Конспект урока по русском языку для 2 класса Слово и его значение

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Орг.момент

Психологический настрой.

Я рада вас всех видеть. Меня зовут Ирина Сергеевна и сегодня мы вместе будем работать на уроке. Я желаю вам удачи и надеюсь, что наш урок пройдёт интересно и увлекательно. Садитесь.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.


  1. Чистописание.

Начнём урок с минутки чистописания, чтобы ещё раз напомнить себе правильное написание букв и сочетаний.

  1. Сначала подготовим руку к работе.

- движение кистью

- письмо в воздухе

- в тетради

15 декабря

Классная работа

- списать с доски только те буквы и буквосочетания, которые могут являться слогами

- что такое слог?

- из чего может состоять слог?

о за ст ив гр яц д скв ю па

о за ив яц ю па


  1. Словарные слова

- из написанных слов составьте слово, что это за слово?

- запишем слова, выделим орфограммы

Заяц, Москва, лимон, альбом, василёк, компот.

1)столица России

2)цитрусовый жёлтый плод с кислой мякотью

3)специальная тетрадь для рисования

4)темно-голубой полевой цветок

5)сладкий напиток, сваренный из ягод и фруктов


  1. Выделение темы. Постановка задач.

Наш кроссворд не только помог повторить словарные слова, но выделить тему сегодняшнего урока.

- как вы считаете, что мы будем делать на уроке?

- а что значит поразмышлять о слове? (думать, наблюдать)

- а ещё мы попробуем ответить на вопрос: что в слове главное?

-Мы много говорим о слове, много знаем о нём, а сегодня посмотрим на слово с другой стороны. Но сначала выясним , а что о слове мы уже можем сказать.


  1. Актуализация знаний

- из чего состоят слова? (показать на словарных словах)

- какое слово может быть лишим?

- найдите слово, в котором букв больше, чем звуков, почему?

- в каких словах букв и звуков поровну?

- а что вы можете сказать о звуках и буквах в слове заяц?

Видите, как много мы уже можем сказать о слове, а сколько ещё нового, порой сложного, но интересного впереди.

- ребята, а что можно построить из слов?


  1. Работа по теме урока.

Георгий Остер

В четверг Мряка нашла 6 пусиков.

-что хотел сказать автор этим предложением, понятно?

- почему?

-а можно сделать так, чтобы предложение стало понятным? Как?

- какие слова нужно заменить?

-как вы думаете, что такое Мряка? -имя девочки Катя

-что могла найти Катя? - грибы

В четверг Катя нашла 6 грибов. (запишем в тетрадь, внимание на 6, выделить орфограммы, основу)

-теперь предложение понятно будем всем? Почему?

- давайте сделаем вывод, от чего же зависит понятно ли наше высказывание?

Значит главное в слове - это ЗНАЧЕНИЕ

-давайте сами составим предложения так, чтобы они были и красивые и понятные. А предложение будет про полевой цветок, название которого мы записали в словарной работе. (выслушиваются ответы детей)

- и я составила предложение:

Испугавшись грозы, василёк громко заплакал.

-хорошее предложение получилось?

-что непонятно? Где ошибка?

-какое значение в этом предложении у слова василёк?

-назовите полное имя мальчика, краткое, а Василёк когда называют?

-где спряталась ошибка?

-как правильно записать предложение?

Испугавшись грозы, Василёк громко заплакал.

Давайте подведём итог нашему наблюдению: чтобы понять как правильно написать слово надо знать его … (значение). А от значения слова уже зависит его правильное

… (написание).

-записать: василёк-Василёк, лук-луг, с ухой-сухой, под дождём - подождём.

Выполнение упр. 276 из учебника. (мальчики первое предложение, а девочки второе)

Проверка по слайду.

-а на письме, когда предложения уже написаны, помогают определить значение слова … (правила русского языка)

- итак, нам встретились интересные слова: василёк и Василёк, роза и Роза, шарик и Шарик. Что общего в этих словах? (произношение) А чем они различаются? (значением и написанием)

Такие слова, у которых разное значение и написание, но одинаковое произношение в науке, изучающей русский язык, называются ОМОФОНЫ.

-а теперь послушайте какая интересная история произошла в рассказе Н. Сладкова «Овсянка» , я прочитаю вам отрывок.

«Встретились два друга Сашка и Матвей. Сашка сказал:

- А у меня дома ОВСЯНКА!

- Подумаешь, - сказал Матвей,- у меня дома тоже ОВСЯНКА.

- Люблю я ОВСЯНКУ! - добавил Сашка.

- И я люблю! - сказал Матвей.

- Она жёлтая, красивая такая!

- И вкусная. Особенно с молоком!

- Как это вкусная! Как это - с молоком! - удивился Сашка.

- Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком!

- Да ты про что говоришь?! - всплеснул руками Сашка.

- Как это -про что? Про ОВСЯНКУ! - ответил Матвей.

- Про какую ОВСЯНКУ?

- Про обыкновенную ОВСЯНКУ. А ты про какую?

- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?! - изумился Матвей.

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица ОВ-СЯН-КА! Не слыхал про такую что ли? - рассердился Сашка и добавил: - Айда ко мне - мою ОВСЯНКУ СЛУШАТЬ.

-Айда! - согласился Матвей. - А потом ко мне - мою ОВСЯНКУ КУШАТЬ!

И друзья побежали.»

-какое слово ввело в заблуждение мальчиков?

- а почему ребята не поняли друг друга?

- какие значения у слова овсянка?

Овсянка - каша

Овсянка - птичка

-эти слова различаются произношением? Может написанием?

- чем же они различаются? (значением)

Значит от значения слова зависит не только правильное написание, но и грамотное … (употребление в речи) -- продолжаем выстраивать схему:

- а что в тексте помогает нам правильно определить значение слова? Понаблюдайте над предложениями:

«…Айда ко мне -мою ОВСЯНКУ СЛУШАТЬ!

-Айда! -согласился Матвей. -А потом ко мне -мою ОВСЯНКУ КУШАТЬ! »

-Значение таких слов зависит от сочетания с другими словами в предложении, от слов - помощников. (таблица в схему)

-А знаете ли вы, как называются слова, которые имеют несколько значений?

- Ещё их называют слова-близнецы, многозначные слова и омонимы.

-Может вы уже встречали такие слова?

Ручка (часть тела, школьная принадлежность, у двери)

Язык (у пламени, колокола, человека)

Дворники (у машины, люди)

Хвост (у животных, у кометы, у нитки)

Завод (предприятие, у часов)

Пятачок (маленькая круглая площадка, монета, рыльце у свиньи)

Норка (животное и домик)

Ключ (скрипичный, дверной, родник)

Коса (прическа, инструмент, часть суши)

-попробуйте найти в каждом отрывке слова-близнецы:

* однажды кот подкрался к попугаю:

«Сейчас тебя я, братец, попугаю».

*Медведь в лесу ,не зная правил,

Однажды мотоциклом правил.

*Я коня водой пою,

Песню солнышку пою:

«Ты свети, свети, светило.

Я хочу, чтоб ты светило».

Составить и записать два предложения со словом соль. Разобрать значение слова (приправа, минерал, нота, суть )

ФИЗМИНУТКА

Вы, наверное, устали?

Ну , тогда все дружно встали.

Ручками похлопали

Ножками потопали

Покрутились, повертелись

И за парту все уселись.

Глазки крепко закрываем

Дружно до 5 считаем

Открываем, поморгаем

И работу продолжаем.

-Мы с вами выяснили, что для грамотного человека важно знать точное значение слова, чтобы правильно употреблять его в речи. А где можно узнать точное значение слова?

-Словарей толковых много. Есть большие (С.Ожёгова) и маленькие как в вашем учебнике. Словарь всегда поможет растолковать значение незнакомого слова.

- а сейчас послушайте стихотворение и скажите, о каком ещё важном для слова помощнике идёт речь.

Ударный слог, ударный слог

Он назван так недаром.

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом.

И молоток стучит, стучит

И чётко речь моя звучит.

Шутник он, невидимка-молоток,-

Тук!- ударил в безударный слог.

И сразу же исчез огромный замок

И появился маленький замок.

Следи за поведеньем молотка,

Держи его в руках, озорника!

-о каком помощнике говорится? (ударение)

/ /

замок замок

-чем похожи эти слова? (написанием)

- что у них различное? (значение и произношение)

- от чего меняется произношение в этих словах? (от ударения)

Вывод: от значения слова зависит и его правильное произношение (достраиваем табличку). А в письменной речи значения таких слов нам помогает определить … (ударение)

Попробуйте сами найти такие слова:

А) Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они!

В ведёрко руку окуни,

Не бойся, это окуни!

Б) За дверью слышны голоса.

У Зины сегодня нет голоса.

В) Я мою мою младшую сестру.

Слова, значение и произношение которых зависит от ударения, называются ОМОГРАФЫ

Работа в тетрадях на печатной основе упр.277

Работа по учебнику упр.278


  1. Итог.

Вот как интересно, оказывается, слова могут быть очень-очень похожи, но иметь разное значение. Сегодня на уроке мы как настоящие ученые наблюдали над словами. Сможем ли мы ответить на вопрос, который задали в начале урока? Что в слове главное?

Ответы детей + правило стр.5 учебника

Какие интересные слова мы встретили на уроке: (омофоны, омографы, многозначные слова)

Подвести итог по образовавшейся за урок на доске схеме:


А сейчас я предлагаю вам создать памятку по теме урока, которая поможет вам в дальнейшей работе над словом. Работать будем в парах, ваша задача закончить предложения.

Если в речи нужно назвать что-то, мы используем___________________________.

Для того, чтобы выразить мысль, нам нужно построить _______________________.

Чтобы раскрыть эту мысль, мы создаём ____________________________________.

Главное в любом слове -это ______________________________________________.

В слове может быть ____________________________ значений.

От точного значения слова зависят ____________, _______________, ____________.

Помогают определить точное значение слова ______________, _________________,

______________________________.

Ребята, но только знать правила, сведения - этого недостаточно, чтобы быть грамотным. Перед нами теперь новая задача - научиться правильно пользоваться всем, что узнали в своей речи, для выражения своих мыслей.


  1. Рефлексия.

У вас на партах лежат конверты. Достаньте сигнальные карточки. Прислушайтесь к себе: если на уроке вам было интересно и вы узнали много нового - покажите солнышко, а если по-вашему урок был длинный и скучный - поднимите тучку.

В нашем классе от солнышек ваших стало ещё светлее. Я тоже хочу выразить своё впечатление от нашей работы вот таким солнышком и поблагодарить вас за работу.

Урок окончен.





Резерв:

Собрать из предложений два текста:

Он был большой и яркий. Я был рад подарку. Я назвал его шарик. На день рождения мне подарили шарик. Он был толстый и лохматый. На день рождения мне подарили щенка.

Загадки:

- каким ключом нельзя отвернуть гайку? (родник, дверной)

- какой лопаткой не вскопаешь грядку? (плоская треугольная кость на спине)

- из каких ноготков нельзя собрать букет? (ногти на пальцах)

- какой лук не кладут в суп? (оружие для метания стрел)

Подобрать признаки:

Ключ -какой?- прозрачный, скрипичный, сломанный

Коса -какая? -острая, длинная, песчаная

Месяц -какой? -молодой, весенний

Кашка -какая? -манная, луговая

Лисички -какие? -рыжие, вкусные

Игра «Раз, два, три ты мне объясни»

Играет солнце светит

Играет кошка резвится

Играет девочка развлекается

Играет актриса представляет

Играет музыкант трубит

Играет дедушка (с внуком) занимается

Идёт дождь

Идёт человек

Идёт снег

Идёт туча

Идёт время

Идёт весна

Собрать пословицу: Где хотенье и терпенье, там и уменье.

Стихотворение:

Слова, слова, слова…

Всему название дано -

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз -

Над нами, перед нами, -

И всё, что в памяти у нас, -

Всё названо словами.

Они слышны и здесь и там,

На улице и дома:

Одно давно привычно нам,

Другое - незнакомо…

Язык - и стар, и вечно нов.

И это так прекрасно -

В огромном море -

Море слов -

Купаться ежечасно!





Урок русского языка

2 класс

Тема урока : слово и его значение

Цели урока:


  1. подвести к выводу, что главное в слове -это значение

  2. познакомить многозначными словами, омонимами, омофонами, омографами

  3. создать условия для формирования умения грамотно использовать слова в речи, внимательно относится к лексическому значению слова

  4. развивать умение видеть и слышать в словах «опасные места»

  5. развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, проявлять творческую активность

  6. развивать речь, внимание, память

  7. воспитывать интерес к предмету, трудолюбие, умение работать в парах

Оборудование:

Учебник, тетрадь-задачник, рабочая тетрадь, карточки для схемы, карточки для работы в парах, словарь Ожегова, презентация, сигнальные карточки.

© 2010-2022