- Преподавателю
- Начальные классы
- Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сыроежкина Т.М. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема:
«Oрганизация проектно - исследовательской деятельности в начальной школе»
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности.
Проектно - исследовательской деятельностью занимаюсь 6 лет.
Выбрав это направление работы, выделила следующие задачи:
Задачи:
-
вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс;
-
обучать проведению учебных исследований младших школьников;
-
развивать умения работать с дополнительной литературой;
-
проводить исследования, имеющие практическое значение;
-
разрабатывать и реализовывать исследовательские проекты;
Знакомлю детей с понятиями «исследование», «исследуем».
Исследуя, мы задаем себе вопрос, ищем на него ответ, наметив план действий, описываем основные шаги, наблюдаем, экспериментируем, сделав вывод, фиксируем результат.
Какие этапы должны присутствовать в исследовательской работе? Именно с этого вопроса я начинала разговор с ребятами.
-
Выбор темы
(тема исследования должна быть интересной, доступной, должна заинтересовать слушателей).
2. Цель исследования
Определить цель исследования - значит ответить на вопрос, зачем мы его проводим?
-
Выяснить, почему море синее?
-
Узнать, зачем колючки кактусу?
3. Задачи исследования
Задачи исследования уточняют цель.
Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
4. В исследовании важно выдвинуть гипотезу Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого гипотезис - это рассуждение, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом. Обычно гипотезы начинаются словами: предположим… , допустим…, что если…, возможно… Почему в ночном небе звезды светятся? Возможно, там поселилось множество светлячков…
5.Организация исследования
«Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?».
Чтобы ответить на этот вопрос, надо определить, какими методами ты можешь воспользоваться.
Предлагаю ребятам доступные методы исследования:
-
подумать самостоятельно;
-
прочитать книги о том, что исследуешь;
-
познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме;
-
найти информацию в Интернете;
-
спросить у других людей;
-
понаблюдать;
-
провести эксперимент
6. Подготовка к защите и защита работы
Завершается работа выводами, где по порядку излагаются результаты проделанной работы.
Начало исследовательской деятельности начинается с уроков.
Уроки - исследования позволяют ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга к «тайнам» превращает его в «исследователя».
С первого класса начинаю вовлекать своих учеников в мини - исследования, предполагая исследовательскую деятельность на уроках литературного чтения, окружающего мира.
На уроках литературного чтения в 1 классе при обобщении темы:
«Устное народное творчество», дети создавали книжки - малышки, куда помещали свои произведения по данному разделу: скороговорки, загадки, потешки, песенки, сказки.
Так появился первый творческий проект.
В классе оформили выставку и назвали ее «Мои маленькие исследования».
Работы детей имели практическую ценность - являлись полезным материалом для уроков, предметных недель, становились эмоциональным украшением класса, носили интересную информацию.
При изучении темы «Осенние изменения в природе» дети делали собственные зарисовки «Осень в лесу», «Осень в парке», «Осень в городе», готовили фоторепортаж на тему: «Красота осени», подбирали и рассказывали народные приметы осени, на исследовательских прогулках наблюдали и находили признаки осени, разрабатывали мини - проекты на экологические темы.
Полученным опытом делились с ребятами из других классов. Начиная
с коллективных проектов, ученики составляют собственные проекты.
Так появился проект на тему: «Берегите природу!», автор Ивушкина Екатерина.
В 1 и во 2 классе тематика определяется учителем, но все равно ученики вносят свой вклад в общую работу, подбирая для этого нужный материал. Это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
В 3- 4 классах ученики более самостоятельны, поэтому могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен «подтолкнуть» их к правильному решению, попросив ответить на следующие вопросы.
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- О чем хотелось бы узнать как можно больше?
- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
- Чем бы я мог гордиться?
Вовлекая детей в исследовательскую деятельность, стараюсь направить их в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в "помощники", обращаясь к ним с просьбой о помощи.
Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.
Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняем, что нужно провести: анкетирование, опрос или эксперимент, или подобрать фотографии.
Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе, родительском собрании или включаем его выступление на одном из уроков. Естественно, темы таких работ дают положительные результаты.
Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе.
На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует положительный результат.
Результаты моей работы уже видны.
Начиная с 2008 года ученики выполняют самые разные проектно - исследовательские работы и представляют их на разных уровнях: сначала на школьном в рамках школьного образовательного форума, а затем на городском, областном. Так, например, при изучении темы: «Вода и ее свойства» в 3 классе Панькова Полина провела исследование воды, которая течет из кранов наших квартир и домов. В результате проведенного эксперимента Полина сделала вывод, что лучше пользоваться ключевой водой, т.к. она больше всех исследуемых вод соответствует потребительским стандартам. (Шкала интенсивности запаха и вкуса была предоставлена Томскводоканалом). Так появился проект «Вода, которую мы пьем», он принес нам успех.
В 2008 году на городской научно - практической конференции
«Исследовательский дебют» в рамках городского проекта
«Юные дарования - Томску» Панькова Полина заняла 2 место.
Работа вошла в сборник лучших материалов городской конференции исследовательских работ младших школьников.
На областном фестивале проектов (2009г.) нашей работе, а представляла (Панькова Полина) присвоена первая категория. Работа вошла в сборник, выпущенный ТОИПКРО. Имела инновационный характер, рекомендована педагогам Т.О. к использованию в своей профессиональной деятельности.
Одноклассницы Полины, Давыдова Марина провела исследование
по теме: «Кто или что влияет на выбор имени!», а Миллер Диана создала проект «Чудо овощ - картофель!», где доказала, какую огромную роль играет в нашей жизни картофель.
Сама Полина подготовила новый проект «Что растет у нас под ногами?», где доказала, что отвары из крапивы, приготовленные в домашних условиях оказывают положительное воздействие на организм человека.
Свои работы ученицы представляли на областной конференции
«Наука. Творчество. Исследование» в городе Северск ( 2009), лидировали в номинации «Актуальная тема». Награждены дипломами.
Далее вашему вниманию представляю проектно - исследовательские работы моих учеников, занявших призовые места на городских и областных научно - практических конференциях. Год Фамилия, имя Класс Тема Уровень Результат
27.04. 2009
Панькова Полина
4
«Что растет у нас под ногами?» Областная конференция «Наука. Творчество. Исследование» г. Северск Публичное выступление. Диплом за успешную защиту творческой работы
10.05. 2010 Суслова Полина
1
«Для чего надо знать алфавит?» Городская научно - практическая конференция «Исследовательский дебют» (МУ ИМЦ) Публичное выступление
Грамота, III место
26.03. 2011
Рахимов Михаил
2
«Здоровьем надо дорожить» II областной конкурс детских творческих работ «Пробуй, твори, исследуй» (ТГПУ) Публичное выступление
Диплом I степени
26.11 2011
Рахимов Михаил
2
«Здоровьем надо дорожить» VI Региональный фестиваль проектно - исследовательских работ (ТОИПКРО) Заочный конкурс
Диплом II степени
26.04 2012
Рахимов Михаил
3
«Чипсы в нашей жизни» III областной конкурс детских творческих работ «Пробуй, твори, исследуй» (ТГПУ) Публичное выступление
Диплом
за самое интересное исследование
23.05. 2012 Рахимов Михаил 3 «Чипсы в нашей жизни» Городская научно - практическая конференция «Исследовательский дебют» (МУ ИМЦ) Публичное выступление
Грамота, III место 14.12. 2012 Суслова Полина 4
«Воздух и его значение» Фестиваль - конкурс «Королевство точных наук» (ТОИПКРО) Публичное выступление Лауреат 21.12. 2012 Павлюк Анна 4
Влияние моющих средств на здоровье человека» Областная научно - практическая конференция «Я изучаю природу» (ТГПУ) Публичное выступление Диплом III степени 06.04. 2013 Павлюк Анна 4
Влияние моющих средств на здоровье человека» II региональная научно- практическая конференция «Мир глазами детей» (24 гимназия) Публичное выступление сертификат 19.04. 2013 Суслова Полина 4
«Воздух и его значение» Региональная научно-практическая конференция «Наука и исследование» (МБОУ СОШ № 16) Публичное выступление сертификат 26.04. 2013 Рахимов Миша 4
«Чипсы в нашей жизни» Областная конференция «Наука. Творчество. Исследование» г. Северск Публичное выступление Диплом за оригинальное исследование
Выполняя исследовательские работы, дети учатся самостоятельно и детально исследовать выбранные ими темы, работать с разными источниками информации, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Закончить свое выступление хотела бы следующими словами:
"Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и поддержать в руках,
Послушать, понюхать и,
Может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!"
Литература
-
О. Д. Лукашевич, М. В. Колбек «Практические работы по экологии и охране окружающей среды»
-
В. Г. Рудский «Экология»
-
Ю. В. Новиков, Ласточкина/ под редакцией А. П. Шицковой
-
Журнал «Административная работа в школе» 2006- 2007год
-
.Методические рекомендации по программе « Я познаю мир»
-
Начальная школа №9 за 2005 год