Методы работы с больными детьми

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 65"

«Методы работы с больными детьми»









Учитель

начальных классов:

Бакланова Н.И.



Кемерово 2014-2015 уч.годМетоды работы с больными детьми

В наше время проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья стоит особенно остро. С каждым годом количество таких детей увеличивается и соответственно встаёт вопрос их обучения. Но есть дети, для которых необходимо индивидуальное обучение. Цель - их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе. Я работаю с такими детьми 6 лет . Приведу пример работы с одним из моих учеников, Секериным Михаилом. Мальчик долгое время не шёл на контакт с учителем. Вступал в контакт избирательно при этом демонстративно. К заданиям проявлял кратковременную заинтересованность. При неудачи отказывал от продолжения работы, стучал по парте, кусал себя за руку. Работоспособность низкая, быстро утомлялся. Внимание не устойчивое. На момент поступления в школу была слабо развита мелкая моторика рук, но уже знал буквы, но не умел считать и писать. С учётом индивидуальных особенностей ребёнка, составляла рабочую программу и календарно-тематическое планирование, подбирала необходимый дидактический материал и наглядность. Приходилось работать методом «проб». Основным методом обучения использовала беседу. Беседы проводила в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации предметных и сюжетных картин. При обучении письму использовала штриховку. Вырезали буквы а рядом ставили предметную картинку и раскрашивали их. Произносили звук, создавали образ буквы, а потом учились писать. Во время занятия ребёнок видит букву и обводит её пальцами. Так прописной символ запоминается двояким способом: посредством осмотра и прикосновения. Таким образом, в работе с буквами активно участвуют слух, зрение и осязание. Активно задействована мускульная память.. Для развития моторики использовала работу с пуговицами, мозаикой, конструктором,. Пуговицы собирали по цвету, по размеру и пытались продеть в ушко проволоку. При этом учились их считать и писать. Анализ и синтез звуков в слове проводила с помощью подвижного алфавита. Он представляет собой набор букв, из которых ребёнок складывает слова. Чтобы составить слово, ребёнку нужно ясно произнести его и сопоставить каждому звуку символ. Считаю подвижный алфавит также великолепным средством совершенствования правописания, поскольку для исправления ошибок нужно не переписывать всё слово. А лишь убрать одну букву и заменить другой. Научившись складывать слова, начинаем складывать словосочетания и предложения. Изучая темы курса грамматики правописания: состав слова, части речи, сочетания гласных с шипящими, разделительный ъ и ь знак и другие темы - составляла карточки для запоминания. Зрительная память у ребенка развита лучше, чем слуховая, поэтому приходиться всё рисовать, составлять схемы. Основной задачей обучения чтению является: научить ребенка читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное. Для чтения подбираю тексты с крупным шрифтом и яркими иллюстрациями, произведения народного творчества, русских и зарубежных писателей, статьи из журналов. В процессе обучения чтению учила разбираться в содержании прочитанного в результате анализа произведений. Устанавливали причинно- следственные связи и закономерности. Особое внимание уделяла работе с иллюстративным материалом. Было сложно, не всегда всё получалось. Но, несмотря на это, видны были результаты нашей работы. Ученик научился писать и читать по слогам,а затем и целыми словами. В процессе обучения математике старалась научить различным способам к усвоению математических знаний: количественных, пространственных, временных представлений, которые помогут ребенку включиться в трудовую деятельность. Складывать и вычитать я учила по линейке. Если «+» - Буратино шагает от нуля вперед, а если «-», то шагает к нулю. Таблицу умножения изучали играя в лото, раскрашивая рисунки. Выучили таблицу ,примеры на деление решаем с опорой на умножение. Записывали формулы для решения задач геометрического характера, на движение, стоимость, единицы длины, массы, времени на карточки. Карточки помогали более безболезненно выполнять задания, а так же выработке умений. Цель всех занятий: развивать коммуникабельность ученика. В жизни будет сложно, так как рядом не всегда будут находиться родители. И ребенок должен уметь приобрести необходимые продукты питания, уметь правильно оформить документы. Поэтому на всех уроках математики включается работа с МОНЕТАМИ различного номинала. Здесь же закрепляется состав числа. Обязательным элементом любого урока является физминутка. Делаем часто зарядку для глаз. В настоящее время мальчик обучается в 5классе. Уже видны значительные результаты работы. Ученик может прочитать информацию, может написать своё имя и фамилию. Стал более общителен, отвечает на вопросы, пересказывает прочитанное c опорой на иллюстрации Знает правила дорожного движения. Стал спокойнее. Свободно пользуется мобильным телефоном, телевизором, учится работать на компьютере. Используя в своей работе с Мишей все вышеперечисленные приемы, я добилась следующих результатов: - мы установили контакт «глаза в глаза»; - наладили эмоциональный контакт с ребенком; - научили его некоторым навыкам по самообслуживанию; - заметно повысился психический тонус; - у него появился интерес к выполнению заданий; - увеличился набор выражаемых им чувств. И делая вывод из всей проделанной работы с ребенком, в данном случае с Мишей, следует выделить ряд положений: - На этапе налаживания контакта с ребенком не рекомендуется настаивать на проведении конкретных игр, выполнении определенных заданий. Будьте более чутки к реакциям ребенка, действуйте в зависимости от ситуации, его желаний и настроения. Часто он сам предлагает ту форму взаимодействия, которая в данный момент для него наиболее комфортна. Иногда, особенно на начальных этапах работы, стоит принять такое предложение ребенка (не забывая конечно о целях работы). - Все, что происходит на уроках, занятиях должно сопровождаться эмоциональным комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и ситуации. - Не стоит забывать, что поведение ребенка во время уроков, занятий может быть самым разным. Если он вышел из состояния равновесия, следует сохранять спокойствие, не ругать, а понять, чего ребенок хочет в данный момент и постараться помочь выйти ему из состояния дискомфорта. Несомненно, дальнейшая систематическая коррекционная работа с Мишей, при ее целостном подходе, а так же при помощи родителей и педагогов будет продолжена, и мы достигнем еще более качественных результатов, что в дальнейшем пригодиться ему в нелегкой жизни… В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися.



© 2010-2022