Рабочая программа по ОРКСЭ модуль Основы православной культуры

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» составлена для 4 общеобразовательного класса в соответствии с Положением о рабочей программе учителя, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепцией духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (Данилюк А.Я). Общая характеристика учебного предмета В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. Курс ОРКСЭ носит светский характер. Состоит он из 6 модулей:

  • Основы православной культуры

  • Основы исламской культуры

  • Основы буддийской культуры

  • Основы иудейской культуры

  • Основы мировых религиозных культур

  • Основы светской этики.

Модуль курса «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести модулей. В нашей школе был выбран модуль «Основы православной культуры».


Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи:

  1. Знакомство обучающихся с основами православной культуры;
  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
  4. Формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  5. Развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Основные содержательные линии предмета.

Блоки 1 (Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества) и 4(Духовные традиции многонационального народа России) посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков можно проводить для всего класса. На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы - народ России - едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - сходные нравственные основы. Первый урок второго блока (Введение в православную культуру) - вводный. На последующих уроках второго блока учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия. Школьники знакомятся с основателем православия - Христом. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные семейные и общественные обязанности. Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами. В 3 блоке (Православие в России) содержательный образ по модулю «Основы православной культуры» будут в большей мере выстраиваться с учётом культурно - исторических особенностей нашей страны и региона, где проживает семья обучающегося. Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяют большинство тем третьего блока. Блок 4 - итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося за весь курс. Блок завершается школьно - семейным праздником «Мой дом - Россия».

Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, толерантность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

Описание предмета в Учебном плане Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» осуществляется в 4 классе согласно Базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации (Начальное общее образование) и учебного плана школы на 2014-2015 учебный год. Объём учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета (модуля) «Основы православной культуры», как и других модулей курса ОРКСЭ - 1 час в неделю, 34 часа в учебном году. Уровень усвоения материала - базовый.

Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания Технологии диалогового взаимодействия: - технология рефлексивного чтения; - технология обсуждения проблем; - технология взаимного обмена заданиями. Познавательно-исследовательские методы: - беседа-распознавание; - диалог-сравнение; - исследовательский, творческий проект. Формы обучения: - Классно-урочные занятия. - Групповая форма обучения. - Внеклассные занятия - классные семейные праздники. В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой форме.

Формы контроля. Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей, тестирование, подготовка и презентация проекта. По предмету отметки не выставляются. Формы контроля и возможные варианты его проведения: - индивидуальный контроль (контроль учителем): - устный опрос, - домашняя работа (поисковая, творческая), - самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая).


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

- овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные:

  • развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

  • знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

  • умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории;

  • приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;

  • усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

  • приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

  • формирование потребности в нравственном совершенствовании.


Примерные темы творческих работ:

Темы сочинений:

«Как я понимаю православие»

«Что такое этика?»

«Значение религии в жизни человека и общества»

«Православный храм как произведение архитектуры»

«Экскурсия в православный храм»

«Православные святыни»

«Шедевры православной культуры»

«Православные праздники»

«Крещение Руси как начало великой русской культуры»

«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»

«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»

«Возможен ли подвиг в мирное время?»

«Мое отношение к людям»

«Мое отношение к России»

«С чего начинается Родина»

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»

«Мой дедушка - защитник Родины»

«Мои друзья - люди разных национальностей и вероисповеданий»

Темы исследовательских работ:

Как христианство пришло на Русь

Христианское отношение к природе.

Святые в отношении к животным.

Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)


График контрольных работ


№ п/п Тема № п/п по учебно-тематическому плану Форма Ссылка на источник 1 За 1 четверть. 9 Тест Разработка учителя 2 За 2 четверть. 15 Тест Разработка учителя 3 За 3 четверть. 25 Тест Разработка учителя 4 За 4 четверть. 29 Тест Разработка учителя 5 Итоговая работа за год. 30 Тест Разработка учителя

Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учителя:

  1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы/А.Я.Данилюк.- М.: Просещение, 2010.
  2. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2010.
  3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений/ [Б.Х.Бгажноков, О.В. Воскресенский, А.В. Глоцер и др.]; под ред. В.А. Тишкова, т.д. Шапошниковой.- М.: Просвещение, 2010.
  4. Электронное приложение к учебному пособию. А.В. Кураев. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы.- М.: Просвещение, 2010 г.
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. (Авторы: Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А.). (Электронный вариант)
Для учащихся:
  1. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2010.
  2. Электронное приложение к учебному пособию. А.В. Кураев. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы.- М.: Просвещение, 2010 г.


Материально-техническое обеспечение курса · оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; · технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе) - классная доска; - ноутбук, проектор; - интерактивная доска · экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию; · электронное пособие к модулю курса «Основы православной культуры»; - дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса; · библиотечный фонд (книгопечатная продукция): - учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы православной культуры» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.); - нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики; - специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса; энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.)

Контрольно-измерительные материалы

Итоговая работа за год. Тест.

1.Принятие христианства Русью состоялось в:

А. 863 году

Б. 865 году

В. 988 году

Г. 1054 году

2.Христианизация Руси произошла при:

А. Ярославе Мудром

Б. Святославе

В. Владимире

Г. Петре Первом

3.Евангелие-это:

А. священный ритуал

Б. Православный праздник

В. жизнеописание Иисуса Христа

Г. культовая практика

4.Первым православным монахом был:

А. Серафим Саровский

Б. Антоний Великий

В. святой Лука

Г. Сергий Радонежский

5.Рождество Христово в России отмечается:

А. 25 октября

Б. 25 декабря

В. 1 января

Г. 7 января

6.Андрей Рублев это:

А. знаменитый писатель

Б. знаменитый иконописец

В. знаменитый поэт

Г. знаменитый архитектор

7.Икона это:

А. картина на библейские сюжеты

Б. священное изображение

В. памятник искусства

Г. рождественская открытка

8.Таинство это:

А. какие-то скрытные действия

Б. культовые действия в христианстве

В. мистика

Г. Гадания

9.Часть храма, символизирующую бытие Самого Бога во вселенной называется:

А. Алтарь

Б. Неф

В. Притвор

Г. Паперть

10.«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» - это:

А. Одна из заповедей Нагорной проповеди Христа

Б. Одна из заповедей, данных Богом Моисею

В. Проповедь Иоанна Предтечи

Г. Проповедь апостола Андрея


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа»




Рассмотрена на заседании

школьного методического

объединения учителей

начальных классов

26 августа 2014 г. Составлена на основе требований федерального государственного стандарта

Принята на заседании

педагогического совета

28 августа 2014 г.


УТВЕРЖДЕНА

Приказом от 28.08.2014 г. № 160

____________ Г.В.Мамонтова

М.П.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по основам религиозных культур и светской этики.

Модуль «Основы православной культуры»


4 класс





Составитель: Колякова Татьяна Николаевна,

учитель первой квалификационной категории







д. Каменное

2014 г.

Содержание учебного материала

№ п/п

Наименование раздела.

Содержание курса.

Количество часов

Формирование УУД

1.

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

1

Личностные:

- формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознавать свою этническую и национальную принадлежности;

- формировать ценности многонационального российского общества;

- формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- развивать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

2.

Введение в православную культуру.

Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие - добрая весть. Смысл Евангелия.

Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. Особенности восточного христианства.

Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху. Православный календарь.

Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм. Христианское искусство (фрески, церковное пение).

Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Конкурс сочинений. Православные праздники

Выполнение праздничного проекта.

16

Личностные:

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развивать этические чувства, как регуляторы морального поведения; - развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

- овладевать способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;

формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата;

- адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определять общую цель и пути ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

3

Православие в России

Что такое Церковь. Что такое крещение.

О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

Как подражают Христу. Чему радуются святые.

О Святой Троице. О христианских добродетелях.

Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

12

Личностные:

- формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознавать свою этническую и национальную принадлежности;

- формировать ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- развивать бережное отношение к материальным и духовным ценностям;

- развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

-овладевать способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;

-формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата;

-овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

4.

Духовные традиции многонационального народа России

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

5

Личностные:

- формировать чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознавать свою этническую и национальную принадлежности;

- формировать ценности многонационального российского общества;

- формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развивать доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Метапредметные:

- овладевать способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;

- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата;

- адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.


Итого

34



Учебно-тематическое планирование

Название раздела. Тема урока

Элементы содержания

Характеристика основных видов деятельности

Контроль знаний

Примеча

ние

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. 1 ч.

1

Россия - наша Родина Понятия «Родина», «Отечество», «Патриот».

Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.


Описывают традиции, принятые в их семье.

Знают взаимосвязи культурных традиций народов России и внутреннего мира человека.

Текущий

Презентация. Выставка книг.

Введение в православную культуру. 16 ч.


2

Культура и религия Как человек создаёт культуру. Понятия культура, религия, православие.

О чем говорит религия.


Описывают свои впечатления, чувства относительно православных традиций, описанных арабским путешественником. Высказывают оценочные суждения об утрате современными людьми некоторых православных традиций. Сравнивают светскую и религиозную культуру (на примере светских и религиозных праздников или на примере объяснения правил поведения людьми светской и православной культуры).

Текущий

3

Человек и Бог в православии. Особенности восточного христианства.

Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Кто такие святые.

Кто такие христиане. Особенности восточного христианства.


Объясняют влияния веры в Бога на поступки православного человека (на примере героя рассказа Вани). Объясняют смысл представлений православных людей о Боге как о Творце. Раскрывают взаимосвязи между свободой, разумом, совестью, добротой, любовью.

Индивидуальный опрос

4

Православная молитва

Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Объясняют христианский смысл понятий: благодать, святые, молитва, христианский смысл молитвы как разговора человека с Богом. Воспроизводят начальные сведения о видах молитв и их назначении в православии. Сравнивают понятия «молить», «требовать» и «приказывать».

Текущий

5

Библия и Евангелие Что такое Библия. Евангелие - добрая весть. Смысл Евангелия. Слова «Библия», «Евангелие», «Ветхий Завет», «Новый Завет», «пророк», «апостол», «христианин», «завет».


Описывают основные части Библии. Осмысливают значения для христиан книг Ветхого и Нового Завета, значения библейских сюжетов, притч для культуры человечества.

Самостоятельная работа

Презентация

6

Проповедь Христа

Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

Описывают свое впечатление, чувства относительно призыва Христа любить врагов ваших.

Объясняют значение проповеди. Сравнивают значение материальных и духовных богатств для христианина. Выделяют в тексте учебника главные слова, которые характеризуют понимание христианами правила «Не противься злому», понятия «Царство Божие».

Текущий

7

Христос и Его крест

Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.


Объясняют значения креста для христиан. Описывают свои впечатления, чувства относительно поступка Иисуса Христа. Пересказывают своими словами текста о символике креста. Объясняют смысла слова «Богочеловек» для христиан.

Текущий

Презентация

8

Пасха. Православный календарь.

Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху. Православный календарь.


Узнают о страданиях и крестной смерти Христа. Описывают свои впечатления, чувств относительно празднования Пасхи Сравнивают празднования Пасхи с другими православными праздниками. Осмысливают цели христианского поста.

Индивидуальный опрос

Презентация

9

Православное учение о человеке

Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.


Объясняют значения выражений «душа радуется», «душа болит», «душа становится тем богаче, чем больше отдает людям». Находят взаимосвязи между поступками человека и болезнями души. Выявляют отличия человека и животного. Описывают внутренний мир человека.

Тест.

10

Совесть и раскаяние

О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.


Воспроизводят значения, которое вкладывают христиане в понятия «совесть» и «покаяние». Объясняют значения слов «грех», «совесть», «покаяние», выражения «Быть в ладу со своей совестью». Выявляют взаимосвязи раскаяния и совести. Составляют план действий по исправлению одного из своих промахов (или промаха литературного героя). Приобретают опыт поиска средств исправления своей вины делом.

Текущий

11

Заповеди.

Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.


Воспроизводят содержание заповедей Христа, касающихся отношений между людьми: почитай отца твоего и матерь твою, не убивай, не кради, не прелюбодействуй (не предавай), не лги, не завидуй. Объясняют запрет на убийство, кражу, предательство, ложь, зависть. Рассуждают о значимости заповеди «Почитай отца твоего и матерь твою».

Фронтальный опрос

12

Милосердие и сострадание. Понятия «ближний», «милосердие».

Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Выявляют отличия милосердия и дружбы. Объясняют смысл притчи о добром самарянине. Приобретают опыт выбора дел милосердия.

Текущий

Презентация

13

Золотое правило этики

Как христианин должен относиться к людям.

Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.


Воспроизводят, осознают золотое правило этики «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Объясняют смысл правила «Люби грешника и ненавидь грех».

Фронтальный

14

Храм. Христианское искусство (фрески, церковное пение).

Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм. Фрески, церковное песнопение. Описывают устройство храма. Учатся ценить и понимать христианское искусство.

Индивидуальный опрос

Презентация

15

Икона. Христианское прикладное искусство.

Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.


Сравнивают иконы и картины. У Учатся ценить и понимать христианское прикладное искусство. Устанавливают взаимосвязь христианского понимания света и Бога.

Тест.

Журнал «Божий мир»

16

Работа над проектом «Православные праздники».

Проект. Православные праздники. Пасха. Вербное воскресение. Рождество. Троица.

Учатся поэтапно создавать проект. Работают в группах.

Выбирают тему проекта, создают план работы. Рассказывают о наиболее известных православных праздниках.

Презентация

17

Защита проекта «Православные праздники».

Учатся выступать публично.

Защита проекта

Православие в России. 12 ч.

18

Как христианство пришло на Русь

Что такое Церковь. Что такое крещение.


Запоминают и воспроизводят определения таких понятий как Церковь, крещение, мудрость исповедь. Получают начальные сведений о крещении Руси. Выделяют в тексте учебника главные слова, которые характеризуют понятия Святая Русь. Пересказывают сведения о первых русских святых мучениках варягах Федоре и Иоанне.

Текущий

Презентация

19

Подвиг

О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.


Пробуют объяснить христианский смысл понятий подвиг, подвижник, жертвенность. Сравнивают понятия подвиг ради себя, жертва ради другого человека и жертва Богу. Осмысливают выражение «В жизни всегда есть место подвигу».

20

Заповеди блаженств

Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.


Сравнивают понятия счастье и радость. Пересказывают своими словами заповеди блаженства. Сопоставляют фразы: «Я благодарю миротворца», «Я благодарю Миротворца». Объясняют понятия нищие духом, кроткие, милостивые.

Текущий

Презентация

21

Зачем творить добро?

Как подражают Христу. Чему радуются святые.


Повторяют золотое правило этики «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Объясняют понятий самоотверженность, святость. Ищут ответ на главный вопрос урока «Зачем творить добро?» на примере святых. Пересказывают легенды об апостоле Петре. Описывают икону Апостол Андрей. Рассказывают о символике флага военно-морского флота Росиии.

Индивидуальный опрос

Презентация на интерактивной доске

22

Чудо в жизни христианина

О Святой Троице. О христианских добродетелях.


Объясняют значения слов и понятий: добродетель, вера, Святая Троица. Осознают, что добрые дела формируют характер человека.

Фронтальный

Презентация

23

Православие о Божием суде

Как видеть в людях Христа.

Почему христиане верят в бессмертие.


Объясняют, как вера в Божий суд влияет на поступки христианина. Перечисляют мотивы, поощряющие христиан к творению добра. Объясняют понятия «Смерти» и «Божьего суда» в христианстве. Декламируют стихотворения Д. Мережковского «Пока живу - Тебе молюсь». Обсуждают и осмысливают легенду о Христофоре.

Текущий

24

Таинство Причастия

Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство. Крещение. Литургия.


Объясняют понятия Литургия, Таинство, Причастие. Знакомятся с основными христианскими таинствами: крещением, причастием, исповедью. Пересказывают своими словами текста учебника, о том, как Христос передал себя ученикам. Описывают икону С. Ушакова. Тайная вечеря.

Индивидуальный опрос

25

Монастырь

Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.


Объясняют значение слов «монах», «монастырь», «послушание», «монашеские обеты». Осмысливают понятие монашество, как ответа на главный вопрос: в чем смысл жизни. Знакомятся с биографией хирурга Валентина Войно-Ясенецкого (в монашестве Луки), прославленного в лике святых.

Тест.

Презентация

26

Отношение христианина к природе. Долг и ответственность.

Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.


Выявляют степень ответственности человека за сохранение природы. Осмысливают, почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу.

Фронтальный опрос

Презентация

27

Христианская семья.

Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.


Знакомятся с православным таинством венчания. Описывают и осмысливают главные символы венчания (венец, обручальное кольцо). Рассказывают о своих семейных традициях и ценностях.. Осмысливают понятие тактичность на примере взаимоотношений святого Силуана Афонского с отцом.

Самостоятельная работа

28

Защита Отечества.

Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины: Дмитрий Донской, Александр Невский, Фёдор Ушаков.


Ищут ответ на вопрос: бывает ли война справедливой. Осмысливают понятие «защита родины» как долга православного христианина. Пересказывают сведения учебника о святых защитниках Руси: Дмитрии Донском, Александре Невском, Ильи Муромце, Федоре Ушакове.

Индивидуальное выступление с сообщением

29

Христианин в труде

О первом грехе людей. Какой труд напрасен. Осмысливают текст Библии о первых заповедях и первом грехе людей. Объясняют понятия поста.

Тест.

Духовные традиции многонационального народа России. 5 ч.

30

Любовь и уважение к Отечеству.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Объясняют понятия любовь, отечество, патриотизм. Прослушивают и осмысливают песню на слова М.Л. Матусовского «С чего начинается родина?». Размышляют над вопросами которые обсуждались в курсе основы православной культуры. Повторяют основные понятия курса.

Итоговый тест.

31

Подготовка творческих работ учащихся

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Выбирают тему проекта, создают план работы.

Сочинение, исследовательская работа, творческий проект (по выбору учащихся).

32-33

Выступление учащихся со своими творческими работами

Учатся выступать публично, слушать, оценивать.

34

Презентация творческих проектов «Мой дом - Россия».


© 2010-2022