- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности волонтёрского объединения
Программа внеурочной деятельности волонтёрского объединения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ибрагимова М.А. |
Дата | 14.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Северное управление министерства образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»
с. Сергиевск м. р. Сергиевский Самарской области
Программа утверждена
на Методическом совете школы
2013год
Зам директора по ВР_______
Крыпаева Л.Ю.
Протокол № от _________--
2013г.
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(социальное направление)
Социально-педагогического волонтерского объединения «Я и мир вокруг меня»
(5-6 классы , 2 года обучения).
Автор: учитель обществознания
и основ проектирования
Ибрагимова Минсалиха Абдулловна
с. Сергиевск 2013 год
Программа социально-педагогического волонтерского объединения «Я и мир вокруг меня», способствующая формированию социально одобряемого поведения учащихся 5 - 6-х классов
Пояснительная записка
Время социальных перемен, как правило, приводит к рождению поколения, отличающегося новым взглядом на мир. Современный подросток стремится получить от школы не только предметные знания, но и определенный жизненный опыт, который помог бы ему в дальнейшем в решении личных, производственных и семейных задач, разрешении проблем и преодоления препятствий на избранном пути.
Программа основана на Требованиях к результатам освоения основных образовательных программ основного общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития, Программы развития воспитательные компоненты в ОУ. Обеспечена преемственность с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени общего образования. Программа учитывает возрастные особенности обучающихся и основные жизненные задачи возраста, отечественные воспитательные традиции, базовые российские ценности, с учетом современных социокультурных условий развития детства в современной России. Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся. Она включает социально значимую деятельность обучающихся: 1.Воспитательную классные часы, организация досугов (Спортивные мероприятия), походы (природоохранительные) 2.Учебную (взаимосвязана с учебными предметами: историей (изучение истории родного края, государства), обществознанием (изучение основных законов Конституции РФ, прав и обязанностей гражданина, основные праздники государства, символика государства, нация и национальные ценности, семейные ценности и моральные нормы) 3.Вне учебную социальная проба и социальная практика (акции, коллективно-творческая деятельность, экскурсии, встречи с представителями властных структур и т. п. Программа основана на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм и реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, привитие любви к своей малой Родине. Данная программа соответствует общешкольной программе «Воспитание и социализация учащихся» После перехода из начальной школы учащиеся вступают на новый этап развития как интеллектуального, так и развития в социальной сфере. Основными понятиями, которые должны закладывать в этом возрасте, является рациональность, разумность и реалистичность действий, взглядов
Настоящая программа предназначена для работы педагога с детьми 10 - 12-ти лет (5-6 классы). С целью обеспечения учащихся средствами, позволяющими им более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ними каждодневные задачи. Наша школа находится в благоприятном социокультурном окружении. В микрорайоне школы находятся учреждения дополнительного образования, искусства, культуры, спорта, молодежных объединений и общественных организаций. Вся совместная деятельность осуществляется в рамках социально-культурного партнерства, призванного интегрировать имеющиеся в селе культурно-образовательные, социально-экономические, общественные ресурсы и становится благоприятной средой для развития успешной личности сельского школьника, а также социализации. Основными идеями программы являются: 1.Идея развития: - развитие ученика, его творческой индивидуальности в учебно-воспитательном процессе; - развитие личности учащихся; 2. Идея творчества: - создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса творчеству; - творчество пронизывает всю жизнедеятельность участников образовательного пространства. 3. Идея сотрудничества: - партнерские отношения субъектов воспитательной системы; - совместная деятельность детей и взрослых. 4. Идея толерантности: - развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи; - развитие социальной восприимчивости учащихся, доверия, способности к эмпатии, сочувствию; - обучение конструктивным способам выхода из конфликтов. В совокупности все эти идеи направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий организации учебно-воспитательного процесса.
Основные направления программы воспитания и социализации обучающихся: 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям. 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших. 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость. 4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни. 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля. 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество. Цель и задачи программы: Цель: приобретение учащимися жизненного опыта и умения связать этот опыт с жизненными ценностями социума. Задачи программы:
- создать условия для успешной социализации учащихся в школе и внешкольном пространстве;
- формировать знания о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека;
- согласовывать свои потребности с возможностями их реализации в наличной социальной среде;
- формировать позитивную самооценку, самоуважение, конструктивные способы самореализации.
Методологические подходы: системный, компетентностный, активно-деятельностный, социально-ролевой Основные технологии в воспитательной работе
- Личностно-ориентированная технология - ставит личность ребенка в центр воспитательной работы, обеспечивает комфортные, бесконфликтные и безопасные условия ее развития.
- Технология игровой деятельности - формирует мотивацию к какой-либо деятельности, основанной на интересе (ролевые, деловые игры).
- Технология организации воспитательной деятельности, которая основана на коллективной деятельности.
- Технология саморазвивающего обучения, в процессе деятельности личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая себя.
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
- посещение музеев , встречи с ветеранами войны и труда;
- экскурсии: в районный суд, военкомат, администрацию поселения.
- конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;
- участие в конкурсах и концертах, посвященных правовой и патриотической тематике;
- походы, праздники, часы общения;
- мероприятия месячника, посвященного Дню защитника Отечества
- благотворительные акции «Акция Добра» (ко дню пожилого человека), «Посылка воину» ( к Дню защитника Отечества),
- «Солдатский платок», «Игрушка в реабилитационный центр», «Новогодняя гирлянда»,
- «Весенняя неделя Добра»,
- «Цветы ветеранам»,
- трудовые десанты,
- шефство над ветеранами войны и труда (встречи с ветеранами, чествование ветеранов, помощь ветеранам).
- интерактивные игры,
- встречи с интересными людьми, ветеранами,
- экскурсии,
- конкурсы чтецов, сочинений, рисунков;
- творческие проекты.
- изучение учащимися правовых норм государства, законов и формирование
- ответственного к ним отношения;
- умений и навыков правового поведения;
- сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
- формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости;
- изучение биографий выдающихся земляков, оставивших добрую память в истории села, малой Родины.
- развитие патриотических чувств учащихся через организацию проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах;
- организация встреч с представителями общества - истинными гражданами и патриотами своей страны;
- создание условий для проявления истинного патриотизма учащихся, любви к Родине;
- к школе, селу, в котором ученик растет;
- посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;
- демонстрация примеров проявления молодежью гражданской позиции и мужества, патриотизма;
- поощрение учащихся, проявляющих гражданскую позицию, мужество и героизм;
- активное сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма, гуманного отношения и гражданской позиции учащихся.
- социально одобряемые термины и понятия;
- приемы социально-психологического взаимодействия;
- особенности группового и личностного общения;
- возрастные особенности личности;
- способы разрешения конфликтных ситуаций.
- применить знания на практике;
- взаимодействовать в социуме;
- диагностировать и анализировать ситуацию;
- найти конструктивный выход из сложной или конфликтной ситуации;
- быть успешным в социально одобряемом поведении.
- социального анализа ситуации;
- рефлексии;
- самовоспитания;
- самореализации;
Ожидаемые результаты:
- повышение социальной активности учащихся,
- готовности принять личное практическое участие и внести реальный вклад в улучшение социальной ситуации в местном сообществе;
- повышение уровня общей культуры учащихся;
- формирование навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.
- повышение уровня воспитанности, дисциплинированности учащихся;
- повышение уровня установки на социальную желательность в поведении учащихся;
- повышение уровня проявления социально одобряемого поведения.
- формирования милосердия, толерантности;
- воспитание любви к своей малой Родине.
Планируемые результаты УУД: Личностные: 1.Патриотизм, уважительное отношение к Отечеству, чувство ответственности и долга перед Родиной. 2. Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Сформированы:
- целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
- нравственные чувства, ответственное отношение к собственным поступкам;
- коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве;
- ценности здорового и безопасного образа жизни, основы экологической культуры.
-
Освоены социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах.
-
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
-
Развито эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России.
Метапредметные результаты (Регулятивные УУД)
1.Самостоятельно определять цели, планировать пути их достижения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, выбирать наиболее эффективные способы их решения.
2.Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
3.Корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4.Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
5.Владеть системой мыслительных навыков (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного).
6.Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
7.Уметь работать с информацией.
Метапредметные результаты (Познавательные УУД)
1.Освоение общеобразовательных программ на уровне требований федеральных государственных образовательных стандартов общеобразовательных программ
Метапредметные результаты (Коммуникативные УУД)
1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве;
3.Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
4.Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
5.Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
6.Владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
7.Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
Уровни результатов социализации: 1. УРОВЕНЬ. Персональный уровень (классный уровень) (Я в классе) Через индивидуальные беседы, игры, конкурсы, совместную коллективную деятельность, походы, экскурсии, акции развивать следующие способности:
- развивать творческие и деловые отношения со старшими и младшими школьниками;
- занимать социально ответственную позицию в отношении негативных событий и явлений окружающей жизни;
быть толерантными.
2. УРОВЕНЬ. Школьный уровень (Я в школе)
- участие в благоустройстве школьного и пришкольного пространства;
- участие в массовых мероприятиях (спортивные соревнования, ,, конкурс чтецов)
Оценка результативности работы Критерий показатели Инструментарий Уровень мотивации школьников Вовлеченность учащихся в подготовку и проведение различных мероприятий. Количество добрых дел.
Расширение социального па ртнерства: организация и проведение новых встреч Статистический анализ. Атмосфера в школе. Отсутствие асо оциального поведения. Диагностика ммотивационной сферы Вовлеченность в проектную деятельность. Количество вовлеченных учащихся. Статистика. Наблюдение. Произвольность в общении. общительность;открытость; адекватное ситуации выражение эмоций; способность к поддержке другого. Экспертная оценка классных руководителей
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся (формирование портфолио, подарки). В ходе реализации программы могут быть использованы элементы игровой технологии, социальной пробы, социальной практики, проектной технологии, элементы разнообразных диалоговых технологий. Временные ресурсы. Возрастная категория обучающихся 5- 6 классы. Программа рассчитана на 2 года - с начала учебного года в 5-ом классе до окончания учебного года в 6-ом классе. Занятия должны проводиться 1 раз в неделю в течение 40 минут. Количество часов вне аудиторной нагрузки не менее 50%.
Тематическое планирование внеурочной деятельности-направление социализация в 5 классе « Я и мир вокруг меня» № Сроки Темы занятий, мероприятия Кол-во часов Место проведения 1.сентябрь Вводный урок. «Будем знакомы, будем друзьями» 1 аудитория 2. Мы граждане России. Рисунки на асфальте: «Мир глазами детей» Беслану посвящается 1 школа 3. Подготовить подарки для пожилых людей. 1 аудитория 4. Акция : «Сделай добро» Подари свой подарок, сделай доброе дело. 1 Вне аудиторная 5-6 октябрь Знакомство с учителями-ветеранами , через сборник «Учителя, вы в каждом сердце остаетесь навсегда» 2 школа 7. Открытки и цветы учителям в День учителя 1 школа 8. Экскурсия в школьный музей 1 Школа (2-е здание) 9.ноябрь Школа - территория безопасности. Занятие по правилам дорожного движения в пришкольном автогородке 1 школа 10. «моя семья» сочинения, рассказы о своей семье. 1 школа 11. Акция: «Помощь маме» 1 дома 12. Участие в школьной ярмарке 1 школа 13. декабрь Я - гражданин России. Посвящается 20-летию Конституции РФ 1 аудитория 14-15. Конкурс рисунков: «Я права свои рисую» 2 школа 16. Новогодняя гирлянда 1 школа 17. январь Олимпиада в Сочи. Викторина 1 аудитория 18. Проект «География зимних олимпийских игр» 1 школа 19. февраль Конкурс рисунков, поделок из пластилина: « Зимние олимпийские игры» 1 школа 20-21. Письмо и посылка воину 2 аудитория 22. Встреча с ветеранами ВОВ и локальных войн. Акция« Цветы ветеранам» 1 школа 23.март Подарок маме 1 аудитория 24. Нации и национальная культура. 1 аудитория 25. Мини-проект «Мы разные, но мы одна семья» 1 школа 26-27. апрель Подготовка и проведение праздника национальной кухни 2 школа 28-29. Игрушка для детей в реабилитационный центр 2 Аудитория, дома 30-31. май « Вместе» в реабилитационном центре. 2 Вне аудиторная 32. Акция «Сделаем наше село чище» 1 Вне аудиторная 33 Акция «Неделя добра» 1 аудиторная 34 Оформление портфолио. Планируем работу на следующий год. 1 аудиторная
Тематическое планирование вне урочной деятельности-направление социализация в 6 классе « Я и мир вокруг меня»
№ сроки Темы уроков, мероприятия Кол-во часов Место проведения 1.сентябрь Вводный урок 1 аудитория 2. Определение наиболее значимых дел, встреч 1 аудитория 3. Готовим сувениры, подарки. Акция «Сделай добро» Дню пожилого человека посвящается 2 Вне аудиторная 4-5 октябрь. Акция «Цветы, открытки, сувениры учителям» Принять участие в праздничном концерте для учителей. 2 Аудиторная, вне аудиторная 6-7 Экскурсия в школьный музей. Знакомство с земляком, историком, краеведом, учителем Галяшиным А. А. 2 Вне аудиторная 8-9 Экскурсия к дому, где жил Галяшин А. А. Возложение цветов у мемориальной доски к дню его рождения. 2 Вне аудиторная 10. ноябрь Участие в школьной ярмарке в рамках социального проекта 1 школа 11 Экскурсия в районный суд 1 Вне аудиторная 12. Викторина «Главные праздники в России» 1 аудитория 13. декабрь «Конституция РФ» Мои права и обязанности 1 аудитория 14-15. Подготовка и участие в конкурсе«Савельевские чтения» 2 школа 16. Папа, мама я -спортивная игра. 1 Спортзал 17. январь Акция «Скажем наркотикам-НЕТ» плакаты, рисунки 1 Аудитория, вне аудиторная 18. Папа, мама я -спортивная игра. 1 Спортзал 19.февраль Сочинения, эссе «Мир без войны» 1 аудиторная 20. Изучение правил ДД 1 аудиторная 21. Встреча с ветеранами ВОВ. Акция «Подарок ветерану» 1 Аудитория, школа 22-23. март Акция « Подарок маме, учителям» 2 Школа, дома 24. Рисунки, плакаты «Скажи терроризму -НЕТ» 1 Аудитория 25 Принять участие в конкурсе «Скажи терроризму -НЕТ» 1 Школа 26 Готовим сувениры, поделки для детей в РЦ «Росинка» 1 аудитория 27-28. апрель « Вместе». Экскурсия в РЦ «Росинка» 2 Вне аудиторная 29-30. « Школа-территория безопасности» Обучаем малышей ПДД на школьном автогородке. 2 Вне аудиторная 31. Экологическая акция «Сделаем наше село чище» 1 Внеурочная 32-33 Акция «Неделя добра» 2 Вне аудиторная 34 Формируем портфолио 1 Аудиторная Содержание деятельности 1 год обучения 1.Знакомство с участниками волонтерского движения. Определить цель и задачи нашего объединения, основные направления деятельности. 2.Беседа о понятии Родина, нация, народ с ее многогранной культурой, историей и традициями. И о другой стороне действительности- террористах, разжигающих антинациональные распри. Рассказ о захваченной школе в Беслане, мужестве, стойкости и героизме взрослых и детей, оказавшихся в заложниках. Рисунки на асфальте «Мир глазами детей» 3.Международный день пожилых людей с 1 октября начиная с 1991 года. Был провозглашён на 45-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. привить уважение к людям пожилого возраста. Продумать и приготовить открытки, рисунки...
- Поздравление пожилых людей. Акция «Подарок»
- Знакомство с учителями села Сергиевск, через сборник, изданный учащимися школы «Учителя, вы в каждом сердце остаетесь навсегда..»
- Поздравление учителей в школе и ветеранов на дому.
- Экскурсия в школьный музей. Знакомство с экспонатами из истории школы.
- Изучаем ПДД на пришкольном автогородке. Создаем ситуации, из которых надо находить правильное решение для пешехода.
- Беседа о самых близких людях, которые проявляют заботу, любовь, всегда поймут и простят. Сочинения, эссе, рассказы о своей семье. Продумать, какую помощь можно оказать маме. Рассказы детей, как они помогают маме.
- Организовать и провести с родителями «Веселые старты» Папа, мама и я - спортивная семья.
- Приобщение детей к миру животных. Мини-сообщения учащихся о своих питомцах. Рассказать об опасностях, которые могут подстерегать домашних питомцев, контактирующих с живой природой (лисы...) Соблюдение гигиены и меры безопасности.
- Урок посвящается 20-летию Конституции РФ. Основные права и свободы граждан. Обязанности граждан. Как можно стать гражданином РФ.
- Рисунки по правам человека, оформить стенд «Я права свои рисую»
- Украсим школьную елку. Делаем новогоднюю гирлянду, снежинки на окна.
- «Олимпийский урок» проводят участники инициативной группы «Лидер»
- Мини проект «География зимних олимпийских игр глазами самых маленьких» с учениками начальных классов. Оформить плакат с ладошками детей с изображением флагов-государств, где проходили зимние олимпийские игры.
- Письмо и посылка воину. Пишем коллективное письмо бывшему ученику нашей школы в армию и собираем небольшую бандероль. И вместе отправляем на почте.
- Организация встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн. Акция
- Готовим подарок маме.
- Знакомство с нацией, национальной культурой, традициями народов Поволжья. «Праздник национальной кухни».Угощения национальными блюдами. С приглашением родителей.
- Рисунки, плакаты, фото: готовим стенд: «Мы разные, но мы одна семья».
- Рассказ о том, что в нашем селе есть центр, где воспитываются дети-инвалиды. Они очень нуждаются во внимании, общении. Готовим игрушки для детей в реабилитационный центр. «Вместе» с детьми в реабилитационном центре общение и коллективная работа -аппликация.
- Акция «Сделаем наше село чище» Уборка на территории прилежащей к школе парка. Предварительная беседа о соблюдении ТБ, подготовить перчатки, мешки для мусора.
- Акция «Неделя добра». Помощь ветеранам ВО войны, пожилым людям.
- Экскурсия в школьный музей с целью познакомить с земляком, краеведом, учителем Галяшиным А,А. Возложение цветов у мемориальной доски, где он жил и работал в последние свои годы.
- Определяем темы и направления творческих работ: природа родного края, замечательные люди, прославившие нашу землю Сергиевскую, исторические места и история села...
- Пешая экскурсия в районный суд. Просмотр залов заседания мировых разбирательств и залов , где рассматриваются уголовные дела. Беседа с судьей, адвокатом, прокурором., секретарем судебных дел.
- Принять участие в викторине по знанию главных праздников в России.
- Закрепить знания о главном законе государства. Знать права и свободы гражданина и человека. И закрепить знания учащихся об обязанностях граждан РФ.
- Подбор материала, стихотворений на традиционные «Савельевские чтения». Участие в конкурсе.
- Принять участие в общешкольной акции «Скажи наркотикам -НЕТ».
- День спорта. Папа, мама и я - спортивная семья». Конкурсы между семейными командами.
- Беседа о целостности государства, почему воюют государства и к чему приводят их последствия народ, государство. Что бы хотели сказать дети тем, кто разжигает войну. Мини-сочинения «мир без войны»
- Изучаем ПДД, знаки. Проводим тестирование на знание ПДД.
- Готовим поделки самые разные любимым мамам. Акция «Подарок маме».
- Готовимся к встрече с детьми из РЦ «Росинка», приносим все необходимое для выполнения коллективной работы. Готовим сувениры друзьям.
- Визит к детям-инвалидам в РЦ. Выполнение совместной работы, игры, общение.
- На территории школьного автогородка участники волонтерского объединения проводят занятия с учениками начальных классов и дошкольниками.
- Акция «Сделаем наше село чище». Уборка прилежащей к школе территории парка.
- Помощь нуждающимся пенсионерам, ветеранам ВО войны. Акция «Неделя добра».
- Экскурсия на историческую достопримечательность села -Казачий холм.
- Подведение проделанной работе, оценка деятельности за чашкой чая. Сбор материала для очередного портфолио.
Список литературы
- Василькова Ю. В. «Социальная педагогика», М.: изд. Центр «Академия», 2005г.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно - ценностное общение. Пособие для учителя. М.:Просвещение,2011
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.-М.: Просвещение, 2011
- Загвязинский В. И. «Личностно-социальный подход в воспитании» // журнал «Педагогика»-№ 3, 2006г
- Кобелева Т. И.Твоя позиция, Гражданин. Методические рекомендации для учителей / Составитель Кобелева Т.И./ - Самара, СГПУ, 2011.
- Пахомов В.П. Социально - образовательный проект «Гражданин»: методика разработки и реализации. - Самара: Самарский региональный Центр гражданского образования, 2010.
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.
Ресурсы Интернета:
fcior.edu.ru/- федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
school-collection.edu.ru- цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
russkoe-slovo.ru/- сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.
21