Программа кружка Бумажные фантазии

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Ручной труд - универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки - это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Актуальность данной программы в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Программа способствует развитию познавательных процессов личности обучающихся, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной доступной деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у младшего школьника пространственных представлений логического мышления, геометрических понятий, развитие моторики и глазомера. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В связи с тем, что в образовательном процессе мало времени уделяется художественно-эстетической стороне воспитания личности, поэтому возникла необходимость создания этой программы. Данная программа даёт возможность расширить содержание образования школьников области « Технология», « Искусство» через приобретение ими практических навыков одного из видов декоративно-прикладного искусства оригами. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках предметных областей: русского языка, литературного чтения, окружающего мира, ИЗО, музыки Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Программа адресована учащимся начальной школы. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Занятия проходят 1 раз в неделю. Программа реализуется учителями начальных классов. Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников; развитие творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора. Задачи:

  1. Знакомство с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  2. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  3. Обучение различным приемам работы с бумагой.
  4. Применение знаний, полученных на уроках, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
  5. Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  6. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  7. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
  8. Воспитание интереса к искусству оригами.
  9. Расширение коммуникативных способностей детей.
  10. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

В результате изучения будут сформированы следующие универсальные учебные навыки: В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение к учению;
  • желание приобретать новые знания;
  • способность оценивать свои действия;
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:
  • соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.
  • соблюдать правила организации рабочего места.
  • соблюдать правила бережного использования бумаги.
  • эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.
  • анализировать информацию, полученную из разных источников.
  • научатся различным приемам работы с бумагой.
  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся :
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • работать по плану;
  • адекватно оценивать свои достижения.
В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся :
  • вести диалог с учителем и одноклассниками;
  • задавать вопросы;
  • слушать и отвечать на вопросы других;
  • высказывать свою точку зрения;
  • работать в парах и рабочих группах.

Методы обучения и формы занятий. В процессе занятий используются различные формы занятий:

  • комбинированные и практические занятия,
  • конкурсы,
  • соревнования и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
  • объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
  • фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой - организация работы в группах.
  • индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

Оценка результатов. Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один-два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях. Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Формы подведения итогов.
  • Составление альбома лучших работ.
  • Презентация творческих работ для родителей.
  • Проведение выставок работ учащихся:
- в классе, - в школе.


Планируемые результаты освоения программы Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД:
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую - изделия, художественные образы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на развитие умения чувствовать мир, искусство. Коммуникативные УУД:
  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
  • слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих знаний и умений. знать
  • что такое оригами;
  • основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • условные обозначения к схемам;
  • названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
  • технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • способы разметки: сгибанием;
  • способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
  • виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;
уметь
  • под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
  • с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
  • различным приемам работы с бумагой;
  • следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  • реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.

Оценка результатов освоения программы. I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами. - Высокий уровень - делает самостоятельно, - Средний уровень - делает с помощью педагога или товарищей, - Низкий уровень - не может сделать. II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами. - Высокий уровень - делает самостоятельно, - Средний уровень - делает с помощью педагога или товарищей, - Низкий уровень - не может сделать. III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера. - Высокий уровень - почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями; - Средний уровень - имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца; - Низкий уровень - значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону. IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы. - Высокий уровень - работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью; - Средний уровень - работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы; - Низкий уровень - работы выполнены на недостаточном уровне. V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков. Оцениваются такие умения: - организовать свое рабочее место, - рационально использовать необходимые материалы, - аккуратность выполнения работы.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
  • комбинированные и практические занятия;
  • выставки;
  • конкурсы.

Программные задачи (1 год обучения):
  1. Знакомство со свойствами бумаги, ее назначением и способами её обработки
  2. Обучение различным приемам работы с бумагой.
  3. Знакомство с правилами безопасности труда, технологией обработки.
  4. Развивать ручную умелость разнообразными технологическими приёмами.
  5. Развитие усидчивости, терпения, аккуратности, трудолюбия, внимания, памяти.

Планируемые результаты: Знает:
  • что такое оригами;
  • основные приемы работы, способ складывания базового треугольника.
  • название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги.
  • приемы складывания модулей;
  • правила техники безопасности

Умеет:
  • подбирать бумагу нужного цвета;
  • пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
  • выполнять разметку листа бумаги;
  • составлять композицию из готовых поделок.
  • уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.

Приобретает навыки:
  • разметки листа бумаги;
  • складывания базового модуля
  • резания

Программные задачи (2 год обучения).
  1. Формирование художественного вкуса, активизация творческого воображения, способностей конструирования, изобретательности.
  2. Развитие моторики пальцев рук.
  3. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  4. Расширение коммуникативных способностей детей.
  5. Воспитание интереса к искусству оригами.

Планируемые результаты: Знает:
  • различные приемы работы с бумагой;
  • основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • терминологию, предусмотренную программой

Уметь:
  • создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

Приобретает навыки:
  • культуры труда;
  • работы в коллективе.

Программные задачи (3 год обучения).
  1. Формирование умения читать и зарисовывать схемы изделий.
  2. Знать правила безопасности труда с инструментами
  3. Развивать аккуратность, терпение, трудолюбие, внимание.
  4. Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  5. Расширение коммуникативных способностей детей.

Планируемые результаты: Знает:
  • условные обозначения к схемам;
  • названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
  • технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • способы разметки: сгибанием;

Умеет:
  • пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
  • пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
  • читать и зарисовывать схемы изделий;

Приобретает навыки:
  • на уровне своих возрастных особенностей развить способность работать руками, творческие способности и исследовательские навыки
  • коммуникативные навыки и навыки совместной коллективной деятельности

Программные задачи (4 год обучения).
  1. Знакомство с приёмами вырезания, разметки и приклеивания (вырезание многократно сложенной бумаги, симметричное вырезание, разметка по шаблону, на глаз, с помощью чертежных инструментов).
  2. Формирование художественного вкуса и интереса к художественному труду.
  3. Формирование умение читать схему оригами и грамотно выполнять складывание, поиск новых конструктивных решений.
  4. Расширение коммуникативных способностей детей.
  5. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Планируемые результаты: Знает:
  • способы разметки: сгибанием;
  • способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
  • виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами

Умеет:
  • анализировать образец, анализировать свою работу;
  • пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
  • пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;

Приобретает навыки:
  • уметь выражать свой замысел в создаваемой поделке
  • свободно владеть приёмами и способами изготовления поделок оригами






Тематическое планирование (1 год).
Дата Тема занятия 1

Бумага и ее свойства; форма листа бумаги для моделей. 2

Модели. Моделирование путем прямого повторения за учителем его рассказам и показам необходимых действий. Модель "Коробочка". 3

Моделирование путем прямого повторения за учителем. Модель "Голубь". 4

Моделирование путем прямого повторения за учителем. Модель "Журавлик". 5

Моделирование путем прямого повторения за учителем. Модели "Пароход", "Лодочка". 6

Моделирование путем прямого повторения за учителем. Модель "Парусник". 7

Моделирование путем прямого повторения за учителем. Модель "Бейсболка". 8

Моделирование путем прямого повторения за учителем. Модель "Шлем Самурая". 9

Моделирование путем прямого повторения за учителем. Модели "Лягушка", "Тюлень". 10

Графический язык оригами. Изображение на чертеже действий и последовательности их выполнения. 11

Практическое выполнение модели "Кенгуру". 12

Практическое выполнение модели "Два жука". 13

Практическое выполнение модели "Лиса и мышка". 14

Практическое выполнение модели "Слоник". 15

Практическое выполнение модели "Кит". 16

Практическое выполнение модели " Треугольный модуль". 17

Практическое выполнение модели " Кубик без углов". 18

Практическое выполнение модели - кусудама "Жасмин". 19

Практическое выполнение модели - кусудама "Лотос". 20

Практическое выполнение модели " Цветок жасмина". 21

Практическое выполнение модели " Цветок колокольчика". 22

Практическое выполнение модели " Цветок розы". 23-26

Практическое выполнение модели" Букет". 27-29

Практическое выполнение модели " Девочка". 30-33

Практическое выполнение модели " Мальчик".

Тематическое планирование (2 год).
Дата Тема занятия 1.

Петли. «Астра». 2.

Петли. «Астра» - украшение корзины. 3.

Петли. Ветка ели. 4.

Поделки из кулечка. Шишка на ветке. 5.

Художественное конструирование с использованием соединения в цепочку. 6-7

Шары сборные. 8 - 11.

Бревенчатый сруб. Объёмная аппликация. 12 - 16

Плетение. (Салфетка, корзиночка, рыбка) 17 - 23

Практическое выполнение модели «Стрекоза». 24 - 28

Практическое выполнение модели «Фрукты» (апельсин) 29 - 33

Практическое выполнение модели «Фрукты» (клубничка) 34

Итоговое занятие (работа по выбору учащихся)

Тематическое планирование 3 год.
Дата Тема занятия 1 - 2
Плетение. Олень. 3 - 4
Плетение. Лес. 5 - 6
Плетение. Колосья. 7 - 10

Торцевание. Пушистый снеговичок. 11 - 14
Квиллинг. Снежинки 15 - 16
Торцевание. Цветущий кактус. 17 - 22
Практическое выполнение модели «Торт». 23 - 27
Практическое выполнение модели «Ваза с цветами» 28 - 32
Практическое выполнение модели «Радужный лебедь». 33 - 34
Итоговое занятие (работа по выбору учащихся)
Тематическое планирование 4 год.
Дата Тема занятия 1 - 3
Практическое выполнение модели «Осенние листья» 4 - 9
Практическое выполнение модели «Заяц». 10 - 11
Квиллинг. Заяц. 12 - 13
Квиллинг. Кот. 14 - 18
Практическое выполнение модели «Дед Мороз» 19 - 20

Квиллинг. Царская птица 21 - 22
Квиллинг. Яйцо из ксероксной бумаги 23 - 26
Практическое выполнение модели «Кактус». 27 - 30
Практическое выполнение модели «Елка» 33 - 34
Итоговое занятие (работа по выбору учащихся)
Материально-техническое обеспечение.

  • Бумага, картон, ножницы, клей.
  • Образцы изделий.
  • Схемы выполнения работ

Учебно-методическое обеспечение. Для педагогов:
  1. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги. -Ташкент 1988г.
  2. Джун Джексон. Поделки из бумаги. - "Росмэн", Москва 1996г.
  3. Элен и Питер Макнивен. Куклы.- Полигон С.-Петербург 1998г.
  4. Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 2000
  5. В.Н.Полунина. Искусство и дети. - "Просвещение", Москва 1982г.
  6. А.П.Врона, Е.Г.Лапина, В.Н.Пузанов. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы.- "Техническая эстетика", 1985г., N4
  7. В.Я.Данилено. Краткосрочные учебные задания-средства активизации творческой интуиции. //Техническая эстетика, 1984г. N5
  8. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Кристалл, 2005.
  9. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
  10. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты - бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995.
  11. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
  12. Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
  13. Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга, учителей начальной школы.
  14. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007
  15. Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
  16. Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001

Литература для учащихся:
  1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Кристалл, 2005
  2. Афонькин С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
  3. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты - бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. СПб, Химия, 1995.
  4. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995 г.
  5. Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996г.
  6. П.Бортон, В.Кэйв. Игры забавные и ужасные.- "Росмэн" Москва 1996г.
  7. Р.Гибсон, Д.Тайлер. Веселое рождество.- "Росмэн" Москва 1996г.

© 2010-2022