Технологическая карта урока по литературному чтению Обобщение по разделу Устное народное творчество

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА С ДИДАКТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРОЙ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Учитель: Бакулина Е.А.

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

УМК «Школа России»

Автор учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий -М.: Просвещение 2013г.



Тема

Обобщение по разделу «Устное народное творчество»

Тип урока

Урок-обобщение

Форма урока

Урок с элементами проектной и исследовательской деятельности

Цель

Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) у учащихся 3 класса в предметной области литературное чтение по теме «Устное народное творчество».

Задачи

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;

2) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости;

4)воспитание чувства гордости за свою Родину и за русский народ.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):

1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать и работать в группах;

3) развитие умения работать с информацией, развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности - умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта), развитие умения использовать различные способы поиска информации, развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

1)формирование навыка чтения: чтение целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение; 2)формирование умения распознавать особенности фольклорных жанров (сказки, загадки, небылицы, пословицы, потешки, песни, докучные сказки, скороговорки);

3) формирование потребности в систематическом чтении;

4) развитие творческих способностей.

Основные понятия

Устное народное творчество (фольклор), жанры устного народного творчества

Оборудование Проектор, компьютер, классная доска, выставка книг с русскими народными песнями, русский народный костюм, надписи с названиями жанров фольклора, презентация с заданиями по теме урока, таблицы для каждого ученика «Русская волшебная сказка. Отличительные особенности», книга «Докучные сказки», созданная группой «Сочинители сказок».

Организация пространства

Работа в группах, фронтальная работа



Дидактическая структура урока


Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД 1. Мотивация к учебной деятельности Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Дети улыбаются друг другу.


Организует начало урока, мотивацию к учебной деятельности

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.






2. Актуализация знаний Цель:

организовать повторение изученного и формулировку темы урока детьми

а) Чтение скороговорки


Отвечают на вопросы. С помощью учителя формулируют тему. Читают скороговорку. Организует повторение одного из жанров УНТ и формулировку темы детьми.

- Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо выполнить задание. Прочитайте предложение, записанное на слайде.

- Что это? (Скороговорка).

- А для чего их сочиняли? (Для развития речи, дикции).

- Давайте поработаем над нашей дикцией.

1 группа «Собиратели песен» читает тихо и размеренно

2 группа «Сочинители сказок» - громко и уверенно

3 Группа «Исследователи сказок» - громко и быстро

Девочки читают с вопросительной интонацией, мальчики - с восклицательной.

- А в каком разделе нашего учебника мы с ними знакомились? (УНТ).

Давайте разберем, почему его так называют?

УНТ:

Устное - передавалось из ус в уста, не записывалось.

Народное - сочинял не 1 человек. Автора установить нельзя.

Творчество -от слова «творить» -создавать.

- Какова же тема нашего урока. (УНТ). На доске открывается надпись УНТ.


Знать понятие «устное народное творчество», жанры устного народного творчества. Развитие навыка выразительного чтения.
Уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД)

Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

3. Формулировка цели урока и планирование деятельности

Цель:

организовать формулировку цели урока и планирование деятельности детьми С помощью учителя формулируют цель урока. Планируют с помощью учителя свою деятельность Организует формулировку цели урока и планирование деятельности детьми

- Все ли произведения мы прочитали в разделе «УНТ»?

- Какую же цель мы поставим перед собой на нашем уроке? (Обобщить знания о жанрах УНТ)

- Как мы сможем это сделать? (Предположения детей)

- Для того чтобы обобщить полученные знания я предлагаю вам заполнить по ходу урока схему, записанную на доске. Она поможет нам вспомнить все изученные жанры УНТ. Рассмотрите её. (Все надписи на схеме пока закрыты. Они открываются по мере повторения всех жанров УНТ).

- Какой жанр УНТ мы уже повторили? (Скороговорки). На схеме открывается надпись «скороговорки» Знать жанры устного народного творчества -Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя, - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке (Регулятивные УУД), -ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД)

4. Обобщение изученного Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания А) Фронтальная работа


Выполняют задания, предложенные учителем,

делают выводы Организует деятельность обучающихся по обобщению изученного - Давайте вспомним, с какими ещё жанрами УНТ мы знакомились на предыдущих уроках. Для этого вам нужно выполнить задание: соединить стрелкой жанр УНТ с его названием.

Соедините стрелкой левую и правую части

Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. потешка

На заборе чепуха считалка

Жарила варенье,

Куры съели петуха

В одно воскресенье.

Раз, два, три, четыре, пять, загадка

Вышел месяц погулять,

А за месяцем луна,

Оставайся ты одна!

Грамоте учиться - всегда пригодиться. небылица

Прыг - скок, прыг - скок

Вырос, вырос паренек.

Прыг - скок, прыг - скок пословица

Посмотрите как высок.

(По ходу выполнения задания дети дают определения жанрам УНТ). Знать жанры устного народного творчества, их отличительные признаки Уметь под руководством учителя определять последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Б) Выступление групп. Презентация своих проектов. Цель:

- организовать работу для осознания итогов заданий всеми обучающимися, приобретения новых знаний Выступление группы «Собиратели песен».





Выступление группы «Сочинители сказок».







ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Цель: снятие усталости







Выступление группы «Исследователи сказок».





Группы представляют продукты своей деятельности.







Выполняют гимнастику Организует деятельность по применению полученных знаний



































































































Организует выполнение гимнастики для снятия усталости - К сегодняшнему уроку вы выполняли задания по группам. Я предоставляю слово группе «Собиратели песен», которая познакомит нас с ещё одним жанром УНТ.









-Выступление группы «Собиратели песен».

С давних пор русский народ слагал песни. Они сопровождали всякое дело, все важные события жизни людей с раннего детства до глубокой старости. Русские народные песни очень разнообразны. На нашей выставке представлены книги, в которых есть колыбельные песни, песни-заклички, шуточные, плясовые, песни-прибаутки, детские песни, которые ещё называют пестушками и потешками. Советуем вам с ними познакомиться. А Настя исполнит для вас русскую народную песню «Как у наших у ворот». (Исполнение песни).

- Чтобы узнать о каком жанре УНТ пойдёт речь дальше, я предоставляю слово группе «Сочинители сказок».

-Выступление группы «Сочинители сказок».

Ребята разыгрывают докучную сказку.

-Мы с тобой шли?

- Шли!

- Сапог нашли?

- Нашли!

- Я тебе его дал?

- Дал!

- Ты его взял?

- Взял!

- А где же он?

- Кто?

- Да не кто, а что!

- Что?

- Сапог!

- Какой?

- Ну, такой! Мы с тобой шли?

- Шли!

- Сапог нашли?

- Нашли.

-Догадались, какой жанр УНТ? (Докучные сказки)

- Наша группа собрала докучные сказки, которые сочиняли ребята класса, и оформила их в книгу докучных сказок. Мне хотелось бы зачитать некоторые из них. (Зачитывает)

-А сейчас немного отдохнём. (Дети выполняют движения под музыку к сказке «Волк и семеро козлят»)

- Узнали, откуда взята эта музыка?

-Это отрывок из музыкальной сказки «Волк и семеро козлят», которая написана по мотивам одноименной русской народной сказки.

- Ребята, а что такое сказка?

- Из данных определений выберите самое точное:



  • Сказка - это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

  • Сказка - это научно-фантастическое произведение.

  • Сказка - это произведение, в котором разговаривают животные.

- Какие виды сказок вы знаете?

(Волшебные, бытовые, о животных).

- Посмотрите на рисунки, которые вы нарисовали к русским народным сказкам. Какие из них мы отнесём к бытовым, к волшебным, к сказкам о животных?

- Больше всего иллюстраций вы нарисовали к волшебным сказкам. О них нам расскажут ребята из группы «Исследователи сказок».

- Выступление группы «Исследователи сказок».

Наша группа, перечитав ещё раз сказки, представленные в разделе «Устное народное творчество», пришла к выводу, что у волшебных сказок есть отличительные особенности. Мы сделали вот такую таблицу (показ), в которой перечисли все признаки волшебной сказки. Мы хотим всем раздать такие таблицы, которые пригодятся нам на уроках чтения.

Народная волшебная сказка

Язык сказки

Признаки волшебной сказки

Композиция:

присказка, зачин, (основная часть), концовка.

Выразительные средства:

повторы, эпитеты, просторечные слова

Испытание, превращение, волшебный предмет, сказочное существо, необычное место действия.



Знать жанры устного народного творчества, их отличительные признаки Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД)

Уметь находить дополнительные сведения по теме урока. Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. (Познавательные УУД)

Развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

(Коммуникативные УУД)



























































Сбережение здоровья (Личностные)



Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения (Регулятивные УУД)

Преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Самостоятельное формулирование познавательной цели;

построение логической цепи рассуждений;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (Познавательные УУД)

постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение слушать и вступать в диалог (Коммуникативные УУД)







5. Включение в систему знаний

Цель:

-обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий

А) Разгадывание кроссворда Отвечают на вопросы учителя, обобщают полученные знания, делают выводы о необходимости дальнейшего изучения народного творчества. Организует фиксирование нового содержания.









- Ребята, посмотрите на нашу схему. Все жанры УНТ мы вспомнили? А кто из вас знает, как ещё называют народное творчество? (Фольклор)

- Для того чтобы это узнать, предлагаю вам разгадать кроссворд.

1. Кто был хозяином Жар-птицы?

2. В кого превратился Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?

3. Имя героини, которую хотела погубить ведьма?

4. О ком сказано: «…бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»?

5. К чему прикоснулся Иван-царевич в конюшне царя Кусмана?

6. Как звали невесту Иванушки-дурачка?

7. Какие яблочки росли в саду у царя Берендея?

8. Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха?

А ф р о н

ко з л ё н о ч е к

А л ё н у ш к а

к о н ь

у з д е ч к а

Е л е н а

з о л о т ы е

п е р с т е н ь

Народное творчество иначе называют ФОЛЬКЛОР (в переводе с английского языка это слово обозначает «народная мудрость»)

Открывается последняя табличка в схеме. - Вспоминая все произведения устного народного творчества, с которыми мы знакомились ранее, глядя на выставку книг, можно сказать, что устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. - Как вы думаете, почему? - Когда вы родились, над вашей кроваткой звучали колыбельные песни, подрастая вы слушали потешки, небылицы, загадки, сказки, взрослея, задумывались над смыслом пословиц и поговорок. - Почему УНТ называют мудростью народа? - В фольклоре заложена народная мудрость. Мы должны гордиться своей Родиной, уважать русский народ, наших предков за то богатство, которое они передали нам в виде УНТ.



Знать жанры устного народного творчества, их отличительные признаки Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Перерабатывать полу-ченную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы, всего класса, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом (Личностные УУД)


6. Подведение итогов, самооценка, взаимооценка работы

Цель: соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших задач.

Высказывают свои впечатления от урока, оценивают работу групп, делают выводы.

Задает вопросы
о цели урока. Спрашивает, какая задача останется
на следующие уроки
- А сейчас, давайте подведем итог нашего урока. Для этого посмотрите на нашу схему. Всю схему заполнили? Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли её? Давайте ещё раз вспомним все виды УНТ. В 4 классе на уроках литературного чтения мы познакомимся с новыми жанрами УНТ. Узнаем ещё много нового и интересного о творчестве русского народа. А сейчас оцените работу своей группы на уроке и работу других групп. Прокомментируйте свои оценки. На слайде критерии оценки:

«5» - Группа работала спокойно,

слажено, чётко.Работу свою защищали прекрасно.

«4» - Группа работала хорошо, дружно.

Работу свою защищали хорошо

- Поставьте заработанные оценки себе в дневник.



Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. (Личностные УУД)

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. (Регулятивные УУД) Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) 7. Рефлексия учебной деятельности

Цель: Обеспечение позитивного настроя на получение знаний Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты,

Обеспечивает положитель ную реакцию учащихся на уроки литературного чтения - В волшебных сказках часто встречается яблонька с наливными яблочками. Вот и у нас выросла яблонька, но на ней пока нет яблочек. Давайте украсим её яблочками.

Технологическая карта урока по литературному чтению Обобщение по разделу Устное народное творчество- ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ

Технологическая карта урока по литературному чтению Обобщение по разделу Устное народное творчество- ИСПЫТЫВАЛИ ЗАТРУДНЕНИЯ



Технологическая карта урока по литературному чтению Обобщение по разделу Устное народное творчество- ПОЛУЧИЛОСЬ, НО НЕ ВСЁ



Оценка - осознание качества и уровня освоения и овладения теми или иными учебными действиями; осуществлять итоговый контроль (Регулятивные УУД)

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

(Личностные УУД)

8. Домашнее задание

Цель:Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Проводит разбор домашнего задания

- Как вы думаете, какое будет домашнее задание? (Предположения детей)

-Чтобы узнать домашнее задание, я предлагаю вам послушать песню. (Звучит песня «Приходите в гости к нам».)

- Какое же домашнее задание вы получаете? (Сочинить сказку)

- Дома вам нужно будет сочинить волшебную сказку, соблюдая все её признаки. Табличка, составленная группой «Исследователи сказок» вам в этом поможет.

-Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения (Регулятивные УУД)

Построение логической цепи рассуждений;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (Познавательные УУД)

Умение слушать и вступать в диалог (Коммуникативные УУД)









© 2010-2022