Рабочая программа Изобразительное искусство 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Синегорский»

«Согласовано»

зам. директора по УВР:

Карадау Л.Н. ___________

«01» 09.2015г

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ п.Синегорский»

Шестоперова Е.В. ________________

Приказ № от 01.09.2015г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Матвеенко Елены Михайловны



Изобразительное искусство, 1 класс


2015 - 2016 учебный год




«Рассмотрено»

на педагогическом совете

Протокол № 1

от « » 08.2015г





Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе :

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
  • «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);
  • Базисного учебного плана ;
  • «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой)
  • «Примерных программ начального общего образования» ;

Авторской программы программы для 1 класса Л. А. Ефросининой - М.: Вентана-Граф, 2012 г.(УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

В 1 классе на изучение курса «Изобразительное искусство» отводится 33 часа (1 час в неделю)..

Цели обучения:

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основные задачи:

- учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

- развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству


Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей, формирование основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество, художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся; воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска. Включение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс является мощным средством повышения эффективности познавательной и практической деятельности обучающихся при изучении изобразительного искусства. В результате обучения детей изобразительному искусству в начальной школе предполагается достижение следующих результатов:

  • личностные результаты:
- в ценностно-ориентационной сфере: формировать основы художественной культуры; эмоционально-ценностного отношения к миру и художественного вкуса; - в трудовой сфере: формировать навыки самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; - в познавательной сфере: умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, скульптуры и др.;
  • метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в начальной школе проявляются: в развитии художественно-образного воображения и мышления; художественной интуиции и памяти; восприятия и суждения о художественных произведениях как основы формирования коммуникативных умений;
  • предметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:
- в познавательной сфере: представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать виды художественной деятельности; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений (с учетом специальной терминологии); - в ценностно-ориентационной сфере: формировать эмоционально- ценностное отношение к искусству и к жизни на основе лучших отечественных художественных традиций (произведений искусства); развивать художественный (эстетический) вкус; видеть и понимать проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство); понимать и уважать культуру других народов; - в коммуникативной сфере: формировать основы коммуникативной культуры в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ, а также освоения информационных коммуникаций; - в эстетической деятельности: развивать художественный вкус, воображение, фантазию; формировать эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства; умения воспринимать эстетические ценности, заложенные в пластических искусствах, высказывать свое отношение к произведениям искусства; формировать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа, достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор; - в трудовой сфере: применять в собственной творческой деятельности средства художественной выразительности, различные материалы и техники. Для учебного курса «Изобразительное искусство» на базовом уровне приоритетом является: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; сопоставлять, классифицировать, оценивать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск, отбор и обработку необходимой информации в источниках различного типа; использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; определять собственное отношение к произведениям классического и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность. Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение необходимо придавать формированию основ критического мышления на основе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, а также понимания роли искусства в жизни человека. Изучение изобразительного искусства располагает возможностями реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществоведение, русский язык и литература, технология и др.). Появляется возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования посредством обращения к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием различных художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, с использованием музейной педагогики и т.п. В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».


Учебно-тематический план

Название раздела

Кол-во часов


1

Форма


9


2

Цвет


7


3

Композиция


9


4

Фантазия


8





Календарно -тематическое планирование по изобразительному искусству.

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Вид

занятия


Виды контроля, измерители.

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

план

факт


1

Кто под листиком спрятался?


1

Экскурсия.

Текущий

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем




2

Осенние листочки.

1

Урок - импровизация.

Текущий

Познавательные:

воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;

обобщать;

устанавливать аналогии

3


Осенний парк (лес).


1

Экскурсия.

Текущий

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

4

Кто прогнал птиц на юг?


1

Экскурсия.

Текущий

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию.

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения

5





Первая буква моего имени.

1

Урок - игра.

Текущий

Личностные: развивать художественно-образное воображение и мышление; художественную интуицию и память


6



«Дом» для себя или любимой куклы.

1

Урок - игра

Текущий

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

7

Одежда сказочного героя.

1

Урок - путешествие.

Текущий.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

8

Мишка и лисица на лесной поляне.


1

Урок - театрализация.

Индивидуаль-

ный.

Коммуникативные: применять в собственной творческой деятельности средства художественной выразительности, различные материалы и техники.

9

Закатилось красно солнышко.


1

Комбинированный.

Текущий

Личностные: развивать художественно-образное воображение и мышление; художественную интуицию и память

10

Жанры изобразительного искусства. Пейзаж. Шорох осени.

1

Комбинированный

Текущий

Познавательные: умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни

11

Жанры изобразительного искусства. Пейзаж. Яркий снег, хрустящий лёд.

1

Комбинированный .

Текущий

Личностные: развивать художественно-образное воображение и мышление; художественную интуицию и память

12

Листопад.

1

Урок -путешествие.

Групповой

Коммуникативные: формировать основы коммуникативной культуры в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ

13

Утро золотых одуванчиков.

1

Комбинированный

Текущий

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

14

«Солнечно и пасмурно». Разные настроения в природе.

1

Инсценирование .

Групповой

Познавательные: умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы

15

Ночью была гроза.

1

Комбинированный

Текущий

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

16

Выбрать и нарисовать два разных настроения в природе

1

Комбинированный

Текущий

Познавательные: умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно- творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни

17

Беседа о том, как располагать изображения на листе бумаги. Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

1

Комбинированный

Текущий

Личностные: развивать художественно- образное воображение и мышление

18

Кто нарисовал узоры на окне?

1

Комбинированный

Индивидуаль- ный

Личностные: развивать художественно-образное воображение и мышление; художественную интуицию и память

19

Передача в цвете настроения, полученного от восприятия русской народной сказки «Теремок».

1

Импровизация.

Текущий

Личностные: формировать эмоционально-ценностного отношения к миру и художественный вкус

20

Декоративный фриз для тарелочки.

1

Комбинированный

Индивидуаль- ный

Личностные: развивать художественно-образное воображение и мышление

21

Аквариум.

1

Урок-игра.

Групповой

Познавательные: умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы

22

Волшебная паутина.

1

Урок-сказка.

Текущий

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения

23

Кто рисует на скалах?


1

Комбинированный

Текущий

Личностные: развивать художественно-образное воображение и мышление

24

Весна и осень.


1

Комбинированный.

Текущий

Познавательные: умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы

25

Волшебная музыка ветра. Что еще имеет голос?

1

Импровизация.

Индивидуаль- ный

Личностные: развивать художественно-образное воображение и мышление

26

Зачем людям узоры?

1

Комбинированный

Текущий

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения

27

Необычные вазы.

1

Комбинированный

Текущий

Познавательные: применять в собственной творческой деятельности средства художественной выразительности, различные материалы и техники

28

Необычная шляпа для сказочного героя.

1

Импровизация.

Индивидуаль - ный

Личностные: развивать художественно-образное воображение и мышление

29

На ярмарке.

1

Урок-игра.

Групповой

Коммуникативные: формировать основы коммуникативной культуры в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ

30

Подводное царство.

1

Урок-путешествие.

Текущий

Познавательные: умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы

31

Почему камни такие красивые?

1

Комбинированный

Текущий

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения

32

Кто помогает художнику?

1

Комбинированный

Текущий

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

33


Как я хочу провести летние каникулы.



1

Итоговый урок.

Индивидуаль ный

Коммуникативные уметь пользоваться языком изобразительного искусства; донести свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной форме ; уметь слушать и понимать высказывания собеседников.



Содержание тем учебного курса

п/н

Название темы

Кол-во часов

Содержание изучаемого материала темы

Характеристика деятельности учащихся

1.

Форма

9 часов

Понятие «форма следует рассматривать через конкретизацию понятия «силуэт». С целью отработки умений создавать различные формы предметов изображение: дерева, листа дерева, узоров в полосе, круге и т.д., букв русского алфавита, различных видов зданий, различных животных, человека, его костюма и т.д.

Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приёмом загораживания;

Понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;

Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;

Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);

2.

Цвет

7 часов

С помощью цвета художник передаёт разное настроение, создаёт нужный образ, выражает своё отношение к миру. Дети учатся рисовать: осенний, зимний, весенний, летний пейзажи; передавать различное настроение в природе(солнечное и пасмурное, спокойное и тревожное, грустное и радостное)

1. Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой);

2. Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый - зелёный и т.д.);

3.

Композиция

9 часов

Композиция - главное слово для художника. Дети учатся правильно располагать изображение на листе бумаги, то есть компоновать. Ими могут быть выполнены следующие работы: иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, русским народным сказкам; рисование снежинок на окне; изображение аквариума с его жителями; узоры в круге, квадрате, полосе; украшение зданий.

1. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

2. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

3. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);

4. Применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома

4.

Фантазия

8 часов

Первоклассники учатся фантазировать, мечтать и превращать свои мечты в интересные рисунки и поделки. Они придумывают и изображают: свои сказки в нескольких картинах; необычную шляпу для сказочного героя; узор для калейдоскопа; волшебный лист; сказочную рыбу; цветы- песенки; волшебные камни; планету-яблоко и др.

1. Устно описывать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.); выражать своё отношение;

2. Пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);

3. Выполнять простые по композиции аппликации.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны

называть:

- художественные инструменты и материалы (акварель, гуашь, карандаши, пастель, кисть);

-основные цвета;

- 2-3 произведения известных художников.

различать:

- теплые и холодные цвета;

- формы линий;

- узор и орнамент;

- изделия народных художественных промыслов.

решать учебные и практические задачи:

- выбирать горизонтальное и вертикальное положение листа;

- правильно выбирать величину изображения;

- работать акварельными красками и выбирать кисть;

- работать карандашом, проводить линии разной формы;

- составлять узоры и орнаменты из геометрических фигур;

- составлять иллюстрации;

- использовать знакомые термины при описании художественных произведений или работ учащихся.

В результате обучения детей изобразительному искусству в начальной школе предполагается достижение следующих результатов:

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых

поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Перечень учебно - методического обеспечения

Е.А.Ермолинская. Методические разработки уроков. 1 класс. - М.: «Вентана - Граф», 2014г.

Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. - М.: Вентана-Граф,2015г.

Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 1 класс. - М.: Вентана-Граф, 2015г.

Список литературы.
Литература, используемая при подготовке программы: 1. Образовательная система «Школа XXI века». Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». / Руководитель проекта - член - корреспондент РАО профессор Н.Ф.Виноградова. М. «Вентана - Граф», 2012г. - 158с. 2 Журнал «Начальное образование», научно-методический журнал.


Приложение к рабочей программе.

Презентации.

Интернет ресурсы: festival.1september.ru, viki.rdf.ru, school.edu.ru, mail.redu.ru.






© 2010-2022