Конспект урока по русскому языку Формирование умения правильно определять части речи и правильно писать служебные слова

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 3 «Б» классе

Тема: Формирование умения правильно определять части речи и правильно писать служебные слова.

Части речи все нужны.

Цели:

1.Закрепить знания учащихся о частях речи, развивать речь учащихся; упражнять в распознавании частей речи.

2. Работать над активизацией словаря учащихся;

3. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, устную речь.

4. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим и окружающему миру. Планируемые результаты: Личностные УУД: -представление о сознательном отношении к качеству своей речи, о способах предупреждения её недостатков; - становление коммуникативного мотива изучения русского языка. Регулятивные УУД: - понимать, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять действия для её решения; - планировать свои действия, действовать по намеченному плану; - выполнять учебные действия в речевой и умственной форме; - выполнять проверку действий «другого» и осуществлять самоконтроль; осознавать возникающие трудности. Познавательные УУД: - выделять существенные признаки, подводить по ним факты языка под понятия; - классифицировать, слова по заданным признакам, группировать их; работать с таблицей, дополнять её, обобщать и систематизировать материал. Коммуникативные УУД: - участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместной деятельности, соблюдать правила речевого поведения. - высказывать свои предположения, своё мнение по обсуждаемым вопросам, слушать и учитывать другие мнения.

Тип урока: обобщение.
Методы: проблемный
частично - поисковый
наглядный
игровой
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация по теме, листики разных цветов: красные, зелёные, жёлтые; почтовые ящики, листочки- письма со словами, карточки для работы в группах, кроссворд для домашней работы, разноуровневые карточки для самостоятельной работы.

Этапы урока

Содержание

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Приветствие

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуйте, мои друзья!

Регулятивные

Эмоциональный настрой на урок.

2.

Создание психологического настроя.

-Наша матушка-земля сейчас в золотом наряде. Осенью бывает самое красивое явление природы - листопад. Давайте и в классе устроим листопад. Сядем за парты так тихо, как падает осенний листок.


Личностные, отражающие отношение к учебной деятельности. (проявлять доброжелательности, доверие, внимательность.)

3.

Минутка чистописания.

-Сегодня утром я нашла письмо.

Послушайте, что здесь написано.

Здравствуйте, ребята!

Наш юбимый урок - русский язык. Недавно мы изучии состав сова.

А какой ваш юбимый урок? Жеаем вам успехов в учебе, счастья и испонения жеаний!

А ещё мы передаи вам сова, из которых можно составять разные предожения!

Маьчик Иностранец и Антон.

-Ой, что это? Что случилось с письмом? (не хватает буквы Л)

Ах, эта буква Л! Проказница! Она постоянно сбегает!

Это всё потому, что некоторые дети неправильно её пишут:

то соединение забудут, то, наоборот, лишнее напишут.

То вообще с буквой И перепутают. Вот буква Л и обижается.

Давайте вспомним, как пишутся соединения буквы Л с другими буквами

и вернём беглянку на место.

(Дети пишут в тетрадях: л лл лю или сл ел ла оло ал ля)

Как только дети написали, буква Л появляется в письме.

- Смотрите! Вот она! Вернулась! Наверное, вы хорошо её написали, раз она вернулась!

Теперь мы спокойно можем прочитать письмо правильно.

(Дети читают)

Здравствуйте, ребята!

Наш любимый урок - русский язык. Недавно мы изучили состав слова.

А какой ваш любимый урок? Желаем вам успехов в учебе, счастья и исполнения желаний! А ещё мы передали вам слова, из которых можно составлять разные предложения!

Мальчик Иностранец и Антон.

Регулятивные, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности. (корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения)

Познавательные, формирующие поисковую деятельность. (обсуждать проблемные вопросы)

Коммуникативные, отражающие умение работать с текстом (анализировать и исправлять текст, находить ошибки)

Личностные отражающие отношение к учебной деятельности (оценивать собственную учебную деятельность)

4 Орфографическая минутка.


Льёт, желтеют, опадают, листопад, грустный, дождь, облака. - На какие орфограммы встретились слова?

Познавательные, формирующие умственные операции (выявлять при решении орфографических задач известное)

5 Актуализация опорных знаний.


- Назовите части речи, которые были использованы в «Орфографической минутке». Как вы их определили? - Если бы вам предложили с помощью слов из «Орфографической минутки» составить рассказ по картине, то какой пейзаж вы бы выбрали? (Осень.) - Попробуйте составить несколько предложений используя слова из орфографической минутки. (дети говорят свои предложения) Я тоже составила предложение: Льёт грустный дождик. Определите части речи в предложении. Попробуйте сказать предложение без имени существительного. А теперь уберём глагол. Что получилось? Вывод: все части речи важны и нужны.

Коммуникативные, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологическое высказывание.

Познавательные, формирующие умственные операции (воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи)

Познавательные, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность

(моделировать отношения между объектами, строить модели с учётом их специфики)

6

Сообщение темы и цели урока.

Какая тема нашего урока?

Какие задачи поставите перед собой?

Регулятивные, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности, (планировать решение учебной задачи)

7 Операционно - познавательный этап Жили-были две семьи в одном доме. Были они хорошими знакомыми, дружили. Давайте вспомним их. Семья самостоятельная, для нас весьма занимательная! Мама - Существительное, дама очень мнительная; Папа - Глагол - сущий балабол; Дочери: Числительное (в маму впечатлительная) И Местоимение (везде с чужим мнением). Сынок: Прилагательное, ласково-внимательное. Вторая семья для обслуги - оказывает услуги: Мать - Частица - всех чувств мастерица, Отец - Союз - царь дружественных уз, Сын - Предлог (в кого отрок?)
Игра «Распредели в нужный столбик» Части речи Самостоятельные служебные имя сущ., имя прил., имя числ., гл., пр., с., ч., мест., приставка

Познавательные, формирующие умственные операции (классифицировать объекты объединяя в группы)

8

Работа в группах

Игра «Какое слово лишнее?»

Лето, свет, кино, льёт, берёза

Бежит, смотрит, поёт, белая

Он, я, она, на, ты, вы, они

Светлая, весёлая, красила, смелый.

Один, пять, двенадцать, сто, большой.

Познавательные, формирующие поисковую деятельность (выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор)

9

Работа по теме. Повторение.

Игра «Почтальон»

Разнесите письма по ящикам.

Кто хочет поработать почтальоном?

Имя сущ.

Имя прил.

Имя числ.

Мост, редкий, сладкий, сосна, въехал, поёт, три, серенький, сошью, ветка.

Все письма разнесли, проверим.

Игра «Топай, хлопай»

Познавательные, формирующие поисковую деятельность (преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью)

10

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять-

Приподнялись

Чуть присели

И соседа не задели,

А теперь придётся встать,

Тихо сесть, писать начать!

11

Работа в парах.

№ 144(т)

Познавательные, формирующие умственные операции

Коммуникативные, (характеризовать признаки объекта)

Личностные считаться с мнением другого человека

12

Закрепление.

Работа в группах. «Деловая минутка» (за 1 минуту надо выписать все предлоги). - Но сегодня мы еще не вспомнили о служебных частях речи. Можем мы обойтись без них?

Птицы в клетке,

Листики на ветке,

Кошка за столом,

Садик за углом,

Книжка у подружки,

Песенка о друге,

Заяц без хвоста,

Устный счёт до ста.

В гости к дяде Коле

Рассказать о школе. - Что знаем о предлогах? Как они пишутся со словами?

Познавательные формирующие умственные операции (классифицировать объекты, объединять в группы по необходимому признаку)

Познавательные

(приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых предположений)

13

Самостоятельная работа (по карточкам) 1 уровень. Вспомните самостоятельные части речи. Укажите их над словами. Солнце, земля, тёплый, светит, двести, семь, она, красит, ласковый, мы. 2 уровень. Указать части речи. Земля, тёплый, светит, солнце, двести, семь, она, по, от, не, и, красит, ласковый, мы

Познавательные, регулятивные

(классифицировать, слова )

14

Подведение итогов.

Оценки. - Какой вывод для себя вы сделали сегодня на уроке? - Какое задание вам понравилось больше всего? Скажите, кто сегодня был на уроке самым активным, у кого всё получалось? Кто не ошибался и работал на отлично? А кто на 4. У кого возникали трудности во время работы, кто ещё не всё усвоил о частях речи?

Личностные отражающие отношение к учебной деятельности (оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач)

Регулятивные оценивать результаты деятельности своей и чужой.

15

Рефлексия Наш осенний урок подошёл к концу. Понравился вам урок, как вы себя чувствовали на уроке. У вас на партах листочки трёх цветов. Если вам всё понравилось на уроке и было легко возьмите красный листок. Если вам было трудно и неуютно- жёлтый. А если вам не понравилось сегодня на уроке - зелёный. Давайте устроим свой листопад под деревом.

Регулятивные на формирование контрольно - оценочной деятельности (анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной деятельности

16

Домашнее задание.

(в творческой форме)

- Разгадать кроссворд.

(раздаются карточки )

Кроссворд «ЧАСТИ РЕЧИ»

  1. Части речи, обозначающие предмет.

  2. Служебная часть речи.

  3. НЕ - это какая часть речи?

  4. Служебная часть речи, служащая для связи слов в предложении.

  5. Часть речи, которая изменяется по временам


7.



1.





2.


3.





4.

5.




6.









Часть речи, начальная форма которой отвечает на вопрос «КАКОЙ?»

Назовите, какая часть речи спрятана в столбике под номером 7?

Что вы о ней знаете? Напишите

Это часть речи, которая ___________________ ____________________________




Самоанализ урока русского языка Тип урока: обобщение изученного материала.

Цели:

1.Закрепить знания учащихся о частях речи, развивать речь учащихся; упражнять в распознавании частей речи.

2. Работать над активизацией словаря учащихся;

3. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, устную речь.

4. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим и окружающему миру. Методы: проблемный, частично - поисковый, наглядный. Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Технологии: элементы проблемного обучения, ИКТ, уровневой дифферентации, использование здоровьесберегающих методик. Оборудование: дидактические карточки, проектор, экран, компьютер. Исходя из целей и задач урока был спланирован тип урока- обобщение изученного. Тип урока определяет его структуру. Исходя из типа, урок строится по следующим этапам: I. Организационный момент. II. Минутка чистописания. III. Орфографическая минутка IV. Актуализация опорных знаний. V. Сообщение темы, цели урока. VI. Операционно - познавательный этап Физминутка. VII.Закрепление. Работа в парах и группах. VIII. Самостоятельная работа (по карточкам)

IX. Подведение итогов. Оценки. Рефлексия При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников моего класса: это средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, неустойчивая эмоционально- волевая сфера, средний уровень развития аналитико- синтетического мышления, трудности в запоминании и усвоении материала. Урок опирался на знания, умения учеников, полученные ранее. Организационный момент включал в себя эмоциональный настрой. В орфографической минутке и на этапе актуализации опорных знаний осуществляется поисковая и исследовательская деятельность с целью подвести учащихся к самостоятельному формулированию учебной проблемы и задач урока. Дети самостоятельно определили тему и цель урока. Приём закрепления в виде дидактической игры вызывает у учащихся чувство радостного удовлетворения, уверенность в своих силах, ставит каждого ученика в условия поиска, обеспечивает участие в работе всех учащихся. Проверка выполненных работ проводилась коллективно, что даёт возможность всем детям повторить изученное. Такое задание, как «Деловая минутка» (за 1 минуту надо выписать все предлоги), даётся на развитие концентрации и устойчивости внимания. В самостоятельной работе с использовались разноуровневые задания. На уроке реализованы следующие принципы: 1. принцип адаптивности (каждый ребёнок работал на своём уровне сложности, в зоне своего развития-дифференцированные задания, работа в группах, работа в парах.) 2. принцип развития реализовывался на разных этапах урока (содержание материала подобрано на «сильного» и «среднего» учеников. 3. принцип целостности содержания образования ( на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков, это такие темы: « Самостоятельные и служебные части речи», « Родственные слова», «Развитие речи». 4. принцип ориентированной функции знаний (ученики осознавали необходимость приобретённого знания). 5. принцип психологической комфортности (учителем создана атмосфера творчества и доверия.) Здоровьесберегающий аспект: высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий (физминутка, организация обучения в режиме «динамических поз». Дети переводились из положения «сидя» в положение «стоя».) Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой и парной работы, т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным. За счёт применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику, введения здоровьесберегающих технологий было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка школьников. Дети работали увлечённо, с интересом, давали полные ответы. Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной. На этапе рефлексии у обучающихся была возможность в игровой форме оценить свою работу на уроке. Домашнее задание дано в занимательной форме: разгадать кроссворд по теме урока. Урок цели достиг.



© 2010-2022