Урок русского языка для 3 класса по теме «Части речи. Обобщение»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Части речи. Обобщение

Цели: - совершенствовать умение распознавать известные части речи,

- повторить изученные орфограммы;

- обогатить знания детей о жизни растений, их месте в жизни человека;

- развивать любознательность, наблюдательность, умение делать выводы, обобщения.

Оборудование: изображение леса, музыкальное сопровождение, кроссворд, карточка №1, карточка №2,изображение лекарственных растений., карточки с выражениями к задачам, веер с цифрами.

Структура урока.

I. Вводная часть.

  1. Настрой на урок.

  2. Сообщение темы урока.

II. Обобщение и закрепление пройденного материала

  1. Минутка чистописания

  2. Словарная работа.

- разгадывание кроссворда (работа в бригадах). Обсуждение орфограмм.

- подбор однокоренных слов к слову «осина» (работа в паре)

- разбор слова «березка по составу.


  1. Имя существительное как часть речи.

  2. Физкультминутка. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

  3. Имя прилагательное как часть речи.

- определение имени прилагательного, как части речи;

- упражнение в образовании имен прилагательных (работа с помощниками)

6. Физкультминутка. Сбор урожая

7. Глагол как часть речи.

- определение глагола как части речи

- упражнение в нахождении глаголов. Взаимопроверка.

8. Физкультминутка. Дыхательная гимнастика.

7. Предлог.

- с оставление предложения из слов. Разбор предложения.

- творческая работа

III. Обобщение. Подведение итогов. Самооценка.



Ход урока.

I. Вводная часть.

1). Настройка на урок.

- Еще раз поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо.

2). Сообщение темы урока.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в маленькое путешествие. А куда мы отправимся, вы сможете узнать, отгадав загадку.

Богатырь стоит богат

Угощает всех ребят:

Сашу-землян икой,

Таню-костяникой,

Сережу-сыроежкой,

Леночку-малинкой

Алешу-хворостиной.

Что это за богатырь? (лес)

- Итак, мы сегодня отправимся в лес по учебной природной тропинке. В этом

путешествии мы проверим свои знания по теме: «Части речи».

II. Обобщение и закрепление пройденного.

1). Минутка чистописания.

- Закройте свои глазки и давайте отправимся в путь.

Тропинка, тропинка.

Держит путь издалека.

Вьется по лесу тропинка

Словно нитка из клубка.

( под музыку со звуками леса).

- Вот мы и попали в наш сказочный лес (рисунок). Посмотрите, за окном у нас зима. А в нашем лесу - лето! Как приятно среди зимы оказаться в летнем лесу!

-Правда?

2). Словарная работа. Кроссворд. Работа в бригадах.

- Расскажите, что вы видите вокруг себя?

- Конечно, вы видите множество растений, которые окружают вас в лесу. А какие именно это растения, вы сможете узнать, разгадав кроссворды, которые лежат у ваших бригадиров. Обсудите, названия каких растений зашифровано в кроссворде и запишите слова в нужные строчке.

По вертикали:

1. Листочек колючий, а ствол липучий. Сосна.

2. Величавое дерево с золотой цепью. Дуб.

3. Лист, какого дерева изображен на канадском флаге? Клен.

4. В сенокос сладка, а в мороз-горька. Рябина.

5. Какое дерево называют спичечной королевой? Осина

По горизонтали:

6. Какое растение - ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов? Шиповник.

7. Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот рад поклониться.

И имя дала мне родная землица. Земляника.

8. Какое кудрявое чудо дерево имеет единственную в мире белую кору? Березка.

1


6

3

5


4

7


2




8


- Давайте проверим, как вы справились с работой. ( Отвечает бригада, первая справившаяся с заданием).

- Оцените работу бригады.

- Проанализируйте каждое слово, какие орфограммы вы там повстречали? ( Называют слово, объясняют орфограмму).

- Итак, мы узнали какие растения могут окружать нас в лесу.

- Ребята, а без какого органа не может жить ни одно растение? (Без корня).

- А может ли слово жить без корня? (Нет).

- Давайте найдем корень в словах, обозначающих деревья. ( Устно). ( Сосна, дуб, клен, рябина, березка, осина).

- Подберите родственников к слову осина, проведя работу в парах. ( Осинка, осиновый, подосиновик, осинник).

- Ребята, а что такое осинник?

- Куда вы можете обратиться за помощью, если не знаете, что обозначает слово?

- Как в народе ласково называют березу? (березка)

- Запишите слово березка в тетрадь и разберите его по составу. ( Выполняют индивидуально, проверка фронтально - один с места).

3). Имя существительное как часть речи.

- Ребята, еще раз посмотрите на слова кроссворда и скажите, к какой части речи относятся проанализированные нами слова? (Имя существительное)

- Что называется именем существительным?

- Приведите примеры имен существительных с вопросом.

- Почему к одним словам вы задавали вопрос кто?, а к другим - вопрос что? (Одушевленные, неодушевленные).

4).Физкультминутка Одушевленные и неодушевленные имена существительные

- Сейчас я проверю ваши знания. Я буду называть имена существительные. Если слово отвечает на вопрос кто? - вы встаете. Если на вопрос что?- вы сидите.

Парта, ученик, дерево, метла, дятел, дом, лошадь, солнце, камни.

- Кто ни разу не ошибся? Молодцы.

- Что нужно делать тем, кто ошибся? ( Тренироваться).

- Итак, давайте посмотрим на растения о которых мы говорили(смотрят фильм)?

- Красивые ли они?

- А как изменился бы лес, если бы их не было?

- Могу ли я сказать, что растения украшают нашу жизнь?

5). Имя прилагательное как часть речи.

- определение имени прилагательного, как части речи;

- Но растения не только украшают нашу жизнь. Они еще кормят нас. Люди питаются растениями и продуктами, полученными из них.

- Прочитайте текст на доске.

Завтрак.

Белая булочка с изюмом.

Сладкий чай.

- Какие растения дали тебе пищу? (Пшеница, виноград, чай, сахарная свекла или сахарный тростник).

-Найдите в тексте имена существительные. (Завтрак, булочка, изюм, чай).

- Найдите слово с которым связано существительное булочка.(Белая)

- Найдите слово с которым связано существительное чай.(Сладкий)

- Слова какой части речи добавились к существительным?

- Что мы называем именем прилагательным?

- Приведите примеры имен прилагательных вместе с вопросами.

- упражнение в образовании имен прилагательных (работа с помощниками)

- Возьмите карточку № 1, образуйте прилагательные из выделенных слов. Кто первым справится с заданием на своем ряду, тот встает. Они будут моими помощниками.

Суп из грибов-

Кисель из малины-

Каша из гречки-

Сок из яблок-

- Кому было трудно? Как вы думаете, почему? Как вы можете себе помочь?

6) Физкультминутка. Имитируют сбор урожая

- Итак, какую еще функцию кроме эстетической выполняют растения? (Дают нам пищу).

7).Глагол как часть речи

- определение глагола как части речи

- Наше путешествие по лесной тропинке продолжается. Ребята, посмотрите, какие растения попались нам на пути (показываю).

- Кто знает их названия? (подорожник, ромашка, тысячелистник, липа, крапива, пастушья сумка итд).

- Как можно назвать эти растения? (Лекарственными).

- Почему?

- При каких болезнях помогают эти растения?

- Прочитайте про себя текст о лекарственных травах, записанный у вас на карточках № 2, вставив подходящие по смыслу слова. У некоторых ребят для помощи есть слова для справок, которыми вы можете пользоваться.

- Прочитайте готовый текст.

Лекарственные травы.

Когда человек ..., врач ... ему лекарство. Часть лекарств ...из трав. Травы такие ... лекарственными. Они ...на зеленых лугах, на широких полях, в густых лесах.

Слова для справок: делают, болеет, растут, прописывает, называются.

- Слова какой части речи пропущены? (Глаголы)

- Что такое глагол?

- Приведите примеры глаголов вместе с вопросом. Молодцы!

- Красиво запишите текст себе в тетрадь. (Самостоятельно).

- Найдите существительные.(Самостоятельно)

- Какие существительные вы нашли?(Проверяют)

- Найдите прилагательные.(Самостоятельно)

- Какие прилагательные вы нашли?(Проверяют)

- Встаньте те, кто правильно нашел и существительные и прилагательные. Молодцы.

- Итак, какую еще ползу, приносят растения.

8) Физкультминутка. Дыхательная гимнастика.

- Лекарственные растения не только полезны, но и очень ароматны. Давайте представим, что мы вдыхаем их аромат.

9).Предлог.

- составление предложения из слов. Разбор предложения.

- Какие еще знакомые вам части речи повстречались в задании? (Предлоги)

- Назовите их.

- Какую роль играют предлоги в нашей речи? ( Связывают слова в предложения)

- Давайте попробуем с помощью предлога из слов собрать красивое предложение.

на, цветы, лугах, прелес... ные, растут

- Какая орфограмма пропущена?

- Запишите предложение себе в терадь ( Запись с комментированием) и выполните разбор этого предложения. Начертите его схему. (Фронтально).

- творческая работа

- Итак, какую же пользу приносят растения человеку?

- Могут ли люди жить без растений?

- Дополните предложение, которое записано у меня на доске своими мыслями.


Люди не могут жить без растений, потому что ...

  • Прочитайте, что у вас получилось.

- Чье высказывание вам понравилось больше?

- Как вы думаете, безграничны ли запасы растений на Земле?

- Многие растения сейчас уже находятся на грани исчезновения. О них мы уже говорили. Давайте еще раз полюбуемся ими. (Просмотр слайдов)

- Как вы думаете, что нужно делать людям, чтобы запасы растений на земле не иссякли?

- Правильно, их нужно беречь. Поэтому наш урок я хочу закончить словами, которые, я надеюсь, вы запомните на всю жизнь:

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

III. Обобщение. Подведение итогов. Самооценка.

- На этом наше путешествие подходит к концу.

- О чем мы говорили? Какие части речи повторили, путешествуя по тропинке?

- Вы молодцы, очень хорошо работали. На какую оценку вы сами оцените свою работу. Почему?

- Над чем вам еще надо поработать

IV. Домашнее задание.

1).Написать несколько предложений о красоте леса .

2).Нарисовать и подписать плакат, призывающий охранять природу (Бригадой).



© 2010-2022