- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа кружка Бумажные фантазии
Программа кружка Бумажные фантазии
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Болтрушевич Е.А. |
Дата | 11.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка Ручной труд - универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки - это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Актуальность данной программы в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Программа способствует развитию познавательных процессов личности обучающихся, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной доступной деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у младшего школьника пространственных представлений логического мышления, геометрических понятий, развитие моторики и глазомера. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В связи с тем, что в образовательном процессе мало времени уделяется художественно-эстетической стороне воспитания личности, поэтому возникла необходимость создания этой программы. Данная программа даёт возможность расширить содержание образования школьников области « Технология», « Искусство» через приобретение ими практических навыков одного из видов декоративно-прикладного искусства оригами. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках предметных областей: русского языка, литературного чтения, окружающего мира, ИЗО, музыки Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Программа адресована учащимся начальной школы. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Занятия проходят 1 раз в неделю. Программа реализуется учителями начальных классов. Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников; развитие творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора. Задачи:
- Знакомство с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
- Обучение различным приемам работы с бумагой.
- Применение знаний, полученных на уроках, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
- Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
- Воспитание интереса к искусству оригами.
- Расширение коммуникативных способностей детей.
- Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
В результате изучения будут сформированы следующие универсальные учебные навыки: В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
- положительное отношение к учению;
- желание приобретать новые знания;
- способность оценивать свои действия;
- соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.
- соблюдать правила организации рабочего места.
- соблюдать правила бережного использования бумаги.
- эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.
- анализировать информацию, полученную из разных источников.
- научатся различным приемам работы с бумагой.
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
- принимать и сохранять учебную задачу;
- работать по плану;
- адекватно оценивать свои достижения.
- вести диалог с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы;
- слушать и отвечать на вопросы других;
- высказывать свою точку зрения;
- работать в парах и рабочих группах.
Методы обучения и формы занятий. В процессе занятий используются различные формы занятий:
- комбинированные и практические занятия,
- конкурсы,
- соревнования и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой - организация работы в группах.
- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Оценка результатов. Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один-два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях. Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Формы подведения итогов.
- Составление альбома лучших работ.
- Презентация творческих работ для родителей.
- Проведение выставок работ учащихся:
Планируемые результаты освоения программы Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую - изделия, художественные образы.
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
- слушать и понимать речь других.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих знаний и умений. знать
- что такое оригами;
- основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- условные обозначения к схемам;
- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
- технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием;
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;
- под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- различным приемам работы с бумагой;
- следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
Оценка результатов освоения программы. I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами. - Высокий уровень - делает самостоятельно, - Средний уровень - делает с помощью педагога или товарищей, - Низкий уровень - не может сделать. II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами. - Высокий уровень - делает самостоятельно, - Средний уровень - делает с помощью педагога или товарищей, - Низкий уровень - не может сделать. III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера. - Высокий уровень - почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями; - Средний уровень - имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца; - Низкий уровень - значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону. IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы. - Высокий уровень - работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью; - Средний уровень - работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы; - Низкий уровень - работы выполнены на недостаточном уровне. V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков. Оцениваются такие умения: - организовать свое рабочее место, - рационально использовать необходимые материалы, - аккуратность выполнения работы.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
- комбинированные и практические занятия;
- выставки;
- конкурсы.
Программные задачи (1 год обучения):
- Знакомство со свойствами бумаги, ее назначением и способами её обработки
- Обучение различным приемам работы с бумагой.
- Знакомство с правилами безопасности труда, технологией обработки.
- Развивать ручную умелость разнообразными технологическими приёмами.
- Развитие усидчивости, терпения, аккуратности, трудолюбия, внимания, памяти.
Планируемые результаты: Знает:
- что такое оригами;
- основные приемы работы, способ складывания базового треугольника.
- название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги.
- приемы складывания модулей;
- правила техники безопасности
Умеет:
- подбирать бумагу нужного цвета;
- пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
- выполнять разметку листа бумаги;
- составлять композицию из готовых поделок.
- уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.
Приобретает навыки:
- разметки листа бумаги;
- складывания базового модуля
- резания
Программные задачи (2 год обучения).
- Формирование художественного вкуса, активизация творческого воображения, способностей конструирования, изобретательности.
- Развитие моторики пальцев рук.
- Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
- Расширение коммуникативных способностей детей.
- Воспитание интереса к искусству оригами.
Планируемые результаты: Знает:
- различные приемы работы с бумагой;
- основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- терминологию, предусмотренную программой
Уметь:
- создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
Приобретает навыки:
- культуры труда;
- работы в коллективе.
Программные задачи (3 год обучения).
- Формирование умения читать и зарисовывать схемы изделий.
- Знать правила безопасности труда с инструментами
- Развивать аккуратность, терпение, трудолюбие, внимание.
- Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- Расширение коммуникативных способностей детей.
Планируемые результаты: Знает:
- условные обозначения к схемам;
- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
- технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием;
Умеет:
- пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
- пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
- читать и зарисовывать схемы изделий;
Приобретает навыки:
- на уровне своих возрастных особенностей развить способность работать руками, творческие способности и исследовательские навыки
- коммуникативные навыки и навыки совместной коллективной деятельности
Программные задачи (4 год обучения).
- Знакомство с приёмами вырезания, разметки и приклеивания (вырезание многократно сложенной бумаги, симметричное вырезание, разметка по шаблону, на глаз, с помощью чертежных инструментов).
- Формирование художественного вкуса и интереса к художественному труду.
- Формирование умение читать схему оригами и грамотно выполнять складывание, поиск новых конструктивных решений.
- Расширение коммуникативных способностей детей.
- Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Планируемые результаты: Знает:
- способы разметки: сгибанием;
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами
Умеет:
- анализировать образец, анализировать свою работу;
- пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
- пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
Приобретает навыки:
- уметь выражать свой замысел в создаваемой поделке
- свободно владеть приёмами и способами изготовления поделок оригами
Тематическое планирование (1 год).
№ Дата Тема занятия 1
Бумага и ее свойства; форма листа бумаги для моделей. 2
Модели. Моделирование путем прямого повторения за учителем его рассказам и показам необходимых действий. Модель "Коробочка". 3
Моделирование путем прямого повторения за учителем. Модель "Голубь". 4
Моделирование путем прямого повторения за учителем. Модель "Журавлик". 5
Моделирование путем прямого повторения за учителем. Модели "Пароход", "Лодочка". 6
Моделирование путем прямого повторения за учителем. Модель "Парусник". 7
Моделирование путем прямого повторения за учителем. Модель "Бейсболка". 8
Моделирование путем прямого повторения за учителем. Модель "Шлем Самурая". 9
Моделирование путем прямого повторения за учителем. Модели "Лягушка", "Тюлень". 10
Графический язык оригами. Изображение на чертеже действий и последовательности их выполнения. 11
Практическое выполнение модели "Кенгуру". 12
Практическое выполнение модели "Два жука". 13
Практическое выполнение модели "Лиса и мышка". 14
Практическое выполнение модели "Слоник". 15
Практическое выполнение модели "Кит". 16
Практическое выполнение модели " Треугольный модуль". 17
Практическое выполнение модели " Кубик без углов". 18
Практическое выполнение модели - кусудама "Жасмин". 19
Практическое выполнение модели - кусудама "Лотос". 20
Практическое выполнение модели " Цветок жасмина". 21
Практическое выполнение модели " Цветок колокольчика". 22
Практическое выполнение модели " Цветок розы". 23-26
Практическое выполнение модели" Букет". 27-29
Практическое выполнение модели " Девочка". 30-33
Практическое выполнение модели " Мальчик".
Тематическое планирование (2 год).
№ Дата Тема занятия 1.
Петли. «Астра». 2.
Петли. «Астра» - украшение корзины. 3.
Петли. Ветка ели. 4.
Поделки из кулечка. Шишка на ветке. 5.
Художественное конструирование с использованием соединения в цепочку. 6-7
Шары сборные. 8 - 11.
Бревенчатый сруб. Объёмная аппликация. 12 - 16
Плетение. (Салфетка, корзиночка, рыбка) 17 - 23
Практическое выполнение модели «Стрекоза». 24 - 28
Практическое выполнение модели «Фрукты» (апельсин) 29 - 33
Практическое выполнение модели «Фрукты» (клубничка) 34
Итоговое занятие (работа по выбору учащихся)
Тематическое планирование 3 год.
№ Дата Тема занятия 1 - 2
Плетение. Олень. 3 - 4
Плетение. Лес. 5 - 6
Плетение. Колосья. 7 - 10
Торцевание. Пушистый снеговичок. 11 - 14
Квиллинг. Снежинки 15 - 16
Торцевание. Цветущий кактус. 17 - 22
Практическое выполнение модели «Торт». 23 - 27
Практическое выполнение модели «Ваза с цветами» 28 - 32
Практическое выполнение модели «Радужный лебедь». 33 - 34
Итоговое занятие (работа по выбору учащихся)
Тематическое планирование 4 год.
№ Дата Тема занятия 1 - 3
Практическое выполнение модели «Осенние листья» 4 - 9
Практическое выполнение модели «Заяц». 10 - 11
Квиллинг. Заяц. 12 - 13
Квиллинг. Кот. 14 - 18
Практическое выполнение модели «Дед Мороз» 19 - 20
Квиллинг. Царская птица 21 - 22
Квиллинг. Яйцо из ксероксной бумаги 23 - 26
Практическое выполнение модели «Кактус». 27 - 30
Практическое выполнение модели «Елка» 33 - 34
Итоговое занятие (работа по выбору учащихся)
Материально-техническое обеспечение.
- Бумага, картон, ножницы, клей.
- Образцы изделий.
- Схемы выполнения работ
Учебно-методическое обеспечение. Для педагогов:
- Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги. -Ташкент 1988г.
- Джун Джексон. Поделки из бумаги. - "Росмэн", Москва 1996г.
- Элен и Питер Макнивен. Куклы.- Полигон С.-Петербург 1998г.
- Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 2000
- В.Н.Полунина. Искусство и дети. - "Просвещение", Москва 1982г.
- А.П.Врона, Е.Г.Лапина, В.Н.Пузанов. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы.- "Техническая эстетика", 1985г., N4
- В.Я.Данилено. Краткосрочные учебные задания-средства активизации творческой интуиции. //Техническая эстетика, 1984г. N5
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Кристалл, 2005.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты - бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
- Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
- Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга, учителей начальной школы.
- Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007
- Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
- Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001
Литература для учащихся:
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Кристалл, 2005
- Афонькин С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты - бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. СПб, Химия, 1995.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995 г.
- Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996г.
- П.Бортон, В.Кэйв. Игры забавные и ужасные.- "Росмэн" Москва 1996г.
- Р.Гибсон, Д.Тайлер. Веселое рождество.- "Росмэн" Москва 1996г.