

бережливость, сознательное отношение к бюджету семьи, бережное

отношение к природным богатствам родного края.

Оборудование:- мультимедиа, телевизор, магнитофон;

- П.И. Чайковский «На тройке», «Комаринская»;

- х.ф. Н. Михалкова «Сибирский цирюльник»;

- репродукции картин Ф.Алексеева «Красная площадь в

Москве», Б. Кустодиева «Ярмарка», «Купец с деньгами»,

«Купчиха за чаем»;

- старинные и современные деньги;

- картинки с изображением товара (одежда, мебель, овощи,

рыба, инструменты, украшения);

- таблица для письменной работы учащихся «Профессии»,

- книга Г.Чагина «Народы и культура Урала».

Ход урока. 1.Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя:

- Д. Родари. У каждого дела запах особый:

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Мимо столярной идешь мастерской-

Стружкою пахнет и свежей доской.

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Куртка шофера пахнет бензином.

Блуза рабочего - маслом машинным.

Пахнет кондитер - орехом мускатным.

Доктор в халате - лекарством приятным.

Рыхлой землею, полем и лугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только безделье не пахнет никак.

- Кому посвящены стихи Д. Родари? ( людям труда)

3. Письменная проверка домашнего задания. ( звучит пьеса П.И. Чайковского)

- Запишите в таблицу: какие профессии появились давно, а какие недавно.

4. Работа с пословицами и поговорками.

- Какие пословицы и поговорки вы знаете о труде?

(Дело мастера боится. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Сделал дело - гуляй смело. Всякая работа мастера хвалит. Мастерство везде в почете.)

- Можно ли сказать, что эти пословицы и поговорки о наших предках? Почему? (ответы учащихся)

5. Работа по новой теме.

- Мы продолжаем разговор о том, как жили наши предки. Воспользуемся «машиной времени» и окажемся в далеком прошлом…

- Закройте глазки, представьте себе, что вы - жители Древней Руси. Откройте глаза. Ребята 1 ряда стали охотниками, 2 ряда - ремесленниками, 3 ряда - крестьянами.

- Подумайте: - Сколько дичи должны были добывать охотники?

- Нужно ли ремесленнику делать лишнюю посуду, одежду,

обувь?

- Сколько зерна, овощей, фруктов выращивали крестьяне?

- Что можно сделать с излишками своего труда?(ответы учащихся)

- Собравшись на центральной площади своего города совершите обмен выгодный для вас. (дети меняются) (звучит пьеса П.И. Чайковского «Комаринская»)

- Что у тебя было? На что поменялся? (опрос участников мены, анализ выгодности обмена)

- Вы сейчас участвовали в меновой торговле, которая была свойственна нашим предкам в далекие времена. Посредников торговли (продавцов) еще не было. Обменивались товарами сами производители. Делалось это на осенних или зимних ярмарках, когда крестьяне были свободны. Такие ярмарки обычно проходили в городах. Городские власти брали пошлину (плату) за то, что давали возможность продать свой товар всем желающим.

6. Просмотр фрагмента.

Отрывок из х/ф Н.Михалкова «Сибирский цирюльник» («Масленица»)

7.Беседа о купцах.

- Подумайте, чем неудобен был обмен товарами? (Товар может остаться невостребованным. Обмен может быть невыгодным. Нужного товара может не оказаться. Нужно время вести меновую торговлю.)

- Нужен был человек, который мог бы найти место торговли, у которого было снаряжение для поездок. Этот человек - купец.

Мультимедиа: репродукции картин русских художников.

- Подумайте: - Что купцы могли вывозить из Руси для продажи? (ответы учащихся)

- За моря вывозили мех, мед, ягоды, грибы, соль, икру, туески, зерно, льняные ткани.

- А что купцы могли ввозить из-за моря? (ответы учащихся)

- Из-за моря купцы привозили чай, кофе, перец. шелк, ковры, металлы.

( Читает ученик) - По морям во все концы

Едут русские купцы,

Заезжают к англичанам

И голландцам, и датчанам,

Продают им соль, пушнину,

Русский лес и русский мед,

Покупают сукна, вина

И заморский редкий скот.

8.Физ. пауза: - Вновь воспользуемся «машиной времени».На дворе - ноябрь. «Одеваемся» потеплей и садимся в сани, запряженную тройкой лошадей. Отправляемся на ярмарку. (звучит пьеса П.И. Чайковского «На тройке»)

- А теперь садитесь поудобнее, смотрите и слушайте.

9.Инсценировка. (Выступают два заранее подготовленных ученика.)

- На рынке корову мужик продавал,

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровенка нужна,

Но, видно, не нравилась людям она.

Весь день на базаре старик торговал,

Никто за корову цены не давал.

Один паренек пожалел старика:

- Папаша! Рука у тебя не легка!

Я возле скотины твоей постою,

Авось продадим мы худобу твою.

- Узнали сказку?

- Чем она заканчивается?

- А как вы думаете, продавать легко? Кто желает попробовать себя в роли продавца? (Предлагается продать пустой стержень от ручки)

- А теперь посмотрите, как это сделал бы купец. ( «продает» заранее подготовившаяся ученица).

10. Знакомство с Ирбитской ярмаркой.

- Молодцы! А теперь переносимся в наши края, на Ирбитскую землю…

- В 17 веке торг местного значения рос, креп необычайно быстро. На Ирбитскую ярмарку съезжались купцы и покупатели со всего Урала, с Москвы, из Сибири, Швеции, Германии, Голландии, Англии, Китая.

Мультимедиа: товары Ирбитской ярмарки (фотографии экспонатов Ирбитского историко-этнографического музея)

- С 2003 года Ирбитская ярмарка проводится в августе месяце.

11. История возникновения денег на Руси.

- Что необходимо было придумать, чтобы купцы разных стран могли торговать между собой? (деньги)

(Сообщение двух учениц об истории возникновения денег на Руси по материалам учебника стр. 142-143)

Задания для класса: (задают девочки)

1)Укажите последовательность появления денег на

Руси.

Монеты, бумажные деньги, куны, гривны.

2)Соотнесите слова и их значения.

Копейка - отрубленный слиток серебра.

Монета - мелкая монета с изображением «ездеца».

Рубль - металлические деньги с чеканкой.

3)Соотнесите деньги и страны, в которых они используются.

Доллар - Америка. Гривна - Украина.

Марка - ФРГ. Песо - Испания.

Рубль - Россия.

Вывод: - Слово «деньги» пришло в Россию с востока.

- Копейка вошла в обращение на Руси в 16 веке и получила свое название по изображенному на ней всаднику с копьем.

- Деньги носили в кожаных кошельках, которые привязывали к поясу. Небольшие суммы завязывали в платок и носили за пазухой.

- Простые люди прятали деньги за щеку.

12. Итог урока. - Изменилось ли в наше время значение денег?

-Где предпочитают хранить деньги современные люди?

- Как называют человека, который собирает старинные монеты?

- Знаете ли вы, каков бюджет вашей семьи?

- Что вы можете себе позволить себе купить, а что - нет?

- Что изменилось в наше время на рынке?

- Завершить наш урок мне бы хотелось рассказом о русском купце Афанасии Никитине, путешественнике, писателе. Тверской купец посетил Индию в 15 веке и описал свое путешествие в «Хождении за три моря». Афанасий Никитин рассказал, что народ везде добр, а живет бедно и голодно, князья и бояре всюду «весьма сильны и пышны» и притесняют «сельских людей». «Русская земля да будет Богом хранима!- писал путешественник.- На этом свете нет страны такой, как она, хотя князья Русской земли не братья друг другу. Пусть же устроится Русская земля, хотя правды мало в ней!»

(Рекомендация книги Г.Чагина «Народы и культура Урала».)

13. Домашнее задание: стр. 141, 143 - вопросы.


© 2010-2022