- Преподавателю
- Начальные классы
- Задания для формирования навыков чтения (правильности и динамичности)
Задания для формирования навыков чтения (правильности и динамичности)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тюнина И.В. |
Дата | 01.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Раздел III. Рекомендации по обучению русскому языку
Упражнения по обучению грамоте
- Лепка букв. После изучения каждой буквы вместе с детьми на картоне вылепливается буква разных размеров - от большой (8-10 см) до маленькой (2-3 см). Упражнение может быть использовано как на уроках, так и как домашнее задание.
- Узнавание. Упражнение направлено на доведение до автоматизма узнавание букв и их сочетаний учеником на начальных этапах обучения чтению.
Бук Кора Буква молоко корабль Бак Нога
Дерево
Бык Рука
бок
- Закрепление умения письма буквы. Возьмите набор букв (набор может включать как печатные буквы, так и письменные). Один ученик показывает букву, другой ее называет и обводит элементы буквы карандашом в образце.
- Запоминание букв. Возьмите цветные карандаши или фломастеры. Учитель простым карандашом пишет на бумаге крупную букву, а ученик цветным карандашом ее обводит и называет вслух. Затем любую другую букву. В этом упражнении буква связывается с мышечным действием и хорошо запоминается. Спрашивайте ученика, каким цветом он хотел бы раскрасить эту букву.
- Перепечатывание. Упражнение рассчитано для учащихся любого возраста. Используется либо пишущая машинка, либо компьютер. Первоначально ученику предлагается просто нажимать на клавиши, затем - печатание букв под диктовку для улучшения ориентировки в клавиатуре. Следующий этап - перепечатывание с крупно написанного текста, лучше, если это будет сказка, короткая история. Ученик перепечатывает слова побуквенно, в результате получает текст, который можно прочитать и сравнить с образцом. Упражнение ценно тем, что развивается внимание ребенка к каждой букве слова. Постепенно ученик приходит к пониманию того, что переписывать правильно все слово - это значит переписывать последовательно все буквы данного слова, что положительно сказывается на письме. Учащимся средних и старших классов можно давать тексты из учебников по любым предметам, одновременно решая задачу правильного понимания информационного текста.
- Найди букву. Предлагается карточка формата А-4, на которой помещены все буквы в произвольном порядке построчно, буквы от строчки к строчке уменьшаются в размере. Ученику предлагается найти букву «А» и зачеркнуть ее (аналог «Корректурные пробы»). Сначала упражнение выполняется без замера времени, в свободном и удобном для ученика темпе, а затем с измерением затраченного времени. Время каждого ученика заносится в контрольную карту. Упражнение проводится системно, буквы каждый раз меняются. Анализируется динамика выполнения по карте в течение месяца, учебной четверти, полугодия, года.
- Чтение с нарастающим темпом. Предлагается строка с произвольно выбранными буквами (желательно, чтобы все буквы в строке были знакомы ученику). Называйте вместе буквы, каждый раз быстро повторяя предыдущие и добавляя еще одну. Например: А-АН-АНР-АНРГ-АНРГУ-АНРГУК-АНРГУКТ и т.д. до конца строки. Шрифт букв сначала крупный, а затем уменьшается до книжного. Второй этап усвоения этого упражнения предполагает самостоятельное прочтение всей строки по той же технологии. Если ученик затрудняется прочитать всю строку (забывает предыдущие буквы), разделите ее на 2-3 части.
- Волшебная пуговица. Возьмите большую пуговицу и прочную нитку длиной 1 метр. Наклейте на пуговицу бумагу с двух сторон и обрежьте ее по диаметру. Напишите на бумаге три или четыре буквы у края пуговицы на равном расстоянии. С помощью иглы вденьте нитку в два противоположных отверстия пуговицы. Свяжите нитку в петлю. Один конец наденьте на дверную ручку, второй на палец, пуговица должна находиться в центре петли. Раскрутите пуговицу, а затем начинайте ритмично натягивать и слегка отпускать петлю. Пуговица будет вращаться то в одну, то в другую сторону. Задача ученика - быстро узнать букву, которая появится на верхней части пуговицы в момент изменения направления движения. Далее приклеивайте бумагу с другими буквами, можно вместо букв поместить картинки, геометрические фигуры.
- Вывеска. Подготовьте комплект табличек с названиями предметов, находящихся в классной комнате. Прикрепите таблички к предметам. Покажите ученикам предмет и надпись, проведите рукой по слову, проговаривая «стул», «шкаф» и т.д. Контролируйте внимание ученика - он должен наблюдать за движением вашей руки. В надписях могут встречаться буквы, которые еще не знакомы ученикам. Упражнение формирует умения просматривать слово по буквам, связывать слово с конкретным предметом.
- Кто быстрее найдет слово. Предлагается из серии слов на карточках найти то, которое соответствует названию предмета. Для учеников задание формулируется так: «Кто из вас быстрее найдет слово «арбуз»?». Постепенно ученики поймут, что нет необходимости читать слово целиком, важно увидеть «ключевые» буквы, позволяющие распознать слово.
- Узнай слово. На карточках крупно написаны слова - существительные, часто встречающиеся в ежедневной речи учеников. Учитель раскладывает на столе карточки так, чтобы ученик мог свободно увидеть каждое слово. Затем учитель начинает рассказывать, а ученики в соответствии с рассказом передвигают карточки. Например:
- Пятерки слов. Учитель предлагает ученикам наугад выбрать букву. Затем каждый ученик пишет в карточке пять слов, начинающихся на эту букву. Каждое слово помещают в свою «ячейку» под номером 1,2,3,4,5. Упражнение вырабатывает последовательность выполнения задания, приучает к аккуратности письма, развивает сообразительность.
- Лесенка. Учащиеся выбирают букву, с которой будут начинаться все слова. За определенное время необходимо написать «лесенку» слов, начинающихся с этой буквы: первое слово должно быть двухбуквенным, второе - трехбуквенным и т.д. Побеждает тот, кто больше всех придумает и напишет слов.
Отработка техники чтения
- Чтение по кругу.
дом зуб рак дым
Затем слова располагают по линейке - в одну строку - многократно. Чтение начинают медленно, постепенно наращивая темп, одновременно фиксируя место чтения указкой: дом зуб рак дым дом зуб рак дым дом зуб рак дым дом зуб рак дым дом зуб рак дым
- Чтение - повтор (№1).
3. Чтение-повтор (№ 2). Выбирайте предложение: для начальных классов - 6-10 слов, средних классов - 1 строка, старших классов - предложение в 1,5-2 строчки. Необходимо прочитать первое слово, затем еще раз, быстро повторив первое слово, прочитать второе; повторив первые два - третье и т.д. до конца предложения. Например:
Лиса и рак
(русская народная сказка)
Лиса предложила раку бегать наперегонки. Рак согласился. Лиса побежала, а рак уцепился за лисий хвост. Лиса добежала до места. Обернулась лиса, а рак отцепился и говорит: «А я давно тут тебя жду».
Учитель ориентирует учеников на прочтение каждого последующего слова быстрее и, дойдя до конца предложения, еще несколько раз прочитать предложение. Каждый день необходимо читать таким образом 2-3 предложения.
4. Развитие широкого поля зрения.
(если нет противопоказаний врача-окулиста) 4.1. Пирамида. Учитель дает учащимся установку глядеть только в центр на цифру и не двигая глазами постараться увидеть два слога одного слова. Затем взгляд зафиксировать на следующей строке и т.д. Двигаться по пирамиде нужно до предела видимости слогов. Следующим шагом после многократных упражнений ориентировать учеников на одномоментный просмотр всего слова.
со--------1--------ва
де----------2----------ло
во--------------3--------------да
мя-----------------4----------------чик
сло-------------------5--------------------во
за---------------------6--------------------мок
о----------------------7--------------------сень
цап---------------------8-----------------------ля
4.2. Буквенная таблица. Ученикам предлагается по буквенной таблице (буквы помещены в произвольном порядке) найти и пальцем или карандашом показать названную учителем букву. При этом ученик должен запомнить местоположение буквы. Тренировочное упражнение проводится несколько раз, доводя до автоматизма нахождение и показ буквы.
а
г
з
в
е
и
д
б
к
ж
г
б
е
а
д
и
в
з
а
в
ж
г
з
в
г
б
а
ж
и
е
б
д
к
ж
а
е
б
и
д
б
г
в
з
а
4.3. Центральная точка. Фиксируя взгляд на центральной точке, не двигая глазами, ученика просят найти все буквы алфавита. Учение сначала показывает букву карандашом или пальцем, а затем, глядя на центральную точку, находит буквы мысленно.
я ч
ш ш щ з х
а п р о л д ж э
ф ы в О й ц у к
с м и т ь б ю г
е н
4.4. Увеличение скорости. Работа с таблицей (4.2) и с рисунком (4.3). Ученик фиксирует взгляд в центре таблицы или рисунка. Затем стараясь удержать в поле зрения всю таблицу или рисунок, находит по очереди буквы «а», затем «б»; затем по очереди «а», «б», «в»; «а», «б», «в», «г» и т.д.
4.5. «Маятник». Предлагается страница книги со сплошным текстом. Шрифт ориентирован на учебный для данной возрастной группы. Страница поворачивается на 90°. Текст становится нечитаем для ученика. По краям страницы поставьте две точки. Медленно, в удобном для ученика темпе, глаза переводятся от одной точки к другой и обратно, словно маятник. Если ребенок сначала затрудняется самостоятельно выполнить упражнение, продемонстрируйте ему, выполните упражнение вместе, при этом учитель использует указку или карандаш. Ориентируйте ученика увидеть не строчки, а пробелы между ними. Выполнение задания занимает 1-2 минуты, после чего наступает расслабление глаз.