Музейный урок Русская печь

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Музейный урок Русская печь
Цель: Используя экспозицию, экспонаты музея познакомить детей с жизнью, бытом русского народа. Задачи: Привлечь внимание к музею, пробудить стремление посещать музей Заинтересовать историей родного края, пробудить желание изучать, беречь традиции своего народа Пополнять словарный запас детей.
Реквизит: Народные костюмы на всех экскурсоводах, костюм домового. Кочерга, горшки разного размера, один оплетен берестой, ухват, чугунок, хлебная лопата, сковородник, самовар, деревянные ложки. Печь, люлька, лапоть, куклы-лихорадки, куколка сонница-бессонница. Пословицы и поговорки на листочках - раздаточный материал. Минусовки песен «Дудик-давадудик», «Как у дяди Нестера». Презентация.
Занятие проходит в музее. Дети сидят группами по 5-6 человек.


Ход занятия. Сегодня мы снова собрались с вами в музее. Ребята нашего класса попробуют себя в роли экскурсоводов. Они расскажут нам и нашим гостям про русскую печь.
Экскурсовод 1 Как уютна наша горница, Спозаранку печка топится, Котик лапкой умывается, Наша сказка начинается! - Хотите побывать в сказке?
В каждой сказке, дети, Заходят часто речи О доброй и уютной О русской нашей печи - С озябшими ребятами, Горшками и котятами, Растопкою берестяной Да домовыми за трубой. - Ребята, а вы знаете, кто такой домовой? Можете его описать?
(Появляется домовой) Домовой. Здравствуйте.
Экск. 1 А ты кто?
Домовой Я простой, Обыкновенный домовой. Живу я недалече, Вот тут, на русской печи. Я за варевом слежу Да порядок навожу, А ленивую хозяйку, И грязнулю, и зазнайку накажу! Раскидаю ей стаканы, Брошу лапоть в чугунок - Впрок пойдет такой урок. Так уж видно я привык. Вот такой я озорник!
Экск. 2 Погоди, домовой, сегодня не твоя сказка. Мы хотим побольше узнать о русской печке. Ведь без печи изба - не изба. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи встречается часто в русских сказках. - А вы, ребята, знаете сказки, где есть печка? («Гуси-лебеди» печь прячет Машу и братца, «По щучьему велению» печь везет Емелю к царю, колобка выпекали в печке, Маша пекла пирожки для медведя «Маша и медведь» Высоко сижу, далеко гляжу… «Царевна-лягушка» кожу лягушачью сожгли в печи…)
Экск.3 Печи появились у наших предков очень давно. Печь располагалась в избе возле двери. Устьем (показывает) была обращена к окнам. Можно было обойтись без кровати, без шкафа, но без печки обойтись было нельзя. Печь и кормила, и грела в суровые зимние морозы, и лечила.
Экск 2. Домовой, расскажи ребятам про печь.
Домовой Мне, ребята, лучше печки Не найти в избе местечка. Нам с хозяйкой без забот: Есть у печки дымоход. (показывает)
Раньше печка при трубе Не всегда была в избе. Печь по-черному топили - В очаге огонь палили: Копоть, сажа, все черно Дым выходит в дверь, в окно!
Так топило все село - Не уютно, но тепло. Вот прошло немало лет… Мне рассказывал мой дед: Стали мастера прикинув, Кирпичи лепить из глины.
Кирпичи они калили, В крыше дырку прорубили. Долго думали и вот - В очаге сложили стены и подняли дымоход. Кто сумел за дело взяться, Печником стал называться.
А печник свою науку Передал с годами внуку. Сохраняясь в каждом роде Мастерство живет в народе.
Экск. 2. Важно не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.
Экск 4. Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка.
Правый от печи угол (показывает) назывался бабий кут. Кут, закуток - значит угол. Здесь командовала хозяйка. Все было приспособлено для приготовления пищи. Посмотрите, ребята, у нас тоже есть такой же закуток, с разными предметами старинной кухни. А вы знаете что-нибудь об этих предметах? Сейчас мы вам немножко о них расскажем.
Экск. 5 Я хочу вам загадать загадку, и мы узнаем о первом предмете. На топтале был, На кружале был, На пожаре был, На базаре был - Домой пришел. (Глиняный горшок) (показывает) Изготовлен он из глины. Глину сначала копают, замешивают, мнут ногами, топчут (на топтале был) Затем на гончарном круге, на кружале, его изготавливают и на базаре продают. Так горшок домой попадает. В нем в старину еду варили и на стол подавали.
Экск.6 На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок - утварь для приготовления пищи в виде глиняного сосуда с широким открытым верхом и круглым туловом, плавно сужающимся к донцу (показывает) . Горшки были разных размеров: от маленького на 1-2 тарелки каши (показывает), до огромного горшка, вмещавшего 2-3 ведра воды (показывает). Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если он давал трещину, его оплетали берестой (показывает) и употребляли для хранения продуктов.
Экск 7 Единственным приспособлением для еды, пока не появились вилки, служили ложки. В основном они были деревянными . Ложки украшались росписью или резьбой. (показывает) Кочерга, ухват, хлебная лопата, сковородник - это предметы, связанные с очагом, печью. (показывает и называет все предметы)
Отгадайте загадку: Черный конь прыгает в огонь? (Кочерга) (показывает) Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. Кочерга была еще и магическим предметом. Если в доме заводились злые духи, то кто-нибудь из домочадцев садился на кочергу и прыгал по избе, чтобы выгнать их. Домовенок, покажи ребятам, как изгоняли злых духов.
(Домовенок скачет на кочерге) Вот так изгоняли злых духов.
А вот и еще одна загадка. Рогат, да не бык. Хватает, да не сыт. Людям отдает, А сам на отдых идет. Что это? (Ухват) (показывает) С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или поставить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на деревянной рукояти. Домовенок, покажи ребятам, как пользоваться этим предметом. (Домовенок показывает)
Экск. 8 А это хлебная лопата. (показывает) Она использовалась для того, чтобы сажать хлеб в печь или доставать оттуда. Ее целиком делали из дерева. И сковородник. Он служил для того, чтобы ставить в печь и вынимать из печи сковороды.
Экск. 9 Долгими зимними вечерами возле печки играли ребятишки. Мы с вами тоже поиграем в игру «Как у дяди Нестера». Под музыку играют 2-3 раза.
Экск 10 Много добрых слов посвятил народ печке. А сколько пословиц и поговорок посвящено печке. (Работа в группах) Ваша задача составить пословицы и поговорки про печь из двух половинок.
Конечно сама по себе печка не была бы такой замечательной, если бы ее нельзя было топить, готовить в ней еду. Обед, сваренный в печке, всегда очень вкусный. Ни один суп, ни одна каша не сравнятся с такими же блюдами, приготовленными в русской печке.
Экск 11 Другой, левый от печи угол назывался красный, то есть красивый. (показывает) Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это было особое место для гостей. Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Что есть в печи - все на стол мечи. Не красна изба углами, а красна пирогами. Умей в гости звать, умей и угощать. Экск 12 А теперь разгадайте мою загадку. У носатого у Фоки постоянно руки в боки. Фока воду кипятит, и как зеркало, блестит. Что это? (Самовар) (показывает) У печи в избе всегда стоял самовар. Сегодня трудно сказать, когда и где изобрели первый самовар. Но в старинных книгах самовары упоминались ещё 300 лет назад. С появлением самовара родился и добрый обычай: всей семьей собираться за столом и пить чай. И конечно, ни один праздник не обходился без чая из самовара и вкусной выпечки.
Экск 13 В каждой русской избе возле печки висели 12 куколок, их называли лихорадками. (показывает) У них была важная обязанность - оберегать живущих в этой избе от разных болезней. Кукла следовала за нашими предками с самого их рождения. Еще до появления ребенка на свет мать делала куколку, тщательно соблюдала одно условие - изготовить ее без ножниц и иголки. Считалось, что в ней сохраняются материнская любовь и забота.
Экск 9 Когда ребенок рождался, куколка не расставалась с ним, «ложилась» вместе с младенцем спать, и мать приговаривала: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с этой куколкой». Кукла-оберег была рядом с человеком всю его жизнь.
Экск 14 На дровах огонь - пламя шустрое, О тебе рассказ, печка русская! Вьется из трубы дым уже чуть свет, Печи нет в избе - значит, жизни нет! Терпит жар в тебе, терпеливица. Кормит всю семью печь-кормилица. И сверчок поет где-то рядышком. Как тепло с тобой, печка-матушка!
Экск 15 Печка любимая наша Для русского сердца нет тебя краше! И пусть в домах батареи сейчас, А для обедов используем газ, Традиции русские мы сохраним И песни. И танцы тебе посвятим!
Песня-танец «Дудик-давадудик»
Домовой Я за печкой тыщу лет живу И вот что вам, друзья, скажу: Печки русской лучше нет, Обойди хоть целый свет! С вами было мне приятно, Но пора уже обратно! Спасибо тебе, домовенок.
Подведение итога. Вот какую историю поведали нам ребята о русской печке. Понравилась вам экскурсия?
Вопросы для обсуждения в группах по 10 сек.

  • Как назывался человек, который умел складывать печи?

  • Какие предметы, связанные с печью вам запомнились?

  • Для чего возле печи вешали куколок-лихорадок?

  • Как назывался правый от печи угол? Кто там командовал?

  • А левый угол для кого?

На этом наш музейный урок закончен.

Использованная литература:

  1. Беловинский Л.В. Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь

  2. Ботякова О.А. Солнечный круг/СПб.:Детство-пресс, 2004. 112с.

  3. Громыко А.А. Мир русской деревниМ., 1999

  4. Материал собранный активистами школьного историко-этнографического музея «Наследие времен» под руководством Захаровой Н.Л. МАОУ «Гимназия 37» г. Казани

5


© 2010-2022